Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)

Ушмопрявт: EKN=ESN.ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось Эрзянская служба новостей. начало - предыдущая - новая страница ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ Андрей Волгин Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого. Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! ... Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше! © Терюшань Сергу (Туршатов Сергей)

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Каштан: ТУЗУР сёрмады: ( Кведор ( Кведор! арсян каршувастама!!, айпурнаван Саранский), Танюшть сотсынь сынь оймэ марта - ля ранг нангзуст!) Сергейсь одиньгэ иль... курукста кулусь, сембэ эзьчаркувидьсьть сэндэ.... шкась киржа иль сэндэ. Сон лама ломатьть пуфтась!!! парстэ лэкстясыник соньдэ!! ...с таким языком и мордовским самосознанием тебе не х.. делать на эрзянском сайте, тем более его регламентировать и поучать других, как вести себя. Не в свои сани лезешь садиться. Совесть элементарная есть? Никто, всё равно, тебя не воспримет. Мартышкин труд. Брысь !

Танюш: Каштан, за оскорбление и отсутствие элементарных норм поведения я вас забанила. Надеюсь никогда больше вас не увидеть на нашем сайте.

ТУЗУР: Каштан.Когда сказать особо нечего - начинает показываться истинное лицо : высококультурного человека!)) Жаль Вас..... Мира Вам и душевного спокойствия. А "язык" мой "ШОКША", как видно отличается от языка "ЭРЬЗЯ", так же как и от языка "МОКША".


Сандаров: ТУЗУР сёрмады: А "язык" мой "ШОКША", как видно отличается от языка "ЭРЬЗЯ", так же как и от языка "МОКША". Конечно отличается ибо в его составе есть как эрзянское так и мокшанское словосложение. Но уже давно доказано, что шокшане это эрзяне живущие среди мокшан. А язык "Каратаев" - он вообще своеобразен. Но опять же, это эрзяне живущие в окружении тюркоязычного народа. Каштан неправ оскорбляя Тузура. Еще раз скажу, что наша беда в потере единой территории и в дисперсности расселения, которая создавалась, в том числе и властями, например, Иван Грозный разбавил нашу территорию татарами, русскими крепостями. Православная церковь и средневековая власть монастырями, вокруг которых образовывались поселения, подвластные дворянам. Еще большая дисперность образовалась после подавления восстаний Степана Разина, Пугачева, Несмеяна Васильева. Тогда выжженные карателями селения исчезали с лица земли и территории раздавались дворянству, как пустующие. А как поступили с терюшевскими эрзянами - придумали название терюхане, а потом вообще выселили со своих родных мест из-за бунтовского характера. Мне посчастливилось разговаривать с женщиной, в Большом Сеськине, которая была последней, кто разговаривал на эрзянском. И был очень удивлен ее рассказом, что нынешний Дальне-Константиновский район был чисто эрзянским. В школе нам такой истории не преподавали. Приведу пословицу - нельзя быть святее Папы, что в нашей ситуации означает нельзя быть в своем мнении выше народа. Нельзя нам разбрасываться по чистоте речи и значимости. Всем, кто считает себя самым элитным эрзянином надо искать своих собратьев, просвещать их, выводить их сознание из степени незнания своих корней. А если мы на наших сайтах будем только выяснять кто какой, то исчезнем, так как раздрай не является объединительным началом. Конфликтность не должна быть и в эрзянской и мокшанской идентичности, идентичности которая существует исторически, на языковой основе и сохранить наследие предков - задача активной части как эрзян, так и мокшан. Не надо перетягивать канат в одну или другую сторону, надо просто помочь другу - другу в этом деле. К сожалению, ныне в Мордовии, в политической верхушке, паритета между нами нет и это плохо. Мне звонил Инязор, в Саранске даже транспаранта с новогодним поздравлением на эрзянском и мокшанском языках нет. Ну это уж никуда не годится, хотя Мэр Тултаев мокша.

КВЕДОР: Сандаров сёрмады: А если мы на наших сайтах будем только выяснять кто какой, то исчезнем, так как раздрай не является объединительным началом. Конфликтность не должна быть и в эрзянской и мокшанской идентичности, идентичности которая существует исторически, на языковой основе и сохранить наследие предков - задача активной части как эрзян, так и мокшан. Не надо перетягивать канат в одну или другую сторону, надо просто помочь другу - другу в этом деле. К сожалению, ныне в Мордовии, в политической верхушке, паритета между нами нет и это плохо. Очень правильные слова! Эрзяне, на мой взгляд, давно готовы объединить усилия по сохранению языков, культур, традиций. Не видно ответных шагов. Могла бы появиться газета "Мокшень мастор", "Фонд спасения мокшанского языка"?!. У них положение не лучше. У меня есть друзья - мокшане. Тоже переживают. Считают, что у них пока нет таких лидеров, как Е. Четвергов и Г. Мусалев, способных собрать вокруг себя или мобилизовать на цивилизованные действия мокшанскую интеллигенцию. Далеко не вся подлинная мокшанская элита в правительственных структурах. Пока она предпочитает молчать. Но это молчание болезненное. Не было бы безнадежно поздно, когда она соберется...

