Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)

admin: EKN=ESN.ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось Эрзянская служба новостей. начало продолжение ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ Андрей Волгин Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого. Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!

Ответов - 217, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Танюш: МАСТОРАВА. Героический эпос эрзян. Первое сказание. РОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ. ИНЕШКИПАЗ Перевод на русский язык:http://www.erzan.ru/news/mastorava-geroicheskij-jepos-jerzjan-pervoe-skazanie-rozhdenie-zemli-ineshkipaz

Верьгиз: В Электронном виде вышел в свет второй выпуск альманаха "Эрзиана 2010-2011". Доступен в pdf формате: http://merjamaa.beehosted.net/doc/erzianalm2.pdf

Танюш: С ежегодным литературным альманахом ЭРЗИАНА можно ознакомиться по ссылке: http://www.erzan.ru/erzjanskij-literaturnyj-almanah-erziana Приятного и полезного чтения! Напоминаем, что выпуск 2011 года посвящен Инеаве эрзянской поэзии - Маризь Кемаль. Раиса Степановна Кемайкина, Маризь Кемаль – кто из нас, эрзян, не знает этой энергичной, обаятельной, светловолосой женщины с открытым, внимательным взглядом умных голубых глаз?! Кому не ведомо имя Инеавы эрзянской поэзии, взявшей на себя смелость в нелегкие 90–е годы встать во главе возродившегося эрзянского национального движения, современной Озавы – жрицы, за столь длительный срок глухого молчания первой решившейся произнести сакральные слова эрзянских молений, и, наконец, самой главной эрзянки – Эрзяньавы, во всеуслышание, с гордостью за свой родной народ, заявившей о себе: МОН ЭРЗЯ! Для многих из нас эти слова стали откровением, перевернувшим жизнь, именно эта ключевая фраза заставила многих задуматься и переосмыслить свою человеческую сущность, смысл нашего земного бытия. С лёгкой руки именно Маризь Кемаль многие из эрзян вернулись к своему древнему корню, пробудились от национального беспамятства, очнулись от духовной спячки, вновь обретя свое эрзянское первородство, вспомнив свою эрзянскую самобытность, вновь ощутив острую тоску по покинутой родине, по утраченной Эрзянь Мастор. В мятежные 90-е годы именно Маризь Кемаль первой заявила, что не чувствует себя мордовкой, одной из первых отважилась утверждать, что единого этноса «мордовский народ» не существует. Вспомним её предельно честный ответ на беспочвенные обвинения в расколе мордвы: «Считаю так: либо люди, которые в силу косности привыкли к этому термину «мордва», и у них нет иного видения, либо опять конъюнктурщики, те, кому на данный момент это выгодно. Сами они, я думаю, прекрасно осознают, что «единого этноса «мордовского народа» нет… «Мордва» не самоназвание. Ни у эрзи, ни у мокши такого слова нет, мы это прекрасно знаем. Но… на термине построены диссертации, созданы научные работы по этой тематике. А если будет официально признано: «мордовской» нации не существует, простите, на что имярек жизнь посвятил! Туфта получается». Именно Маризь Кемаль одна из первых поняла, что успешной работы общества «Масторавы» совместно с мокшанами не удастся достигнуть. Разность менталитетов двух таких, часто диаметрально непохожих, народов не позволит плодотворно трудиться в рамках единого проекта и рано или поздно приведет к неразрешимым противоречиям, а в конечном итоге дискредитирует национальное движение. Прогноз Инеавы оправдался полностью, сегодняшние реалии «Масторавы» горькое тому подтверждение. Маризь Кемаль первой вспомнила и заговорила о необходимости возродить традицию народных собраний в эрзянских Аштема Кудо, как играющих значимую роль в становлении жизненного уклада и национального характера эрзян. Именно она первой подняла вопрос важности соблюдения чистоты эрзянской нации, вопрос моноэтнических браков, как значимого фактора сохранения эрзянской самобытности, высоконравственной национальной морали. Именно Маризь Кемаль напомнила мужской половине эрзян об определяющей роли женщины в эрзянской семье: «Женщина – душа нации, мужчина - тело. Душа живет в теле, как желток в яйце. Треснет скорлупа – испортится содержимое. Разобьется скорлупа – содержимое вытечет. Так произошло с эрзянками. В течение многих веков держали они уклад эрзянской жизни, несли традиции, эрзянскую душу. Несли до тех пор, пока мужчины не предали их, пока не поменяли на душу соседнего народа». Будучи признанным лидером эрзянского национального движения, Маризь Кемаль как в самые горячие, деятельные времена понимала, так осознает и сегодня, в период мордовской вакханалии, что «жатва придется на долю других поколений». И, тем не менее, она не теряет Веры в результативность национальных усилий, в духовные силы эрзянского народа: «Когда мы покажем эрзянам, какой огромный путь прошёл эрзянский народ, когда мы откроем глаза на его собственную историю, которую этот народ сейчас не знает, я чувствую, в нем проснутся запасы внутренних сил и энергии. Они еще есть, еще не погибла эрзянская душа». Вирява, вступительная статья к ежегодному эрзянскому литературному альманаху ЭРЗИАНА, 2-ой выпуск, 2011г.


ТУЗУР: *PRIVAT*

Танюш: ТУЗУР сёрмады: Время воевать и время заниматься продолжением рода... А сегодняшнее время, на Ваш взгляд, какое? - главная, первостепенная задача нашего времени? Интересно узнать именно Ваше мнение, если можно.

