Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Это интересно » Ответить

Это интересно

admin: Это интересно

Ответов - 34

admin: СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫЕ КОКТЕЙЛИ -ОРУЖИЕ ГЕНОЦИДА Открыта частица ЭРЗИОН

admin: УПЦ МП перепоховала м.Аліпію - найвідомішу ерзянку Києва

admin: Один глаз на нас, другой на Арзамас, встарь, о Мордве. Один глаз, да и тот на Арзамас, касим. источник Пословица заставляет задуматься


admin: У < мордвы > две морды, а шкура одна Не ровен черт (мордвин) на коробе едет (у < мордвы > лубяные куэовья на телегах, вроде круглого короба). Хоть в Орде, да в добре. Хоть в < Мордве >, да в добре.

admin: Живет < мордвин > и некрещеный. Видел < мордвин (татарин) во сне кисель, так не было ложки; положил за пазуху ложку — не видал киселя. Добрый < мордвин > живет и один. Велик < мордвин > (или: татарин, т. е. репейник), да черт ли в нем?

admin: «Ты – татарин , я – мордвин , дом у нас с тобой один!» 26 ноября 2009 «Ты – татарин, я – мордвин, дом у нас с тобой один!» — Знаете, как бывает обидно, когда меня спрашивают: «Как это вы живете вместе: мордва и татары ?» А у нас вопрос никогда так не стоял и не стоит. Мы живем вместе исстари и никогда не рассматривали и не разделяли друг друга с точки зрения национальности. Я даже не представляю, как это можно даже сказать так: вот ты — татарин , а я — мордвин . Мы — одна семья... (Глава администрации Большемордовско-Пошатского сельского поселения Равиля Шехмаметьева). Земля, богатая людьми Старинное мордовское село Большие Мордовские Пошаты, раскинувшееся на левом берегу величавой Мокши, богато своей историей и людьми — выходцами из этих мест. ... Читать далее.....http://www.erzan.ru/news/%C2%ABty-%E2%80%93-tatarin-ja-%E2%80%93-mordvin-dom-u-nas-s-toboj-odin%C2%BB

admin: МОРДВА – НЕДОРАЗУМЕНИЕ ПО МОКШИНУ

николаич: посмотрел верхнее фото с купюрой... в связи с этим вопрос для знатоков: о происхождении слова ЯРМАК.... 1) на росииской купюре какого-то номинала было изображение Ермака Тимофеича... вопрос, назвали эрзяне деньги таким образом по этой причине, или Ермак был просто наших кровей, и поэтому его прозвали таким именем??? (богатый , видать был мужик:) 1) когда-то эрзяне называли бумагу словом КАБАЛА... Нне связано ли слово ЯРМАК , по напрашивающейся аналогии, со словом ЯРМО? (кстати, если произносить слово ЯРМО с ударением на первом слоге, оно звучит вполне по -эрзянски...)

николаич: «…Поймите, испытываешь душевный дискомфорт от такого явного пренебрежения к твоему родному языку, в котором просто нет слов: "мордва", "мордовский". Ни в эрзянском, ни в мокшанском… " действительно.... у малороссеян, в их "украинском" языке хотя бы есть слова "украина" и "хохол"... им не так обидно... ;)

admin: Н.Новгород в "сосульках" при температуре + 25 градусов.

Танюш: В Питере с сосульками в этом году была просто беда!! - жилищные хозяйства придумали бороться с ними при помощи кипятка - в результате из-за ветхости крыш, верхние этажи домов были затоплены, пришлось ремонтировать и крыши и квартиры. Матвиенко отдала приказ изучить современные методы борьбы с сосульками, теперь мы ожидаем, что в следующем году их будут уничтожать лазером

admin: Вера — признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) уверенности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др. Этимология Предположительно восходит к древнему индоевропейскому слову «варатра» (верёвка, канат; то, что связывает, соединяет) В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели. Википедия

Танюш: ВЕРЬ = эрз.КРОВЬ Кровная связь. ВЕРА ПРЕДКАМ, тем, с кем кровная связь))

Ирина: Из детства мне очень хорошо запомнился способ хранения клубней (картофель, морковь, свёкла), которым пользовались в семье моей бабушки и др.эрзян. Осенью на высоком берегу речки выкапывали яму, застилали низ соломой, и складывали сюда семенную картошку, а так же ту её часть, которая пошла бы на стол весной и летом слудующ. года. Кроме этого сюда же засыпали морковку со свёклой. Сверху снова закрывали слоем соломы с репьями вперемешку и засыпали землёй. Рядом выстраивались точно такие же овощехранилища соседей. Весной , когда снег сходил, доставали из этой ямы отлично сохранившиеся овощи. На другом берегу речки было русское село. У них такой способ никогда не применяли.

