Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)

admin: EKN=ESN.ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось Эрзянская служба новостей. начало продолжение ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ Андрей Волгин Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого. Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!

Ответов - 217, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Танюш: Подборка такая интересная к "знаменательной" дате мордовского вождя: На Раськень Озксе избран Инязор На Озксе, бесспорно, светлого, морально здорового, чистого было куда больше, чем сумрачного. В череде дней, заполненных заботами, он был пучком света, посланный утренней звездой. На заседании Атянь Эзем (Совета Старейшин) перед началом моления тайным голосованием был избран Инязор Эрзянь Мастор (дословно Великий Хозяин, Князь Земли эрзян). Им снова стал Кшуманцянь Пиргуж, по-светски Мусалев Григорий Дмитриевич. Он поклялся на «Мастораве», на Эрзянском флаге честно служить своему народу, служить силой разума и совести! Решение старцев было объявлено после ритуала моления всему народу. http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3283&nom11=336 Глава Мордовии встретился с представителями национальных общественных организаций Проблемы проходящей в стране переписи населения, сохранения национальной культуры, преподавания родного языка в школах и детских садах рассматривались сегодня во время встречи Главы Мордовии Николая Меркушкина с представителями национальных общественных организаций Григорием Мусалевым, Евгением Четверговым, Александром Шароновым и Петром Рябовым. Как сообщили РИА «Инфо-РМ» в Администрации Главы РМ, в ходе беседы, переходившей иногда в острую дискуссию, были конструктивно обсуждены подходы к пониманию национального самосознания. В Доме Республики обсуждены некоторые аспекты издания национального эпоса «Масторава», развития школы Тавлинской деревянной скульптуры, а также вопросы формирования положительного имиджа республики, подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. РИА «Инфо-РМ» http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3336&nom11=339 «Великий гражданин Мордовии» ****** Эти высокие слова сказаны были о Григории Дмитриевиче Мусалёве на юбилее Общества «Масторова» 27 сентября 2010 года в национальном драматическом театре. И они соответствуют действительности, ибо верно определяют тот огромный вклад в дело возрождения народа Эрзя, который своей подвижнической деятельностью несгибаемого патриота вносит этот незаурядный человек. С 1989 года по сегодняшний день он борется за честь и достоинство родного народа, делая достоянием мировой общественности правду о его истории, культуре, великих личностях, составивших славу России. Как у каждого выдающегося человека у Г.Д.Мусалёва много врагов – это этнопаразиты, осыпанные многочисленными наградами за то, что они воюют против своего народа, в превратном свете преподносят его историю и культуру. Грудь Г.Д.Мусалёва не сверкает регалиями. И это потому, что он служит народу, Родине, а не власти. Власть в России, к сожалению, звёзд с неба не хватает и, не разумея истины, рубит сук, на котором сидит. Именно поэтому великая страна по территории, по природным ресурсам и человеческому потенциалу прозябает в отсталости и в нищете, стоит на коленях перед странами-карликами, позволяя им бить себя ниже пояса. Г.Д.Мусалёв – один из основателей движения «Масторава», организаторов его 1-го Съезда. Он один из создателей движения «Съезд эрзянского и мокшанского народов». При непосредственном участии Г.Д.Мусалева в 1993 г. был создан Фонд Спасения Эрзянского Языка, учреждена газета «Эрзянь Мастор» — газета-просветительница, проливающая свет на историю и культуру эрзянского народа. Г.Д.Мусалев – один из создателей праздника День Эрзянского Языка, который проводится 16 апреля каждого года в Саранске, во многих регионах России, за пределами нашей страны; Г.Д.Мусалёв создатель Велень Озкс и Всеэрзянского праздника Раскень Озкс, который в каждые три года проводится в каждую вторую субботу июля; Г.Д.Мусалев —автор многих плодотворных идей в сфере образования и культуры; его настойчивость и инициатива помогли сохранению преподавания в школах и вузах эрзянского языка, литературы, культуры, истории. Благодаря Фонду спасения эрзянского языка, газеты «Эрзянь Мастор», государственному празднику Раськень Озкс, международному празднику День Эрзянского Языка и лично Г.Д.Мусалеву, возрос авторитет эрзянского народа в мире , самосознание которого за последние два десятилетия получило довольно высокое развитие. Г.Д.Мусалев – Эрзянь Инязор, Народный Царь, трижды избранный на эту авторитетную должность на Раськень Озкс в 2004, 2007 и 2010 гг. Г.Д.Мусалёв – один из самых активных, известных и авторитетных общественных деятелей Мордовии, бескорыстный труд которого на благо служения родному народу приносит самые положительные результаты, разносит добрую славу о народе Эрзя по всему миру. Родился Г.Д.Мусалёв 19 ноября 1940 года в с. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Мордовской АССР, закончил физико-математический факультет МГУ им. Н.П.Огарёва, где много лет работал математиком. Здоровья тебе, Инязор, неиссякаемой энергии, мужества и благословения Инешкипаза в твоих добрых и светлых делах! Будь в свои 70 лет как непобедимый Илья Муромец, великий богатырь-эрзянин! А.М.Шаронов http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Россия населена многими народами. Эрзяне занимают среди них особое место, ибо от них «пошла и есть» великая Русь. Именно поэтому и главные защитники русской земли (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко) произошли от эрзяноязычных племён; из эрзян вышли Козьма Минин, патриарх Никон, протопоп Аввакум и многие другие великие люди (Ленин, Горький, Шаляпин, Есенин, Русланова, Чапаев и т.д). Эрзянин Минин вместе с князем Пожарским организовал в 1612 году освобождение Москвы от польских интервентов и спас Россию. Эрзяне не только участвовали в создании русского государства и в формировании его народа, но и были государство образующим субъектом. Об этом свидетельствует Пургасова Русь, мощное эрзянское государство начала 13 века, которое возглавлял эрзянский князь Пургаз. Пургасова Русь свидетельствует, что эрзянский и русский миры 8-13 веков были единым равноценным целым, на основе которого в 14-16 веках сложилась Великая Россия. Пургаз, в 1239 году организовав восстание в тылу войск Батыя, вынудил монголов остановить поход на Европу и тем самым спас её от закабаления, поднял престиж России в глазах Запада. Мы считаем: настало время поставить в центре Саранска памятник князю Пургазу, который будет символом извечного единения эрзян и русских. Воздвигнув памятник Пургазу, мы признаем выдающуюся роль наших народов в истории Великой России. Поставив памятник Пургазу в ознаменование тысячилетнего единства Мордовии и Руси, мы покажем, что эрзяне находились не в «даннических» отношениях с Русью, а были составной её частью, о чём свидетельствует Пургасова Русь, которая была равноценна по политическому статусу Новгородскому, Рязанскому, Владимирскому, Московскому княжествам, в то время населённым главным образом эрзянами и эрзяязычными Мерей, Мещёрой, Муромой. Фондом с 2008 года ведется сбор средств, добровольных пожертвований на сооружение монумента Пургазу. В настоящее время приняли участие в этом благородном почине 4300 граждан России разных национальностей из разных регионов. Ими пожертвовано около 800 тысяч рублей. Просим оказать содействие в принятии решения о воздвижении в Саранске памятника Пургазу и в финансировании проекта. Прилагаются: ксерокопии с газеты «Эрзянь Мастор», в которой ведется учет поступлений от граждан и историческая справка о Пургасе и Пургасовой Руси. Председатель правления Г.Д.Мусалёв Члены правления:Аношкин Н.И., Заварюхин Н.В., Рябов П.В., Шаронов А.М., Четвергов Е.В., Кузоваткина О.В. http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3381&nom11=341 Эрзянь келень идема Фондонь ветямкуронь промксонь 36 № Протоколозо **** Сакшность: Калаганонь Керяз, Шарононь Сандра, Кшуманцянь Пиргуж, Кузоватонь Оля, Аношонь Тумай, Нуянь Видяз Саран Ош, 2010.11.02 (В Киргизии есть город ОШ, это значит " Саран Ош" не имеет эрзянского происхождения ?) **** Кортамотне: 1. Пургазнэнь кеврунгонь путомадо. 2. «Эрзянь Мастор» газетас сермадстомадо. Кортасть, ёвтызь мелест: 1. Кшуманцянь Пиргуж. Ошонь кирдийтне молить путоманть каршо. Секс, койсэнь, путомс сонзэ таркантень, косо ютавтневи Раськень Озксось. А эряви стувтомс теньгак: банконь процентнэ марто пурнавсть тенек кавто иень перть сисемьсядот ведькемень тёжа целковойть (750 000 руб.). Те вельть аламо. Кода улемс? Эрдt арсесынек. 2. Калаганонь Керяз. Мелесь, виевгавтомс Раськень Озксонть питнечинзэ кеврунгосо, а берянь. Ялатеке стявтомс… паксяс – ковгак а маштови. Питнезэ ледстнемрунгонть вишкалгады. Тарказо Пургазонь—Саран ош. 3. Шарононь Сандра. Чарькодеви, кирдийтневтеме Пургазнэнь кеврунгось а тееви. Ярмакт пурназь аламо. Кирдийтне – каршо. Пшкалинек Н.И.Меркушикннэнь, А.М.Пыковнень. Лезэ арась. Монь койсэ, эряви сермадомс серма-энялдома Д.А.Медведевнень, президентэнтень, ды В.В.Путинннэнь, премьерэнтень. Сынст каршо валост мейле пурнавома одс ды арсема, само кодамояк лия мельс. Мельспрамо. 1.Кучомс серма-энялдома – лездамс путомс кеврунго Пургазнэнь Саран ошсо – Президентэнтень Д.А.Медведевнень ды премьерэнтень В.В.Путиннэнь. Ёвтазь мельдест мейле пурнавома одс ды арсема кода улемс седе тов. Мельспрамонть кис максызь вайгелест (кепедизь кедест) ветямкуронь кото ломантне. 2. Виевгавтомс сермадостоманть «Эрзянь Мастор» газетанть лангс. Меленть кис кепедизь кедест весе (кото ломанть). Промксонь ветицясь Кшуманцянь Пиргуж Сермалицясь Кузоватонь Оля http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3382&nom11=341 Инаугурация Главы Мордовии От всей души поздравляем Вас, Николай Иванович, с избранием на новый срок Главой Республики Мордовия. Желаем здоровья и успехов на ниве национального возрождения. Надеемся, эрзянский и мокшанский языки станут родными языками в детских садах, «сядут» они за парты в школах и других образовательных учреждениях. Уверены, эти певучие языки будут чаще звучать на улицах городов. Члены правления Фонда Г.Д.Мусалев, П.В.Рябов, Н.В.Заварюхин, Н.И.Аношкин, О.В.Кузоваткина, А.М.Шаронов, Е.В.Четвергов ************************** 10 ноября состоялась церемония вступления Николая Меркушкина на должность Главы Республики. Приезжали чествовать его губернаторы ряда регионов, главы парламентаов, бизнесмены, представители спортивных состязаний и т.д. На сцену после внесения флагов Мордовии и России, под бой барабанов были внесены Конституции России и Мордовии. Николай Иванович, положив руку на основные законы, оформленные в виде фолиантов, произнес на русском языке клятву на верность народу и Конституции. Но возникает вопрос. Почему Глава дал клятву только на русском языке? Что, Эрзя и Мокша языки не государственные? Уважение и соблюдение прав народов, человека – это индикатор и эталон культуры и демократичности любого государства, это показатель развитости общества. Не есть ли это нарушение Европейской Хартии и Конституции государства и международного права? Мы уверены, Глава намеревался дать слово перед народами Эрзя и Мокша. Мы надеемся на это. Отметим: все выступающие желали всего наилучшего только на русском языке. Чуть-чуть испортил настрой Полномочный представитель Президента по Приволжскому округу Григорий Рапота. Он сказал: «Николай Иванович, все пять лет Вы меня называете мордвином, а я все-таки похож на эрзянина, а поэтому скажу по-эрзянски: «Улиде шумбрат, Николай Иванович!» Мы надеемся, что в 2014 году на торжественном собрании по случаю вступления на должность Главы Николай Иванович даст клятву служить народу Мокша, народу Эрзя, народу Русь, ибо в 1928 году Республика Мордовия была рождена для сохранения и расцвета языков, культуры этих народов, для воспитания патриотов. Е.Четвергов http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3385&nom11=342 -Дружба мордовского вождя и "Эрзянь Инязора, Народного Царя" умиляет, они прямо как близнецы-братья в своих сметанных белыми нитками мантиях величия. А, может, одним им и невдомек, что "короли"-то давно голые! Читайте: С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, О ВОЖДЬ!