ТАЗУР: Ссылки на ваши статьи дает уже Кавказ-центр: http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2011/05/15/81578.shtml­

Танюш: *PRIVAT*

Танюш: ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ДОИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХЕ Известная в народе как «Перегибная Гора», возвышенность, которую омывает река Ежать, то и дело каждую весну преподносит сюрпризы, пополняя находками музей. Вспоминая свое босоногое детство, когда сельская ребятня целыми днями пропадала на реке, Михаил Савлев рассказывает, что его сверстник, Коля Новиков, таскал с реки домой толстые, как бревна, бивни мамонта. В послевоенное время они мало кого интересовали, а потому сохли, трескаясь на солнце, и все, а всего их было 22 штуки, развалились и были выброшены... Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/pamyatnyi-znak-doistoricheskoi-epokhe

ТУЗУР: *PRIVAT*

Танюш: *PRIVAT*

Танюш: ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ ...Именно древняя культура ариев, народа заполярья, стала основой знаний Волго – Окского бассейна. Эрзянская культура вобрала в себя все богатство человеческих знаний об природе мироздания, о человеке и его общественных отношениях, начиная с семьи, и в целом этноса. Эрзянский эпос «Масторава», сказания, объединенные главой «Век Тюштян», наглядное подтверждение, что правители народа обладали обширными и разнообразными знаниями. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/ob-etom-znali-dalekie-predki

ТУЗУР: *PRIVAT*

КВЕДОР: "Ольге Каниськиной не нужны пышные приемы и слава" НАСТОЯЩИЙ ЦЕЛЬНЫЙ ЭРЗЯНСКИЙ ХАРАКТЕР ...! http://www.newsland.ru/news/detail/id/703777/cat/64/

Танюш: Лично у меня Ольга Каниськина вызывает огромное уважение. Я в юности занималась легкой атлетикой - бегом, поэтому не по наслышке знаю, что спорт - это труд, а большой спорт - тем более. Пожелаю Ольге заслуженных побед и всегда помнить, что она эрзянка.

admin: В Б-Болдино есть такой хлеб! А сегодня праздник А. Пушкина "Массовка".

Танюш: Как на Сашины именины испекли мы каравай... Так и хочется ответить господам предпринимателям из ПО "Заготпрома": хлеб ценен сам по себе, без пушкинского автографа, или с пушкинским автографом он становится вкуснее?! А если у господ предпринимателей есть желание восславить Пушкинский Гений, то можем подсказать, как это полезнее всего сделать на древнеэрзянской Болдинской земле, земле, вдохновившей и зарядившей своим творческим потенциалом Александра Сергеевича, земле, взрастившей эрзянского поэта Павла Любаева - замечательного переводчика Пушкинской Поэзии на эрзянский язык, земле, на которой сегодня уничтожаются эрзянские школы и библиотеки. Господа предприниматели, издайте в Память о Солнце Русской Поэзии сборник переводов на эрзянский язык произведений Великого Поэта, порадуйте эрзянских детей, усладите слух эрзянских читателей! Читать полностью: Как на Сашины именины испекли мы каравай...

Танюш: Сегодня президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О Дне русского языка», говорится в сообщении пресс-службы Кремля. Согласно тексту документа ежегодно, 6 июня, в день рождения русского поэта Александра Пушкина будет отмечаться этот праздник. Соответствующее решение принято в целях «сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов РФ, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации», отмечается в сообщении. Также сегодня на встрече с представителями фонда «Русский мир» глава государства сообщил, что финансирование федеральной целевой программы (ФЦП) «Русский язык» в течение пяти лет, начиная с текущего года, составит 2,5 млрд руб. «Я надеюсь, что они (средства) будут правильным образом расходоваться, но, конечно, мы и дальше будем поддерживать деятельность НПО и общественных организаций, включая фонд «Русский мир» и Российскую ассоциацию преподавателей русского языка и литературы», — приводит РИА Новости слова президента. Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/06/06/focus/562949980384858 Думаю, где же та ниша, которую мог бы законно занять эрзянский язык?! чтобы на его развитие выделили из бюджета хотя бы тысячную часть этих средств, которые, скорее всего, осядут в чьих-то личных карманах, в чьих-то личных интересах.

Гость: К приезду Путина в Саранске газоны красят зеленой краской. Смотреть здесь:http://censor.net.ua/ru/video_news/view/171436/idolopoklonnichestvo_v_rossii