Танюш: Ирина сёрмады: Из детства мне очень хорошо запомнился способ хранения клубней (картофель, морковь, свёкла) У нас также хранили - на высоком месте в яме, я это тоже хорошо помню))

КВЕДОР: Танюш, я тоже считаю, что происхождение слова ВЕРА от эрзянского слова ВЕРЬ - кровь, но не только... Сергу для примера приводит этимологию слова ВЕРА: " Предположительно восходит к древнему индоевропейскому слову "варатра" (веревка,канат: то, что связывает,соединяет)..." Крепче всего связывает ДУХОВНО кровная связь, не только по родственной или этнической линии, а также распространенное в древности братание на крови - ритуальное смешивание капелек крови на надрезанных пальцах, клятва на КРОВИ. Кроме того, говоря о ВЕРЕ религиозной, следует помнить о том, что эрз. ВЕРЕ - на верху, в этнической религии (до Р.Х.) - ВЕРА ПРЕДКАМ - означает ВЕРховное божество - ВЕРЕ ПАЗ. Таким образом, слово ВЕРА происходит от сакрального сочетания слов ВЕРЬ - кровь и ВЕРЕ ПАЗ - - верховное божество на сохранившемся древнем индоевропейском эрзянском языке.

admin: КВЕДОР пишет: Танюш, я тоже считаю, что происхождение слова ВЕРА от эрзянского слова ВЕРЬ - кровь, но не только... Сергу для примера приводит этимологию слова ВЕРА: Всем спасибо!! Кведор ты прав в двойне!!! Вера-Верь имеет одно происхождение, это слова синонимы ВЕ= одно. РА = возвышенность, рост, стремление к солнцу.. Эти оба слова на русский можно перевести так6 Люди с одной горы, одного пространства, это родня! Одна кровь, один кров, одного рода

admin: Да, что касаемо ЯМ, то и у нас такие ямы делали, единственное у нас за речкой тоже эрзяне жили по этому ямы были с обоих берегов))