ТУЗУР: Сандаров сёрмады: Но уже давно доказано, что шокшане это эрзяне живущие среди мокшан. Да нет, не доказано ни кем!! Торбеевские "Шокша" - да, они живут среди западной Мокши, которая тоже уже отличается от восточной. "Приписывая" Шокшу к Эрьзе "отрезается " огромный пласт культуры, территории на которой проживала древняя "Шокша" (название условное т.к. здесь объединены уже древние языки исчезнувших народов). Скорее всего это язык народа "Мерян". Прав М.И.: совместные действия нужны... Увы, этого пока особо не заметно. Сандаров сёрмады: в нашей ситуации означает нельзя быть в своем мнении выше народа. Нельзя нам разбрасываться по чистоте речи и значимости Согласен на все 100%. О Посте Каштана: Не хотел писать но надо и это надо всем!! запомнить. Нельзя! в своих сообщениях касаться и задевать "прошлое" - родовые имена. Касаясь , по своему не знанию или глупости, человек выходит из под "защиты" своих предков, остаётся "один на один" и наказание последует! обязательно. Есть запретные темы, табу! Каштанка их перешагнула... Я простил тебя и я "умыл" руки (прочитай пред. моё сообщение), подумай, стоит ли твой щенячий визг того, что бы так подставляться?(((( и не только себя подставлять ( поверь это не шутки)... У тебя есть ещё выход из этой ситуации, не упусти его....

Сандаров: ТУЗУР сёрмады: Нельзя! в своих сообщениях касаться и задевать "прошлое" - родовые имена. Касаясь , по своему не знанию или глупости, Лучше не напишешь. ТУЗУР сёрмады: подумай, стоит ли твой щенячий визг А вот это, что такое. Давайте возьмем за правило, как бы обидно за чьи-то слова не было не допускать оскорблений и необдуманных слов. Мы все патриоты своих народов - это факт. Иначе все что мы говорим - просто словоблудие. Другое дело, что каждый идет каким-то своим особым путем, но это оправдано неординарностью личности каждого форумчанина. Так что давайте сближаться делом. В этом плане Тумай прав, что многое уже пройдено, многое испытано теми кто был в начале эрзянского прозрения, такими как Инъязор, Четвергов, Эрюш Вежай, Тумай и пр. Но власть разбивает нас на группы и групки, чтобы мы были слабы. В этом участвуют и эрзяне и мокшане вышедшие на российскую политическую тропу. Им важнее их положение в оценке руководителей государства, региона, района, чтобы получить свой кусок от народного пирога. Бессеребренников мало, но они есть и это отрадно. Но каждый из них должен понимать, что все его труды будут в конце-концов оприходованы политиками. Дай Бог, чтобы на благо народа. Примеры этому есть. Самый наглядный - фонд спасения эрзянского языка инициатор возрождения Раськень Озкса, который узаконил Меркушкин, но теперь к его проведению, к его организации начали примазываться лизоблюды, которые понимают престижность участия в нем. И так будет и было, главное, чтобы дите осталось и развивалось

Сандаров: И хоть сделал замечание о не корректности поведения не могу не поерничать по поводу статьи Репина на этом сайте. Я вообще не хотел заходить на эрзянь ки, чтобы не мешать своими взглядами патриотам сделавшим и поддерживающим сайт, но репины вынудили меня и я здесь. Как он защищал Тултаева в своих писаниях, а кого защищал? Того кто наплевал на народное чувство эрзян и мокшан и не дал указание вывесить в Саранске поздравления на наших языках, хотя это в его компетенции. И это только один видимый факт его двурушничества. Кем же ему еще быть, ведь он получает "...портфели с бумагами от Путина...", а вдруг тому не понравится эрзянско-мокшанский транспарант. Портфели-то перестанут возить, а как без них жить? Так вот и хочется еще раз задать вопрос репиным: - "Думаете ли вы о последствиях ваших опусов в деле сохранения и развития наших культур или вам все же милей тултаевы - умные, упакованные, приближенные властями, использующие наши движения для достижения выгод и прочих благ." Они аплодировали тебе Михаил, уел ты Безаева, выступившегося против аморфности в работе финно-угорского движения, угодничества московской власти, правительственным временщикам. Так понимаю, что они вместе с сотрудниками ФСБ Мордовии, помогли тебе и с улицей Ботевградской? Иначе откуда бы ты знал, что я заезжал в этот торговый центр.

Танюш: Сандаров сёрмады: Мы все патриоты своих народов - это факт. Иначе все что мы говорим - просто словоблудие. Другое дело, что каждый идет каким-то своим особым путем, но это оправдано неординарностью личности каждого форумчанина. Так что давайте сближаться делом. Замечательные слова. С чего начнём? Мы проводили литературный конкурс "Эрзиану" и по его итогам публиковали альманах. Сможете помочь возобновить это дело?

