Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)

Ушмопрявт: EKN=ESN.ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось Эрзянская служба новостей. начало - предыдущая - новая страница ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ Андрей Волгин Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого. Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! ... Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше! © Терюшань Сергу (Туршатов Сергей)

Ответов - 286, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

ЛОМАНЬ-2: Тумай сёрмады: Если чувствуете гражданский долг -пишите Президенту, иначе вся эта полемика- фуфло! )))) Тумай на "феню" перешёл!!!! ))))) О чём писать, Тумай? Что Вам денег не дают из фонда "ПУРГАЗ"? или как Мусалёв: "Россия тюрьма народов"?? (( или как Эрюш: "О геноциде эрзянского народа русскими"? (( В каком сне это приснилось Вам, "великой" троице ? ))) о, нет!, не троица, там ещё есть потомок еврея ... "Вот приедет барин! и прикажет :"ДАТЬ ДЕНЬГОВ ТУМАЮ!!" " ))))

Танюш: С ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА! Солдатам Первой Мировой войны посвящается... Дед умирал - эпоха уходила Памяти моего деда – Ротанова Пантелея Ивановича, участника Первой мировой войны. ...Дед умирал. Очнувшись перед смертью, Прощался, руки детям пожимая. Звала, курлыча, в поднебесье стая. Клин журавлиный путь последний метил. Дед умирал, всея грехи прощая, Тепло ладоней оставляя внукам На память о себе. И пред разлукой Путь пройденный потомкам завещая. Солдат войны, быльём от нас сокрытой: О Первой мировой мы не читали, О ней молчать, увы, предпочитали. Героев имена давно забыты. Был слеп мой дед, отнюдь не многословен, Он не был кавалером и героем. Оторванный от плуга рекрут- воин, Возможно, воевал за Луцк иль Ковель… Жена и сын остались в отчем доме, Свой до войны дед не успел построить, И с думой воевал о тёплом крове Для сына и жены – о чём же, кроме?! Попал он в плен при отступленье войска – Атаковать и побеждать непросто. Бойцам снарядов не хватало остро, Не помогли бравада и геройство. Дед был в плену. На ферме австрияка Не бил баклуши, шла работа споро – Он докой был в делах любых, и скоро Хозяином замечен был трудяга. Вот пробил час из плена возвращаться. Пленённый стал в отчизну собираться: – К жене и сыну, да увидеть братца! А фермер предложил ему остаться: – Что на Руси? – мол, время беспокойно, Где революция, там нет достатка, Поверь мне, в Австрии жить будем сладко! Россию нищета лишь ждёт да войны. Русь не продал. Жену и сына помня, В село родное он решил вернуться, Был фермер поражён отчизнолюбцу, И отпустил с почётом да поклоном, На память дар вручив – машинку «Zinger». Дед сапоги шил – ноги отдыхали, Сапожник лучший сыщется едва ли В селе эрзянском, деревеньке Лиге… Дед умирал. Очнувшись перед смертью, Прощался, руки детям пожимая. Машинка «Zinger», маркою сверкая, Как встарь, стреляла ровной строчкой петель… Тепло ладоней оставляя внукам, На жизнь грядущую благословляя, Дед умирал. Звала, курлыча, стая. Крестом на грудь легли в мозолях руки. Дед умирал, Эпоха уходила… Татьяна Ротанова (Вирява)

Танюш: С ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА! Дневники переводчика. Иван Иванович Поздяев вспоминает о Великой Отечественной войне. Дневники военных лет написаны полковым переводчиком, кавалеристом, выпускником Лукояновского педагогического училища Иваном Поздяевым; эпизоды войны написаны по памяти школьным учителем, выпускником Арзамасского учительского института 1951 года и литературного факультета Арзамасского педагогического института 1965 года Поздяевым Иваном Ивановичем. Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/s-dnem-zashchitnika-otechestva-dnevniki-perevodchika-ivan-ivanovich-pozdjaev-vspominaet-o-velik


