Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)

Ушмопрявт: EKN=ESN.ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось Эрзянская служба новостей. начало - предыдущая - новая страница ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ Андрей Волгин Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого. Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! ... Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше! © Терюшань Сергу (Туршатов Сергей)

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Ендол: «есть культура Мордовии, а не наоборот- т.е. нет мордовской культуры, а есть культура Мордовии, которая сложилась со дня его образования, как национального субъекта РФ. Это синтез культур древних народов эрзи, мокши и русских.» Согласен в Вами. Культура Мордовии, это совокупность национальных культур Мордовии. Не синтез, а совокупность. Но что значит "нет мордовской культуры" ? Вы сами же наряду с русской назвали и культуру эрзи и мокши. А разве эрзя и мокша не мордва? А кто же-славяне, тюрки, англо-саксы. И для чего Вам так сильно акцентировать различия между эрзей и мокшей. Мне кажется и те и другие находятся в одинаково тяжелом положении. А это предполагает объединение всех сил мордовского народа. Создается впечатление, что Вам просто не нравится название мордва. А кому- то, наверное, нравится. И что теперь будем на пустом месте спорить по поводу нашего названия? Разве этим нужно теперь заниматься? Вот Вы о книгах, учебниках писали, об изучении родного языка. Может этим и нужно заниматься не отвлекаясь на какие-то названия? Вы как думаете, какая задача является первоочередной? Сандаров тоже, кажется что-то делает?

Ендол: Тумай Вроде написал кое -что, а не опубликовалось. Три предыдущие заметки были опубликованы сразу. Подождем. Кстати, Тумай, а кто эти две женщины, в левом верхнем углу сайта? Это хозяйки этого форума?

Ендол: Тумай Технические неполадки что-ли? Уже третий раз пишу, а ничего не публикуется.


Ендол: Нет не публикуются мои заметки. Столько вопросов накопилось, а спросить теперь не у кого. И для связи с администраторами форума никаких контактов тоже нет. А регистироваться не хочется. Ну и ладно, через несколько дней попытаюсь еще зайти. Не получиться опять поставлю крест на этом сайте.

Сараев Дима: Привет, мордва! Что обсуждаем? Вы тоже против русских? Может лучше дружить? У меня половина родственников русские. Сам я мордвин, но русские мои друзья. За них любому пасть порву.

