Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)

Ушмопрявт: EKN=ESN.ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось Эрзянская служба новостей. начало - предыдущая - новая страница ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ Андрей Волгин Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого. Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! ... Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше! © Терюшань Сергу (Туршатов Сергей)

Ответов - 286, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Patriot: ТУЗУР пишет: Мы разные, но мы одни!Интересно только, а Масторава на каком языке слагалась? На древне-шокшинском или едином мордовском? Или у каждого из "мордовских" народов своя была? А может, к мокшанам и прочим она вообще отношения не имела? Если в Ней сказано, что мокша - это эрзя, жившие на Мокше, являются ли вообще мокшане отдельным и самостоятельным народом?

Танюш: Patriot сёрмады: Масторава на каком языке слагалась? На великоросском = ИНЕ РАСЬ)) Этот язык до перехода на старославянский был распространён на всей территории восточно-европейской части Расьсеи. Этот язык жив и по сей день. Все мордовские языки несут в себе его азы, сохранили и донесли до наших дней его бу+ки и веди.

Танюш: Выступление Даниила Гранина в бундестаге 27.01.2014 (день снятия блокады) http://www.youtube.com/watch?v=EYKp57pRVAo#t=942


Танюш: Почему вопрос «может быть, надо было сдать немцам город Ленинград?» нельзя задавать никому и никогда? Размышляет Светлана Гончарова: Я сижу, оглушенная выступлением Даниила Гранина. Сначала послушала запись, а потом на Правмире прочитала текст. В эти дни много всего было написано про блокаду, и, конечно, думалось все время об этом. Моя родня жила далеко от Ленинграда, в вятской глуши, тоже очень трудно жили и голодно, папа все рассказывал про «тошнотики» — оладьи из мерзлой картошки, которую выковыривали из земли на неубранных полях. Но блокадный ужас все же был далеко от тех мест. В моем детстве были книжки, которые так крепко запомнились, что и сейчас вижу перед собой картины, записанные где-то в глубоко и навечно. Как будто я была там, в блокадном Ленинграде, и все это помню — так, как будто со мной было, помню. Очень люблю чай с… ржаными сухарями. И чтобы они были с мороза, эти сухари. И всегда, всегда, каждый раз, когда я так пью чай, вспоминаю эпизод из книжки: коммунальная квартира, оставшиеся в живых две юные девушки, малыш, и вот им с фронта солдатик, кажется, тоже из этой квартиры, привез мешочек с черными сухарями. Неслыханное лакомство! Одна из них была на работе, и когда пришла, другая ей говорит: я их пересчитала, разделила поровну, один размочила в кипятке и дала малышу, он поел, и теперь вот уже несколько часов спит. Никто бы не узнал, сколько было этих сухарей в мешке. Но она ничего не утаила, все разделила поровну. Надо бы перечитать эту книжку сейчас, но я не помню ни как она называлась, ни автора. Только живые яркие картинки стоят в памяти. Одна из этих девочек очень жалела, вспоминая мирное время, что выковыривала из колбасы кусочки сала и выбрасывала, блазнились ей эти кусочки сала в голодные блокадные дни. А я читала и видела себя на кухне, в комнате гости, родители, а в кухне никого, и я, встав на цыпочки, дотягиваюсь до тарелочки с нарезанной колбасой, и вот так же выковыриваю беленькие кубички сала и укладываю их с краю на тарелку, а продырявленные ломтики колбасы съедаю. Я читала и замирала от похожести: и я, я тоже так делала! Жизнь коммунальной квартиры до войны в дни блокады вспоминается героям радужной сказкой. Как сплошной праздник, к которому все готовили для общего стола самое вкусное из того, что могли и умели. И дедушка, он то ли доктор был, то ли профессор, рассеянный, как все ученые мужи, готовил какой-то необыкновенный компот и вместо сахара насыпал в него соли. С виду было очень красиво и аппетитно, а когда попробовали… Но это только добавило веселья за столом. Потом, в блокаду, когда уже многие умерли, когда уже совсем нечего было есть, этот дедушка принес единственное, что еще было сбережено на самый последний случай, — бутылочку с глицерином — соседке, матери маленького мальчика и велел понемножку давать ему. Может быть, все эти эпизоды у меня в памяти перемешались, и они на самом деле из разных детских книг о Ленинградской блокаде, но это и не так важно, память запечатлела самое главное, и все они слились в одну очень красивую и очень печальную музыку, которая постоянно звучит где-то очень глубоко, то тише, то громче. Печальную, потому что это страшная трагедия; красивую, потому что те детские книжки говорили о том, как прекрасна может быть человеческая душа, когда превозмогает собственную боль, желая облегчить боль другой души. Таких книжек было много в нашем детстве, и слава Богу. В них ничего не говорилось о Христе, но они были христианскими по сути. И они в сердце не просто нарисовали вечные картины, они высекли там в каком-то очень крепком материале некоторые истины. Потом, спустя годы, мы узнали много всего, о чем детские книжки не рассказывали. Они не врали, они просто говорили о добре, оставляя