admin: Магические свойства волос Сегодня все чаще высказывается мысль, что волосы человека — своего рода антенны, благодаря которым он воспринимает энергий Космоса и обменивается информацией с окружающим миром. Оказывается, трубчатая структура волос весьма напоминает радиоинженерам так называемые волноводы, по ним практически без потерь передается высокочастотная энергия, и теоретически ничего не мешает волосам выполнять подобные функции, но только в диапазоне более тонких энергий! Каких? Высказывается мнение, что волосы «настроены" преимущественно на так называемые Ян-энергии. Считается, что этот вид космических излучений способствует становлению "мужских качеств" — воли и активности, решительности и рискованности, агрессивности, способности к рациональному логическому мышлению и прочими. Может быть, не случайно имя библейского героя Самсон означает -- "солнечный", «получающий силу от Солнца"? И не лишаются ли сегодня мужчины чего-то очень необходимого, ежеутренне выбривая свое лицо? Видимо, вовсе не от лени мудрецы и священнослужители испокон веку носили бороды и усы. И так ли смешон был вечно небритый Бетховен, когда заявлял, что бритье лишает его творческого вдохновения? Может, здесь кроется ответ и на «детский» вопрос моей крестницы: «Почему у дядей растут борода и усы, а у тётей нет?». И на самом деле, почему? Очевидно слабому полу, в отличие от сильного, избыток Ян-энергии стр. 3 из 1самоуглубленности, созерцательности и несет эмоционально-чувственное начало: мягкость и утонченность, доброжелательность и конформизм. Предполагают, что женский организм, не предназначенный для переработки слишком больших потоков Ян-энергии, может не справиться с ними и надломиться, Вероятно, именно в этом ключе надо искать сокровенный смысл некоторых традиций. Например, замужним женщинам нельзя находиться в храме с непокрытой головой. Возможно, столь необычный запрет глубинно связан с тем, что все пространство храма (особенно его алтарной части) очень сильно насыщено Ян-энергией. А распущенные волосы более восприимчивы к окружающей энергии, чем собранные в пучок или под головной убор. И может быть не случайно распущенные женские волосы так порицались нашими предками? Они считались признаком непокорности, дерзости, гордыни, независимости и не почитания традиций. Вспомним хотя бы Ивана Грозного. Распущенные волосы невестки вызвали у него безудержный гнев, который, в конечном счете, привел к убийству родного сына. Но сегодня — иные времена. В большинстве своем наши современницы хотят продемонстрировать свои волосы. Не знак ли это, что женщина все более стремится к независимости, к активной деятельности в сферах, ранее считавшихся чисто мужскими? И кто знает, может, прическа имеет не только эстетический, но и какой-то иной, глубоко скрытый смысл? Какой — еще предстоит узнать исследователям. Впрочем, уже есть кое-какие (впрочем, вполне обоснованные) предположения. Например, волосы, собранные на затылке в узел, не только уменьшают влияние на человека окружающей среды, но и способствуют его психологической концентрации — на своем внутреннем мире. Ни исключено, что именно с этим связана традиция буддистских монахов собирать свои длинные волосы на макушке. А вот еще один интересный момент, В старину в России женщинам, особенно беременным, почти повсеместно возбранялось стричь волосы. Нелепый патриархальный обычай? Как сказать... Если волосы действительно являются антенами, снабжающими наш организм космической энергией, то этот запрет вполне объясним: женщина, как продолжательница рода, должна обеспечить будущих детей как можно большим запасом жизненных сил. А откуда они берутся? Сегодня уже известно: не только из пищи, но и из Космоса. Тем же можно объяснить и народную традицию не. Стричь волосы у детей до года (кое-где до трех и даже до семи лет). Предполагают, что нежные младенческие волосы выполняют довольно серьезные функции в первые годы жизни они подпитывают ребенка космической энергией. Да, кроме того, переизлучая ее, создают сильное защитное поле вокруг еще не окрепшего организма. Причем это поле, как считают, в значительной степени сохраняется и у остриженных волос. И весьма долго — несколько десятилетий. А потому советуют ребенку свой остриженный "младенческий пух" носить в ладанке на груди. Но не позже 10-летнего возраста. Ибо с определенного времени мощное защитное поле локонов будет просто мешать пробиваться к организму необходимой для его развития внешней энергии. Впрочем, и выбрасывать первые срезанные волосы не советуют. Они могут пригодиться: при локальных поражениях организма их полезно прикладывать к больному месту. Гипотеза о волосах, как космических антеннах, объясняет многое. И закономерность, которую заметили наши наблюдательные предки: чем больше волос у маленького ребенка, тем он активнее, эмоциональнее. И статистику, согласно которой ломкие волосы — признак (а может быть, и одна из причин?) слабого здоровья. Кстати, та же статистика утверждает, что лысые люди в среднем живут меньше тех, у кого богатая шевелюра, (Не исключено, что это связано с тем, что они получают меньше жизненной энергии из космоса). Читатели «ТМ», искушенные в технике, прекрасно знают: любой приемник может быть и передатчиком. Похоже, не являются исключением и волосы. Они не только принимают, но и излучают. Что именно? Прежде всего, сведения о состоянии нашего организма. Считают, что волосы на разных участках тела имею разное предназначение. Например, на голове — участвуют в приеме и передаче эмоциональной и ментальной информации, а также в подпитке космической энергией. А те, что вырастают к моменту половой зрелости, «сигналят» свое: организм готов к продолжению рода, (Не здесь ли разгадка старого поверья: волосатая грудь мужчины — признак его повышенной сексуальности?! Причем эти-то излучения, в основном, и привлекают противоположный пол Возможно, подобное происходит и в животом мире, когда приходит время обзавестись потомством. Самки и самцы, руководствуясь не только запахами, но и еще какими-то неведомыми сигналами, находят друг друга даже за несколько километров, Досье на расческе. Волосы не просто антенны. Это и мощные накопители энергий. Известно, что восточные монахи способны так концентрировать биоэнергию в своих длинных косах, что те приобретают свойства железного лома. Умело пользуясь таким грозным оружием, мастер боевых искусств может серьезно противодействовать противнику и даже искалечить его. Но раз волосы накапливают энергию, то в них должна сохраняться и информация об их хозяине. Сегодня ученые подтвердили это. Например, криминалисты всего по одному волоску, взятому с расчески, могут определить, имел ли его хозяин дело с наркотиками. Химический анализ волос помогает иногда разобраться и с историческими загадками. В 60-е гг. нашего века в волосах Наполеона Бонапарт, срезанных после его смерти, ученые обнаружили мышьяк, и тут же появилась версия, что бывшего императора умышленно отравили. Однако затем выяснилось, что мышьяк попал в организм из воздуха: при его повышенной влажности начинала испариться зеленая краска обоев, содержащая яд. Но поистине удивительное продолжение получила библейская история о Самсоне. Несколько лет назад в Израиле были найдены его волосы! Во всяком случае, так утверждает известный археолог и исследователь Библии доктор Джозеф Шехори, руководивший раскопками близ города Есадот, надеясь отыскать локоны Самсона, которые, по преданию, были замурованы в кувшине. И вот он найден! В нем оказалось девять темных вьющихся прядей 3-тысячелетней давности длиной около 30 см. Но самое поразительное было впереди! Известный биолог, доктор Сарах Мишал, сделав их химический анализ, обнаружил невероятно высокую концентрацию протеина и тестостерона. "Это означает,— говорит он, — что у обладателя этих волос мускулы были развиты в 70—100 раз сильной, чем у среднего человека", По химическому составу волос специалист может узнать многое: наследственные особенности, некоторые привычки и даже наши любимые лакомства. Так, с помощью специального рентгеновского исследования волос американский биофизик Т. Терибара, из университета в Речестере, определил обычное меню двух эскимосов с Аляски, тела которых 400 лет пролежали вмурованными в лед. Волосы запоминают многое. В том числе и негативную информацию, излучаемую организмом при болезни. А это, как утверждают специалисты, стимулирует выработку гормона депрессии. Исследователи этого феномена обратили внимание, что после стрижки выработка такого гормона резко уменьшается. А потому совет, проверенный в народе неоднократно, сегодня же подтвержденный и психиатрами: после тяжелого недомогания или стресса следует постричься. С остриженными кончиками волос человек избавляется от продолжающегося воздействия запомненной патогенной энергии, у него отступает депрессия, повышается активность. Скорее всего, с памятью волос связан и старинный обычай стричь и брить их на голове во время глубокой скорби или траура. Пытаясь избавиться от груза прошлого, состригали свои волосы и искренне раскаявшиеся грешники. Не исключено, что здесь кроется и сокровенный смысл «пострижения» в монахи или солдаты, Выбривание головы в этих случаях — процедура не только гигиеническая, но и энергетическая. Такому человеку психологически легче начать новую жизнь: мирская "нагрузка" не столь тяжко тянет его в прошлое. «У кого влас, у того и власть...» К волосам у разных народов всегда было почтительное отношение. До сих пор особо почитается борода у мусульман. "Клянусь бородой Пророка!" — одна из самых серьезных их клята. Повсеместно живут поверья, будто борода обладает охранительными свойствами, поскольку в ней находят пристанище духи и божества. В Древней Руси говаривали; "борода дороже головы". Дернуть за бороду или, не дай бог, плюнуть на нее было настолько тяжелым оскорблением, что смыть его можно было только кровью. За вырванный в драке клок волос из бороды или усов брали огромный по тем временам штраф— 12 гривен — больше, чем за сломанную руку. Почему? И случайно ли схожи корни у слов «волос" («влас») и "волость», что в Древней Руси обозначало "власть", "право сильного»? И откуда взялся столь странный обычай -- тщательно прятать свои остриженные волосы? Оказывается, опасались, что они попадут в чужие руки. Верили: "У кого влас, у того и власть...! Волос в чужих руках. Обычай стричь рабов, заключенных, новобранцев, послушников, о котором мы упоминали, имеет еще один смысл — тем самым подчеркивают социальный статус человека его подчиненность, зависимость. Корни этой традиции уходят в далекое прошлое. Еще древние воины, отрезая волосы у побежденных, следовали принципу: «Постричь, чтобы подчинить". Издавна считалось, что остриженные волосы сохраняют со своим хозяином таинственную связь даже на расстоянии. Недаром локон любимого клали в медальон и носили рядом с сердцем. Нередко использовали волосы и в любовной магии. И хотя дело это опасное для обеих сторон, бывали в нем и курьезы. Если верить шотландскому преданию, в XVI В некий Джон Фиан, учитель из Ловиана, воспылал страстью к юной особе и уговорил ее младшего брата раздобыть ему три волоска с ее интимного места. Но об этом узнала мать девушки и, заподозрив неладное, передала через сына влюбленному учителю три волоска с вымени телки. Ничего не подозревающий Фиан поколдовал над ними, и вскоре, "танцуя и подпрыгивая», к нему явилась телка и, «к великому изумлению всех жителей городка», стала следовать за ним повсюду. источник: http://ddtlmvf.narod.ru/vlasi.htm