AlexandrS: Ендол сёрмады: есть культура Мордовии, а не наоборот Мордва - это слово как красная тряпка , как для мордвинизаторов, так и для противников мордвинизации.. Но вот вопрос - кто машет этой тряпкой стравливая наш народ ??? Кому это выгодно ?? В первую очередь как раз тем, мордвинизаторам - кто боится сильного , пусть разношерстного, но объединенного народа .. Разделяй и властвуй называется Само по себе слово "мордва" для эрзян, мокшан, шокшан, мерян и.т.д не означает ничего плохого или обидного. У нас в языке НЕТ ТАКОГО СЛОВА !!! Есть слово моро, есть мирде ..... Оно лишь в русском языке созвучно с неприятным словом "морда", и почему мы должны обижаться? Немцы же не обижаются, что русские их немыми обозвали, хотя сами себя они тоже немцами не называют.. Туркам же тоже фиолетово, что русские этим словом могут обзываться... Тогда почему мы должны под русский язык - себя менять ??? МЕКС ? СЕКС !! - О давайте это слово исключим из НАШЕГО языка , а то оно ж по русски неприглядно звучит . Начали навязывать ЕМЯ - естественно народ заволновался, и это правильно, но тут же завуалировав свои деяния - переключили внимание на само название Мордва, преподнося его как уничижительное , несомненно появились легенды о 200 летней войне между эрзя и мокша , да были стычки , возможно и поболее чем 200 лет, но.... это были не между ЭРЗЯНЯМИ И МОКШАНАМИ, а между кланами за территорию.. Когда в начале 80-х в деревне делили землю на участки под картошку, при мне две эрзянки такую войну устроили на поле, за один спорный ряд выпавший прямо по меже, что еще немного и гражданская война б селе началась.... Может лучше не отрицать слово Мордва, а наоборот - изучить его происхождение и возвеличить !!! как пишет Тузур - Мордва = МА+ОРТ+аВА= ЗЕМЛЯ МАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. - здесь что то обидное ???? Финноугория пишет - Впервые этноним мордва - mordens - упоминается в VI веке готским историком Иорданом. В других западноевропейских источниках мордва называется также merdas, merdinis, merdium, mordani, mordva, morduinus. В древнерусских летописях этноним мордва появляется с XI века. В своей основе он восходит к ирано-скифским языкам (иранское mard - "мужчина"). Или здесь что то обидное ??? Почему вы сейчас считаете , что кто то в VI веке обозвал целый народ обидным словом, и до сих пор по морде не получил???? Надо поступать от обратного - как делает самый хитропопый народ Кто очерняет евреев ??? только сами евреи !! а зачем ? Иначе их бы давно уже забыли на планете!! Как только их начинают забывать - тут же появляются гонения, лохокосты.... Накал страстей вокруг "Мордва" - это обычная многоходовка , от которой выигрывают только те , кто у власти . Проглотят молча - значит можно ускорить ассимиляцию, ввести ЕМЯ , тем самым введя бОльшую путаницу в языках , в результате чего все будут разговаривать только на русском. А не проглотят - так пусть дерутся, отстаивая каждый своё "я не мордва", сами себя в грязь затопчут !!! Вот и у нас самые ярые противники мордвы играют только на руку мордвинистам , говоря современным языком -пиарят, ведь пока народ разбирается, скандалит - под шумок можно столько дел наворочать !!! Теперь представим ситуацию - вычеркнули слово мордва , дальше что??? Назвали Мордовию - Эрзянской республикой , дальше что??? Ведь аппетит приходит во время еды , значит на этом не остановимся.. Потребуем в закон об экстремизме добавить слово "мордва"??? Перепишем всю историю иключая это слово ??? И что от нас останется???? Какое мы имеем право обвинять наших предков ??? Почему они назвали Республику так? а не иначе? Мон ЭРЗЯ, монь кавто пельде родом свал эрзят пингеде пингес, и монень ней пенецямс покштят-бабатнинь лагс, мекс сынь истямо апаро вал нолдасть Эрзянь Масторов ????

КВЕДОР: Сараев Дима сёрмады: За них любому пасть порву. Свою береги! Читай сайт, любезный, здесь эрзя!

AlexandrS: Сараев Дима сёрмады: Вы тоже против русских? Нет !! Мы как раз не против русских!!! Мы за дружбу как внутри народа, так и внутри страны!!

Танюш: КВЕДОР сёрмады: заслуга Тумая: создание музея Эрзянской культуры (единственный в мире), Этнопарк (эрзянский) в Новоселках Лукояновского района, - это не говоря уже про исторические исследования, проводимую общественную работу по эрзянской тематике. Личный труд, все затраты из пенсии, привлечение неравнодушных... Всё это результаты работы Н.И.Аношкина, его ДЕЛА, а не СЛОВА!

Сандаров: Танюш сёрмады: заслуга Тумая: создание музея Эрзянской культуры (единственный в мире), Этнопарк (эрзянский) в Новоселках Лукояновского района, Вы как и он забываете или не знаете, первый директор музея Савлев - русский человек. Создание музея инициировал Малов - тогда зав отделом культуры, уговоривший губернатора Немцова выделить на это средства. Изначально Тумай участвовал в оформлении музея как друг Савлева и художник дома культуры. Конечно в дальнейшем он взял инициативу в свои руки и очень многое сделал, но не надо забывать и этих людей. Не надо забывать, что над этнопарком, который изначально задумывался как национальный городок, трудился и трудятся не только он. Наша неблагодарность тем кто помогает нам всегда оборачивается боком. Что собственно сегодня и происходит в Лукояново.

Тумай: Сюк пря Танюш, тон содасамак аволь мазычама кис. Мне кажется форумчане, у вас молодо-зелено. Спорить с вами лестно, или чего доказывать, для вас -полезно, однако утверждайте себя делами, а не языком. Тонавтодо эрзянь кель, ловнодо газета "Эрзянь Мастор". Дела ваши - ваш фундамент и сдвинуть с него будет трудно Сандарам, как пытается сдвинуть меня . Одно скажу любой народ существует до тех пор , пока живой язык. Не будет языка- не будет народа. Под мордвой нет народа- это толпа русскоговорящих. Усвойте это прочно!