Танюш: Господа полицейские, а, может, полицаи... Глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявил, что после переименования милиции в полицию 1 марта 2011 года сотрудников МВД можно будет называть «господин полицейский». «Можно будет называть господин полицейский» — это прекрасно. Правда, неясно, с чего бы это граждане, сегодня называющие сотрудников органов охраны правопорядка «легавыми», «ментами погаными» и даже «мусорами», вдруг перейдут к обращению «господин». Очевидно, обращение «господин» предлагается каким-то другим гражданам, не нашим. Но, конечно, спасибо, что разрешили. Многие уже забыли, что всего сто лет назад восставшие граждане России гоняли так называемых господ по всей стране. Часть убили, часть сбежала, часть осталась со своим народом, благоразумно отказавшись от названия «господа». Свобода, равенство и братство — это когда все вокруг равны. А если одни — господа, то другие, очевидно, рабы? И вот это возвращение господ — это что, плод исторического развития? Или откат на сто лет назад? Оказывается, такое обращение «принято во всех странах мира». Надо понимать, граждане России обязаны ориентироваться на Центрально-Африканскую республику, Гондурас и Папуа-Новую Гвинею, ибо для граждан России крайне важно быть похожими на папуасов и жителей Гондураса, а не на самих себя. Граждане России должны забыть свою историю и воспринять ценности Гондураса. Или, скажем, Мексики, в некоторых городах которой полицейских уважают так сильно, что перестреляли всех до единого. http://www.rosbalt.ru/2011/02/04/816349.html

AvarS: Учредить специальный совет или пост советника при президенте по национальному вопросу и взять курс на формирование национальности «россиянин». Такие рецепты предлагаются для обсуждения на президиуме госсовета в Уфе В Уфе 10 февраля состоится заседание президиума госсовета по проблемам преодоления ксенофобии и укрепления национального единства. Встреча станет продолжением госсовета 27 декабря, где эта тема хотя и стала ключевой, но возникла спонтанно и без подготовки после серии межнациональных стычек в Москве и других регионах. Читать далее


Танюш: AvarS сёрмады: взять курс на формирование национальности «россиянин» Плодить "Иванов родства не помнящих" - хороша национальная политика, нечего сказать(((

Танюш: В Мордовии чиновница присвоила средства госпрограммы антикризисных мер В Верховный суд Республики Мордовии (РМ) передано дело по обвинению бывшего директора ГУ "Центр занятости населения Ковылкинского района" Людмилы Чекушкиной. Чиновница обвиняется в присвоении средств государственной программы антикризисных мер. Об этом 7 февраля сообщил корреспондент Каспарова Ru, со ссылкой на пресс-службу МВД республики. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/pribylnaja-zanjatost

Коля: Независимая общественно-политическая газета Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка является только мордовской. Мордва работает на мордву. Вот на кого работает газета Мусалева и он сам Поздравления! Н.И.Меркушкину, Главе Республики Мордовия Уважаемый Николай Иванович! Фонд спасения эрзянского языка и газета "Эрзянь Мастор" поздравляют Вас со знаменательным юбилеем. Желаем Вам здоровья, неиссякаемых сил на поприще служения Мордовии и её народу, успехов в деле сохранения, развития и расцвета Эрзя и Мокша языков. Надеемся, что благодаря Вашему высокому разуму и таланту руководителя, Республика будет подниматься в гору и дальше, ибо иного пути нет. *** Всех сотрудников смелой и справедливой газеты «Эрзянь мастор», её внештатных корреспондентов и благодарных читателей поздравляю с наступившим 2011 годом, желаю всем добра, крепкого здоровья и светлого разума для отстаивания интересов родного народа. Ваш Анатолий Кибеч, член Союза писателей РФ заслуженный работник культуры Чувашской республики, народной академии http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php Геннадий Сергеевич, заявление сами напишете? Так, или примерно так, предложит, уверены, Глава Республики Николай Меркушкин, изучив сводку о подписке на периодические издания, Главе Чамзинского района Геннадию Лобанову из-за отрицательно-предвзятого его отношения к национальной культуре эрзян района. ... Надеемся, Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин долго терпеть такое предвзято-злое отношение к национальной культуре не будет. Скажет свое: «Вы, Геннадий Сергеевич, назначенный на столь высокую должность, должны не только цемент производить и налоги собирать. Ваша главнейшая из главнейших задач – обеспечить будущее нации, району, Республике. Вы её не решаете. Как считаете, Вы соответствуете занимаемой должности? Сами, добровольно будете писать заявление? Или…» http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3449&nom11=346 С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, О ВОЖДЬ!