без внимания зло. Внутреннее зло. Потому что было внешнее зло, понятное и ненавистное всем — фашисты, война. А внутреннее, его тоже хватало: кто-то жировал в силу своего служебного положения, когда другие не в силах были вынести из дома покойника, или даже скрывали умершего, чтобы продлить действие продуктовых карточек, положенных ему. Кто-то скупал за мешочек крупы или кусок хлеба семейные реликвии и драгоценности. И много всякого другого, о чем раньше не знали, потом нам открылось. Мы это знание жадно в себя впитывали. Что оно должно было вызывать в душах? Возмущение, ненависть, злость, ожесточенный протест? Нет сил возмущаться, не наскребу по сусекам ни пылинки злости, ненависти. Что она теперь, моя ненависть, им? Они все или почти все уже стоят перед Богом, каждый за свое. И не дай, Господи, чтобы хоть в летучей мыслишке осудить ту несчастную мать, про которую рассказывал в Бундестаге Даниил Гранин, как она (Господи, помилуй!) спасала старшую дочь от голода, отрезая кусочки от умершей младшей. Он должен был это сказать, писатель и солдат, в день горького юбилея, стоя перед потомками бывших врагов. Он долго, 95 лет, живет на земле и многое видел. И он говорил то, что знает сам. Он имеет на это право. Потому и потрясают его слова, и услышанные в видеозаписи, и прочитанные в расшифрованном тексте. Он говорил это для того, чтобы помнили. Помнили для того, чтобы это не повторилось. Время многое меняет на земле. Меняются и люди. У нас в деревне не было коммуналок, мы все жили в маленьких деревянных домиках с печками. И про коммунальные квартиры я читала в своих детских книжках. И мне они казались ковчегами красоты и доброты, где все любят друг друга и все всем помогают. Мне нетрудно это было представить, потому что когда мы жили с бабушкой и маленьким братом в таком крошечном, об одну, считай, комнату домике, где за печкой было выгорожено пространство, с кроватью и сундучком, на котором бабушка устроила для меня кроватку, так вот в основную, очень небольшую комнату бабушка пустила на какое-то время квартирантов — семью, это были мама, папа и две дочки. Уму непостижимо, как мы там все помещались! Два окошка всего глядело на улицу в этом домике. Девочки были — одна почти моя ровесница, другая совсем малышка, и мы очень сдружились. Какие у нас тогда были теплые, больше семейные вечера! У них на дальней улице строился дом, и они ожидали новоселья, а нам с бабушкой жилось очень скудно, и три рубля, которые они платили за квартиру, были совсем не лишними. Сейчас это трудно себе представить. Сейчас нам легче вообразить, какой это был адский ад — коммуналки. Мы живем в отдельных квартирах, в домах, и все равно друг другу мешаем. Ездим на машинах, почти каждый в отдельной капсуле, отгороженные от мира, и опять мешаем друг другу. Как мы поведем себя, если вдруг чего, не приведи, Господи? Хватит ли сил остаться людьми? Мы сегодня очень много говорим. Если бы слова могли материализоваться, например, в бумажки, то все пространство, от неба до земли, заполонил бы хаос бессмысленных и беспорядочно летающих обрывков бумаги. От них было бы не продохнуть. «А давайте обсудим еще вот это…» «А как вы считаете, может быть, надо было сдать немцам город Ленинград?» И правда, почему бы нам не порассуждать на эту тему? Нам, для которых отключение горячей воды на летнюю профилактику водопровода — уже трудно переживаемое неудобство. Нам, раздражающимся слишком медлительным автомобилистом, едущим впереди нас. Нам, которым уже вообще невозможно что-либо от кого-либо стерпеть. И вот мы — давайте поговорим о Ленинградской блокаде, которую не бессмысленно ли было вообще терпеть 900 (подумать только — 900!) дней. Сдать, да и все. Я их не обвиняю, ребятишек с «Дождя». И не желаю им ничего испытать. Их надо поправлять, и они, мне кажется, поймут. У них быстрый ум. Ну, не попались им в детстве книжки, оставляющие в душе нестираемые письмена. Ну, экзамены теперь в школе как продолжение передачи «Кто хочет стать миллионером». На мир они смотрят через монитор компьютера. Разве ж они в том виноваты? Им надо объяснить, что этот вопрос не надо было задавать не потому, что еще живы ветераны, и им больно слушать такие рассуждения. Мало кто из них смотрит канал «Дождь». Им надо объяснить, что этот вопрос не надо было задавать никогда. Потому что нечего замусоривать пространство вокруг ненужными словами. Память и скорбь. И молитва. И себя почаще спрашивать: а я — умирая от голода, не съем ли хлебный довесок по пути из магазина, в котором отстоял несколько часов, теряя сознание? Никто не узнает про этот довесок — так утаю я его от голодающей семьи или все же донесу? Отдам ли бутылочку с глицерином, последнее, что осталось, женщине с ребенком, чтобы, может быть, хоть его спасти? Вообще — смогу ли хоть чем-то пожертвовать для другого, что-то от себя, любимого, оторвать? Не от избытка, а когда и у самого мало? Но эти вопросы не для громких дискуссий. Их человек задает сам себе, безмолвно, в сердечной тишине. И такой же тихий, не слышный никому, получает ответ. Подробнее: click herehttp://www.pravmir.ru/voprosy-ne-dlya-diskussij/#ixzz2s0iM5XOS