Танюш: Трагической сообщение из Мордовии: У нас такая огромная потеря - ушел из жизни Александр Арапов... Александр Васильевич Арапов чачсь 1959 –це иень сундерьковонь1-це чистэ Дубёнской райононь Кенде велесэ. 1977-це иестэ прядызе Кобалень школанть. М.В.Ломоносов лемсэ МГУ-нь журналистикань факультетэнть прядомадо мейле (1983) малав кавто иеть важодсь «Мордовский университет» газетань корреспондентэкс. 1985-це иестэ тердизь роботамо «Сятко» журналонь редакцияв. Ульнесь литсотрудникекс (1985-1989), поэзиянь ды публицистикань отделэнь редакторокс (1989-2000). 2000-це иестэ саезь – «Сятко» журналонь главной редактор. Россиянь Писателень союзонь член (1994. Мордкизэсь нолдынзе поэзиянь ниле книганзо: «Вайгель» (1990), «Вальма» (1992), «Взмах» (2001), «Мейле» (2006). Стихензэ совасть вейсэнь сборникс, конат лиссть Саранск, Челябинск, Самара, С-Петербург, Москов, Хельсинки, Будапешт, Таллинн, Тарту оштнесэ. «Литературная Россия» газетань лауреат (2000). Мордовиянь заслуженный поэт (2003). Ютко шкасто седи гитарасо, ладси морот эсь стихензэ лангс. Журнал "Сятко" №11, ноябрь 2009 г. Паро, ули истямо поэт… Чевте таркинесэ, Лембе лушминесэ Мадезь аштян — велькскам Ков-бути васов Шожда, теке валнэ, Ашо пельне уи, Ашо пельне уи, Сонсь а соды ков… Бути те стихотворениядонть-мородонть башка Александр Арапов мезеяк лия а сёрмадовольгак, арсеви, сестэяк улевельть сонзэ поэзиянть ламо содыцянзо-вечкицянзо. Пек уш оймень содазь, ноцк-ноцк седеень тантейстэ чавомас, невти неть зярыя строчкатнесэ эрямонть питнейчинзэ, мазычинзэ, моданть лангсо эрьвантень явозь марявикс-неявикс тарканть. Койсэнь, сонсь поэтэськак эсь творчествасонзо те стихенть лови тёкшокс, а стякояк од книгазонзо сон путозь васенцекс. Сонзэ эрьва книгась лемдязь башка смусть марто, вейке валсо: «Вайгель» (1990), «Вальма» (1992), «Взмах» (2004) ды вана — «Мейле». Истя лиссь, монень савсь улемс Александр Араповонь минек издательствасо весе лисезь книганзо редакторокс, секс, паряк, редявитькак тень сонзэ творчествасо кузематне-прамотне, од ёнкстнэ-тешкстнэ, полавтовоматне-кавтолдоматне. Сон свал ульнесь мелявтыця-ризныця поэтэкс. Истямокс кадовсь од книгасонтькак. Текень пес поладома: течи поэзиязо седеяк ризксэв-мелявксов. Тесэ, паряк, тувталось а шожда иетнесэ, лангозонзо празь стакачитнесэ? Ловнынк «Иванычень морозо», «Ильичень морозо» стихтнень, лиятнень, конат алтазь войнань темантень, авантень. Койсэнь, ава-поэттнэде домкасто А. Арапов маштсь невтеме аванть майсиця обуцянзо, эрямонзо. «Морось прядовсь», — прок лекстясь сон вейке стихсэнзэ. Эли ёвты истя: «Китне кольсть, ды молемскак а ков…» Ды прок виде ки лангс свал ливтить поэтэнть тетянзо марто кортамось, сеть малавикстнэ, кинь пельде а сави учнемс а кеж, а берянь, кинь марто чатьмонемаськак шожда, леци. Теке марто одс тешкстаса: кода сонзэ весе поэзиянтькак, тезэнь пурназь стихтнень яви домкачись ды оймень талномась. Кодат талновтыцят неень шкань сонзэ поэзиясь, стихтне, косо кортамось моли войнадо, армиясо служиця минек цёратнеде, сетнеде, кить ютызь Афганонть… А содангак, ёвтась-арась эрзянь поэзиясо кияк лия истя штавтозь ды истя ваньксстэ, мазыйстэ вечкемань ёжодонть … А. Арапов ёвтась. Те, нать, алкуксонь поэзиянть истямо виезэ — эрьва валось ёвтазь прок меельцеде, ды лиякс, — седе шождасто, седе парсте, — уш а ёвтавияк. Маряви, тон эсеть оймесэ кенерстить сынст ды поэтэнть марто ве вайгельсэ, ве лекстямосо ёвтыть весенень марямга. Ансяк содан, аволь эрьванть Пазось казизе истямо оймесэ-ёжосо: весень кисэ ёвтамс сехте домка, сёпозь-кекшезь, а ёвтавикс мельтнень ладсевикс валсо, панжомс оймень вальманть. Сюкпря Пазонтень — муизе самай те ломаненть. Сюкпря поэтэнтень ойменек сыргозтеманть, седе пек токновтоманть, ледстнеманть кисэ. Сон теке гайни струна — сурот эль токавтсак, вайгель максы. А стяко цёрась ламо стихензэ ладсинзе морокс, сонсь гитара марто морсияк эйсэст. Паро, ули эрзянь литературасо истямо поэт. Сон келес панжизе икеленек аволь ансяк эсензэ томбазь-раздезь седеензэ — минек ойметнень штавтынзе икеленек. Алкукскак, теке чопавтнят эсеть оймес, потмаксос неят весементь, мезе ули эйсэнек ды пертьпельганок… Тамара Баргова Сообщение от Семяковой Наталии Николаевны (24.08.2010 08:18) на литсайте ЭРЗИАНА: Саша Арапов, помнишь ли ты меня? Встречались, правда, единственный раз на Фатьяновских прадниках, но потом переписывались, ты присылал мне свою книжку стихов на эрзянском языке. Я ее читала и перечитывала, не понимая текста, но удивляясь мелодиям, интонациям, рифмам. Не очень давно я завела интернет, почту и сразу посмотрела, что там есть про тебя. Есть и много! Очень рада, что ты теперь редактор журнала "Сятко", в котором и работал в пору нашего знакомства. Хотя, не знаю, рад ли этому ты, редакторство дело трудное и отвлекающее от творчества. Сама я пишу, но сейчас распространяться не буду, не уверена, что ты получишь мое письмо. Если получишь, отвечай Наталья. Александр Арапов. Валморот. Стихи * * * Эрицятнеде велесэнть аламо — Бабинеть, атят, одтнэ тусть ки ков. Ошсто сакшныть аволь свадьбас — калмамо Сетнень, кие эзь саеве ошов. Кулость, кить умарь чувттнэнь мельга яксесть, Чапсть срубт, стявтсть кудот ды скотина трясть. Кадозь пиретнень саинзе палаксось, Тарадтнэнь увтни пайстомо вармась. Стакасто лекси модась марчонть ало, Вельть кувать азорт корьмаесь учи... ...Россия, Русь... рудазов ки вальмало, Ташто чаво кудынеть, сэтьмечи. * * * Монень истя эрявсь мартот кортамс, Стака канстонть хоть аламос ёртомс. Шождыне чатьмонемась тонь вакссо, Аштян мартот, ды те вийть тень максы. Эйстэть моли лембе... сэтьметь валот: Кортат — теке чи оймезэнь валат, Прок снартнят менстямо ойменть оляс... Ансяк вана кемематне оласть. Тон иля эрязкале туеме, Тон аламос кадовт... чатьмонеме. * * * Зярдо ськамот, Пазось мартот корты, Сон оймезэть кежей вал а ёрты. Зярдо ськамот, мезекс валтнэнь ёртнемс? — Ононтькак, сеньгак а кинень ёвтнемс. Зярдо ськамот, вийть седеесь ташты… Ансяк оймесь оймсеме а машты. Зярдо ськамот, менелесь маласо, Гулькантькак чарькодьсак лато прясо. СЕДЕЙДЕ МОРО Монь седеем... Сон ульнесь келес панжозь, Прок кенкш: совак, кие кельмесь, эжнек. Весть вейке инже сась, пертьпельга ваннозь, Ды кадовсь. Сон мелезэнь тукшнось пек. Кавтов мелявкстнэ — истя минь эринек. Кавтов кеняркстнэ — тевтне парсте тусть. Кода минь вейке-вейкень лангс кеминек! Но весть монь инжесь лия седей мусь. Монь седеенть, а содан мезень кисэ, Саизе ды ёртызе палакс потс. Кода пижнесь седеем, зярдо пицевсь! Арсинь, сась пе, а вельмевтеви одс. Стинь стамбаро, зярдо тень ойме вельмесь, Прок васенцеде пертьпельга варштынь. Монь седеем... Сон марявсь, теке кельмесь... Нать, кувать сонзэ панжадо кирдинь. Александр Арапов