Танюш: Фонд спасения эрзянского языка и газета "Эрзянь Мастор" сёрмады: Надеемся, что благодаря Вашему высокому разуму и таланту руководителя, Республика будет подниматься в гору и дальше, ибо иного пути нет. Действительно, круче пути не бывает(( а высокий разум и талант уже давно едва удерживает мордовию на краю бездонной пропасти, заставляя народ в массовом порядке покидать республику. Фонд спасения эрзянского языка и газета "Эрзянь Мастор" - мордовские подпевалы в самом неприглядном обличии. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, О ВОЖДЬ!

Коля: Внимание, внимание! Провокация газеты "Эрзянь Мастор" На Интернет-сайте «Эрзянь ки» от 5.01.11 появилась статья Ярославы Азаровой «Иссякший Пургаз». В ней живого места не оставила ни Пургазу, как личности, ни стремлениям воздвигнуть ему, как национальному герою Эрзя народа, в Саранске памятник. Автор «доказывает», что Пургаз—не эрзя. Кто—скромно умалчивает. Убеждает: Пургаз сражался как с русскими, так и с эрзянами. Кто же тогда были в его войсках? Монголы? Но он и с ними воевал! Остаётся одно: десятки тысяч инопланетян разом спускались с небес и помогали громить полчища русских, эрзян, монголов. Досталось от Азаровой и автору популярного романа «Пургаз» Кузьме Абрамову. Оказывается, Кузьма Григорьевич…мокшо! Недолго от такой сенсации и дар речи потерять! И книга, выходит, написана «на мокша языке»!............. Источник текста: http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3440&nom11=345 Кузьма Григорьевич Абрамов родился в селе Найман ныне Больше-Березниковского района Мордовии 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1914 года. Своей фамилией род Абрамовых обязан пращуру Обрану Надежкину, переселившемуся в конце XVIII века из присурского, тогда мокшанского села Кочелай в эрзянское село Найман. Пять поколений подряд потомки Обрана женились на эрзянках http://www.erzan.ru/news/ushel-iz-zhizni-izvestnyj-narodnyj-jerzjanskij-pisatel-pojet-i-dramaturg-kuzma-abramov Не следует забывать, что у мокшан по сей день национальность определяется ТОЛЬКО по отцовской линии. Далее писатель Абрамов называет Нижний Новгород городком Обран Ош. Не одним историческим источником это не подтверждается, более того "Обран" является именем его пра- пра - пра деда чистокровного МОКШИ. Еще одна деталь это слово "ОШ" - город. В эрзянском языке город так не называли. Ош - имеет явно тюркское происхождение. Эрзянские небольшие городки называли "Ашо- горат" - белые горы. Эрзянь - Раське строил все свои города на "ГОРАХ" (ГОРАТ) Отсюда и возникновение множества слова начиная с "РА" Рости = растет Ра ки = смеется Рас ки = дорога в гору (КИ - километр) РАС КИЙ Рав = валги (Волга) Истя ведь? = так ведь? (истина ведь) Уже такой краткий аргумент разваливает все что связывает эрзян с Пургазом. Но газета "ЭМ" превращает его в главного МОРДВИНА на мордовский праздник. Удивляют действия читателей газеты и форумчан "Мелькужо" поддерживая такую ситуацию они становятся чистокровной мордвой-эрзя. Прочитав данный текст нужно помнить о человечности и разуме своем. Город Ош – второй по величине город в Кыргызстане и один из самых древних городов Средней Азии. Точная дата его возникновения неизвестна. Письменная история его насчитывает свыше тысячелетия, а археологические находки ведут вообще в трехтысячелетнюю давность. Легенды связывают основание города с такими персонажами мировой истории, как древнеизраильский царь Соломон (Сулейман) и греческий правитель Александр Македонский. Впервые Ош упоминается в арабских источниках IXв.. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе этимологии названия города. Служители религиозных культов пытаются связать происхождение города с легендами, но ни одна из легенд не объясняет ни факта возникновения города, ни этимологии его названия. http://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/osh.htm У ЭРЗЯН БЫЛИ БЕЛОКАМЕННЫЕ ГОРОДА

Сыресь: Интернэтстэ Аштема кудодонк: - "пурнавсть кить соды кить, уздонь-аздонь юты ломанть, конат келентькак а содасызь ды редить сы шкадонок, ды ютазь пингетнеде". Арсян пек видестэ ёвтазь. Вана "мордватне" тенк курок пандомо кармить.

Танюш: Сыресь сёрмады: Интернэтстэ Аштема кудодонк Так говорят не от большого ума))

Сыресь: Танюш сёрмады: Так говорят не от большого ума) Мондень сёрмадомадонк мееле, а превейкс лемдямс - теке шнамс :)

Коля: Внимание, внимание! Провокация газеты "Эрзянь Мастор" На Интернет-сайте «Эрзянь ки» от 5.01.11 появилась статья Ярославы Азаровой «Иссякший Пургаз». В ней живого места не оставила ни Пургазу, как личности, ни стремлениям воздвигнуть ему, как национальному герою Эрзя народа, в Саранске памятник. Автор «доказывает», что Пургаз—не эрзя. Кто—скромно умалчивает. Убеждает: Пургаз сражался как с русскими, так и с эрзянами. Кто же тогда были в его войсках? Монголы? Но он и с ними воевал! Остаётся одно: десятки тысяч инопланетян разом спускались с небес и помогали громить полчища русских, эрзян, монголов. Досталось от Азаровой и автору популярного романа «Пургаз» Кузьме Абрамову. Оказывается, Кузьма Григорьевич…мокшо! Недолго от такой сенсации и дар речи потерять! И книга, выходит, написана «на мокша языке»!............. Источник текста: http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3440&nom11=345 Кузьма Григорьевич Абрамов родился в селе Найман ныне Больше-Березниковского района Мордовии 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1914 года. Своей фамилией род Абрамовых обязан пращуру Обрану Надежкину, переселившемуся в конце XVIII века из присурского, тогда мокшанского села Кочелай в эрзянское село Найман. Пять поколений подряд потомки Обрана женились на эрзянках http://www.erzan.ru/news/ushel-iz-zhizni-izvestnyj-narodnyj-jerzjanskij-pisatel-pojet-i-dramaturg-kuzma-abramov Не следует забывать, что у мокшан по сей день национальность определяется ТОЛЬКО по отцовской линии. Далее писатель Абрамов называет Нижний Новгород городком Обран Ош. Не одним историческим источником это не подтверждается, более того "Обран" является именем его пра- пра - пра деда чистокровного МОКШИ. Еще одна деталь это слово "ОШ" - город. В эрзянском языке город так не называли. Ош - имеет явно тюркское происхождение. Эрзянские небольшие городки называли "Ашо- горат" - белые горы. Эрзянь - Раське строил все свои города на "ГОРАХ" (ГОРАТ) Отсюда и возникновение множества слова начиная с "РА" Рости = растет. (СТ- встаёт, столб и.т.д.) Ра ки = смеется (Путь в гору) Рас ки = дорога в гору (КИ - километр) РАС КИЙ Рав = валги (Волга) Истя ведь? = так ведь? (истина ведь) Уже такой краткий аргумент разваливает все что связывает эрзян с Пургазом. Но газета "ЭМ" превращает его в главного МОРДВИНА на мордовский праздник. Удивляют действия читателей газеты и форумчан "Мелькужо" поддерживая такую ситуацию они становятся чистокровной мордвой-эрзя. Прочитав данный текст нужно помнить о человечности и разуме своем. Город Ош – второй по величине город в Кыргызстане и один из самых древних городов Средней Азии. Точная дата его возникновения неизвестна. Письменная история его насчитывает свыше тысячелетия, а археологические находки ведут вообще в трехтысячелетнюю давность. Легенды связывают основание города с такими персонажами мировой истории, как древнеизраильский царь Соломон (Сулейман) и греческий правитель Александр Македонский. Впервые Ош упоминается в арабских источниках IXв.. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе этимологии названия города. Служители религиозных культов пытаются связать происхождение города с легендами, но ни одна из легенд не объясняет ни факта возникновения города, ни этимологии его названия. http://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/osh.htm У ЭРЗЯН БЫЛИ БЕЛОКАМЕННЫЕ ГОРОДА Коммент от Сыресь на эту публикацию. Его бездарность по поднятой теме на лицо и связь... Интернэтстэ Аштема кудодонк: - "пурнавсть кить соды кить, уздонь-аздонь юты ломанть, конат келентькак а содасызь ды редить сы шкадонок, ды ютазь пингетнеде". Арсян пек видестэ ёвтазь. Вана "мордватне" тенк курок пандомо кармить.