AlexandrS: Тумай сёрмады: Не будет языка- не будет народа. /quote] Те истя !!! Тумай сёрмады: Под мордвой нет народа Ансяк те аволь раськетне чумот , конань истя лемдизь лоткадо лецнеме те валонть и стувтуве сон , ансяк ерзянь тевс ейсыст илядо нолтнэ...

Сандаров: Тумай сёрмады: Дела ваши - ваш фундамент и сдвинуть с него будет трудно Сандарам, как пытается сдвинуть меня . Никто тебя ниоткуда сдвигать не собирается и такой задачи не было и нет. Просто перестань гадить и будь объективен.

Сандаров: Тумай сёрмады: Под мордвой нет народа- это толпа русскоговорящих. Усвойте это прочно! Вот в чем был ошибка Туршатова, да и Тумая, что раз не говоришь на эрзянском языке, то ты не эрзя. Тысячи армян, евреев, а на сегодня и азербайджанцев не говорят на родном языке, но они причисляют себя к своему народу и их братья не отталкивают, а помогают в изучении языка, в воспитании детей как армян, евреев и азербайджанцев. Мы дисперсно расселенный народ и должны драться за каждого русскоговорящего, у которого хоть чуть-чуть проклюнулось наше самосознание. В течении многих столетий, сознание эрзян забивали словом мордвин, оно вошло в кровь многих сотен тысяч этнических эрзян и наша задача помочь им в их самоидентификации, а не отталкивать по причине их неграмотности в эрзянской речи. Иначе нам кирдык, так как грамотных носителей эрзянского языка раз два и обчелся. Мы почему назвались мордовским культурным центром (хотя я изначально был за эрзянский центр), куда к стати подавал заявление и Тумай с просьбой о приеме в члены, потому что на территории Нижегородской области лишь в немногих селах из 62 знали кто они на самом деле. И людям надо было последовательно, без давления объяснить, мордвой нас назвали, чтобы мы забыли, что мы эрзя и мокша и помочь в самоидентификации. Для этого и проводили со школьниками эрзянско-мокшанские чтения, которые вызвали шквал недовольства на форуме мелькужо. А как им еще объяснить, когда кроме слова мордвин, в отношении себя они не знали.

AlexandrS: Сандаров сёрмады: Мы дисперсно расселенный народ и должны драться за каждого русскоговорящего, у которого хоть чуть-чуть проклюнулось наше самосознание. Вот главная цель должна быть !!!! а не выяснение ки алкуксонь, ки аволь алкуксонь

ЭРЗЯТНЕ: Сандаров сёрмады: и наша задача помочь им в их самоидентификации, а не отталкивать по причине их неграмотности в эрзянской речи. AlexandrS сёрмады: Вот главная цель должна быть !!!! а не выяснение ки алкуксонь, ки аволь алкуксонь !!!!! Спасибо М.И. и AlexandrS за правильные слова.