AlexandrS: Од Ие марто Ялгат !!! Тынь нать а омсетадояк.... Неделю не был в городе - отдохнул с удовольствием, чего и всем желаю!!! А по теме -- беда((( Одного прошу - давайте не ссориться и не выискивать соринки в чужом глазу... Проблем очень много , но лучше давайте хвастаться своими мааленькими достижениями, чем других подлавливать на ошибках и промахах... Проблема намного дальше , чем то что мы здесь обсуждаем... Вот небольшой пример из моей жизни: Приехал в деревню - везде слышен русский язык, хотя кого ни увижу знакомого , даже молодежь - отвечают мне на эрзя... Причина социальная , хозяйство развалено , мужики - кто остался - ездят в Москву на заработки.. В каждой семье по 2-3 ребенка приемных , из детских домов на воспитании. Хорошие детишки , сейчас уже многим по 13-17 лет, многие из них уже понимают эрзянский, но их никто не имеет права насильно учить языку, контроль тотальный, одно неосторожное слово и вот уже ежедневные комиссии ((( Очень понравилось что молодежь коренная , хоть и не живущая уже в селе не забывают язык !! Включал на дискотеке Бакич Видяя, Вишка Лейне, с удовольствием потанцевали :-) В итоге выманили у меня флешку с эрзянскими песнями, пришлось новую брать чтоб в машине слушать:-)) А здесь .... просьба к Админу , ограничить хотя бы количества постов от незарегистрированных , или вообще запретить, а то что то много троллей появляется.... Сайт не потеряет читателей, а те кто прячется за масками(никами), и тявкает из-за забора боясь сказать в лицо - они и в жизни такие ,провокаторы тут не нужны. .......паряк монь раськем а ёме, ванстсиник!! (наказ Тюшти)

ТУЗУР: ТУЗУР сёрмады: Сандаров сёрмады:  цитата: Но уже давно доказано, что шокшане это эрзяне живущие среди мокшан. Да нет, не доказано ни кем!! Торбеевские "Шокша" - да, они живут среди западной Мокши, которая тоже уже отличается от восточной. "Приписывая" Шокшу к Эрьзе "отрезается " огромный пласт культуры, территории на которой проживала древняя "Шокша" (название условное т.к. здесь объединены уже древние языки исчезнувших народов). Скорее всего это язык народа "Мерян". "....Хотя Шокша — старинное вепсское село, но, судя по звуковому оформлению, топоним все-таки не вепсского происхождения. Его следует рассматривать в ряду с одноименными объектами в Мордовии, Ленинградской (бассейн реки Ояти), а также Костромской областях, где, кстати, много названий на-кша: Кокша, Шукша, Шилекша, Ширмакша. По мнению Я.Калимы, все перечисленные названия оставлены давно исчезнувшим племенем меря, а на берег Онежского озера одно из них попало с русскими, в период их передвижения на север. Возможно, топоним принесен не русскими, а теми племенами, которые с третьего тысячелетия до нашей эры проникали на территорию Карелии из Волго-Окского бассейна. В таком случае он еще более древнего происхождения. Трудно, конечно, предполагать, что имел место массовый перенос топонимических названий на такой обширной территории. Кроме того, еще не доказано, что топонимы типа Шокша, Шелтозеро — мерянского происхождения...." Из книги «Загадки Карельской топонимики», Г. Керт, Н, Мамонтова, Петрозаводск, Карелия, 2007

Ёндол: Интересно, очень интересно!

Сандаров: ТУЗУР сёрмады: По мнению Я.Калимы, все перечисленные названия оставлены давно исчезнувшим племенем меря, а на берег Онежского озера одно из них попало с русскими, в период их передвижения на север. Вот давайте оставим раз и навсегда это наше самоуничижение типа "пришли с русскими", "дадено православием" и прочую ерунду. Северная культура имеет древнейшие корни, когда русского народа и в помине не было, а эрзяне, меряне, вепсы, карелы и другие финно-угорские народы жили на своих территориях, ставших потом сердцем русского государства. Беда в том, что наши памятники уничтожены, так как мы жили среди лесной природы и творили и строили из него, из не очень долговечного материала. Но наша память осталась в той же природе и ее каменное основание - топонимика, которое пытаются закрыть драппировкой современной русской истории. Я не против русского народа. Он братский, но стремления политиков быть выше Рима, толкают их и ученую братию на фальсификацию истории, на вычеркивание нас из нее, наших народов, как представителей древнейших цивилизаций. Племя меря, какая чушь. Меря не племя, а народ. Народ исчезнувший благодаря политике захвата их земель, а топонимика осталась. Да в конце своей самостоятельной истории могли быть факты их переселения, но куда? Например эрзяне бежали от насильственного крещения за Волгу, потом как староверы в Сибирь, на Алтай и далее до Анадыря. Бежали на Кавказ в горы, надеясь, что их там не достанет православие - достало и навязывает до сих пор свою философию, свою свободу совести, свой образ мышления и служения власти. Царь от Бога. То есть насилие, раболепство, уничижение от Бога, от Христа. Но как же тогда с постулатом, что Христос принял муки ради народа? Так что мы народы, которые калимы пытаются выдать за малые родо-племенные образования.

Сандаров: Танюш сёрмады: Сможете помочь возобновить это дело? Давайте возобновим. Моя электронка bezaevm@yandex.ru., тел. 8-902-781-80-99. Где посмотреть условия конкурса? Наверное их надо переделать с учетом времени и круга участников.