Коля: Пургаз – герой тюркского разлива в короне арабского мира Восторженная статья Эрзяйкина И.Ф., опубликованная в очередном номере независимой мордовской газеты, в очередной раз подтверждает мокшо-мордовские корни Пургаза, осталось только внести одно небольшое уточнение в название статьи: «Пургаз—достояние тюркских народов Республики». Именно об этом призваны говорить перечисленные автором факты: • военные походы войска Пургаза на северо-восточные земли Руси – «по тем временам большого европейского государства». Действительно, территориально это современные Нижегородские земли, исконно населяемые эрзянами, впрочем, как и Владимиро-Суздальские земли (что убедительно подтверждается их топонимикой), это и есть Эрзянь Мастор – РАСЬ (РУСЬ). • увековечивание имени Пургаза в названии населенного пункта «Пургас», что находится в 18 км. от села Теньгушева, расположенного на северо-западе современной Мордовии, районе, который в результате мордовского нашествия был отвоеван у эрзян, о чем свидетельствует изначально эрзянское название этого древнего поселения: свое название деревня получила по месту расположения на Гуменной поляне — от эрзянских слов «тинге» (гумно) и «кужо» (поляна). Эрзянская Русь, завоеванная Пургазом, стала называться Пургасовой Русью, именно тогда и началось переселение мокшан в северные районы под защиту мордовского князя Пургаза. • «среди восточно-европейских правителей, приезжавших к Батыю за ярлыком на княжение, имя Пургаза не упоминается». И это логично, так как Пургаз не принадлежал к восточно-европейским правителям. Он был, по утверждению автора статьи, всего лишь «предводителем не очень многочисленного народа», а посему никак не мог быть эрзянским князем, так как Эрзянь Мастор (РАСЬ) – это мощное восточно-европейское государство, населенное многочисленным эрзянским народом - РАСЬКЕ. • В газете «Эрзянь Мастор» (№ 24 2009 г.) напечатана статья Николая Аношкина, директора Музея Эрзянской культуры, под названием «Неизвестная битва». В ней рассказывается о первой битве с монголами, которая принесла Пургазу «невиданную славу и корону арабского мира». «Это в русской истории не значится». Естественно не значится, так как Пургас – герой именно арабского (тюркского) мира, но никак не русско-эрзянского. Но есть в статье Эрзяйкина И.Ф. такие моменты, с которыми никак не могу согласиться, которые вызывают у меня недоумение в связи с отсутствием подтверждающих фактов и реалий. Так, автор пишет, что имя Пургаза увековечено в народной памяти, при этом акцентирует внимание читателей на эрзянском эпосе «Масторава», а именно его третьей части «Век Тюштяна. Это откровенная ложь: в эрзянском эпосе о Пургазе нет ни слова, ни полслова, и не может быть, так как, все уже поняли, что Пургаз, если и имеет к эрзянам отношение, то лишь в качестве нападающей стороны, то есть врага. Третья часть эпоса «Масторава» посвящена исключительно эрзянскому царю Тюште – от его становления до момента смерти. В рассматриваемом нами ракурсе наиболее интересна для нас четвертая часть «Масторавы» – «Век ворогов», в которой, по словам автора литературного варианта «Масторавы» – А.М.Шаронова, «освещается эрзянская история периода монголо-татарских завоеваний». Так вот, в этой актуальнейшей для нас четвертой части нет также ни единого упоминания о Пургазе. Эрзянский героический эпос «Масторава» молчит о тюркском Пургазе, что еще раз подтверждает: Пургаз – герой именно тюркского разлива. Безмерно удивляет, что все свои выводы досточтимый автор Эрзяйкин И.Ф. делает, опираясь на художественную и научно-популярную литературу, далекую по своему уровню от реального исторического научного подхода. Главные доводы Эрзяйкина И.Ф. – это: • справка Бикейкина Е.Н., к.ф.н., зав. отделом истории ГУНИИГН при Правительстве РМ. Кстати, сокращение «к.ф.н» означает кандидат философских наук, то есть к истории он имеет весьма специфическое отношение. • научно-популярная книга В.Абрамова «По следу времени» (Саранск, 1991 г.), которая представляет собой свободное изложение биографий выдающихся деятелей мордовского происхождения. Однако мы понимаем, что биографию Пургаза история умалчивает, то есть просто-напросто она не сохранилась, и В.Абрамов мог только излагать свои домыслы-фантазии, двигаясь по пути, так успешно проложенному его знаменитым отцом – известным мордовским прозаиком Кузьмой Абрамовым. Согласитесь, ни о какой научности здесь речи идти не может. Это всего лишь художественные вымыслы, и даже самые гениальные из них никогда не превратятся в историческую правду. • Предположения по типу «Не исключено, что Войско под командованием Пургаза принимало участие в грандиозном Золотарёвском сражении в 30 км. от Пензы» останутся всего лишь предположениями-фантазиями, так как у них нет реальной доказательной базы. • О памятных монетах с изображением Пургаза, которых никто в глаза не видел, даже и говорить не хочется, но Эрзяйкин И.Ф. не забыл вспомнить и эту чудесную мордовскую легенду: «Такая монета хранится у историка Галкина А.Д. из г.Орска Оренбургской обл.» Так и хочется в ответ на эту фразу воскликнуть: «Где эта улица, где этот дом?..» Заключительные слова «В 2012 году Республика готовится отметить 1000-летие единения эрзянского и мокшанского народов с народами России. Из древней истории мы знаем, что первым известным руководителем, кто стоял у истоков единения, являлся знаменитый Пургаз», несомненно, являются апофеозом статьи «Пургаз—достояние тюркских народов Республики». Если бы не одно но… со страниц лаврентьевской летописи Пургаз предстает перед нами как предводитель воинственных мордовско-тюркских племен, нападавших на русские (читай – эрзянские, так как русские и есть эрзянские, РАСЬ = РУСЬ) земли и воевавших с Эрзянь Мастор. Единство современного, так называемого, "мордовского" народа также не может не вызывать удивления и недоумения. Меня этот вопрос давно волновал, и вот к каким выводам я пришел при более тщательном изучении его. «Единый народ» Мордовии проживает в республике на зримо различных территориях. С севера на юг через Саранск идет полоса, заселенная русскими и татарами. На востоке живут эрзяне вперемешку с русскими и татарами. Мокшане вперемешку с русскими и татарами проживают на западе республики. Соседями мокшанские и эрзянские села можно встретить лишь в Поволжье, куда мокшан начали переселять в XVI-XVIII веках. До этого момента эрзянские села не соседствовали с мокшанскими. Каковы же причины такого откровенно раздельного проживания «единого» народа Мордовии? Данный вопрос официальная Меркушкинская историко - политическая наука обходит стороной, а ученых из центра устраивает выдуманная «единая мордва», и в результате ситуация с двумя совершенно разными народами остаётся сокрытой от общества. Видимо в этом есть смысл, только вот каков? В ходе изучения далекого прошлого выясняются исторические и археологические материалы, фиксируются эрзянские следы на востоке современной Мордовии, где и теперь проживает эрзя-народ. Именно так было вплоть до VII века, а затем эрзяне, якобы, исчезли с этих мест и 5 веков жили там только тюрки. В XII веке эрзяне вновь возвращаются, перемещаясь с севера на юг. Наибольшее продвижение эрзян с Нижегородчины на восток наблюдается в XIV веке, что подтверждает та же самая археология. Мокшане же, якобы, оставались на своих прежних местах с древних времен. Историками параллельно выдвигается теория, что они подвергались массированному тюркскому влиянию на всей территории своего мокшанского проживания. На самом же деле мокшане сами изначально являются народом тюркского происхождения, а это говорит об отсутствии исторической и генетической связи с эрзянами до татаро-мордовского вторжения. Мокшане и эрзянь-раське - это два совершенно разных народа, проживающих на территории одной республики и одного государства. Эрзянь - Раське (эрзянский народ) на самом деле является исторически единым с Русским народом. Доказательством единства Раське и Русских является: антропология, язык и генетика. P.S. Прочитав данный текст, постарайтесь его хорошенько осмыслить, прежде чем высказать свое мнение. Овтонь Тумо, Эрзянь Мастор, 12.02.2011 г. http://www.erzan.ru/news/purgaz-%E2%80%93-geroj-tjurkskogo-razliva-v-korone-arabskogo-mira О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ «Ты – татарин, я – мордвин, дом у нас с тобой один!» Комментарий: Вирява Овтонь Тумо сёрмады: «Единый народ» Мордовии проживает в республике на зримо различных территориях. С севера на юг через Саранск идет полоса, заселенная русскими и татарами. На востоке живут эрзяне вперемешку с русскими и татарами. Мокшане вперемешку с русскими и татарами проживают на западе республики. Соседями мокшанские и эрзянские села можно встретить лишь в Поволжье, куда мокшан начали переселять в XVI-XVIII веках. До этого момента эрзянские села не соседствовали с мокшанскими. Я уверена, что наш народ и мокшо - это абсолютно разные народы. Кстати, проживая на территории Мордовии - Атяшевский р-н, Чамзинский р-н до 17 летнего возраста, я не была знакома с мокшо. Овтонь Тумо сёрмады: увековечивание имени Пургаза в названии населенного пункта «Пургас», что находится в 18 км. от села Теньгушева, расположенного на северо-западе современной Мордовии, районе, который в результате мордовского нашествия был отвоеван у эрзян, о чем свидетельствует изначально эрзянское название этого древнего поселения: свое название деревня получила по месту расположения на Гуменной поляне — от эрзянских слов «тинге» (гумно) и «кужо» (поляна). Эрзянская Русь, завоеванная Пургазом, стала называться Пургасовой Русью, именно тогда и началось переселение мокшан в северные районы под защиту мордовского князя Пургаза. Кстати, обратите внимание, не так далеко от Теньгушево, юго-западнее, находится селение Куликово. Не здесь ли и надо искать настоящее Куликово поле?? Комментарий: Сыресь. Коля сёрмады: Не здесь ли и надо искать настоящее Куликово поле?? Коля, ловнок Фоменко Носовский. Алкуксонь Куликово паксянть умок муизь. Сон Москувсо. Арасель Москвась се шкастонть... пакчя тосо ульнесь... Сыресь, а зачем Вы, на Колю ссылаетесь? Им не писалось никаких текстов или заметок. Ваша невнимательность является вашей характеристикой. Администрация.