Тумай: "Дождь" расшевелил совесть, увы, не молодых и богатых людей, а нас, рожденных после войны. Предателями своей Родины сделать нас невозможно, но делают "националистами"! Мы не считаем себя Человеком планеты, где хорошо-там и родина, Родина наша,здесь, где родились и живём. Поэтому потерянная молодёжь не способен понять старшее поколение, наши ценности. Ленинградская трагедия в моей жизни коснулась крылом. Была у меня подруга и я поехал к ней на Новый год с намерением жениться. Подали документы в ЗАГС и она повезла меня к бабушке по её отцу. Старый Питерский дом с балконом для бабушки - это маленькая аккуратная комнатка с выходом на балкон. Хозяйка встретила нас очень вежливо с каким-то напряженным интересом. Я понимал, всё же внучка привела жениха. Посадила нас за маленький стол, белой, ажурной скатертью. Я сел рядом с Катей, бабушка тут же поставила стул напротив и велела сесть спиной к большому окну балкона. Я сразу же почуствовал себя неловко, вид жёлтых, наверно еще с времён войны бумажных полос не понравились. Бабушка засуетилась с чаем, подала на стол клюквенное варенье, при этом угощая, задавала вопросы, которые меня смущали. Увидев, что я чай прихлебнул без варения, подвинула чашку. Ложку с вареньем я не донёс до чашки, что-то сильно толкнул под локоть, вареньесоскользнулось на белоснежную скатерть. В голове пронеслось-зря сюда пришли и выйдя на улицу, я Кате сказал-"Ну и хитра, бабушка", посмотрел назад, она стоит у двери и всё слышала. Я понял, что этот дом больше никогда не войду. После моя подруга рассказала, что бабушка пережила блокаду. Её детей вывезли по Ладоге на большую землю и они пережили войну в Ташкенте. Дед умер от голода. Бабушка работала на кирпичном заводе и её подруги сожгли труп в печи, а золу в банке передали ей. Она эту банку с прахом мужа сунула в бетонную урну на балконе. Поэтому никогда больше не открывала стекляные двери на балкон. Предчуствие моё было правильное- дух деда помешал нам соединить жизнь. Прошло лет десять, я всё еще не мог жениться. Получал журнал "НЛО", где в одном из номеров опубликовали мою статью:" Откуда пришли славяне", на обратной странице этого листка, статья, которая повторяет то, что я пережил и опять в этой квартире. Я был потрясен. В кратце, история такая, внучка (под другим именем) с жеником купили "тарелку" для телевизора. Бабушки дома не было. Открыли стекляные двери на балкон и установили "тарелку". Каналы не срабатывали и регулировка их была продолжительной. Он не услышал как бабушка вошла и стала за спиной. Наконец на одном канале появился изображение мужчины, он что-то говорил, но звука не было. Бабушка упала без чувств. Оказывается на экране был её муж, просил его похоронить.