Сандаров: AlexandrS сёрмады: Причина социальная , хозяйство развалено , мужики - кто остался - ездят в Москву на заработки.. Причина в политике государства, изменившего свою национальную парадигму. Которое, спекулируя на идее защиты русского народа, его культуры и языка делает нас второстепенными гражданами и культуру и языки коренных народов игнорирует. В своей заботе оно уравняло нас с народами, имеющими свои государства за пределами России. Заставляя нас как неполноценных граждан участвовать в грантах и прочих конкурсах, чтобы мы, активная часть, смогли сохранить хоть крохи нашей самобытности. Оно всячески противоборствует равноценному финансированию наших языков и культур, заигрывая с нашими народами, постулатами, что ни один народ не исчез. Политики же от наших народов, банально продают нас ради своего живота.

Ёндол: Сандаров сёрмады: Причина в политике государства, изменившего свою национальную парадигму. Которое, спекулируя на идее защиты русского народа, его культуры и языка делает нас второстепенными гражданами и культуру и языки коренных народов игнорирует. Что вы такое пишите? О какой второстепенности речь? Помню в советское время ни одной книги на мордовском языке в библиотеке не было. Сейчас и книги есть и периодика появилась (ж.ж.Чилисема, Сятко). Чуть ли не в каждом селе фольклорные коллективы созданы. Проводятся фестивали национальных культур. Песенные коллективы занимают призовые места, получают звания народных коллективов. Проводятся олимпиады по мордовскому языку. Во многих селах создаются национальные музеи с предметами мордовского быта и культуры. Газеты пропагандируют этот прогрессивный опыт. В советское время такого не было! что еще надо-то? Денег? Мало музеев? Конечно, если денег больше будут давать, то и музеев больше будет. Вместо одного музея на все село можно будет несколько музеев создать, на каждой улице. Только нужно ли столько? Кажется, государство никогда еще не проявляло столько заботы о нерусских языках и культурах. А мы все недовольны! Ну, допустим, будут выделять в десять раз больше чем сейчас. И куда Вы эти деньги потратили бы?

Сандаров: Ёндол сёрмады: Помню в советское время ни одной книги на мордовском языке в библиотеке не было. Ну во первых языки у нас эрзянские и мокшанские, а еще есть шокшанский и каратаевский. Что книг не было это вранье. В Начале пути советской власти книги были в библиотеках и языки изучались. Мой брат с 1938 года рожденья учил эрзянский язык, математику на эрзянском языке. Перестали изучать в середине 50-х годов. Я с 1949 года языка уже не застал, книги видел. Ёндол сёрмады: Чуть ли не в каждом селе фольклорные коллективы созданы. А какие были клубные коллективы тогда, заслушаешься и пели не бабушки, а молодежь. И ныне опять же не государство восстанавливает справедливость, а общественность, патриоты своей культуры. Ёндол сёрмады: Кажется, государство никогда еще не проявляло столько заботы о нерусских языках и культурах. А мы все недовольны! Простите, но вы как с Луны свалились. Вы же на форуме, где мы делимся тем, что делается в отношении наших языков и культур. Вы наверное с Мордовии? Да в национальных республиках хоть малая толика, но что-то делается, а в других регионах где мы компактно проживаем нет заботы государства о нас. Вы что через строчку читали мой пост. Родное государство уравняло нас с народами других государств. Какой же вы тогда российский патриот если граждане зарубежья дороже вам чем мы?. А деньги пусть выделяют, на изучение наших языков в образовательных учреждениях, на финансирование клубов и ДК, чтобы там велась профессиональная работа по сохранению и развитию культуры. Чтобы библиотеки закупали книги, чтобы названные вами журналы в них были по подписке, а не так как ныне, что выделит Мордовия за счет своего бюджета и что мы доставим туда за счет денег добрых людей. Так, что Ендол нету заботы о моем народе на нижегородчине, как нет ее почти во всех регионах.

Танюш: Сандаров сёрмады: Где посмотреть условия конкурса? Наверное их надо переделать с учетом времени и круга участников. Условия литературного конкурса "Эрзиана" в 2010 г. были следующими: Цель конкурса Поиск талантливых авторов, пишущих по эрзянской тематике, представление их произведений на суд читающей публики, содействие их творческому росту и известности, а также привлечение внимания широкой общественности к современной эрзянской литературе. Мы приглашаем к участию авторов, желающих заявить о себе, стать известными и популярными, найти своего читателя и издателя. Условия конкурса На конкурс принимаются любые литературные произведения различного жанра, в том числе и публицистика, на эрзянском и русском языках, связанные с эрзянским народом, его культурой и историей. Количество поданных на конкурс произведений – не более 3-х. Каждый участник является судьей (если не согласны, нет времени и желания, то не стоит и начинать). Участник оценивает все произведения, кроме собственных. Участник должен написать хотя бы один литобзор – мнение о любом конкурсном произведении. Администрация конкурса будет принимать во внимание и оценки читателей. Система оценок: в баллах от 1 до 10. По результатам конкурса будет издан Эрзянский литературный альманах Издание в сборнике бесплатное. Сроки Заявки принимаются с 10 сентября по 31 декабря 2010 года. Время на оценку и подготовку обзоров: с 1-го по 31 января 2011 г. Подведение итогов конкурса 1 марта 2011 года. http://erziana.my1.ru/news/ehrzjanskij_ezhegodnyj_literaturnyj_internet_konkurs_2010_2011/2010-09-04-56 ____________________________________________________________________ По итогам конкурса 2009 г. на частные средства в июне 2010 года был издан первый литературный альманах "Эрзиана": http://erziana.my1.ru/news/ehrziana_lovnomapusmos_te_vasence_topavtoz_shkinema_pelkstamont_tevtjokshozo/2010-07-12-43 По итогам 2010 года: http://erziana.my1.ru/news/itogi_ehrzjanskogo_ezhegodnogo_nacionalnogo_literaturnogo_konkursa_ehrziana_2010_2011/2011-02-27-86 мною был составлен следующий выпуск альманаха, однако не нашлось желающих профинансировать и заняться его публикацией (переговоры с типографией по этому поводу и сопутствующие транспортные расходы - кстати, ответ Ёндолу на его реплику о том, как много делается для развития национальных культур - данное начинание не нашло поддержки в Мордовии, а для привлечения молодых литературных талантов это испытанный жизнью способ). http://www.erzan.ru/erzjanskij-literaturnyj-almanah-erziana Мы можем здесь же, на Аштема Кудо, обсудить и установить новые условия конкурса, если есть какие-то замечания и предложения. Уважаемые форумчане, пожалуйста, выскажете своё мнение.