Танюш: admin сёрмады: С остриженными кончиками волос человек избавляется от продолжающегося воздействия запомненной патогенной энергии, у него отступает депрессия, повышается активность. Это абсолютно точно)) когда у меня плохое настроение, я точно знаю, что надо сходить в парикмахерскую - действует на все 100!! А вот платки не люблю носить, даже в храмах - они мне почему-то мешают

admin: Знаете ли вы? Скелет человека (др.-греч. σκελετος — «высушенный») — совокупность костей, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (рычажная система), вместилищем и защитой внутренних органов. Скелет развивается из мезенхимы. Человеческий скелет состоит из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других соединений костей. На эрзянском языке "высушил" КОСТИ Сустав = суставкс (связка)

Ирина: Интересно, у эрзян есть народная медицина?

Людмила: Мон арсян ,ульнесь ,а кода эно ,эрзянь ломатне эрясть ,шачнесть эйкакшт ды сынст ормасткак поди кодатак ульнесть.

Ирина: Недавно передачу смотрела . Выступал врач -травматолог. Он говорит, чтобы отвлечь боль при ушибе, нужно это место обязательно потереть. И сейчас вспоминаю, когда стукалась в детстве об что-то, бабушка скорее гладила мне это место. Кортлесь-эряви човсемс те тарканьть.

admin: Въезд запрещен кроме служебного транспорта.

admin: МОКШАНКА.