Ендол: Почему мне так никто и не ответил-кто эти две женщины в верхнем левом углу сайта? Чего они хотят?

Танюш: О прошлом и будущем. Былое и думы... В тяжёлые для народа годы, в переломные моменты истории людям свойственно обращаться к своим корням: Кто мы? Откуда? Где наш исток? Вспоминать своих предков – отцов, дедов, прадедов, все предшествующие поколения, которые мы застали на земле. У мордвы есть такая древняя традиция – в трудные минуты обращаться за помощью к предкам: «Покштят-бабат, помогадо, лездадо миненек! Уледе мартонок, а кадтадо эйкакшанок!» Многие в эти моменты начинают изучать свои родословные, прослеживать пути миграции своего рода, отыскивать своих близких и дальних родственников, с которыми на протяжении многих лет была утеряна связь. Зов крови и памяти вынуждает возвращаться в родные пенаты, посещать родительский кров, родовое село, сельское кладбище с памятными погостами... Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/o-proshlom-i-budushhem-byloe-i-dumy

Тумай: Шумбра Чи! Те усилия, которые кладутся во благо малой Родины - свято! Жить и утверждать себя добрыми делами может каждый, для этого нужны верные мысли, верные слова и верные дела! Так утверждал в арийских "Ведах" наш далёкий предок. 2008 год положил начало созданию ЭТНОПАРКА от имени эрзянского музея культуры. 2012 год от имени властей официальное открытие. Это территория напоминает музей под открытым небом, оформленной парковой скульптурой и эрзянским мемориалом, но это больше, чем музей. Место рождает чувство реальной Родины, поэтому здесь всегда присутствуют люди. Хвала общественникам, а власть пока проводит фестивали. Каждый может примкнуть этому делу. Создание сельской благоустроенной жизни при рыночно-олигархической системе- сомнительное дело. Но деревня должна возродиться! Ностальгия по малой Родине качнул маховик, а этнопарк - это лишь символ, напоминание. В 2014 году в Од веле, что рядом на постоянную жизнь переезжает еще один бывший житель из Москвы. Он намерен строиться, притом хорошо.В сёла стали постоянно приезжать на лето горожане, они не оставляют родительские дома. Цветники в этнопарке и уход дело их заботливых рук. Удачи нам!

Танюш: Тумай сёрмады: Удачи нам! Удачи нам! Жизни и оптимизма!