Танюш: С ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА! Защитникам Донбасса Семерик Слово о полку Игореве 1. Из города Киева, из логова змиева орда, орда… Чёрной тучею надвигается беда, беда… …На горе Карачун змий трёхглавый живёт, Змий трёхглавый живёт да изводит народ, Огнедышит злодей, пламя мечет на град, Православных людей извести, лютый, рад. Кровь младенцев он пьёт, гложет старцев да жён, Под исчадным огнём град Славянск погребён. Орды с запада прут: за ордою орда, На славянский на люд мор напал да беда. Вот на белом коне всадник скачет, спешит За родной, за народ змия жизни лишить. Добрый молодец, гой! Стойко в сече держись! Бейся, смелый Стрелок, за грядущую жизнь! За невинных детей, старцев немощных, жён Будет змий огнедышащий глав трёх лишён! На горе Карачун змиев род обречён, Да погибнет орда под Стрелковым мечом! За тебя, удальца, будем Солнце молить, За тебя, молодца, будем Бога просить: За грядущую жизнь бьётся смело Стрелок, Змиев стан одолеть сил дай воину впрок! Ясный ум во чело! Чтоб умело владеть Артанийским клинком - в длани меч-кладенец! Будет биться Стрелок за грядущую жизнь, Гой-еси, Игорь-князь, до победы держись! Из города Киева, из логова змиева орда, орда… Чёрной тучею надвигается беда, беда… Ой ты, гой еси, добрый молодец! Ой ты, гой еси, светлый Игорь-князь! От лихой беды упаси ты нас! 07.07.2014 г. 2. Вновь Украина седа от пепла городищ, Сынам неверным грехи отпустишь ли, простишь?! Славянск в руинах, в огне селения твои, Между собратьев идут кровавые бои. И гибнут дети, безумной распри жертвой пав, Вот пятилетний Ермилов Ваня – бойни явь… Распят ребёнок … Погибшей девочки лицо… В цель метит снайпер, а мог бы быть вполне отцом… Координаты даются точно – не впервой: Надежды-«пули» боеспособный позывной. Младенцев кровью упившись – до икоты, всласть, Фашистской сворой гордится киевская власть. Днепропетровский диспетчер коридор даёт – Был пущен «Боинг» прямой наводкою в расход. А в злодеяньях спешат Россию обвинять: Судьба державы – удары в спину принимать. Обстрел границы, снесён снарядом чей-то дом, И убиенный к земле приник, упав ничком. Когда-то дружно здесь жили, без вражды и бед. Кому-то нужно Донбасса жизнь свести на нет, Кому-то нужно изгнать с земель исконный люд. Кому – победа, кого – холмы курганов ждут... Кому в награду газ сланцевый здесь добывать? Кому под стягом за олигархов воевать?.. Поток бессчётный бредущих женщин и детей, Исход из ада – от безвозвратности потерь. Вновь Украина седа от пепла городищ, Сынам неверным грехи отпустишь ли, простишь?!.. 18.07.2014 г. 3. Господь всех знает, кого в сей мир призвал. Из земли я и в землю уйду. Отец Виктор, с.Семёновка Изгоями став в собственной стране, Отверженные киевскою властью, За право жить свободно, наравне, За родину сражаются донбассцы. Разрушен кров и от огня войны Пристанище в России ищут дети. Мосты назад надолго сожжены… Кто виноват, и кто за всё ответит? Сбит Боинг с «грузом 200» – чей заказ? Пробиты дыроколом «груза» ксивы, То ль трупный запах, сланцевый ли газ Витает над украинскою гривной… Royal Dutch Shell – известнейший концерн, Британо-нидерландское исчадье, Донбасс на блюде подан: «Сланцы, сэр!» – Обогащения элиты ради. Славянск, Изюм, Шахтёрск и Краматорск – Вот территория добычи газа, Здесь житель каждый должен быть готов Диктата Shellа исполнять указы. И свора ненасытных, злобных псов, Прозападных, продажных олигархов, Донецкий кряж грызть бросились, на зов Прибыв майданящих в стране нацгадов. С благословения ООН орда С землёй ровняет города и сёла. На Диком поле вновь идёт война, Не встретили здесь хунту хлебом-солью. На Диком поле бьётся Игорь-князь, От натовской орды край защищая. И не сдаётся угольный Донбасс, Атаку за атакой отражая. На землю эту кто придёт с огнём, Меч-кладенец того отважно встретит. Мы из земли пришли, в неё уйдём, – На ратный подвиг, по стезе в бессмертье. 