Танюш: Сыресь сёрмады: Сон Москувсо. Арасель Москвась се шкастонть... пакчя тосо ульнесь... Это всего лишь предположение, такое же, как и наше. Кулишки и Куликово поле - далеко не одно и то же, здесь тоже есть с чем поспорить. Фоменко и Новая хронология вовсе не "Конец истории" и уж точно не начало. История - это социальная и частная память. А научное изучение истории предполагает кропотливую работу с первоисточниками, археологические изыскания, объективные сопоставления и анализ накопленного опыта.

Коля: Из газеты "ЭМ", слов нет.... Эрзянский князь Пургас. Реставрация с арабской монеты. Выполнена А.Д. Галкиным, учителем-историком и графиком из г. Орска Оренбургской области. Изображение увеличено в 100 раз. На русских картах XII — XIII вв. всегда выделялась территория Пургасова Русь, которая тянулась по берегам Волги от Н. Новгорода до Казани. В русских летописях не раз упоминается Пургас, который победил соединенные силы северных русских князей. Монеты с изображением главы Пургасовой Руси были выполнены в Арабском халифате после его убийства по время второй попытки сжечь Нижегородский кремль при нашествии Батыя. В моей семье сохранилась легенда, связанная с этим именем. По словам отца, из поколения в поколение главы семейств перед кончиной старшему или младшему сыну передавали легенду о том, что наш род — продолжатели поколения Пургаса. Мне он сказал это за несколько дней до смерти (умер отец 3 декабря 1937г.). Поскольку в XIIIв. не было у эрзян письменности, не исследовалась история, то эти сведения не распространялись между людьми. Теперь я, единственный оставшийся из нашего рода мужчина, Легенду эту никто не может проверить, но никто не может и опровергнуть. Между прочим, кинорежиссер Раужин (подготовивший сценарий фильма об Эрьзе), два года сидел в библиотеках, копался в архивах и говорил мне, что у эрзянского народа были не только предводители, но и династические линии. У Пургаса отец и дед были наследными эрзянскими инязорами, т. е. князьями. Федор Сетин "Мой XX век", Саранск, 2008 г. http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=2570&nom11=296 Фёдор Иванович Сетин (родился 14 августа 1919 г. в селе Захаркино Серигиевский район Куйбышевской (ныне Самарской) области — умер 8 ноября 2003 г. в Москве) — литературовед, специалист по русской детской литературе, методике преподавания национальных литератур. Доктор филологических наук (1979), профессор (1979). Член Союза журналистов СССР (1956). Участник Великой Отечественной войны. Эрзянин. wikipedia Пургаз – герой тюркского разлива в короне арабского мира

Сыресь: Пургаздо монь кемемам тыненк арась кодамояк. Пурнавсть такодат, ды эрзянь тевде редить. Арсян Маризь Кемальде седе парсте Пургаздо кияк эзь мере. "Почему нас, эрзян, воспитывают на русской духовной основе, а не на своей эрзянской? Почему любить Родину меня учили на примере Космодемьянской, а не эрзянки Куляши? Почему светоносными звездами мне надо было считать партийных «вождей», а не Тюштю, Пургаза, Несмеяна, Акая, Кузьму Алексеева, отдавших жизнь за свободу эрзян? Я сама размышляю над этими вопросами. Думай и ты, дорогой читатель. Думай, думай!.. Наши предки, даже живя в окружении лесов, зря его не рубили. Они бережно относились к окружающей среде, так как земля–Масторава была для них Храмом. Герой русской литературы Базаров, как известно, повторял: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Теперь каждый видит, в какую «мастерскую» превратили Мастораву-землю мать «Базаровы». Я заканчиваю. В заключение прошу вас, ярзяне, услышьте, впустите в душу голос своей земли: «Я Эрзянь Мастор, Несчастная земля. Нет у меня хозяина, Вражьи ноги топчат меня, Высасывают силы, Издеваются над телом, Рвут волосы, плюют в лицо. Я жду Хозяина, Я жду Пургаза. Он придет и скажет: Эта Страна – моя! Навеки вечные моя, Я ее никому не отдам! Я люблю ее, Я сам ее вспашу, посею! О, радостный миг! Сердце бьется гулко: Из-под власти Пургаза Я никуда не уйду. Я знаю: он меня защитит, Вспашет, посеет. Я знаю: для него Я рожу урожай! Я Эрзянь Мастор, Я жду эрзянского Хозяина!»