Ендол: "Наступит день, когда рядом с этнопарком, созданном усилиями эрзян, распахнёт свои объятия для всех его посетителей эрзянское поселение с гостевыми домами, банями и самобытной национальной кухней.//из: http://www.erzan.ru/news/o-proshlom-i-budushhem-byloe-i-dumy " Ну и сказочник ты, Тумай, однако! Причем вредоносный сказочник. По всей России идет полномасштабное уничтожение коренных народов. В качестве главного оружия массового уничтожения правительство использует русскоязычные школы и русскоязычные СМИ. Только у четырех народов (татары,башкиры, якуты и тувинцы) есть национальная система образования на родном языке. Да и их гнобят запретив сдачу ЕГЭ на родном языке, запретив создания ВУЗов на родном языке, запретив создание полноценного национального телевидения на родном языке. А Тумай пишет о каких-то этнопарках как средстве национального спасения. Этнопарки, все это замечательно: "Если бы не одно но…Мы словно устанавливаем крест на жизни своего народа, огромное прижизненное надгробие. Словно народ наш мёртв. Кладбища… Погосты… Кресты… Стеллы… ".//из:http://www.erzan.ru/news/o-proshlom-i-budushhem-byloe-i-dumy ". Ну и этнопарки, до кучи! Тумай мне напоминает христианских миссионеров приобщавших индейцев к христианской вере. Потом один из вождей с горечью сетовал : "Пока мы смотрели на небо высматривая в нем чужого Бога, у нас их под ног вырвали нашу родную землю". Чушью ты занимаешься, Тумай! А домик у тебя красивый, настоящая картинка. Этого, к сожалению, нельзя сказать о твоих моральных качествах. Не обманешь! Умеем уже отличать пустышку от соски с молоком. Вышли уже мы из младенческого возраста, когда нам пустышку (в виде фестивалей и этнопарков и др.) в рот совали, чтоб не плакали.

КВЕДОР: Тумай сёрмады: Те усилия, которые кладутся во благо малой Родины - свято! Жить и утверждать себя добрыми делами может каждый, для этого нужны верные мысли, верные слова и верные дела! Так утверждал в арийских "Ведах" наш далёкий предок. 2008 год положил начало созданию ЭТНОПАРКА от имени эрзянского музея культуры. Тумай! Совет Программы родственных народов Эстонии объявил конкурс на соискание премии "Дерево мира". www.fennougria.ee/index.php? Ваша деятельность по созданию Эрзянского музея культуры и Этнопарка, вкупе с проводимыми мероприятиями, могла бы составить достойную конкуренцию и претендовать на Первый приз!

Ендол: КВЕДОР сёрмады: Тумай! Совет Программы родственных народов Эстонии объявил конкурс на соискание премии "Дерево мира". www.fennougria.ee/index.php? Ваша деятельность по созданию Эрзянского музея культуры и Этнопарка, вкупе с проводимыми мероприятиями, могла бы составить достойную конкуренцию и претендовать на Первый приз! Туда ему и дорога! Эстонцы уже давно поняли, что среди российских финно-угров практически нет настоящих личностей способных вести политическую борьбу за выживание. И теперь они просто вынуждены идти на поводу у российских властей поощряя призами фольклорно-этнопарковые мероприятия. Так что совет Кведора очень даже перспективен. Думаю, росийские власти (через прирученных эстонце) могут наградить его Первым призом! Это было бы здорово. Тумай заслужил!

Танюш: КВЕДОР сёрмады: Ваша деятельность по созданию Эрзянского музея культуры и Этнопарка, вкупе с проводимыми мероприятиями, могла бы составить достойную конкуренцию и претендовать на Первый приз! Николай Иванович, Вам, действительно, следует подать заявку на соискание премии. Вероятно, необходимо сделать презентацию или что-нибудь в этом духе для участия в конкурсе. Важно уметь это правильно и красиво делать. Думаю, Сергей Новиков мог бы Вам помочь. Я согласна с КВЕДОРОМ, Ваша деятельность могла бы претендовать на Первый приз!

Ендол: Танюш сёрмады: Я согласна с КВЕДОРОМ, Ваша деятельность могла бы претендовать на Первый приз! Я тоже согласен! Так как полная руссификация и опустошение села Иванцева замаскированная этнопарком и музеем может претендовать только на Первый приз. Я готов помочь Николаю Ивановичу в составлении Заявки. Хотя, тут и без меня помошников навалом. А так хотелось притулится к великому свершению!