admin: Переписи населения 2010. Посвящается МОРДОВСКАЯ ИСТОРИЯ СФАЛЬСИФИЦИРОВАНА Довольно ль Духа - вырваться из плена Мордовской фальши?! прозвище отсечь! И да поможет нам восстать из тлена В эрзянской сече закаленный меч. (Татьяна Ротанова. Вирява) «Следует, видимо, допустить, что словом Моксель Рубук называл не только страну, но и «род людей» – мокшу, а под Мердас, Мердинис –другой «род людей», скорее всего эрзю. Этнонимы мердас и мердинис, вероятно тождественны этнониму мордва. Некоторые исследователи полагают, что этноним мордва относился раньше в основном к эрзянскому населению». Н.Мокшин (Книга «Мордва» стр. 40) Мордовские чиновники и подвластные им: историки, этнографы, фольклористы, демографы, искусствоведы, филологи, многие видные деятели науки, культуры, искусства, СМИ, нарушая конституционные права, пытаются эрзян удержать в мордовской упряжке, сочиняя и поддерживая мифы о былом мордовском (эрзя - мокшанском) единстве. Научное насилие, которое применяется к эрзянскому народу со стороны Мордовии, является откровенной демонстрацией беззаконья в Российском государстве. А при знакомстве с «трудами» заслуженных деятелей мордовской науки, невольно на ум приходит скандально известное имя Героя Социалистического Труда Трофи́ма Денисовича Лысенко, награжденного орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот», «за выдающиеся заслуги в деле развития сельскохозяйственной науки», а на самом деле нанесшего огромный урон, науке и сельскому хозяйству. Вот как о нем отзывался Валерий Сойфер: «На примере деятельности Лысенко можно воочию показать сущность вмешательства коммунистов в сферу, где их участия не требовалось, где они нанесли урон, не преодолённый и сегодня. Парадоксальной стороной сегодняшней жизни в России стало то, что вред лысенкоизма до сих пор здесь не понят, хотя на Западе пример Лысенко стал аксиоматической формулой доказательства уродливости тоталитаризма. Умиление неоценёнными трудами шарлатанов было бы невозможно в цивилизованных странах, но ещё находит себе лазейки в обществе российском». — Валерий Сойфер, биофизик- генетик , историк науки, 2001. "Власть и наука" Труды мордовских последователей лжеученого Лысенко наносят ущерб российской исторической науке, культуре, образованию, мордвинизация уничтожает древние традиции эрзянского народа, лишает эрзянской самоидентификации и заменяет ее мордовской. Мордвинисты, как «тигры», накатываются на эрзянскую идентичность, вдавливая эрзян в мордовское месиво. Их мордовские проповеди в высших учебных заведениях заставляют студентов воспринимать мордовскую историческую псевдонауку за истину. Так происходит постепенная подмена эрзянской истории, культуры, веры и всех национальных традиций на мордовскую далеко небезобидную сказку. Не забывают Мордовские власти и о простых обывателях, для них Мордовское книжное издательство «заботливо» издает книги, в которых видные деятели, науки и культуры продолжают рассказывать мордовские сказки о «едином мордовском» народе. Выпущенная Мордовским книжным издательством книга очерков по истории, этнографии и культуре мордовского народа «Мордва», при детальном её изучении обнажает убогость мордовской науки, показывает ее несостоятельность и позорит всю мордовскую науку и культуру, хотя в предисловии к ней можно прочитать такого рода восторженные дифирамбы: «Эта книга – капитальный научный труд об истории и культуре своего народа, это поистине кладезь всеобъемлющих знаний об одном из больших народов финно-угорской семьи: мокша и эрзя…. Основу авторского коллектива составили мордовские ученные с всероссийским и зарубежным именем - историки, этнографы, фольклористы, демографы, искусствоведы, филологи - видные деятели науки, культуры, искусства. Книга предназначена историкам, краеведам, преподавателям, студентам, всем, кто интересуется историей мордовского народа». На самом же деле книга «Мордва» противоречит здравому смыслу, оскорбляет чувства национального достоинства и выставляет эрзян и мокшан народами второго сорта, которые самостоятельно, без участия мордвы, не могут развиваться как этносы. Определение сортности мордовских субэтносов и мордовской элиты является главным коньком профессора Н.Мокшина, и львиная доля страниц в книге заполнены именно его историческими фантазиями. Фантазии в доказательствах не нуждаются, поэтому «последователь Лысенко», «ученный» с всероссийским и зарубежным именем, не утруждает себя обоснованием своих поспешных выводов, которые зачастую являются ложными или ошибочными, и не имеют ничего общего с наукой. Вот и наглядный пример: «Этнонимы мердас и мердинис, вероятно, тождественны этнониму мордва. Некоторые исследователи полагают, что этноним мордва относился раньше в основном к эрзянскому населению» (Н.Мокшин). Надо заметить, весьма голословное утверждение для столь заслуженного деятеля науки, лауреата государственной премии РМ, чей перечень заслуг и званий можно продолжить. Невольно вновь проводишь параллель с лжеученым Лысенко, вспоминая высказывание А. Шаронова: «Н.Ф. Мокшин не написал ни одного серьёзного научного исследования в области этнографии, все опубликованные им труды скользят по поверхности обсуждаемых вопросов, повторяют чужие концепции, а когда он вторгается в фольклористику - превращается в танцора, пришедшего на бал без штанов». (А.Шаронов газета «Эрзянь Мастор»). Знакомясь с «трудами» Мокшина, понимаешь насколько прав Александр Маркович Шаронов: за что же присваивались ему звания - неужели за переписывание чужих концепций? Но ведь и Лысенко награждали и звания давали!! Давайте взглянем на работу Н.Мокшина и постараемся понять, насколько же он «велик» как ученный. В приведенной выше цитате Мокшин ссылается на концепцию исследователей, которые этноним «мордва» относили к эрзянскому народу, в дальнейшем эта зыбкая версия превращается в аксиому и становится фундаментом мордовского народа. Для убедительного доказательства несостоятельности учения Мокшина, согласимся с тем, что мордва равнозначно эрзя, и посмотрим на результат этого равенства. Первое достоверное свидетельство о мордовском народе дошло до нас с момента упоминания о нём в VI в. в труде византийского епископа Иордана “Гетика”(Н.Мокшин), согласно теории Н.Мокшина здесь речь идет об эрзянском народе. 948-952 гг. Византийский император Константин II Багрянородный в своём сочинении «Об управлении империей» пишет о Мордовии, - согласно теории Н.Мокшина речь идет о стране эрзян. В 1235 году римско-католический миссионер, монах-доминиканец Юлиан описал в своем сочинении о путешествии: «… проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (геgnum Morduanorum), согласно теории Н.