Танюш: Сыресь сёрмады: Пургаздо монь кемемам тыненк арась кодамояк. Пурнавсть такодат, ды эрзянь тевде редить. Арсян Маризь Кемальде седе парсте Пургаздо кияк эзь мере. Верю-не верю... Так только девушки о любви на ромашке гадают. Надо думать, анализировать, сопоставлять, а не гадать на ромашках. Да, Маризь Кемаль написала замечательнейший стих, и я верю ее чувствам, ее сопереживаниям, ее тревоге за завтрашний день эрзян. Но каждому свойственно ошибаться, и Маризь Кемаль тоже не исключение, не стоит делать икону из живого человека. Свойственно ошибаться всем нам, пока мы живы. Лишь тот не ошибается, кто не думает. Но, ошибаясь, надо уметь признавать свои ошибки, и не отрицать очевидное. Мною тоже был написан стих на тему Пургаза и Юрия, написан был совершенно искренне, написан в тот момент, когда я только-только начинала вникать в эрзянскую историю. Но теперь я вижу, что я ошибалась в оценке исторических событий. Исследование, предпринятое нами в Аштема Кудо на предмет установления происхождения личности Пургаза, мое собственное прочтение эрзянского героического эпоса Масторавы, последние публикации на тему Пургаза на портале Эрзянь ки убедили меня, что Пургаз - весьма сомнительная личность, если и имеющая отношение к эрзянам, то скорее как нападающей стороны - то есть врага эрзян. Эрзянь Мастор Ушедшей в Лету Атлантидой Зовешь меня во тьму веков - Границы стерты, метки сбиты, На картах не найти следов. То Русь Пургасова, то волость, То буквы горбятся "м о р д в а", Где затерялась твоя вольность? Куда исчезла ты, едва Пургаза войско истребила Рукой мокшанскою орда? Забыта нами предков сила, Исчезли наши города. Где Обран Ош стоял на круче? - Не Нижний Новгород младой! - Был самым крепким и могучим Форпост эрзянский боевой. Леса завистников прельстили И плодородная земля. Как летописи все гласили: Кровавая война была. Не освоение пространства - Захвачена Земля Эрзян. Агрессия и самозванство - Князь Юрий на разбои рьян. Горит земля в смертельной схватке, Ока и Волга кровью рек Омоют бедные останки Страны безвестной - имярек! ...Где Эрзянь Мастор процветала? - Лесная дивная страна! - Природной силой обладала, Хранила предков имена? - На сей вопрос не жди ответа, На картах не найти следа, Одна из рек Аида – Лета, Всё поглотила навсегда... Вирява

Танюш: Я удалила посты Эрзянь Ломань и Сыреся как не относящиеся к теме и оскорбляющие человеческое достоинство. Буду удалять и впредь подобное.

Сыресь: "Я удалила"... Сюлонк човинеть. Те сёрмадовксоь нолдазь кодавксос, ды тонеть а нардави... Кода виськс кисэзэнк!!! Те тон кши синдить атятнень марто, ракить, кутморить... Кодамо раужо седей эряви кальнемс мештесэ истят тевень теезь!

Эрзянь ломань: Тоненькак кармить эрзятне курок ярмаконь пурнамо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

admin: Уважаемые граждане, написавшие мерзость про меня, прошу включить Вас свои мозги.... Ситуация достаточно сложная, ваши действия являются убийственными в самом прямом смысле. Болькин А. и другие приезжайте в Н. Новгород где можете поговорить и увидеть меня. Нижегородцы объявившие меня .... приходите в больницу в которой лежу. Все ваши действия в интернете являются моим УБИЙСТВОМ. В связи с жизненно необходимым реабилитационным лечением просим оказать посильную материальную помощь Туршатову Сергею Кузьмичу. Терюшань Сергу (Туршатов Сергей Кузьмич) - создатель эрзянского Интернет портала «Эрзянь ки», председатель исполкома эрзянского Инекужо (Конгресса), публицист, активный защитник эрзянской национальной культуры. Отец трех несовершеннолетних детей. Денежные средства можно перечислить по следующим платежным реквизитам: счет 30101810900000000603 в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области счет 30301810942006004204 в Волго-Вятском банке Сбербанка России БИК 042202603 ИНН 7707083893 КПП 526002003 ОГРН 1027700132195 ОКАТО 22401373000 ОКПО 02748837 ОКВЭД 65.12 получатель - Автозаводское отделение №6056 СБ РФ, Дополнительный офис №0544 адрес: г. Нижний Новгород, б-р Заречный, д.3.Счет клиента №40817810842045725351/51 Для оформления платежей физических лиц следует заполнять только Счет клиента №40817810842045725351/51 ФОРУМЧАНЕ Совесть, честь, порядочность у всех отсутствует ????? Если есть что то у ВАС, одумайтесь!!!!! Администрации форума! Прошу включить мозговую активность и порядочность, Ваши знакомые посетители форума УБИВАЮТ ЧЕЛОВЕКА В САМОМ ПРЯМОМ СМЫСЛЕ. Источник: " Мелькужо" http://erzianj.borda.ru/?1-1-0-00000135-000-0-0#006

Танюш: Сыресь и "эрзянь ломань", я знаю, вы, действительно, пытаетесь сейчас убить, убить не просто морально, убить реально физически. Сотни людей сейчас свидетели вашего грязного действа. Но вам это не удастся. ИНЕШКИПАЗ С НАМИ. ПАЗ ЧАНГОДТЬ!

Танюш: Пургаз - быль или небыль... Слишком много шума в последнее время вокруг безвестного Пургаза, в одночасье ставшего «первым эрзянским национальным героем» с лёгкой подачи народного писателя Мордовии Кузьмы Абрамова и мордовского историка В.А.Юрченкова. Прежде чем провозглашать национальных героев, стоит, по крайней мере, провозгласить свой эрзянский исток, а не продолжать числиться в удельных мордовских царедворцах, выполняя далеко не безобидные кровосмесительные поручения вышестоящего руководства. Одним из таких безобидных, но только на первый, непосвященный, взгляд, а фактически - кровосмесительных поручений-заказов, и стал мордовский Пургаз, которого следовало по указке мордовской элиты превратить в эрзянского князя-инязора. Читаем полностью: http://www.erzan.ru/news/purgaz-byl-ili-nebyl

AvarS: Танюш сёрмады: Слишком много шума в последнее время вокруг безвестного Пургаза, в одночасье ставшего «первым эрзянским национальным героем» с лёгкой подачи народного писателя Мордовии Кузьмы Абрамова и мордовского историка В.А.Юрченкова. Прежде чем провозглашать национальных героев, стоит, по крайней мере, провозгласить свой эрзянский исток, а не продолжать числиться в удельных мордовских царедворцах, выполняя далеко не безобидные кровосмесительные поручения вышестоящего руководства. Всё чётко и по-научному грамотно. Мы не имеем право объединяться вокруг новоявленных, скоропалительно и неизвестно по чьему заказу сотворенных ценностей. Оппонентам, "бросающих камни" в Сергу в те дни, когда он больше других нуждается в поддержке, - хочу сказать, что это, как минимум, непорядочно и подло. Если мы все - эрзя - мы должны прежде всего искать то, что нас объединяет, а не разъединяет. И поддержать ближнего в трудный для него час в безусловном порядке.