Ёндол: Сандаров сёрмады: Что книг не было это вранье. Что за вранье? Я же не про ваше село писал и не про то время когда учился ваш брат. Когда учился я (1960г.р.) в нашей библиотеке была единственная книга на мордовском языке В.Радаева "Сияжар". Понимаете-единственная! Сандаров сёрмады: А какие были клубные коллективы тогда, заслушаешься и пели не бабушки, а молодежь. .В советское время, в клубных коллективах мордовских селах пензенской области, бабушки по мордовски не пели. Все было на русском. Но в селах все, в том числе и дети, говорили на родном языке. В 90-е годы массово появились такие коллективы. И поет в них сейчас русскоязычная мордовская молодежь(школьники), а не бабушки. И поют, как ни странно, по мордовски. И созданы эти коллективы не патриотами своей культуры, а в большинстве своем по неофициальным распоряжениям муниципальных служащих. И ездят они на фестивали не за свой счет, а за счет бюджета или по просьбе властей за счет предприятий и предпринимателей. Так что фольклорные коллективы в массе своей инициатива властей. И это их заслуга! Конечно, это не требует больших расходов. Но как говорится дешево, но сердито! Сандаров сёрмады: Вы что через строчку читали мой пост. Родное государство уравняло нас с народами других государств. Какой же вы тогда российский патриот если граждане зарубежья дороже вам чем мы?. .Я так понял Вы о грантах пишите. И что здесь зазорного?. Российские ученые вон тоже на грантах проводят свою работу. И как можно здесь сказать, что граждане зарубежья дороже чем мы? Гранты (деньги) выделяются и для российских граждан! Что касается финансирования изучения языков, клубов и мордовских книг для библиотек, то финансируется и первое и второе и третье. А книги все равно никто не читает. Стоят-пылятся. Так что государство в значительной мере выполняет свои обязательста. А вот мордве язык совсем не нужен. Отказываются! Так что зачем деньги в пустую выбрасывать на ветер! Если бы руководители мордовских организаций (типа вашей "Ялгат") ставили перед правительством России какие то глабальные, масштабные цели, тогда можно было бы предъявлять претензии о недостаточном финансировании. А для таких целей как клуб, библиотека, фестивали, изучение ненужного языка, музеи, этнопарки и т.п. даже нынешние суммы это деньги на ветер. Так что благодарить нужно родное государство а не хаять. Это будет разумно!Сандаров сёрмады: Так, что Ендол нету заботы о моем народе на нижегородчине, как нет ее почти во всех регионах. -а губернатору писали, чтобы деньги на подписку и закупку книг выделяли. Сколько раз писали и с какими результатами?

КВЕДОР: Ёндол сёрмады: Если бы руководители мордовских организаций (типа вашей "Ялгат") ставили перед правительством России какие то глабальные, масштабные цели, тогда можно было бы предъявлять претензии о недостаточном финансировании. А для таких целей как клуб, библиотека, фестивали, изучение ненужного языка, музеи, этнопарки и т.п. даже нынешние суммы это деньги на ветер Месть вана тесэ "тапэ", кодамо превс эйсэнек путэ? Эрзясь истят арсематнень эйстэяк визделгады, ёвтамсак киненьгак а маштовить. Ломантне оймест путыть эсест раськенть кисэ, а сон макшовт, кичкере мельть миненек нерьксне. Истят эрзя ломанть мон эзинь некшнеяк! Превей инжетне истя пряст а ветить. Ёндол сёрмады: А вот мордве язык совсем не нужен. Отказываются! Так что зачем деньги в пустую выбрасывать на ветер! Эрзятненень эряви келесь! Кие каня кучизе минек юткс истямо чаволанть? Сюват ансяк сравтне!