27.07.2014 г. 4. Во Диком поле вновь идёт война, Опустошают вновь его просторы, Воинствуют глумящиеся своры, Фашизм на деле показав - сполна. Во Дико поле птицы не летят, Во Диком поле рвутся вновь снаряды: Зачистка территории из «Градов» - По детям бьёт украинский солдат. Во Диком поле, как и сотни лет, – Века минули, орды, как и прежде, За золотым тельцом пришли, в надежде Из недр чужих добыть сиянный свет. Но не под силу им добыть самим, Друг с другом стравливают россов-братьев, Дабы народ единый зачал драться, Богатства недр испепеляя в дым. Опустошив Донецкий кряж до дна, Набив мошну продажных олигархов, Амбиции насытив патриархов, Что поимеет бедная страна?! Во Дико поле птицы не летят, Во Диком поле смех не слышен детский, И бьют в набат колокола Донецка – Во имя жизни не стреляй, солдат! 30.07.2014 г. 5. И начяша князи про малое "се великое" млъвити, а сами на себя крамолу ковати. А погании съ всех странъ прихождаху съ победами на землю Рускую. Слово о плъку Игореве Светлый Игорь-князь, ой ты, гой-еси! От лихих от бед край донской спаси, От нашествия западной орды, Глада-мору от – закрома пусты! Фосфорным огнём выжжена земля, Под ракетами ежатся поля, Пусто в колосе – не сгибает кладь, В лихолетие люду погибать – Под развалами каменных домов, Во земле родной дедов да отцов. Светлый Игорь-князь, ой ты, гой-еси! Орд от натовских край донской спаси! Орд от натовских, от лихих людей, Дух смердящий их по степи развей! Древний Киев-град змиями кишит – Подними свой меч, выстави свой щит! – Вольный край донской, ой ты, гой еси! От нашествия саранчи спаси! Ой ты, гой еси, добрый молодец! Ой ты, гой еси, светлый Игорь-князь! От лихой беды упаси ты нас! Вновь на малое стали говорить: «То великое», – скачут во всю прыть: «Кто не прыгает, клятый тот москаль», – По Крещатику Киев заскакал. По Крещатику скачет во Донбасс – На костях людей завихрился пляс. На костях людей скачут во крови… Древний Святогор, нас благослави! Дай нам силушку-мощь родной земли, Чтобы край донской отстоять могли, От нашествия западной орды, Игорь Северский, Дон ослободи! Ой ты, гой еси, добрый молодец! Ой ты, гой еси, светлый Игорь-князь! От лихой беды упаси ты нас! 26.08.2014 г. 6. Плач Ярославны Ярославны плач рвётся в неба синь: – Малых детушек сохрани-спаси! Помоги укрыть от ордынских стрел, – Кто с огнём пришёл, сам в огне сгорел! Кто пришёл с мечом – от меча чтоб пал! Да найдёт здесь смерть натовский шакал! Разомкни кольцо, стольный Киев-град – Из опальных стен, из твоих засад Дай уйти: детей, стариков спасти, Пропусти – открой клети-блокпосты! А не выпустишь – я кукушкою Над зенитными взмою пушками, Опущусь к мужам да израненным, Раны заговаривать стану им, Омывать слезами горючими, Укрывать донецкими кручами. Сник седой ковыль, ратью посечён. Ветер, господин, веешь ты почём? Донеси меня на Саур-курган, Кровь рекой бежит из солдатских ран. Донеси меня, о, ветер-ветрило, К князю Игорю, на Саур-могилу. Северский Донец, Дана-Танаис, К Дону-батюшке нитью протянись, Малым детушкам во спасение, Призывай-вещай ополчение! Чтобы град Славянск из руин восстал, Поднимайся рать: всяк – и стар, и мал! Нечесть натовскую, дух исчадья, С Божьей помощью споро сладим мы. Возвернись на Дон, светлый Игорь-князь! Орд от вражеских защити ты нас! Малых детушек сохрани-спаси, Светлый Игорь-князь, ой ты, гой-еси! 01.09.2014 г. 7. И сказал Донцу бесстрашный Игорь: О, Донец, величья ты достоин! Слово о плъку Игореве Из глубин времён, из веков седин, Явлен Игорь-князь во главу дружин. Не на жизнь, на смерть битва за Донбасс, Артанийский меч держит Игорь-князь. Артанийский меч гибок да остёр! Вражеской орде разожжён костёр. Воины встают из глубин веков, Правнуков своих защищают кров. Русская земля, славу свою ярь! Благодатный край, данный Богом дар! Кликнула земля, призвала полки, Ко плечу плечом встали у реки. Северский Донец, к Дону торопись! – Брань вскипает здесь: не на смерть – за жизнь! Русская Земля, ты не за холмом – Обагрила кровь наш единый дом. Деды и отцы воевали здесь, За Саур-курган выпала нам честь Биться. Отстоим! – это не впервой: Закалится сталь в схватке боевой! Закалится сталь, выгнутся клинки – Бьёмся, как и встарь, у Донца-реки. Слава светлому князю Игорю! Слава мудрому Володимиру! Слава храброму ополчению! Здравы будьте, князья и дружина! Ярославна, целуй нежно сына! Отражая поганых нашествие, День грядущий стократно приветствуем! 01.09.2014 г. Татьяна Ротанова (Вирява)