Елаев Иван Александр: Застой под Зюганова не пройдет! (как женщина из эрзянского селения бывшего компартработника одолела) Хотелось бы дополнить что нападки на генерального директора ООО «Ольга» Тарасову не окончились необоснованными судебными тяжбами, затеянными несостоятельным бывшим компартработником. Проиграв в тяжбе в судах бывший компарапартачик пытался взять спорное здание штурмом и выслал целую бригаду молодцев. Никчемному бывшему партначальнику казалось, что так вот незаконными способами он уж точно завладеет спорным зданием. Однако, не на ту напали. Директор ООО «Ольга» Тарасова как Алёна Арзамасская смело и решительно вступила в неравную схватку с противником. И надо отдать должное – победила. Вот наглядный пример как надо действовать по отношению к несостоятельным бывшим компартработникам - смело и решительно защищать свои права. Да и самого мелкобуржуазного несменяемого представителя власти Зюганова пришла пора поставить на место. Ни какой пользы для трудового народа от Зюганова нет. Одни лишь никчемные пустые разговоры, длящиеся уже второе десятилетие. В то же время Зюганов вытесняет из партии активных граждан, лишая таким способом возможности участвовать в управлении государством. То есть деятельность Зюганова нарушает наши конституционные права на свободу в выборе органов законодательной власти. И с этим надо покончить. К этому и призываю. Юрист Елаев Иван Александрович, телефон: +79510538999 , e-mail: I.A.Elaev@mail.ru

admin: У эрзян огромная потеря - Александр Арапов покинул свою ценную жизнь... АРАПОВ Александ Васильевич родился в 1959 году в с. Чиндяново Дубенского района Мордовии в семье учителей. Детство и юность провел в с.Кабаево. Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Союза писателей России. Пишет на эрзянском и русском языках. Автор нескольких поэтических книг и многочисленных публикаций как в республике, так и за ее пределами. Стихи А. Арапова переводились на венгерский, финский и эстонский языки. Лауреат премии еженедельника "Литературная Россия". Был главным редактором эрзянского литературно-художественного журнала "Сятко". Член редколлегии молодежного журнала "Странник". СЕДЕЙДЕ МОРО Монь седеем... Сон ульнесь келес панжозь, Прок кенкш: совак, кие кельмесь, эжнек. Весть вейке инже сась, пертьпельга ваннозь, Ды кадовсь. Сон мелезэнь тукшнось пек. Кавтов мелявкстнэ — истя минь эринек. Кавтов кеняркстнэ — тевтне парсте тусть. Кода минь вейке-вейкень лангс кеминек! Но весть монь инжесь лия седей мусь. Монь седеенть, а содан мезень кисэ, Саизе ды ёртызе палакс потс. Кода пижнесь седеем, зярдо пицевсь! Арсинь, сась пе, а вельмевтеви одс. Стинь стамбаро, зярдо тень ойме вельмесь, Прок васенцеде пертьпельга варштынь. Монь седеем... Сон марявсь, теке кельмесь... Нать, кувать сонзэ панжадо кирдинь.

Танюш: ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ ...Плакаты эрзянской графики, которые изготовил музей, демонстрируют высокий уровень знаний предков о природе, не уступающий мышлению современного человека. Объединяет нас глубиной и разнообразием духовной близости нить преемственности культуры, а не технические достижения человечества. В любую эпоху согревало человека тепло материнской заботы и ласки, мудрость сочувствия и понимания. Мать-богиня. Она объединяет вокруг себя семью, детей, сородичей. Она - хранительница рода. В мировоззрении первобытного человека существовала идея великого материнского первоначалия. Олицетворением стала Великая Мать-богиня жизни. Скульптурные примитивные изображения «венер» верхнепалеолитической эпохи есть олицетворение материнского начала. Эти скульптурки-идолы были вытесаны из камня, и распространены на огромной территории от Франции до Урала, они удивляют единообразием стиля, словно создавались единым мастером по одним и тем же правилам. Круглая голова без лица, без ступней ног, подчеркнутость половых органов, больших грудей и выпуклого живота, крутых бедер. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/obraz-velikoi-materi

Танюш: ЭРЗЯНСКАЯ НАРОДНАЯ ВЕРА. В ПОИСКАХ ИСТИНЫ Как Земля-матушка, величаемая эрзянами Масторавой, держится на трех рыбах, так эрзянская национальная вера зиждется на трех основополагающих заповедях: · Почитание жизнетворящего начала природы · Почитание истоков, памяти предков · Почитание священного слова, праязыка Именно эти нравственные заповеди являются характерным лейтмотивом эрзянских народных сказаний, вошедших в основу героического эпоса эрзян «Мастораву». Послушаем, с каким огромным уважением и преклонением отзывается об эрзянском эпическом наследии автор литературной обработки «Масторавы» Александр Маркович Шаронов: «Масторава» - Ине Вал, Великое Слово о народе Эрзя, его творце Инешкипазе, о красивой и доброй стране Эрзянь Мастор; в этом слове истории эрзян, их великие герои и великие люди, в нем жизнь наших предков, наше прошлое и будущее. В нем эрзянский мир, открытый для всего человечества. Войдите в него – и вы увидите: он наполнен светом, красотой, гармонией, в нем царствует союз богов и людей, одухотворенный Высшим Разумом». И, действительно, с зачина «Масторавы» начинаешь ощущать себя в мире света и красоты, с каждой прочитанной страницей приходит понимание того, что в руках держишь древние письмена, по своей нравственной значимости не уступающие Библии и Корану. Эрзянский эпос – это, несомненно, неотъемлемая часть мировой культуры, по непонятным причинам длительное время пребывающая в тени или же сознательно замалчиваемая, утаиваемая от внимания русского мира. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/erzyanskaya-narodnaya-vera-v-poiskakh-istiny

Верьгиз: Этнополитическая убогость и бездарность - так озаглавлена заметка на http://folksland.net/m/articles/view/EItnopoliticheskaya-ybogostq-i-bezdarnostq. На сайте ANVICTORY опубликован Манифест этнополитического объединения "Русские" от 12 июня 2011 года. В первую очередь, что бросается в глаза так это безликость и уныние этого с позволения сказать документа. «Мы, Русский народ, лишившись своего государства в 1917 году, скоро вот уже столетие как находимся под гнетом сменяющих друг друга антирусских режимов…» А раньше, до 17 года режим был русский? Да «совок»-CCCP был больше русским по сравнению с самодержавием. По сему видно что так и не смогли ряженые «националисты» избавиться от поцреотизма, а раз это так, то только этим они себя похоронят на свалке истории прошлого столетия. Нет, однозначно угрюмый и бездарный пасквиль. Обилие в этнополитическом «манифесте» таких слов и оборотов как: пора восстановить…, должна вновь стать…, станет…, будут возвращены…, обеспечена…, будут остановлены…, станет возможной реализация…, получит возможность…, будет очищена… Но вот как это сделать? С этим проблема. Неужели то, что дальше там написано является способом решения всех этих – «станет возможной реализация…, получит возможность…» Они пишут: «Мы считаем участниками нашего объединения всех Русских людей …путь освобождения России лежит через национальное единство и мобилизацию. Русское единство и освобождение России – взаимодополняющие цели». Всё это полная политическая профанация, неопределённость, муть и аморфность. Желающим идти за новоявленным «попом Гапоном» остаётся пожелать удачи в их обречённом на провал мероприятии.