Ёндол: КВЕДОР сёрмады: Эрзятненень эряви келесь! Кие каня кучизе минек юткс истямо чаволанть? Сюват ансяк сравтне! Косо истят эрзят эрить? Вон Тумай пишет, что в Лукояновском районе мордовские учителя отказались преподавать родной язык. Кто-то им деньги пообещал платить за преподавание но не заплатили, они и отказались. И всем все равно. Учителя отказались, а населению вообще наплевать. Уже 13 лет как отказались.А эти которые: " оймест путыть эсест раськенть кисэ" тоже особо не суетятся. Так что, милок, я ничего не выдумываю и кривые (необоснованные) мысли никому не сую. Мой вывод от том, что "мордве язык совсем не нужен" не из пальца высосан, а основан на информации размещенной здесь Тумаем. Так что все претензии предъявляйте к первоисточнику. И к тем кто отказался преподавать. И при чем здесь:"Эрзясь истят арсематнень эйстэяк визделгады, ёвтамсак киненьгак а маштовить". Монень виздемс тунь а мезде. Школавтомояк эрзякс эйкакшом тонавтыя. Ды косояк а сеерян, печкезь туво лацо, "оймем путынь реськенть кис"!

КВЕДОР: Ёндол сёрмады: Вон Тумай пишет, что в Лукояновском районе мордовские учителя отказались преподавать родной язык. Кто-то им деньги пообещал платить за преподавание но не заплатили, они и отказались. Кие карме ярмакстомо пиксеме, пекенть мейсэ пештясак? Аволь тень эйсэ видечись, тонавтомс эйкакштнень келентень - те тунь кирдивиень тевесь! Кудосо тетятнень - аватнень аламо шкаст тонавтомс эйкакштнень, бути арасть покштятне - сырькайтне. А туво марто иля пеце, келя, пижнемась ламо, а понась арась!

Ёндол: КВЕДОР сёрмады: Кие карме ярмакстомо пиксеме, пекенть мейсэ пештясак? Пекенть мейсэ пештясак? Они работают учителями, получают зарплату. А два часа в неделю родного языка совсем небольшая нагрузка. можно и на общественных началах. А если хочется стабильности и оплаты, то Тумай и Сандаров могли бы положить голову на плаху требуя от нижегородских властей финансирования и внесения родного языка в учебную программу. А то голову с плахи не поднимают, а властям от этого ни какой головной боли. Так что хватит сотрясать воздух хлесткими, но пустыми фразами "голову на плаху", "душу отдают за народ". То же мне Нельсоны Манделы отыскались. Скромнее надо быть. Тем более, что хвалится реально нечем.

КВЕДОР: Ёндол сёрмады: Скромнее надо быть. Тем более, что хвалится реально нечем. Тумай и Сандаров делают всё, что могут. А вот если и Ёндол возьмётся за дело, а не мордовский язык учить, тогда и до Пензенского губернатора дойдёт, глядишь, общими усилиями эрзянский язык выучим, будет чем похвалиться.

Танюш: КВЕДОР сёрмады: А туво марто иля пеце, келя, пижнемась ламо, а понась арась!

Сандаров: Ёндол сёрмады: Когда учился я (1960г.р.) в нашей библиотеке была единственная книга на мордовском языке В.Радаева "Сияжар". Действительно с Луны свалился. Но ведь до того как вы родились была жизнь и кто-то же напечатал книгу Радаева. Ёндол сёрмады: И ездят они на фестивали не за свой счет, а за счет бюджета или по просьбе властей за счет предприятий и предпринимателей. То-то и не могут никак пензенцы попасть на фестиваль "Эрзянь лисьма пря", хотя и правительство области и мы приглашали их два раза. Скажи спасибо Прошкину, что он как бывший комсомолец нашел контакты с властями, да с предпринимателями и у самого касса есть из которой в основном и идут траты. А что было когда был Пиксин. Два человека поднимали вопрос не участия власти в деле сохранения культуры эрзян и мокшан. Пиксин и Безаев. Ёндол сёрмады: Сколько раз писали и с какими результатами? Опять Луна. И здесь Тумай прав, проходили мы все это и писали и ходили и не принимает нас губернатор, хотя обещал на 1000-летие единения в Саранске, когда я его публично попросил принять нас и выслушать. Так, что отчет пиши сам товарищ Ендол. Ёндол сёрмады: Если бы руководители мордовских организаций (типа вашей "Ялгат") ставили перед правительством России какие то глабальные, масштабные цели, тогда можно было бы предъявлять претензии о недостаточном финансировании. Луна. Ставили, да еще какие, например, создание финно-угорской национальной деревни. Так что читайте историю. документы, которые принимали в финно-угорском движении и эрзян и мокшан России. Что касается благодарности нынешнему государству, а по Аристотелю кучке людей захвативших власть - ее у меня нет. Нет благодарности кучке людей забывших всякую совесть, плюнувших на свои села и деревни, разоривших производство, распродающих природные богатства, вешающих ярмо непомерных расходов, для обеспечения существования аппарата насилия на простых граждан, путем налогов, штрафов и коррупции - самой взяточнической в мире. И Ендол вы все же не на совещании у пензенского губернатора, а на эрзянском сайте, так что будьте объективны и говорите о проблемах эрзян и мокшан, об эрзянском и мокшанском языка, а не мордовском, которого нет. Ёндол сёрмады: изучение ненужного языка, музеи, этнопарки и т.п. даже нынешние суммы это деньги на ветер. Вот ваше истинное лицо. Прекратить изучение "...ненужного пустого мордовского языка..." просили продажные секретари парткомов школ и колхозов ЦК КПСС и оно пошло им навстречу и исчезли книги и программы изучения эрзя, мокша языков и неимоверными темпами стали исчезать и мы. Русские отщепенцы, патриоты нынешней кучки пошли дальше вас, пустили на местное финансирование известный во всем мире Болдинский музей Пушкина. Пушкина, как пишут ученые лингвисты - родоначальника русского литературного языка. А зачем он им, ведь гранты МБФ, на уничтожение родного народа на нем не дают, а дают на английском.