Мокшина речь идет опять о царстве эрзян. На странице 14 книги «Мордва» под заглавием «Любопытные факты из истории мордовского (мокша, эрзянского) народа» мнение профессора Мокшина преподносится уже в качестве неоспоримого факта и ложно заявляется, что Рубук под Мердас подразумевал эрзю: « Рубук (XIII в.) – первый из путешественников, обративший внимание на двойственность, бинарность мордвы, состоящей из, говоря словами путешественника, двух родов людей»: «Моксель» и Мердас»; под Мердас он подразумевал эрзю (Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубука.М., 1957. с.111). Таким образом, первое упоминание в истории о роде «Моксель» состоялось в 1253 г.. «Моксель», по утверждениям мордовских историков, этнографов является частью «Мердас», а так как под «мердас» подразумевается эрзянский народ, то род «Моксель» следует считать частью эрзянского народа или словами Н.Мокшина, субэтносом эрзян. Прямое тому подтверждение находится на стр. 21: «Очень верно и важно замечание Татищева, что «мокша» и «мордва» (под которой он понимал эрзю) составляют один народ: «… в Руси донесь народ сарматской моксели, моши и мокшане именуются и с мордвою един народ есть». (Из труда Н.Мокшина. «Историяграфия культуры мордвы»). Потому как мордовским ученым сообществом считается, что мордва это эрзя, то замечание Татищева следует понимать вот так: «… в Руси донесь народ сарматской моксели, моши и мокшане именуются и с ЭРЗЕЙ един народ есть». Как видишь, уважаемый читатель, согласно мордовской теории, мокшане не могут претендовать на звание народа, им можно быть только субэтнической частью эрзян. И, уважаемый в мордовских, а также и мокшанских кругах профессор убедительно это доказывает, приводя на стр.22 еще одну цитату Г.-Ф.Миллера: « В оных местах инаго народа кроме мордвы (под которым понимается эрзянский народ. По Мокшину) не обретается; и то весьма странно, бутто мохшане есть особый народ». После таких доказательств, утверждение о стране Моксель блекнет «.. словом Моксель Рубук называл не только страну, но и «род людей»..(Н.Мокшин), ибо у субэтноса своего государства быть просто не может. Давайте же, наконец, взглянем на реальный полный текст, где Рубук рассказывает о Моксель. «Эта страна за Танаидом…» - выдернутое из контекста словосочетание, позволившее сделать парадоксальный вывод мордовскому ученому, понимается совершенно иначе, если прочитать название главы, в которой рассказывается о мокше и мердинис: ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. «О стране Сартаха и об ее народах». «Эта страна за Танаидом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они – Саррацины. За ними находится Этилия». Вильгельм де Рубрук. Как видим, речь о стране Сартаха, хана Золотой Орды, в которой жили Моксель и Мердинис, а достопочтенный профессор выдал ее за страну Моксель, вводя в заблуждение тысячи читателей. Теория Мокшина о том, что именно эрзян называли мордвой, оказалась довольно лестной для эрзян, и из нее следует неопровержимый вывод - единый мордовский язык является эрзянским языком, а мокшанский язык - диалект эрзянского, сами посудите - ведь мордва по Мокшину это и есть эрзя. Обратите внимание, как профессор исказил факты, необоснованно отбросив свидетельство Рубука: «Сзади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они – Сарацины. За ними находится Этилия. Эта река превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу». Сославшись на якобы допущенную Рубуком ошибку (Мердинис - сарацины), Н.Мокшин связал Мердинис с эрзянским народом. Между тем, Рубук в своей работе достаточно много пишет о сарацинах, и не доверять ему нет оснований. Более того, Рубуком указывается место расселения Мердинис и это не совпадает с эрзянской территорией того времени, так как описываются земли ниже Булгарии, в то время, как эрзяне жили в междуречье Оки и Волги. С. Герберштейн и Р.Барберини так же указывали на магометанскую веру мордвы и на ее территорию расселения, которая также не совпадает с эрзянской. В.К.Абрамов в противовес Н.Мокшину заявляет: « Как показывают имеющиеся документы, почти все мордовские князья переходили в христианство из ислама, причем мусульманскими были не только мокшанские князья (их можно было посчитать мишарями или даже татарами), но и феодалы из чисто эрзянских мест, например, вышеназванные арзамасские мурзы Мустофины, или князья Баюшевы, чье эрзянское происхождение не вызывает сомнений. С учетом указания Рубука на мусульманство Мердас и более чем двухсотлетнего пребывания в составе Золотой Орды, где ислам являлся государственной религией, это явление вполне естественно» (Книга «Мордва» В.К. Абрамов стр.77). Профессор, заслуженный деятель науки В.Абрамов, вступая в противоречие с учением Мокшина, пытается не менее безосновательно доказывать принадлежность эрзян к исламу. Взгляните на его, якобы веские, аргументы, а их два, точнее, две фамилии - Мустофины и Баюшевы. Богдан Мустофин (20¬е гг. XVII в.), арзамасский служилый татарин, мурза. Владелец земель на реке Сатис и близ деревни Токбулатовой (ныне Анда) — всего 500 четей. Участник боев против польского королевича Владислава (1618–1619 гг.). http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1304 Баюшевы. Дворяне с 1613 года с поместиями в Алатырском уезде Симбирской губернии. От Баюша Разгилде-ева (мишарина) (ОГДР, XIII, с. 21; XV, с. 39). Баюш образовано от татар, баю "разбогатеть" (Баскаков 1979, с. 253). Как видим, доказательная база отсутствует и у В.Абрамова, заявления и выводы о принадлежности эрзян к Мердинис не обоснованны, голословны. Антинаучным притягиванием фактов, грубым выдергиванием из контекста грешат многие заслуженные деятели Мордовии. Фактических сведений об исповедовании эрзянами ислама в исторической науке не имеется. Эрзянская вера, фольклор, свидетельствует об эрзянской самобытной культуре и отсутствии исламского влияния. Этноним Мердинис, приписываемый мордвинизаторами эрзянскому народу, - откровенная фальсификация, которую не сложно оказалось раскрыть. Признав факт фальсификации, вся мордовская история, а вместе с ней и мордовская государственность рухнет как карточный домик, потому как останется без фундамента. Тысячи диссертаций и научных работ придется признать недействительными, сотни тонн книг превратится в макулатуру. Мордовские ученые, историки, этнографы, фольклористы, демографы, искусствоведы, чиновники окажутся виновными в лишении эрзян истории и культуры - перспектива для Мордовии нежелательная, поэтому они будут всячески сопротивляться и продолжат фальсификацию. Внимательный читатель уже успел задуматься и задаться вопросом: кто же такие мордва, и где искать историю эрзян?.. Н.Новгород 08.03. 2010 г. Терюшань Сергу