Ендол: AlexandrS сёрмады: Мордва - это слово как красная тряпка , как для мордвинизаторов, так и для противников мордвинизации.. AlexandrS сёрмады: Накал страстей вокруг "Мордва" - это обычная многоходовка , от которой выигрывают только те , кто у власти . Проглотят молча - значит можно ускорить ассимиляцию, ввести ЕМЯ , тем самым введя бОльшую путаницу в языках , в результате чего все будут разговаривать только на русском. А не проглотят - так пусть дерутся, отстаивая каждый своё "я не мордва", сами себя в грязь затопчут !!! Вот и у нас самые ярые противники мордвы играют только на руку мордвинистам , говоря современным языком -пиарят, ведь пока народ разбирается, скандалит - под шумок можно столько дел наворочать !!! Я тут полазил по интернету, нашел несколько интересных сайтов (в том числе и газету Эрзянь мастор) отражающих обе точки зрения, внимательно почитал и опираясь на свои знания и опыт считаю необходимым поддержать позицию АлександраS. Видимо, такие выражения как "политический выкормыш мордвы" выгодны только властям. Ибо такие выражения оскорбляют огромное количество мордовского народа, которые считают себя эрзей и одновременно мордвой (и слыхом не слыхивали про какого-то Безаева-Сандарова). Правда из позиции Александра, так и не понятно, что же делать?Проглотить молча название мордва или драться против него. И почему гордость за свое мордовское название означает ускорение ассимиляции? Я рассуждаю так: если "мордва" означает усиленние ассимиляции, то для остановки этой ассимиляции необходимо драться против названия мордва. Если же название Мордва не имеет ведущей роли в ассимиляции, то "Накал страстей вокруг "Мордва" - это обычная многоходовка , от которой выигрывают только те , кто у власти" . Я склоняюсь ко второму варианту. И с этой точки зрения получается, что Тумай агрессивничая против нашего "несуществующего" мордовского названия помогает властям. Во всяком случае так получается по Александру:"Вот и у нас самые ярые противники мордвы играют только на руку мордвинистам , говоря современным языком -пиарят". А ведь сразу и подумаешь, что Тумай такой (книжки, музеи, этнопарки и т.д.), а на поверку получается междуусобную драку среди мордвы устраивает. Я прошу Тумая не обижаться на меня, так как это только предположение вытекающее из позиции АлександаS. После Александра я по новому посмотрел на высказывания Сандарова. Он правильно пишет, что надо бороться за обрусевшую мордву у которой начало появляться национальное самосознание. Но опять его выражение "В течении многих столетий, сознание эрзян забивали словом мордвин". Ну и пускай забивали! Что здесь страшного? Мне кажется нужно бороться против ассимиляции, а не против своего названия. КАк правильно пишет Александр: " Теперь представим ситуацию - вычеркнули слово мордва , дальше что???". Действительно, а что дальше? Ассимиляция в одночасье прекратиться? Если кто скажет -ДА, то в ответ остается покрутить пальцем у виска.

Тумай: Жернов молоха- могу назвать ассимиляцию эрзянского языка. В любом философском споре, сравнение открывает истину. Так делали древние умы, для вас, умников попробую и я. Взять этнос- это глыбище, скала (культура, язык, религия). Она мешает агрессивной силе, началось трение, посыпался песок, поднялся пыль. Часть монолита стёрт.Куча песка, вроде одно и то же со скалой, но нет у него цементирующей крепости (культуры, языка, религии). И как бы этот песок не хотел выглядеть скалой, а выглядит сыпучей кучей. Я, говорю о эрзянском ЭТНОСЕ. По историческим меркам вчера нас было 1,5 млн. человек, сегодня после переписи 2010 и 700 тысяч не будет. Монлит -это те, кто держится за своё эрзянское самосознание, за свой эрзянский язык. С потерей языка ты песок- мордва. Не буду гадать, от наивности, незнания или лукавства одурачивайте простаков, манипулируете их сознанием. Да, мы боремся с мордвой, не этнонимом, а песком, равнодушным и безразличным отбросом этноса, но не стеми, кто искренне тянется к родным истокам. Для них издаём газету "Эрзянь Мастор" на двух языках, читайте и думайте! Для них создаю ЭТНОПАРК, а не Дисней, как хотел сандар. Если бы мы на мордовских съездах были бы заодно с мордовскими авантюристами и молчали, то сейчас бы в ваших руках был словарь "мордовского языка", которого нет в природе.Кто крутит жернов ассимиляции- власть и те, бывшие силовики, ныне мордовские и финно-угорские вожди. Их организации созданы ФСБ и как сандар там получал зарплату и отчитывался рперед хозяевами. А мы, эрзя не пиарим, а кладём голову на плаху, служа культуре своим талантом и трудом.