Тумай: Ёндол, откуда у Вас столько желчи! Обычно это бывает от зависти. Я ничего не маскирую и не прячу, тем более презираю лакейство перед силой. О какой полной руссификации с.Иванцева, где я живу пишешь. Имеешь ли какое либо о представление о моей деятельности на самом деле? Мой совет, летом побывать инкогнито и посмотреть своими глазами, может тогда будут иные мысли. На сайте фотографии очень талантливых и даже героических женщин. Это Маризь Кемаль- поэтесса и лидер эрзянского женского движения 90 годов и Татьяна Ротанова, тоже талантливая поэтесса, ведущая этот сайт. Насчёт ф/у конкурса, надо попробовать. За оценку моей деятельности всем спасибо- эрзякс СЮКПРЯ! Насчёт возращенцев в деревню, они есть- это как правило люди вышедшие на пенсию, но полны сил и романтики. С такими людьми я знаком и радуюсь их оптимизму. В этнопарке нет и не будет никаких жилых построек, для этого есть окрестные сёла. Сюкунян.

Танюш: Ендол сёрмады: Я готов помочь Николаю Ивановичу в составлении Заявки. Хотя, тут и без меня помошников навалом. Прясто пильгст неяват, лездамот а учавить. Тонавтомо весе маштыть, ансяк лездамо а капшить.

ЛОМАНЬ-2: Ендол сёрмады: Я тоже согласен! Так как полная руссификация и опустошение Ёндол, какие есть предложения по сохранению и развитию народа, сохранению языка?

Танюш: ИМЯ НА ГРАНИТЕ Открытие мемориала и мемориальных плит в ЭТНОПАРКЕ спровоцировало много вопросов даже для сведущих в истории, и, в первую очередь, о героях эрзянского этноса, имена, которых нанесены на гранитные плиты. Тексты даны на эрзянском языке, и для русскоязычного человека совершенно непонятны без объяснения. Но в этом весь эффект мемориала. Рассчитаны тексты на человека, владеющего родным эрзянским языком. Соприкосновение с родной речью рождает ассоциацию духовных чувств и чувство сопричастности к своему роду. Здесь пуп эрзянской земли, малой Родины, здесь всё пропитано эрзянским духом - от чистого холодного родника до захватывающего дух простора - вида на урочище реки Шнары, деревянной парковой скульптуры и культовых мест молений предков. Список героев открывает, как и положено, имя первого царя Тюшти, известного из эрзянского народного эпоса. Текст на плите «ТЮШТЯ-(брахма Заратустра) пурныця васинь раськенть», и мелким шрифтом: «1, 5 тюжа иень – ташто пиньгенть.» Весе ловнадо тестэ:http://www.erzan.ru/news/imya-na-granite

AlexandrS: "Зерном истины является эрзянский язык, дохристианская вера народа и общественные ценности. Они родились не на пустом месте, и не исчезли в никуда, а получили продолжение в древней арийской цивилизации." Вот именно , но только этого никто не хочет слышать !!! Весь интернет пестрит: .........Ведический Санскрит (далее — санскрит) — это язык наших Славяно-индо-арийских предков. .........В действительности, именно Ведический санскрит — это родной язык всех Славянских народов .......САНСКРИТ – литературный язык Древней Индии. Произошёл от русского узелкового письма А кто нибудь и этих великих русских ученых пытался сравнить санскрит с другими языками ?? Сколько смотрел "Санскритско-русский словарь" - ни одного слова созвучного с русским не нашел :-)

Ендол: Танюш сёрмады: Тонавтомо весе маштыть, ансяк лездамо а капшить. Лездамс тесэ а кинень! Монстеменьгак тесэ весе превейть!

ЛОМАНЬ-2: Ендол сёрмады: Монстеменьгак тесэ весе превейть! Превейтне превей марто!)) Ендол!Лездадо!