Мокша_тёра: спасибо Танюш! мы и есть защитники отечества!!!

Танюш: Мокшанский полк на сопках Маньчжурии Чись алой валгсь Кельме варма пуви Сэрей тикшестэ сулеесь стясь Вельмазь ялгат вешны Тесэ чить и веть Мокшень Алят удыть Виеск , седеиск Расиянть кис Мукдэн алой путызь Ранги, ранги Мокша леесь Ранги Раскесь пестэндэ пес Ранги одурвакс лисезь тейтересь Одцто теевсь сырекс *** Спите бойцы Спите спокойным сном Пусть вам приснятся нивы родные Отчий далекий дом Пусть погибли вы в боях с врагами, Подвиг ваш к борьбе нас зовет, Кровью народной омытое знамя Мы понесем вперед. Мы пойдем навстречу новой жизни, Сбросим бремя рабских оков. И не забудут народ и отчизна Доблесть своих сынов. Спите, бойцы, слава навеки вам! Нашу отчизну, край наш родимый Не покорить врагам! Ночь, тишина, лишь гаолян шумит. Спите, герои, память о вас Родина-мать хранит! Автор куплетов на эрзянском Репин Михаил Филиппович, текст на русском советский вариант Алексея Машистова Пояснение: гаолян-дословный перевод «высокая трава» эрз. «сэрей тикше» Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/russkij-vals-posvjashhennyj-pogibshim-mokshanskim-voinam-perevod-mihaila-repina-na-jerzjanskij-