Ёндол: Тумай сёрмады: С потерей языка ты песок- мордва. Вы привели очень точное и образное сравнение-потерявший родной язык превращается в песок. Мне очень понравилось! Обвиняете в ассимиляции власть. И вероятно с этим нужно согласиться. Вроде все правильно. И Вы мне симпатичны как человек, который "кладет голову на плаху, служа культуре своим талантом и трудом". С плахой, кажется, Вы немножко переборщили. Плаха была в 30-е годы, когда расстреливали первую поросль национальной интеллигенции. Расцениваю это просто как гиперболу призванную подчеркнуть Вашу самоотверженность. Но принять безоговорочно Вашу позицию мешает одно, очень серьезное-НО! Я бы переформулировал Вашу цитату следующим образом "С потерей язык ты песок-обрусевший мордвин". Наверное Вы так хотели написать? Или все-таки просто мордва? Если второе, то мне придется процитировать ваши же слова: "Не буду гадать, от наивности, незнания или лукавства одурачиваете простаков, манипулируете их сознанием". Неужели Вы так хотите меня одурачить? Ведь посмотрите какой бред получается из Ваших утверждений-потерявший язык эрзя это мордвин. Так? Так! То есть мордвин и обрусевший у Вас получаются синонимами. Но будем руководствоваться вашим утверждением:"В любом философском споре, сравнение открывает истину". Тогда сравним с другими народами и спросим себя- А обрусевший удмурт-это кто? Тоже Мордвин? Если обрусевает татарин он тоже превращается в мордвина? А обрусевшие карелы, коми, буряты, башкиры, ханты, марийцы, чуваши и т.п. это тоже все мордва? Это сколько же миллионов мордвы должно быть по последней переписи? Между тем мордва уменьшается ровно настолько, насколько обрусела эрзя и мокша. Вы же сами пишете что вчера мордвы было 1,5 млн.человек, а сегодня 700 тысяч. Думаю правильно нужно писать так: Потерявший родной язык карел-это обрусевший карел (суть русский), потерявший родной язык эрзянин -это обрусевший эрзянин (суть русский, а не мордвин). Например, обусевшие эрзяне Терюшевской волости Нижегородской губернии стали русскими, а не мордвой. Вы с этим согласны? Или в Большом Сескино Дальнеконстантиновского района Нежегородской области сейчас все пишутся мордвой?

Танюш: 29 декабря - день Памяти Сергея Кузьмича Туршатова (Терюшань Сергу) Туршатов Сергей Кузьмич - создатель эрзянского Интернетпортала «Эрзянь ки», литературного сайта "Эрзиана", председатель исполкома эрзянского Инекужо(Конгресса), публицист, активный защитник эрзянской национальной культуры. Огромная заслуга Сергея в том, что он публично предпринял осознанную попытку переосмыслить и восстановить истинную историю эрзянского народа, наглядно показал древне-эрзянский исток не только русского этноса и других народов Земли. Сергей бесстрашно раскритиковал беспринципную двуличность газеты "Эрзянь Мастор" и "серого кардинала" Эрюша Вежая, разоблачив их истинную сущность, направленную против Российского единства. Сергей разоблачил безосновательность финно-угорской теории и первым публично поднял вопрос о её несостоятельности и лживости. Сергей Кузьмич Туршатов блестяще доказывал первородство эрзянского мира своими публикациями и реальными делами. Тем самым пробуждал чувство национального достоинства и национальной гордости в эрзянской среде. В 2013 году, 18 марта, Сергею Кузьмичу исполнилось бы 40 лет. Болезнь скоропостижно оборвала его земную жизнь 29 декабря 2011 года. Да продлится жизнь Сергея в нашей Памяти. Пусть найдут его дела отклик и достойное продолжение в умах и делах молодых эрзян. Пусть живёт светлая Память о Сергее в наших сердцах. ...Куваксто-васолдо, чуди леесь Равось, Чуди леесь Равось – певтеме сон чуди… Сюронь тюжа паксява, ашо ловонть ало Чуди леем Равось. Иень ниленьгемень… Ды мерсь авам: «Истя эрси, цёрам. Сы шка ды тон килангодонть сизят. Кудов велявтат – китне прядовить, Равонь ведентень кедеть нолдасыть»… Кувакасто-васолдо чуди леесь Равось, Чуди леесь Равось – певтеме сон чуди… Сюронь тюжа паксява, ашо ловонть ало Чуди леем Равось. Ием ниленьгемень…

КВЕДОР: Танюш сёрмады: Сергей Кузьмич Туршатов блестяще доказывал первородство эрзянского мира своими публикациями и реальными делами. Тем самым пробуждал чувство национального достоинства и национальной гордости в эрзянской среде. Сюкпря, СЕРГУ! Мы о тебе помним. Прости нас. Придет время и благодарные ЭРЗЯНЕ поставят тебе памятник.