Сандаров: Ёндол сёрмады: а населению вообще наплевать. А как им не плевать, когда директора гнобят из РОНО, РОНО из областного министерства, областное из федерального за наши языки. И учителя проводят беседы с родителями и просят их правильно отреагировать на право ребенка на изучение родного языка и те пишут, как и Ендол, не нужен ребенку пустой язык. Вот об этом и пишем мы здесь, что должна быть государственная политика поддержки наших языков и культур. За многие столетия равнодушия с ее стороны к нам выросли огромные потери, которые нельзя восполнить его нынешними мизерными потугами. Мизерными Ендол, а о том что они есть на уровне национальных республик мы этого не отрицаем и говорим. Но еще раз для вас: примерно 75% эрзян и мокшан, а чисто эрзян еще больше, живет за пределами республики Мордовия, где отношение к нам эпизодическое - то нет никакой помощи, то придет другой губернатор появляется. Например, Оренбургская область, был губернатором мокшанин, стали строить национальный дом, появилось радио и т.д. Ушли его и Кузьмин перестал критиковать Безаева, за то что тот не может найти общий язык с нижегородской властью, у него теперь этого языка тоже нет. Нужна система поддержки коренных народов России, в том числе и нас эрзян и мокшан, вот об этом идет речь. Чтобы она не зависела от временщиков, а была бы последовательной. К сожалению она ныне последовательна только в нашем забвении. Еще к большему сожалению, это стали ощущать и в Мордовии. Источники поддержки наших языков и культур стали таять, так как воду лил в них, покинувшеий ее лидер.

ТУЗУР: Сандаров сёрмады: В этом плане Тумай прав, что многое уже пройдено, многое испытано теми кто был в начале эрзянского прозрения, такими как Инъязор, Четвергов, Эрюш Вежай, Тумай и пр. Вначале был Чиняев Николай Иванович и уже далеко после "пришли" все названные Вами.

ТУЗУР: Тумай сёрмады: Да, насчёт утопии - мы не профессионалы языковеды. Н.И., так давай те не будем ждать, когда Нам некие языковеды "выдадут" свою (.) зрения, своё видение на наш народ. Уже "выдал" мадьяр - "УГРЫ" и, не вникая суть слова, стали дружно повторять и согласились молча. ХУНГАРИЯ ( такое название Венгрии на английском) = ХУННЫ - суть тюрки....

ТУЗУР: Сандаров сёрмады: Племя меря, какая чушь. Меря не племя, а народ. Народ исчезнувший благодаря политике захвата их земель, а топонимика осталась. Да в конце своей самостоятельной истории могли быть факты их переселения, но куда? Конечно НАРОД. И они составили основу нового, народившегося государства. Гос. язык стал другим, часть "ушла" - не стала "терять" свой язык.. Сандаров сёрмады: Северная культура имеет древнейшие корни, когда русского народа и в помине не было, а эрзяне, меряне, вепсы, карелы и другие финно-угорские народы жили на своих территориях, ставших потом сердцем русского государства О том же и написано, что меряне один народ с другими народа. Вы же заявляете - нет таких. Есть такое: Шокша "остатки" "ушедших" народов... И всё больше информации подтверждающее это... Я привёл Вам только часть, что есть в сети. Мы много ещё не знаем... Беда наша : очень уж прислушиваемся к чужому мнению..."копируем и тиражируем")).

КВЕДОР: ТУЗУР сёрмады: Н.И., так давай те не будем ждать, когда Нам некие языковеды "выдадут" свою (.) зрения, своё видение на наш народ. Согласен с ТУЗУРом, подлинную историю нашего народа, кроме эрзян, никто не напишет. Без прошлого нет будущего. Пора бы очень серьёзно отнестись к историческим исследованиям, никто не будет тратить своё свободное время на бесполезные занятия. На мой взгляд, эта тема не менее важна, чем проблема сохранения языка и иже с ним. В этих исследованиях "Слоно-эрзи" тоже никому не нужны. Эрзянский язык - жемчужина мирового значения. Якобы "случайные смысловые совпадения" в словообразованиях начинают выстраиваться в системный ряд. Конечно, не так всё просто, надо ещё "копать и копать", и чем больше будет направлений, чем больше будет накоплено материала, - тем легче будет создавать доказательную базу.

Каштан: Ёндол сёрмады: Так что, милок, я ничего не выдумываю и кривые (необоснованные) мысли никому не сую. Мой вывод от том, что "мордве язык совсем не нужен" не из пальца высосан Что касается финансирования изучения языков, клубов и мордовских книг для библиотек, то финансируется и первое и второе и третье. А книги все равно никто не читает. Стоят-пылятся. Так что государство в значительной мере выполняет свои обязательста. А вот мордве язык совсем не нужен. Отказываются! Так что зачем деньги в пустую выбрасывать на ветер. Школавтомояк эрзякс эйкакшом тонавтыя. Но в селах все, в том числе и дети, говорили на родном языке. В 90-е годы массово появились такие коллективы. И поет в них сейчас русскоязычная мордовская молодежь(школьники), а не бабушки. И поют, как ни странно, по-мордовски. Как девственница ! Итоги последней переписи населения. Мордовия. Для анализа и размышлений.