Танюш: Эпос Масторава. Зарождение жизни. Музыкально-поэтическая композиция будет представлена Вашему вниманию 2 марта 2014 года в Нотно-музыкальной библиотеке им. П.И.Юргенсона по адресу: г. Москва, Николоямской переулок, д.3 А, корп.4, станция метро Таганская. Приглашаем всех желающих! Садо, ялгат! http://www.erzan.ru/news/epos-mastorava-zarozhdenie-zhizni-moskva-02032014-g

Танюш: Размышления об извечном. Часть 2 С момента размещения первой части «Размышлений» прошло совсем немного времени и излагаемые в ней мысли нашли подтверждение. Однако начать хотелось с имени Михаила Васильевича Ломоносова. По моему мнению, не было ещё мыслителя, который бы так явно показал связь материального и духовного. Библия так говорит: «…И вдохнул Бог в сотворённого по образу и подобию своему Человека (ЧЕ + ЛО + ВЕйКэ) дух. В наших сказаниях также сказано, что Бог Инешкипаз дал созданному им человеку бессмертную душу. Наукой доказано, что сразу же по смерти от человека «отлетает» некая субстанция массой около 6,8 грамма. По-разному её называют: дух, душа, энергетическая составляющая… «Богу богово, кесарю кесарево». Тело в землю, Дух отлетает в единое энерго-информационнное поле (ЕЭИП). М.В.Ломоносов своим всеобщим естественным законом показал, что ничто никуда не исчезает! и мы бессмертны через свою душу... Автор: Тузур Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/razmyshlenija-ob-izvechnom-chast-2

Танюш: Тузур сёрмады: Размышления об извечном. Часть 2 На мой взгляд, очень глубокая по своему содержанию статья. Спасибо Тузуру за её написание, затронуты глубокие, философские вопросы, побуждающие думать и размышлять. Сюкпря тензэ превей арсемань кис!

Танюш: Ученик из Воронежской области исследовал меловой бор урочища «Мордва» «Откуда у урочища появилось такое название, - рассказывает Дима, - достоверно не установлено. В местном краеведческом музее я нашел сведения, что во второй половине шестнадцатого века долина реки Потудань была заселена кочевыми мордовскими племенами, которые впоследствии покинули эти места. Скорее всего, название пошло с тех времен». http://www.goloserzi.ru/ru/obshhestvo/novosti1/uchenik-iz-voronezhskoj-oblasti-issledoval-melovoj-bor-urochishha-mordva-i-pobedil-na-olimpiade.html Ну вот, о мордве уже пишут как о кочевом племени. А ведь это места древнего заселения мордвы. Мордва - это земледельцы, а не кочевники. Кочевые племена веками опустошали древнемордовские земли.

Тумай: Этот топоним "Мордва" дали русские люди. Кочевые племена мордва, мордхва - это мокша. Они же тюрки и часть Золотой орды. Современная мокша гордится этим названием. Мордва их вполне устраивает- это очевидно по переписи населения. Эрзя же воспринимает как грубое оскорбление личности и те люди, которых в речи родной эрзянский язык, никогда по эрзянски "мордвой" себя не называют. Этого слова нет в словарном запасе. Лишь те, кто пытается угождать русскоговорящему, называет себя мордовкой или мордвином и то на русском языке. При этом не понимают как унижают своё достоинство угодничеством.

Танюш: Тумай сёрмады: Кочевые племена мордва, мордхва - это мокша. Они же тюрки и часть Золотой орды. Николай Иванович, Вы об этом мокше скажите - насколько мне известно, сами мокшане так не считают. А в наших сказаниях открыто говорится: мокша - это эрзяне с реки Мокша.

Тумай: Если говорить вообще, то ничего не говорить. Мокшанский народ неоднородный, смешанный с тюрской кровью настолько, что только анализ ДНК покажет кто и какой гаплогруппы. Близость языка не родство, а следствие контактов. На реке Мокше пограничная территория средневековой эрзянии, а там (Теньгушевский район Мордовии), я не видел расовой мокшанский пигментации. Был я, правда, проездом.

Танюш: Тумай сёрмады: Мокшанский народ неоднородный, смешанный с тюрской кровью настолько, что только анализ ДНК покажет кто и какой гаплогруппы. Как и эрзянский, впрочем. Помнится, на мелькужо появлялся эрзянин родом с Ульяновской области, который писал, что в детстве его цыганёнком называли - за смуглый цвет кожи, чёрные глаза и волосы. Кстати, эрзяне с такой внешностью не редкость. Например, Александр Маркович Шаронов.