Тумай: Уважаемый "Ёндол", что написано, всё правильно. У меня больше опыта и знаний в национальных делах. Я говорю только о своём народе и ваши юридические крючки не для меня. На плаху, действительно кладём голову. Каждый наш шаг подконтролен. Через силовиков власть устранила наиболее ярких и талантливых эрзянских лидеров. Последний из них Сергей Туршатов. Обрусевшие в массе равнодушные к этническим интересам. Это действительно отбросы этноса. Дальнеконстантиновский район очень интересен памятниками. Там провели этноэкспедицию. Для эрзи- "мордвин" кличка, знакомтесь с материалами Сергея Туршатова. Од ие марто теть!

Ёндол: Танюш сёрмады: эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Спасибо за ссылку! Почитал, как в дурдоме побывал! И Пургаза с головы до ног грязью облили, и эрзя и мокша не только не один мордовский народ, а вообще два разных народа. Зато эрзя и русские один народ. И финно-угорское сообщество- это вымышленный мир. И Тумай смотрю там же отметился своими материалами. Я думал здесь патриоты мордовского народа собрались. Хотел уже поверить, что действительно лучше называться просто эрзянский (без приставки мордовский) народ. А тут вон что твориться. Настоящая информационно-психологическая война против нашей истории, наших национальных героев, нашего единства. А этот Туршатов, кто он такой? Доктор исторических наук или борзописец из бульварной газеты? Никогда не думал, что можно так мозги наизнанку выворачивать! Надо драпать с этого сайта, а то умом тронуться можно!

Ёндол: Тумай сёрмады: Од ие марто теть! Од ие марто, уважаемый Тумай! После прочтения сайта ЭРЗИЯНА я сильно разочарован в эрзянских патриотах. Даже не знаю, смогу ли я еще общаться на этом форуме. Посмотрим, может после Нового года очухаюсь от "открытий чудных"!

КВЕДОР: Ёндол сёрмады: Надо драпать с этого сайта, а то умом тронуться можно! Не беспокойтесь, всё будет хорошо, можете даже остаться!

Ёндол: Тумай сёрмады: Через силовиков власть устранила наиболее ярких и талантливых эрзянских лидеров. Последний из них Сергей Туршатов. Его убили?

Тумай: Уважаемый "Ёндол" - мы все разные со своим умом. Сохраняем толерантность инакомыслящим. Поэтому я отвечаю. Сергу аксиом не выставлял, он искал истину. А кто ищет, тот часто ошибается. Это нормально. Я, его друг спорил с ним по многим вопросам и остался при своём мнении. К примеру о героях эрзянской истории. Пургаз, на которого он делал наезды, что не эрзя, ссылаясь на определённые материалы- это ошибочная версия. Алабуга, действительно тюрский мурза, Сергей прав. Он нашёл еще одного героя-Перьку и доказал его состоятельность. Профессором можно и не быть, но железной логикой быть обязан, иначе слова твои болтовня. Сергея физически не убивали, убили его морально при подготовке к 3 конгрессу эрзян. После чего попал в аварию и прогрессировала болезнь. "Убивают" по разному, чтобы устранить не угодного.

ТУЗУР: КВЕДОР сёрмады: Не беспокойтесь, всё будет хорошо, можете даже остаться! !! Ёндол, что поделаешь, все мнения принимаются и публикуются. Ваши, то что заслуживает внимания! )) спасибо.