Коля: Смотрите карты http://old-map.narod.ru/all-8.html ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО, СКОРО ЯГОДКИ ПОЙДУТ... Карта, мордва татары http://www.newchrono.ru/staff/444.gif http://www.newchrono.ru/staff/gg2.gif http://www.newchrono.ru/staff/ort1.gif http://www.newchrono.ru/staff/sved1.gif http://www.newchrono.ru/staff/card7b.jpg ПУРГАС И ПУРГАСОВА РУСЬ ИЗ СТАТЬИ А.М.ШАРОНОВА "НАРОД ЭРЗЯ И РУСЬ" ........русский летописец пишет об объединенном походе против Пургаса нескольких Владимиро-Суздальских князей во главе с великим князем Юрием: «Тоя же зимы генваря в 14, князь великий Юрьи, и Ярослав, и Констянтиновичи Василко и Всеволод идоша на Мордву, и Муромский князь Юрьи Давидович. И вшедше в землю Мордовскую в Пургасову волость, и жита пожгоша и потравиша, а скоты избиша, села пожгоша, живущих же в волости Пургасове посекоша мечом нещадно, а прочих в плен поимаша…» [91]. Летом 1237 г., как полагают М.Г.Сафаргалиев, А.Е.Захаркина и др., ссылаясь на свидетельство венгерского монаха Юлиана, эрзянский князь с немногими людьми направился в укрепленные места в лесах, чтобы защищаться, если хватит сил, от монголо-татарского нашествия [92]. Во время второго похода в Поволжье в 1238-1239 гг. татарам удалось сломить сопротивление отрядов Пургаса] [93]. Среди князей и царей покоренных народов, приезжавших в Орду за ярлыком на княжение, имя Пургаза не упоминается....... (был татарином..... ?) http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3474&nom11=347

AvarS: Коля сёрмады: Муромский князь Юрьи Давидович Надо полагать, тот самый князь, который известен и под именем Пётр в "Повести о Петре и Февронии". (Подробнее здесь.)

Селей: Интересные карты !!!!!

Танюш: да, карты великолепные)) Сильно впечатлило: TARTARES DE MORDVA Получается, что на момент составления этой карты (кстати, к какому периоду эта карта относится?) татары и мордва были единым этносом?

AvarS: Танюш сёрмады: TARTARES DE MORDVA Мордовские татары ? Интересно, а на каком языке карты? С одной стороны, буквы U и V не различаются, что характерно для латыни. С другой стороны, используется W, которой в латыни не было. Некоторые слова похожи на немецкие. Откуда они?

Селей: AvarS сёрмады: Откуда они? Карты Российской империи : Карта Российской империи (1692 г.) Печатный источник: Николас Сансон 1692г Издание Алексиса Жайо Париж Гравюра на меди WEB-источник: AB& Staff&Co

Селей: Газета "ЭМ" делает из Пургаза мордвина Ответ Мусалеву Г.Д. от А.Козыренко Администрация Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций ул. Ильинка, д.23, Москва, Российская Федерация, 103132 «30» декабря 2010 г. № A26-05-739729 Г.Д.Мусалеву, коллективное, ул.Коммунистическая, 33/3-527 Сообщаем, что Ваше обращение от 16.12.2010 г., поступившее на имя Президента Российской Федерации, в соответствии с п.п. «а» п.4 и п.п. «е» п.5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 201 направлено на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия с просьбой проинформировать Вас о результатах. Советник департамента письменных обращений граждан и организаций А.Козыренко Г.Мусалеву от П.Тултаева МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (Минкультуры Республики Мордовия) Мордовия Республикань культурань Министерствась Мордовия Республикань культурань Министерствась 430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33/3 тел. (8342) 47-28-13 факс (8342) 24-91-23 E-mail: mkult@moris.ru 31.01.2011 № 1-15/77 ***** г. Саранск, ул. Коммунистическая, д.33/3, комн. 527 Г.Д.Мусалеву **** Уважаемый Григорий Дмитриевич! Правительство Республики Мордовия рассмотрело Ваше обращение о воздвижении в г. Саранске памятника Пургазу, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщает следующее. Предложение об установлении памятника любой личности, оказавшей влияние на исторические процессы страны, дело сложное и очень ответственное. Ибо оценка жизни и деятельности людей, живших несколько веков назад, в данном случае Пургаза, требует тщательного изучения представителями исторической науки и не только нашей республики. Приведенные в Вашем обращении доводы не являются основанием для доказательства исторических событий и фактов и не раскрывают в полной мере личность человека, который, как государственный деятель, достоин памяти, уважения народа. Имеющиеся в распоряжении мордовских ученых источники не позволяют однозначно решить вопрос об установлении памятника князю Пургазу. Данная личность остается пока предметом споров среди российских ученых-историков. Представителям Фонда спасения эрзянского языка мы уже сообщали, что в настоящее время Научно-исследовательский институт гуманитарных наук по заданию Правительства Республики Мордовия проводит широкомасштабные исследования по изучению роли личности князя Пургаза, его этнической принадлежности, собирает исторические сведения о жизни народа в период Пургасовой Руси. По итогам работы института Правительством Республики Мордовия будут приняты соответствующие решения. Работа института над указанной проблемой продолжается. Заместитель Председателя Правительства - Министр культуры Республики Мордовия П.Н.Тултаев http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3480&nom11=347 Отклик на статью "«Пургаз—достояние народов Республики» " Статья «Пургаз—достояние народов Республики» вызвала во мне чувство гордости за свой народ, его предводителя Пургаза. Хочу подтвердить мысль о том, что наиболее достоверную, полную историю событий древности можно узнать от народа. В селе моих предков, которому более 400 лет, жители знают, кто основал его, знаменитых местных предков, где было первое кладбище (там не ставят постройки), где находится первый вырытый колодец, кто его вырыл и т.п. Об этом они будут знать и через 400 лет, т.е. через 800 лет от основания села, так как история неразрывно связана с жизнью. Аналогичное можно сказать и об истории времён Пургаза, в настоящее время ей тоже около 800 лет, и она дошла до нас. Великие события древности, их герои в масштабе края, государства тем более памятны, особенно в местах, где происходили эти события. Первый народный герой республики—Пургаз. Это признано в народе. Леонтьева Т.А., г.Саранск http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3481&nom11=347 Вы еще не поняли как сама газета "ЭМ" делает из Пургаза мордвина??? ПУРГАС морд. князь нач. 13 в. Возглавил полит. объединение ряда морд. племён, союзник Болгарии Волжско-Камской. В 1229 и 1232 разбит вел. кн. владимирским Юрием Всеволодовичем. (Большой Российский энциклопедический словарь)

Селей: Газета "Эрзянь Мастор" поздравляет своего шефа! Поздравления! Н.И.Меркушкину, Главе Республики Мордовия Уважаемый Николай Иванович! Фонд спасения эрзянского языка и газета "Эрзянь Мастор" поздравляют Вас со знаменательным юбилеем. Желаем Вам здоровья, неиссякаемых сил на поприще служения Мордовии и её народу, успехов в деле сохранения, развития и расцвета Эрзя и Мокша языков. Надеемся, что благодаря Вашему высокому разуму и таланту руководителя, Республика будет подниматься в гору и дальше, ибо иного пути нет. Из номера за 31. 01. 2011 г. Н.И.Меркушкину - Главе Республики Мордовия Уважаемый Николай Иванович! Поздравляем Вас с выдающимся событием в культурной жизни Республики Мордовия – выходом в свет на русском языке эпоса “Масторава”, одного из лучших произведений конца 20 – начала 21 века, золотого слова эрзянской, мокшанской и русской литературы, вековечного памятника Эрзе и Мокше. Профинансировав это издание, Вы поступили как сподвижник нашей литературы и достойный сын своего народа. Ваше имя с уважением будут произносить современники и далёкие потомки. Примте нашу благодарность за эту гениальную книгу, пожелания доброго здоровья и неиссякаемых сил на благородном поприще служения родному народу. Да будет Вам пазчангот Инешкипаза-Инешкая, дарующего миру свет, разум, красоту, добро! Правление Фонда спасения эрзянского языка http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=83&nom11=163 ПРАВИТЕЛЬ И МОРД – ВАСЬ

admin: Две правды «независимой» мордовской газеты и Эрюша Вежая Фото из архива газеты "Эрзянь Мастор" 2004 года. № 197 7 марта военному на фото исполнится 56 лет. На сегодняшний день он обучается в высшем учебном заведении г. Саранска Мордовии Цитаты из работы военного офицера СССР, отдавшего советской армии 24 года свое жизни, а затем ушедшего в отставку, где он и начинает работать против того самого государства, которое ранее защищал. Та советская страна - СССР, его выучила и на неё он работал. Взглянем на его мысли в отставке... http://www.erzan.ru/news/dve-pravdy-%C2%ABnezavisimoj%C2%BB-mordovskoj-gazety-i-erjusha-vezhaja Комментарий послан Терюшань Сергу. Автор. Людмила г. Челябинск. Бог тебя накажет за твои деяния. Комментарий послал Сыресь. А. Болькин. Бывший военный Он уже тебя наказал,.. Он уже тебя наказал, Сергу! Я Терюшань Сергу желаю счастья и здоровья, удачи вам!!!!