Тумай: ОН ШОКША.

ТУЗУР: Тумай сёрмады: ОН ШОКША. )))) Неееаа, Эрьзя ! )

Танюш: 2 марта 2014 года в Нотно-музыкальной библиотеке им. П.И.Юргенсона была представлена Музыкально-поэтическая композиция по мотивам древне-эрзянского эпоса "Масторава. Зарождение Земли". Ведущие: Татьяна Ротанова (Вирява) и Борюшонь Андямо. В программе прозвучали также древне-эрзянские напевы в записи исполнений фольклорных ансамблей "Торама" и "Ойме". Весе ловнадо вана тесэ: http://www.erzan.ru/news/predstavlenie-drevne-jerzjanskogo-jeposa-mastorava-v-moskve

КВЕДОР: Танюш сёрмады: Ведущие: Татьяна Ротанова (Вирява) и Борюшонь Андямо. В программе прозвучали также древне-эрзянские напевы в записи исполнений фольклорных ансамблей "Торама" и "Ойме". Хорошее мероприятие провели! На таких встречах у "новичков" часто происходит приобщение к своей этнической культуре, проявляется тёплое чувство сопричастности и ответственности за свой народ.

Тумай: Хочется пожелать успеха в начинаниях подобных мероприятий. Это, кажется в духе просветителей дворянской культуры- высокое искусство музыки и слова. Моё пожелание подходить профессионально к фону, который, хотя и вторично, но также создаёт ауру, и символике. Последнее несёт в себе мощный сгусток эмоциональных чувств. На фоне эрзянского треколора, пришедшего в эрзянскую культуру с времён Тюшти смотрелось бы более выигрышно. Сам символ флага аккумулирует эммоции: чёрным цветом мир предков и родной земли, красным цветом,- живую кровь народа и преемственность, белым цветом- духовность и чистые помыслы.

Танюш: Тумай сёрмады: Моё пожелание подходить профессионально к фону, который, хотя и вторично, но также создаёт ауру, и символике. Последнее несёт в себе мощный сгусток эмоциональных чувств. По-моему, мощный сгусток эмоциональных чувств несёт, в первую очередь, информативная часть, а фон - это уже вторично. Мы принесли то, что было у нас дома. Эрзянского флага не было, уж не обессудьте!

Ендол: Тумай сёрмады: Современная мокша гордится этим названием. Мордва их вполне устраивает- это очевидно по переписи населения. Эрзя же воспринимает как грубое оскорбление личности и те люди, которых в речи родной эрзянский язык, никогда по эрзянски "мордвой" себя не называют. Этого слова нет в словарном запасе. Лишь те, кто пытается угождать русскоговорящему, называет себя мордовкой или мордвином и то на русском языке. При этом не понимают как унижают своё достоинство угодничеством. Настоящую эрзю экзоэтноним мордва тоже вполне устраивает. А вот фальшивую эрзю,прислуживающую русским нацистам, экзоэтноним мордва ктегорически не устраивает. Для них это главное препятствие для успешного завершения крестового похода против мордовского государства.

Танюш: Ёндол, видимо, украинские события сказались негативно на вашем мировосприятии. Не стоит нервничать - на мордовскую автономию никто не посягает, а государство у нас одно, и имя ему - Россия.

Тумай: Ye Ванан "ндол" ансяк прят чаула. Столь экшнэ симместе нулгов цёра инжнень травасынзе, сонсь туор алой, а эне тюрема кармить. Иля уле истямо превсэ. Ятнень а тосто вешнят!

Тумай: Для "Александра"... Этнопарк в любое время посещаем, что интересно, родник при морозах не замёрз. Интересней будет летом. Установим новые скульптуры, намерены провести конкурс резчиков да и мы,... готовы создать монументальные скульптуры трём эрзянским героям. Я открыл в "Контак"-сайте окно. Там информация в фоторепортаже.

AlexandrS: Тумай сёрмады: Я открыл в "Контак"-сайте окно Сюкпря Николай Иванович!!! Ламо тонь тосо мельспарот!!



полная версия страницы