Танюш: Накануне наступающего Нового 2014 года предлагаем вспомнить древние эрзянские традиции, непосредственно связанные с годовым календарём и сопутствующими смене времён года народными обрядами и верованиями. http://www.erzan.ru/news/erzyanskii-godovoi-kalendar-erzyan-raskent-ien-kovkerks-0

Сандаров: Тумай сёрмады: Их организации созданы ФСБ и как сандар там получал зарплату и отчитывался рперед хозяевами. Ты может меня перепутал с собой. Не забыл как тебя арзамасский куратор инструктировал перед съездом, как Лузгин тебя уговорил не выступать на прошлом съезде. Так что неизвестно кто на содержание находится и кто отчеты кому пишет. Ендол правильно пишет, что раздрай, устраиваемый тобой выгоден только властям. Чем больше мы заняты выяснением отношений тем проще им строить условия для нашей ассимиляции и потери национальной памяти. У самого то ни один ребенок не говорит на эрзянском. Так кто они песок? Нет не песок, видишь сын Николай помогает тебе, как художник районного дома культуры. А какие прекрасные скульптуры он сделал.

Сандаров: Весень Од ие марто! Виев, вадря эрямочи тениньк.

Танюш: 2014 ОД ИЕ МАРТО, ЭРЗЯТ ДЫ ЛИЯТ ЛОМАТНЕ!!! Шумбрачи ды уцяска весеменень!!! Предлагаем Вашему вниманию новогоднюю подборку стихов эрзянских поэтов и картин Федота Сычкова: http://www.erzan.ru/news/2014-od-ie-marto

Ёндол: Сандаров сёрмады: У самого то ни один ребенок не говорит на эрзянском. В мордовском селе, а дети русские!!! Круто! Оказывается чувство стадности не чуждо и создателю этнопарков, музеев и деревянных скульптур. Это он так голову свою на плаху положил? Если Сандаров правду написал, то с Тумаем все ясно. Наплевать ему на эрзян, хоть под мордовским, хоть под эрзянским флагом. Сколько лжи, подлости и двуличия! Прости меня Боже за резкие оценки.

КВЕДОР: Ёндол сёрмады: В мордовском селе, а дети русские!!! Круто! Оказывается чувство стадности не чуждо и создателю этнопарков, музеев и деревянных скульптур. Это он так голову свою на плаху положил? Если Сандаров правду написал, то с Тумаем все ясно. Наплевать ему на эрзян, хоть под мордовским, хоть под эрзянским флагом. Сколько лжи, подлости и двуличия! Прости меня Боже за резкие оценки. Тумай! В переводе это звучит так: " Тумай очень много хорошего делает для эрзянского народа, как бы его остановить?"

Ёндол: КВЕДОР сёрмады: " Тумай очень много хорошего делает для эрзянского народа, как бы его остановить?" А самое наилучшее достижение это умертвление родного языка. Вековая мечта ассимиляторов всех времен и народов! Последний закоулок где еще дышал наш язык-это улично-семейно бытовая сфера в мордовских селах. А Тумай умудрился даже здесь его уничтожить. Это святое дело! Убить, а потом сделать памятник (этнопарки, музеи и деревянные скульптуры). Зеленный свет Тумаю, а то некому будет убивать наш язык, а потом делать памятники. А может Сандаров врет все?

КВЕДОР: Ёндол сёрмады: А может Сандаров врет все? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, сами проанализируйте и сопоставьте факты, подумайте. Не пробовали?

Тумай: Каждый судит по себе! Иваньбёсь эрзянь веле, кортыть нейгак эрзянь кельсэ. Школась кавсть ульнесь средней школакс. Эрзянь кель тонавсть 1956 иес. 1995-1996 иеесэ Тумай лездась совавтомо эрзянь кель. Ансяк васинь класто нилеце класов эйкакштне тонавсть эрзянь кель. 2000 иестэ школасо ульнесть вастамот Нижегородынь мордвань "Ялга" марто. Мон лувсоск эинь ульне, секс асодан мезе кортасть. Мелдеск тонавтыцятне лоткасть ветямо эрзянь урокнень ярмактома. Сандартне алтасть тениск зарплата. Бобкова М.Д. урокунзо эинзе кадо, ветясь 2001-2002 иес. Тусь пенсияв. Монь колмо эйкакшун, весе тонавсть эрзянь кель школасо. Покшось врач, важоди Московсо. Тейтерем прядызе Мордовской университетынть, дипломсо эрзянь кель-5, прядызе аспирантуранть, ней Московсо эри мирдензэ марто. Колмоце цёрась прядызе Сараношне университетынть "факультет национальной культуры"-педагог, скульптор. Весе ней эрить руз поцо, виде, эрзякс а кортыть.Безаевинь чачомо велесь Какина, кода сон мери интернеце " велесэ эрицятне а содыть кинь сыть!" Сон ульнесь замполит школы милиции, етесь эрзятнень лувс превть путомо. Цёразо сонзе полицай. Кинь кунсуладо эрзят! Моська лает, а слон идёт.