Танюш: Ну что ж, пожалуй, я согласна с автором статьи. Если ты не согласен с действующим режимом, с ним надо бороться, а не просто обвинять. Обвинять шепотом на кухне все могут, реально действовать отважится далеко не каждый. К тому же, всем известно, что сегодняшние русские - это многонациональная общность, образовавшаяся в результате смешения рас. У любого русского корни оказываются далеко не русскими. Тогда о каких антирусских режимах может идти речь?

Верьгиз: Танюш сёрмады: К тому же, всем известно, что сегодняшние русские - это многонациональная общность, образовавшаяся в результате смешения рас. У любого русского корни оказываются далеко не русскими. Примечательно, что определённые группы "русских националистов" это признают (http://ari.ru/news/3725), но опираются на "финно-угорскую теорию", в которой нет места эрзянскому народу...

Танюш: Верьгиз сёрмады: в которой нет места эрзянскому народу... нет и не будет, так как именно эрзяне - исконный народ РАСЬСИИ

Танюш: И я думаю, что далеко не случайно именно эрзянским поэтам принадлежат лучшие стихи о РАСЬСИИ - а в этом я уверена! Стихи Сергея Есенина, Числава Журавлева, Александра Арапова пронизаны насквозь расьсийским духом, болью за судьбу родины и родного народа. x x x Не в моего ты бога верила, Россия, родина моя! Ты как колдунья дали мерила, И был как пасынок твой я. Боец забыл отвагу смелую, Пророк одрях и стал слепой. О, дай мне руку охладелую - Идти единою тропой. Пойдем, пойдем, царевна сонная, К веселой вере и одной, Где светит радость испоконная Неопалимой купиной. Не клонь главы на грудь могутную И не пугайся вещим сном. О, будь мне матерью напутною В моем паденье роковом. Сергей Есенин x x x Туча кружево в роще связала, Закурился пахучий туман. Еду грязной дорогой с вокзала Вдалеке от родимых полян. Лес застыл без печали и шума, Виснет темь, как платок, за сосной. Сердце гложет плакучая дума... Ой, не весел ты, край мой родной. Пригорюнились девушки-ели, И поет мой ямщик на-умяк: "Я умру на тюремной постели, Похоронят меня кое-как". Сергей Есенин *** Рунгот копачизь, тиринь Россия, Верь ды рудаз, ды чопода ве. Кие истяня нарьгинзеть, кие? Ки теть анокстась эрямонь пе? Таго эйкакшот икелев ваныть, Састо кепедить новолезь пряст, Таго апаронть стувтыть ды панить — Учить, кодамо максыть тенст Власть. Азоркс эстенек эряви улемс, Кие соки ды солавты сталь, Саты ульнекшнемс вешицякс, урекс, Саты мендявозь аштемс, прок каль! Лакак верьсэнек, сырне ды сия! Кельме роса, пси прязонок прак. Ансяк тонеть мон пшкадян, Россия: — Авай, эйкакшот ванстамо стяк! Числав Журавлев Кевкстемат Бути лейсэнть эрить ламо калт – Те ули-паро! Зяро эрзянь ёмавтынек валт? Кие ёвты, зяро? Эрьва тикшесь, цецясь кандсь эсь лем. Те – таго-зярдо… Чувтсо пангось мекс ней аволь сем? Лосесь а сярдо? Эрзянь валонь корёнт, Ине Русь, Марян тонь лемстэ. Бути минек валтнэ тонь кельс тусть – Ки лиссь кинь эйстэ? Нама, «росась», «сиясь» - эрзянь валт, - Секс седейс совить. Свал Россиясь тенек ава, свал. Кить лиякс ловить! Эрзянь келесь, теке сэтьме лей, Пештиль морятнень. Ансяк мекс илэсь вадинзе ней Эсь лисьмапрятнень? Числав Журавлев * * * Эрицятнеде велесэнть аламо — Бабинеть, атят, одтнэ тусть ки ков. Ошсто сакшныть аволь свадьбас — калмамо Сетнень, кие эзь саеве ошов. Кулость, кить умарь чувттнэнь мельга яксесть, Чапсть срубт, стявтсть кудот ды скотина трясть. Кадозь пиретнень саинзе палаксось, Тарадтнэнь увтни пайстомо вармась. Стакасто лекси модась марчонть ало, Вельть кувать азорт корьмаесь учи... ...Россия, Русь... рудазов ки вальмало, Ташто чаво кудынеть, сэтьмечи. Александр Арапов *** «Мезе, цёрат, моратано моро?! Валтнэнь уш мусынек кодаяк! Эрзянь моро серьгедтяно, цёрат: Столесь сюпав, оймесь – седеяк!» Ансяк ваныть, чатьмонить цёратне, Прок кинь-бути учить – сеть а сыть. Сормсизь коняст. Истя тарныть прятне, Теке алкукс морамо арсить. «Нать, истямо эрзянть уцясказо Ды чанстензэ, нать, истямо шкась: Ёмась эрзянь моронть содыцязо, - Нурдо ули – алаша арась». «Те а истя! – стясь иредезь цёра, - Эрзятне содасызь эсь морост!!! Чатьмонеде! Мон мораса моронть, Эрзянь моронть «Ой, мороз, мороз…» Александр Арапов