Танюш: КВЕДОР сёрмады: Пора бы очень серьёзно отнестись к историческим исследованиям, никто не будет тратить своё свободное время на бесполезные занятия. И в этом наш язык окажет огромную помощь: Таинственные племена Встарь заселяли эти веси, С сих мест куда они исчезли?! Лишь топонимика честна, Санскрит эрзянский сохранив В названьях рек, в волненье нив…

сандар: Каштан сёрмады: Что касается финансирования изучения языков, клубов и мордовских книг для библиотек, то финансируется и первое и второе и третье. А книги все равно никто не читает. Стоят-пылятся. Так что государство в значительной мере выполняет свои обязательста. А вот мордве язык совсем не нужен. Отказываются! Так что зачем деньги в пустую выбрасывать на ветер. Школавтомояк эрзякс эйкакшом тонавтыя. Те паро, тон истямо превеят, кода улемс те ломатнене конатне а маштыть тонавтомо? Ды мекс минь сек изгойть, что минек келемек аэряви школасо. На Совете по подготовке съезда мордвы один из членов Совета тоже начал хвалить власть и задавать вопросы, а почему государство нам должно. Я ответил, что восхищаюсь армянами и евреями так как у них вот таких штрейхбрекеров нет, поэтому они великие народы требуют к себе уважения во всем мире, а мы тля, забывающая и плюющая на наследие своих предков. Не уподобляйтесь этому члену.

сандар: Тузур я не отрицаю наличие народа меря, я лишь выступил против определения, что меря племя. Танюш помоги восстановить пароль на Ник сандаров, что-то у меня нет доступа к форуму. Почта:bezaevm@yandex.ru? тел. 9027818099.

AlexandrS: КВЕДОР сёрмады: подлинную историю нашего народа, кроме эрзян, никто не напишет. Вот !!! НИКТО Кроме Эрзян!!! Потому что эрзян просто больше всех остальных, и если и дальше будем играть в "перетягивание каната" , то эрзя в любом случае победят, хотя бы просто численностью.. А "проигравшим " будет больно и обидно. Поэтому давайте лучше "под крыло" к эрзянам И вместе мы сила!!! Только писать подлинную историю эрзянам нужно сообща со всеми, и по крупицам .. Очень уважаю труды Саята Хамзаулы, хотя часто с ним не согласен только потому , что не все совпадает с МОЕЙ точкой зрения.. Уважаю работы ТУЗУРа - в его работах есть такие истины - которые никто ничем не опровергает, кроме нападок. Много интересного на сайте MERJAMAA.. Я вот про свою родину - по крупицам чисто из отчетов "земского собрания Хвалынской губернии 1830-1910г.г." столько фактов нацарапал про эрзю, что уже кое какая мозаика начинает складываться. Не надо отметать и церковные книги, в них очень много настоящих зёрен, если тщательно отсеять шелуху ..

Ёндол: Сандаров сёрмады: Нужна система поддержки коренных народов России, А вот лично Вы (как руководитель организации) сформулируйте четко компоненты этой системы. Например, государство должно делать то- то и то-то на постоянной основе. То что Вам нужны национальные дома, музеи, этнопарки, фестивали я понял. А кроме этого больше ничего не нужно поддерживать? Укажите ключевые задачи реализация которых должна обеспечить выживаемость и полноценное развитие мордовского народа. Мы же должны знать главные направления на которых необходимо сконцентрировать свои усилия. А потом будем претензии властям предъявлять.

сандар: AlexandrS сёрмады: Очень уважаю труды Саята Хамзаулы, хотя часто с ним не согласен Каждый народ пишет свою историю. Ёндол сёрмады: То что Вам нужны национальные дома, музеи, этнопарки, фестивали я понял. А кроме этого больше ничего не нужно поддерживать? Мне лично национальный дом в губернской столице не нужен. Музеи, этнопарки, фестивали нужны чтобы наша культура бесследно не исчезла. Мне нужно, чтобы жили наши селения, чтобы в них сохранились эрзя и мокша. Ёндол сёрмады: Мы же должны знать главные направления на которых необходимо сконцентрировать свои усилия. А потом будем претензии властям предъявлять. Чьи концентрировать усилия государства или общественности?

сандар: AlexandrS сёрмады: Не надо отметать и церковные книги, в них очень много настоящих зёрен, если тщательно отсеять шелуху .. Так вся история Российского государства начинается с церковных с монашеских писцов. Это они же первые написали, что мы "погани мордва".

Сандар: Танюш сёрмады: Мы можем здесь же, на Аштема Кудо, обсудить и установить новые условия конкурса, если есть какие-то замечания и предложения. Татьяна по этому вопросу возьму паузу на неделю, посоветуюсь с членами совета, по поводу средств на издание сборника, переговорю с председателями советов других регионов.



полная версия страницы