Ёндол: Тумай сёрмады: Весе ней эрить руз поцо, виде, эрзякс а кортыть. Тумай, безусловно, милицейская биография Безаева заставляет с осторожностью относится к его утверждениям. Но как понять Ваше признание: "виде, эрзякс а кортыть"? Эрзякс а кортыть рузтнэнь марто (эрить руз поцо), эли сынь эрзя мартояк а кортавить эрзякс? Бути эрзя мартояк а кортавить эрзякс, сестэ мекс тонсь сынст эзить тонавто эрзякс кортамодо? Научить своих детей родному языка это первейшая обязанность каждого патриота. Вы не исполнили этой обязанности? Сандаров сказал правду?

КВЕДОР: Ёндол сёрмады: Научить своих детей родному языка это первейшая обязанность каждого патриота. Вы не исполнили этой обязанности? Сандаров сказал правду? ...спросил Ёндол. Ребристая ручка револьвера системы "Наган" предательски высунулась из кармана кожаной куртки...

Сандаров: Ёндол сёрмады: А может Сандаров врет все? Сандаров не врет. Тумай сёрмады: Сон ульнесь замполит школы милиции, Каждый судит по себе, сказал врунишка Аношкин. Чтобы он больше не врал о моем прошлом расскажу о себе. Окончил школу в Какино, где изначально мы знали, что мы эрзяне, а не мордва. Все село говорило на эрзянском языке. Русские жены через год тоже говорили на нашем языке. К сожалению, теперь ситуация другая. Окончил ПТУ, стал радиотелемастером. Служил в Венгрии, в войсках связи. После армии работал в телеателье, откуда пригласили в ПТУ, в котором учился, на должность мастера производственного обучения. В школу милиции пригласили в отделение технических средств обучения, чтобы я сделал учебный телецентр. Сделали такой, что японцы выставили аналог в выставочном комплексе в Москве, но без цветного канала, только через пять лет. Получил высшее юридическое образование и работал преподавателем-методистом, потом возглавил научно-исследовательскую лабораторию в научно-исследовательском и редакционно-издательском отделе, затем до пенсии работал старшим научным сотрудником Всероссийского научного исследовательского института МВД РФ. Занимался социологическими исследованиями, изучал общественное мнение, по вопросам Российского законодательства и работе органов внутренних дел. В 1998 году позвонил Павел Иванович Горбачев, который пытался организовать в Нижегородской области общественное движение эрзян и мокшан. Он перебрал много кандидатур и остановился на моей. Но я отказался, сказал, что по закону о милиции я не могу заниматься общественно работой. В 1999 году познакомился с Девицыным, нас включили с ним в состав делегации Нижегородской области на съезд в Саранске. Делегаты были только с Лукояновского района, где Аношкин возглавлял фонд спасения эрзянского народа. В других районах была тишина. На съезде встретился с Меркушкиным Н.И., который попросил включится в организацию общественного движения, мы с Девицыным пообещали, что попытаемся. Начали контактировать с неравнодушными эрзянами: Табункиным В.А. и другими. 24 октября 1999 года провели первое организационное собрание, учредительное 27 декабря 1999 года. Первым председателем избрали Макарова В.И., меня заместителем. Но я, в знак протеста, вышел из движения, потому как начались поездки и ничем не подкрепленные обещания школам, клубам в материальной помощи. Аношкин прав, что это оказало вред. Преподаватели Иванцевской школы, посчитали, что они работают, а кто-то получает за них деньги и перестали вести занятия. Белоусова в Чиргушах вела эрзянский язык до ухода на пенсию. Через год я ушел на пенсию и актив попросил меня возглавить движение. Возглавил, вот такая правда.



полная версия страницы