Танюш: Захват демократии. В Мордовии председателем ЦИКа стал бывший министр МВД На заседании Центральной избирательной комиссии Мордовии 20 июня ее председателем утвержден бывший министр республиканского МВД Александр Косов. Руководитель администрации главы Мордовии Николай Крутов от имени главы выразил уверенность, что Косов со своей "работой справится", сообщил корреспонденту Каспарова.Ru один из членов ЦИКа, который попросил не называть его. Председатель Госсобрания республики Валентин Конаков, представляя Косова членам ЦИКа, отметил в качестве особых достоинств кандидата его милицейское прошлое. Отметим, что Косов в 90-е годы занимал пост министра МВД Мордовии, затем был заместителем министра — начальником тыла. После громкой отставки руководства республиканского МВД с 2006 года работал в Счетной палате Мордовии, был заместителем председателя. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/zahvat-demokratii-v-mordovii-predsedatelem-tsika-stal-byvshij-ministr-mvd

Танюш: МАСТОРАВА. Героический эпос эрзян ВЕК БОГОВ Первое сказание РОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕК Смотрит зорко Бог на Мастораву: Жизни нет, хотя дела исправно Слажены. По-прежнему пустынна Матушка Земля. Быть может, сына Ожидает, без него тоскуя, Чем печаль развеять вековую? Некому рубить деревья в чащах, На лугах не видно землепашцев, Некому косить густые травы, Некому прореживать дубравы… Мысли в голове Инешки бродят, Всходы первые посеять рода, Основать традиции-обряды, Пусть блюдут живущие их свято. Непростая избрана задача, Но её решать так иль иначе. В одиночку справиться с ней сложно: Разум хорошо, а три – надежней! Полностью можно прочитать тесэ: http://www.erzan.ru/news/mastorava-geroicheskij-jepos-jerzjan-pervoe-skazanie-rozhdenie-zemli-chelovek

Танюш: Памяти Йовлань Оло (В.И.Ромашкина) Йовлань Оло, а именно так именовал себя Владимир Ромашкин, сегодня широко известен среди эрзян как фольклорист, музыкант, кинодокументалист, основатель фольклорно-этнографического коллектива «Торама», а также как собиратель вокальных и инструментальных образцов эрзянской народной музыки. Он неоценимый вклад внес в сохранение и развитие песенного творчества РАСЬсийских народов. Автор сценариев к этномузыкальным фильмам «Каратаи» и «Истоки». По его инициативе и под его руководством впервые были записаны компакт-диски эрзянских народных песен. Он – один из лучших исполнителей национальных песен на старинных эрзянских инструментах: дудка-нюди, скрипка-гарзи, барабаны-чавома, вешкема. Созданный по его инициативе ансамбль «Торама» неоднократно побывал с концертами в зарубежных странах Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Англии, Швеции, заявив о себе, как о коллективе, пропагандирующем национальное музыкальное искусство. О популярности этого коллектива свидетельствует не только доселе небывалый спрос на компакт-диски с записями народных песен в исполнении ансамбля «Торама», но и создание фан-клубов во многих странах: Финляндии, Эстонии. Владимир Иванович Ромашкин родился 6 сентября 1951 года в селе Ичалки Ичалковского района. С детства впитав в себя любовь к истокам своего эрзянского народа, он по-настоящему радел за свою родную эрзянскую культуру, все свои силы, чаяния отдавал для ее развития. В.И.Ромашкин – один из тех ярких творческих личностей, принесших на алтарь национальной эрзянской культуры свою энергию и жар души. В.И.Ромашкин, безусловно, заслуживает того, чтобы с него брали пример, как с человека, всей душой преданного своему народу, учились у него бережному и трепетному отношению к культурному наследию своих предков, к национальным традициям. Несмотря на испытания и всевозможные трудности, которые преподносила ему жизнь, он решительно шел к своим целям, многих из которых успешно добился. Смог бы сделать еще больше, если бы не болезнь, прервавшая жизнь этого замечательного человека на пике творчества и профессионального роста. Он умер 29 августа 2002 г., оставив за собой яркий след человека, чьим именем сейчас гордятся все те, кому не безразлична судьба эрзянского народа. В этом году В.И.Ромашкину исполнилось бы 60 лет. В связи с этим 5-6 сентября 2011 на древнеэрзянской земле пройдет ряд мероприятий, посвященных памяти выдающегося сына эрзянского народа В.И.Ромашкина. Торжественные мероприятия начнутся с круглого стола, который будет проходить 5 сентября (начало: 14.00) в государственном национальном драматическом театре (г. Саранск, ул.Советская, 22). В тот же день (в 16.00) состоится вечер памяти В.И.Ромашкина, на котором своими воспоминаниями о музыканте поделятся его друзья, коллеги, почитатели его таланта, близкие и родные, прозвучат песни в исполнении творческих национальных коллективов. Продолжатся мероприятия 6 сентября в эрзянском селе Подлесная Тавла Кочкуровского района на территории музея «Этно-кудо имени В.И.Ромашкина». Участники и гости мероприятий станут свидетелями открытия бюста В.И.Ромашкину, посетят эрзянский дом-музей «Этно-кудо имени В.И.Ромашкина», выставку работ братьев-художников Дыриных и резьбы по дереву мастеров ОО «Эрьмезь», выставку-дегустацию блюд и напитков эрзянской национальной кухни. Завершит цикл мероприятий III фестиваль древней эрзянской песни «Дорамась терди» («Зов терди»), на котором свое творческое мастерство продемонстрируют творческие коллективы, прибывшие с разных концов древнеэрзянской земли Масторавы. Начало фестиваля в 9.30. Отъезд в село Подлесная Тавла Кочкуровского района от Государственного национального драматического театра (г.Саранск) в 8.00 часов.