Танюш: Угрозы, угрозы, угрозы... Сколько их здесь уже прозвучало! а угрожают, как жизнь показывает, от сознания своей неправоты и бессилия Солнца всем и угрожающим тоже! На дворе заканчивается последний месяц зимы, еще немного и запоют капели, зажурчат ручьи, появится первая зелень на проталинах. Солнца всем - на небе и в душе! Февраль морозами свирепствует – Finita la, эпоха зимняя! Вновь солнечно весну приветствуя, Проснется день под птичьи гимны, и Пробудит утро индевелое, Прорежет зимнее молчание. Вновь звонко-стройной а капеллою Капели пропоют «Венчальную». Февральский воздух влажным маревом Истает, обнажив проталины. Весне сигналят нежным заревом Влюбленные в нее окраины.

admin: Танюш сёрмады: Угрозы, угрозы, угрозы... Сколько их здесь уже прозвучало! А. Болькин руководитель компании по угрозам, выясняется что многие из среды мордовских эрзян работают на власть свою и даже за деньги. В короне арабского мира Взирает взъяренно Пургаз. Мордва созидала кумира Прицельно, эрзяне, для нас. Вирява. Читать весь стих.. [BR]http://erzianraske.forum24.ru/?1-16-0-00000012-000-120-0#045

Танюш: http://www.erzan.ru/news/purgaz-byl-ili-nebyl

Танюш: ...В разные годы отдельные эрзянские активисты, одержимые идеей возрождения нации, проявили незаурядную целеустремленность на этом нелегком пути. На фоне этнической деградации и равнодушия они пробудили в людях чувство сопричастности к национальным ценностям, чувство рода, давшее им жизнь, интерес к эрзянскому языку, эрзянской песне и, главное, верованиям предков. Читать полностью статью Н.И.Аношкина (Аношонь Тумай): ЭРЗЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В ОПАСНОСТИ

Танюш: Внимание! Итоги Эрзянского ежегодного национального литературного конкурса 2010/2011 Призовое место Автор Произведение Количество баллов 1 Мария Еремина Марясак, кода седеем чави... 4,5/8 = 36 3 Татьяна Маторкина Вастома 4,5/6 = 27 6 Алина Подгорнова Пельтне – кода локсейть... 4,5/6 = 27 2 Мария Еремина Мон таго учан... 4,2/6 = 25,2 4 Феликс Амвир Арсемс 4,6/5 = 23 7 Алина Подгорнова Пиземев ве 4,4/5 = 22 5 Алина Подгорнова Кизна чуросто, оям, пракшны лов… 4,8/4 = 19,2 12 Ольга Ивановна Антипова Мелявкс велем кис 4,2/4 = 16,8 13 Ольга Ивановна Антипова Велень качамот 4,2/4 = 16,8 8 Мария Еремина Мон туян васов-васов… 4/4 = 16 14 Татьяна Маторкина Ильведькс 5/3 = 15 9 Феликс Амвир Серма-орма 4,7/3 = 14,1 10 Феликс Амвир Кемеде седеенк туртов 3,5/4 = 14 11 Ольга Ивановна Антипова Авадон 4,3/3 = 12,9 15 Александр Данильчев Раськень Озкс 4,3/3 = 12,9 16 Александр Данильчев Оймсема шка 5/2 = 10 17 Феликс Амвир Теште 4/2 = 8 18 Александр Данильчев Войнань стака читне 3/2 = 6 Примечание: Система оценок была проведена: в баллах от 1 до 5. Подсчет баллов произведен, исходя из сложившегося в ходе голосования среднего балла и количества отданных голосов. Автора Иван Пелеван с рассказом «ЭРЬЗЯ И ПРОБЛЕМА ПЕРВИЧНОСТИ» жюри конкурса при подсчете баллов не оценивало, приняв решение опубликовать в альманахе ЭРЗИАНА данный рассказ как яркое, достойное внимания читателей произведение о всемирно известном эрзянском скульпторе С.Д.Эрьзе (Нефедове). Поздравляем победителей, а также всех участников конкурса! Все произведения будут опубликованы во втором печатном издании эрзянского литературного альманаха «ЭРЗИАНА». Напоминаем, что Конкурс посвящается Инеаве эрзянской поэзии - Маризь Кемаль поэтому во второй выпуск альманаха ЭРЗИАНА планируется включить избранные произведения Инеавы эрзянской поэзии. Просьба отозваться тех, кто имеет возможность и желает профинансировать второе издание литературного альманаха «Эрзиана»: tatianarot@yandex.ru Заранее всех благодарю! Итоги Эрзянского ежегодного национального литературного конкурса ЭРЗИАНА - 2010/2011

Танюш: ...И, пожалуй, самый известный казацкий кличь – «Сарынь на кичку»! Словарь В. Даля сообщает: Сарынь, ж. собират. вост. калужск. (сор?) толпа мальчишек, шалунов; толпа, ватага черного народа; сволочь, чернь. Сарынь по улице гомонит. Сарынь на кичку! бурлаки, на нос судна! по преданию, приказ волжских разбойников, завладевших судном. Велика сарынь (толпа), да некого послать. Короче, считается, сарынь на кичку - приказ убраться корабельной команде на нос судна и не сопротивляться грабежу. Мне думается иное: атаман отдавал приказ подчиненным сырне кочкамс – золото собрать! Нормальный, такой приказ. Да и примеры, приведенные выше, приобретают смысл: «Много золота, да послать некого». Как мы иногда ребенка называем? Правильно, - «Золотце ты мое». Получаем, золотце - детишки на улице гомонят. Более того, если использовать эрзянский язык в качестве дешифратора знаменитых самаролукских мифов и легенд, они преобретут совершенно иной смысл, но это тема другого разговора. Олег Ракшин, Самарская лука Читать статью полностью: http://www.erzan.ru/news/kazaki-%E2%80%93-razbojniki

admin: Половина россиян не замечают зреющее в обществе недовольство GZT.RU, 5 часов назад, 28 фев 2011, 11:35 Фото: GZT Почти половина россиян (49%) готовы выйти на митинг, чтобы отстаивать свои права и свободы. Причем число желающих стремительно растет— за месяц число потенциальных манифестантов выросло на 11%. Между тем 47% опрошенных россиян «замечают недовольство и готовность людей», 50%— ничего подобного не видят, согласно данным опроса фонда «Общественное мнение». По данным Левада-центра, кардинальных изменений в общественных настроениях нет— если в прошлом году протестов на социально-экономической почве ждали 27% россиян, то сегодня— 28%. Причем готовность выйти с плакатами в 2010 году выразили 20%, а в феврале 2011 года— 19%. В политических митингах согласно участвовать 13% россиян. Тем не менее замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин согласился с тем, что недовольство в обществе растет, отметив, что рейтинги президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина ежемесячно падают примерно на 1%, сообщает «Коммерсантъ». Большинство россиян испытает «ощущение, что кризис закончился, но мы стоим на месте, и это место практически никого не устраивает», заявил изданию гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Среди причин недовольства собеседник газета отметил «различные печальные события последнего года: засуха, пожары, гречка, Кущевка, Манежка, Домодедово». Новость на сайте «GZT.RU»



полная версия страницы