admin: Масторава. Виток ТОРЫ Фото Терюшань Сергу

Илья: Очень интересно , есть ли эрзянская воскресная школа в Москве? Недавно прочитал, что армяне открыли воскресную школу в Саранске. А минь?

Танюш: Илья сёрмады: есть ли эрзянская воскресная школа в Москве? Если будут желающие посещать такую школу, то можем создать и мы. Что нам мешает?)) Единственное - школу придётся, скорее всего, на первых порах финансировать самим. А параллельно деньги выбивать из бюджета на её содержание - это, на мой взгляд, вполне можно сделать, если наберём достаточное количество желающих.

Танюш: ТАЙНЫ СИМВОЛОВ. Николай Аношкин. В прошлом в жизни наших далёких предков большую роль играла культовая графика. Как хозяйственная, так и религиозная. Детей учили этой грамоте сызмала, для этого использовали специальные дощечки с «алфавитами». Уверенность руки, умение любым инструментом наносить рисунок присущ было всем: и мужчинам, и женщинам. Отголоски графической культуры и символики сопутствуют жизни современного человека, но забыто значение сакрального смысла графических символов, и мы, не задумываясь, воспринимаем их как обычные геометрические фигуры – классический круг, квадрат, треугольник, ромб и т.д. Поэтому особо любопытные люди кажутся наивными со своими «детскими» вопросами. Еще совсем недавно жила традиционная культура семейного знака. Ставили их на деревьях делянок, ульях пасеки, домашней утвари и дольше всех на могильных крестах. Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/tajny-simvolov-nikolaj-anoshkin

Надежда: Предлагаю обсудить такую тему. Перенос столицы как национальная идея - http://debryansk-rus.org/2013/06/03/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B4%D0%B5/#more-46751 перенос столицы – это устойчивая практика для России. Москва в статусе столицы – всего 85 лет. 300 лет был Питер. До него снова Москва, Рязань, наконец, Киев. Стране не привыкать. Добавлю, такие великие реформаторы как Пётр I и Сталин начинали также с переноса столицы

ЛОМАНЬ-2: Нечего её "носить"! Это затрата кучи денег, лучше деньги потратить на что-то стоящее... Других проблем пока хватает в России. Эти вопрос времени, оставим пока его следующим за нами, может быть у них будет больше возможностей и будут менее значимые проблемы ( хотя проблемы всегда значимы и важны для народы...)

Танюш: ЛОМАНЬ-2 сёрмады: Нечего её "носить"! Это затрата кучи денег, лучше деньги потратить на что-то стоящее... Согласна с этой точкой зрения. Реформы надо начинать не с переноса столиц.



полная версия страницы