Танюш: Читать полностью:http://www.erzan.ru/news/pamjati-iovlan-olo-viromashkina В гостях у Йовлань Оло Лес бежит волною с косогора, Гул прибоя плещится в листве. Жил в Подлесной Тавле Йовлонь Оло В неказистой старенькой избе. Здесь сверчок пел песенки за печкой, Свежим хлебом пахло, молоком. Здесь с друзьями согревали встречи, Радуя эрзянским говорком. Слышались застольные беседы, Песен задушевнейший мотив. Йовлонь Оло, мы скучаем, где ты?! – Стол накрыт! На небе погостив, Вновь к друзьям спеши, чтоб в летний вечер Доромы протяжный зов звучал, Чтоб родной, эрзянской, звонкой речи Слился в многогласицу вокал. Посидим и выпьем мы с устатку, Вспомним, как был хлебосолен ты, Как умел за душу взять, как в «Сятко» Мы читали прозу и стихи. Спорили о будущем России, Эрзянь Мастор в душах пробудив, Знали мы, что нет земли родимей Той, что нас лелеет и родит. ...Йовлонь Оло, вновь ты с нами рядом, Я дыхание ловлю твое, Ты с портрета смотришь грустным взглядом На земное наше бытиё. Вирява, Подлесная Тавла - Санкт-Петербург

Танюш: Колмо калават = три кита, определяющие нашу национальность ...Так где же наш эрзянский исток, где зарыт наш эрзянский корень=КОРЁН, где пуп эрзянской земли, бел-горюч камень АЛАТЫРЬ, где сокрыт наш эрзянский ГРА-АЛь? Косо анокстась азор Модантень? Ине лей лангсо, Равонть чиресэ… «Ломань. Масторонь чачома.» Эпос «МАСТОРАВА» Человек где Богом создавался? Где Земли Хозяин зарождался? – На высоком берегу святого Рава… «Человек. Рождение Земли» Эпос «МАСТОРАВА» Думаю, ни для кого из эрзян не будет новостью, и не станет открытием тот общеизвестный факт, что Земля Эрзян = ЭРЗЯНЬ МАСТОР, неотъемлема, прежде всего, от великой реки РАСЬСИИ – Волги. Справочно: Современное название «Волга» имеет эрзянское происхождение: ВАЛГИ = СПУСКАЕТСЯСЯ, СТЕКАЕТ Есть еще одно эрзянское имя этой великой реки, дословно именно так и звучащее и сегодня мало кому известное: ИНЕ+ЛЕЙ = Великая река Древнеэрзянское название Волги: РА=РАВ Именно здесь зародилась наша эрзянская (живая, жизнеспособная) человеческая жизнь, именно здесь находится пуп Эрзянской Земли, бел-горюч камень АЛ-АТ-ЫРЬ (сравните, БОГ-АТ-ЫРЬ), эрзянский ГРА-АЛь, то самое первое, начальное семя, яйцо=АЛ, из которого зародились мы – эрзяне. Справочно: Река АЛАТЫРЬ, древнеэрзянское название РА+ТОР = льющаяся в РА АЛ= яйцо, то самое, где начиналась наша жизнь, АЛТАМО = ОБЕЩАНИЕ, КЛЯТВА АЛАТЫРСКИЙ ВАЛ – у его подножия зародилась наша жизнь, именно здесь захоронено не одно поколение наших предков. Кстати, вал этот образован известняковыми породами – меловые горы, вот вам и АЛАТЫРЬ – бел-горюч камень... Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/kolmo-kalavat-tri-kita-opredeljajushhie-nashu-nacionalnost

Танюш: Согласны ли с мнением авторов статьи? Может, следует что-то добавить? Вопрос не праздный: мы, эрзяне, на пороге грядущих перемен обязаны заявить о себе, как о самодостаточном народе, поэтому считаю необходимым публикации эрзянской тематики во всевозможных информационных источниках. Добавляйте, поправляйте - если с чем-то не согласны, статьи будем редактировать общими усилиями и размещать повсеместно.

Верьгиз: Танюш сёрмады: мы, эрзяне, на пороге грядущих перемен обязаны заявить о себе, как о самодостаточном народе, поэтому считаю необходимым публикации эрзянской тематики во всевозможных информационных источниках. Да, безусловно. И следует открыть раздел - К проекту Эрзянской Автономии.

Танюш: Комолява. ВЕК БОГОВ. МАСТОРАВА. Героический эрзянский эпос Автор литературной обработки А.М.Шаронов Поэтические редакторы И.А.Калинкин и Р.С.Кемайкина (Маризь Кемаль) Материал собирали В.В.Горбунов, Г.Я.Меркушкин, А.Д.Шуляев, научный редактор В.Я.Евсеев Поэтический перевод на русский язык Вирявы (Татьяны Ротановой) – Масторава, не премножь печали! Слёзы горькие не лей ручьями! За эрзян Инешкипаз в ответе, Потому как это его дети. Днем и ночью Паз о них горюет, Днем и ночью души их врачует. Держит он судьбу рукою левой, Правой же рукой, благословенной, Наделяет счастьем и удачей: Щедрой дланью – не скупясь, не пряча. Молвит слово – рожь заколосится, Промысл явит – человек родится, Дабы возродился Род Эрзянский, Дабы укрепился Дух Крестьянский. ПАЗ ЧАНГОДТ! —Мейс истя, Масторава, авардят? Мейс истя, Масторава, сюмордат? —Секс мон, Ашо локсейне, авардян, Секс мон, Пазонь кучовтке, сюмордан: Сюро видить эрзят — сон а чачи, Кильдемат трить — кильдемаст а раштыть, Полат саить — полынест а шкить-трить. Те пингень раське пек соды-мели*, Те пингень раське Комлявань вечки. —Иля аварде тон, Масторава! Иля сюмордо, Масторавине! Инешкипаз мелявты тень кисэ, Инешкипаз сюморды тень кисэ. Керш кедьсэнзэ сон уцяска кирди, Вить кедьсэнзэ сон уцяска явши. Евты вал — сюрось карми чачомо, Яви мель — полат кармить шкить-трямо, Кильдемаст, ракшаст кармить раштамо. ПАЗ ЧАНГОДТ! Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/komolyava-mastorava-geroicheskij-jerzjanskij-jepos

Танюш: Что в имени твоём, Самара? Одна из важнейших задач самарского краеведения заключается в попытке выяснить, что же означает слово «Самара»? Учёные не сомневаются в том, что город Самара поименован по реке Самара. Версий, раскрывающих значение топогидронима, приводится с той или иной степенью логичности множество. ...если большинство жителей Самар были эзяне, то к названию прибавлялось окончание, как указание статуса поселения: ош-город, ошпандо-крепость, веле-деревня, буе -поселение, буй -граница. Последнее можно наблюдать в названии сёл Старый Буян, Новый Буян, где Буй ян - «граница тропы». Заметим, эрзянские слова сея (коза) и сия (серебро) звучат практически одинаково, и, возможно, «коза» в названии поселения появилась позже из-за созвучия с эрзянским словом «серебро». В захоронениях на Барбашином некрополе обнаружили серебрянные украшения: серьги, сюльгамо, браслеты. И это странно, так как для средневековья серебро металл, который ценился гораздо выше чем золото. Впервые в России серебро стали добывать на Нерченском руднике в XVIII веке, до того момента, благородный металл привозили извне. Примечательно, что в 1678 году самарский воевода А.Шель послал в Москву отчет об обнаружении близ Самары залежей серебряной руды. Было бы интересно провести анализ серебрянных украшений найденых в барбашинском могильнике, очень может быть, что изготавливались они из местной породы. Косвенно подтверждают версию местного изготовления серебрянных изделий следующий факт. На большинстве украшений изображался один и тот же тотемный знак, который Борис Александрович Латынин назвал «процветший крест», символ Мирового дерева. Следовательно, украшения изготавливались именно для жителей поселения, а «процветший крест» родовой знак - «тешкс», отличительный знак некоего эрзянского Рода. То есть ещё одно возможное значение слова Самар — Сия мар буе, то есть «поселение на серебряном холме». Автор: Ракшин Олег. Самара Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/chto-v-imeni-tvoem-samara

Танюш: О ЧЁМ НАС ПРЕДУПРЕЖДАЛИ ВЕЛИКИЕ ПРЕДКИ ...Выход, который подсказывают произведения наших великих предков, дошедшие до нас в виде эпосов, легенд и народных сказок – готовиться к суровым испытаниям, не держась за всё то старое и привычное, но гнилое и порочное – всё то, что обречено на смерть: старую систему ценностей, изживший порядок взаимоотношений. Да, это всегда больно, потому что в это старое когда-то было вложено немало сил и душевного труда... Это словно мёртвая вода, которая окунает героя в загробный мир, где всё, что отжило, слетает с него, как шелуха. Быть может, поэтому, окроплённый мертвой водой, он становится так прекрасен? Так и нашему народу, – как, впрочем, и всем арийским народам – предстоит пройти нелёгкий путь посвящения, очищения от тлетворного влияния чужеродной цивилизации, не способной обеспечить прогресс и развитие в условиях меняющейся на глазах среды обитания. От губительного влияния нежизнеспособной «цивилизации», угрожающей существованию самой жизни на Земле! Пройдём мы эти испытания или нет – зависит только от нас. Благоприятный исход нам никем не обещан, за него нужно бороться. И молиться Всевышнему и нашим предкам. Но коль мы испытания с честью выдержим – наступит пора живой воды, пора нового взгляда на себя и на мир. Тогда много великих дел и светлых дней мы оставим нашим потомкам. Подобно воскресшему былинному герою, который встаёт и идёт к своей цели – освобождать принцессу, убить дракона, добыть молодильные яблоки… Да мало ли великих дел нас ждёт впереди?! Авардень Сандра Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/o-chem-nas-preduprezhdali-velikie-predki Пек парсте сёрмадозь!!! Сюкпря, Сандра!

Танюш: ЭРЗЯНСКАЯ АВТОНОМИЯ КАК ПРОГРАММА-МИНИМУМ Эрзянская Автономия… В последнее время приходится слышать слишком много разговоров вокруг да около данного образования. Чем вызвана данная активность? Во-первых, конечно же, проснувшимся национальным самосознанием молодого поколения эрзян. И это хорошо, но лишь до определенной черты свойственного молодёжи максимализма, который зачастую грамотно используется некоторыми общественными «деятелями» в своих собственнических интересах, и может привести необдуманными преждевременными действиями к самым печальным последствиям максималистки настроенных представителей нового поколения эрзян. .. Как показывает реальная повседневность, идея Эрзянской Автономии в настоящее время эксплуатируется некоторыми личностями, судя по всему, к сожалению, для удовлетворения своих политических амбиций. Это и есть следующая причина небывалой активности вокруг данной темы. Проанализируем интервью, взятое у правозащитника, юриста Ивана Елаева: http://svpressa.ru/society/article/29858/... ...Только своими силами можем мы двигаться к намеченной цели – умом, трудом и сплоченностью. Мы можем организовать свои эрзянские поселения, скупив по бросовым ценам целые деревни в российском Нечерноземьи, не только в Мордовии, но и на исторических эрзяно-мерянских землях, в Нижегородчине, Костромской, Ярославской и Ивановской областях. Мы живем на Земле не ради себя любимых! Инешкипаз нас не для этого в мир послал, и если в нас проснулось наше эрзянское, то только мы сами должны его претворять в жизнь, а наши эрзянские Боги и Предки нам помогут на нашем пути. В Уставе общественной эрзянской организации сказано, что эрзянская общественная организация живет на взносы и пожертвования её членов – к этому надо быть готовыми, к финансовой самостоятельности. Иначе нам никогда не видеть независимости и настоящей свободы. Свободен лишь тот, кто независим во всех отношениях. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/erzyanskaya-avtonomiya-kak-programma-minimum Напоминаем, что ЭРЗЯНСКИЙ ИНЕКУЖО (КОНГРЕСС) проходит с периодичностью раз в 3 года. В 2012 г. должен быть ОЧЕРЕДНОЙ ЭРЗЯНСКИЙ ИНЕКУЖО (КОНГРЕСС). Вот где следует заявить о чаяниях эрзян и эрзянской молодежи - в полный голос, это, на наш взгляд, очень важно! Материалы об эрзянском конгрессе и документах, принятых на нём: click herehttp://www.erzan.ru/erzyan-inekuzho-erzjanskij-kongress Не поленитесь - изучите эти материалы хорошенько. К сожалению, председатель ЭРЗЯНСКОГО ИНЕКУЖО (КОНГРЕССА) Сергу Терюшань тяжело болен - берите инициативу в свои молодые крепкие руки! готовьтесь к этому заранее - делать надо всё с умом.

Танюш: Степана Эрьзи имя не забыто... К 135-летию со дня рождения гения резца. На окраине Ардатовского района Мордовии раскинулось большое эрзянское село Баево. Здесь 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1876 года в бедной крестьянской семье Дмитрия Ивановича и Марии Ивановны Нефёдовых появился на свет сын Степан - всемирноизвестный эрзянский скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, величаемый русским Роденом... Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/stepana-erzi-imja-ne-zabyto-k-135-letiju-so-dnja-rozhdenija-genija-rezca



полная версия страницы