Танюш: Мокшанский полк на сопках Маньчжурии. Перевод Раисы Орловой на мокшанский язык Маньчжуриянь пантттнень пряса Лемтьф 214 Мокшень полкти Ве. Мадсь перьфпяльсь. Вень сталмоть модась кирдсь. Панттне тя шобдаса уихть, туцят Кяшезь шиньстяма ширть. Сей, панттнень пряс, героеньконь калмась весь Явси и морай вармась синь вельхкссост, Лемозост тяшттне крьвязсть. Тя аф паксяста сась дуборфсь, Кяжи атям торась-дубордсь, И перьфпяльсь меки ваясь сетьмос, Аш кашт молиня, сюдемсь весь. Удода, цёрат, ковсь менель тёкшти куцсь. Няесть эсь онцтонт кели розьбаксять И тядянь-алянь кудть. Тинь эсь версонт араласть Россиять, Вечнай подвиг тиеде тинь. Версонт валф знамять, кяденьке виихть, Инголи кандсаськ минь. Минь од эряфть васьфтемс ки мутама, Славась колгант мялямсонк най. Ононтень ванфтсыне сонць Масторавась, Мокшэрзянь крайсь ризнай. Ве. Мадсь перьфпяльсь. Гаолянць шерьхки-морай. Удода, рузонь масторонь алят, Удода, мокшень цёрат. Тя вальсти музыкать тяштезе Илья Шатров, валхнень рузкс тяштезень А. Машистов. Мокшень кяльс ётафтозень Рая ОРЛОВАСЬ. «Мокша» журналсь, 2012 кизонь 6 №, 90 стр. Мокшанский полк на сопках Маньчжурии Чись алой валгсь Кельме варма пуви Сэрей тикшестэ сулеесь стясь Вельмазь ялгат вешны Тесэ чить и веть Мокшень Алят удыть Виеск , седеиск Расиянть кис Мукдэн алой путызь Ранги, ранги Мокша леесь Ранги Раскесь пестэндэ пес Ранги одурвакс лисезь тейтересь Одцто теевсь сырекс *** Спите бойцы Спите спокойным сном Пусть вам приснятся нивы родные Отчий далекий дом Пусть погибли вы в боях с врагами, Подвиг ваш к борьбе нас зовет, Кровью народной омытое знамя Мы понесем вперед. Мы пойдем навстречу новой жизни, Сбросим бремя рабских оков. И не забудут народ и отчизна Доблесть своих сынов. Спите, бойцы, слава навеки вам! Нашу отчизну, край наш родимый Не покорить врагам! Ночь, тишина, лишь гаолян шумит. Спите, герои, память о вас Родина-мать хранит! Автор куплетов на эрзянском Репин Михаил Филиппович, текст на русском советский вариант Алексея Машистова

Танюш: Обращение Козьмы Минина к русскому народу: "Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. Паче же ко утеснению и разорению законов Руси и веры Православной церкви утеснению и разорению предлежат. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управителями, произошедшая злоба и ненависть, которые забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто ещё турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошед, уже в Москву и другие многие грады по обе стороны побрали, казну так великую, чрез многие грады разными государями собранную, растащили, церкви и монастыри разорили и разоряют. Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и, согласясь единодушно, оставя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего. Правда, может кто сказать что мы можем сделать не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я моё намерение скажу. Моё имение, всё, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании. И ежели мы все равное намерение возъимеем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и бессмертную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить". http://www.erzan.ru/news/obrashhenie-kozmy-minina-k-russkomu-narodu-01-marta-2015-goda

Танюш: МОРДОВИЯ,НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВОСТИ РОССИИ СЕГОДНЯ 01.03.2015: http://www.youtube.com/watch?v=cD7pk2uFR3I

Танюш: МОСКВА, 15 мар- РИА Новости. Советский и российский писатель Валентин Григорьевич Распутин скончался в Москве на 78-м году жизни. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Аталанка в Усть-Удинском районе Иркутской области. После окончания школы он поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет, параллельно работал в молодежной газете внештатным корреспондентом. После окончания университета продолжил работу в газетах Иркутска и Красноярска. Первый рассказ В.Г. Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей книги писателя "Край возле самого неба", которая была издана в Иркутске в 1966 году. Следующая книга его рассказов "Человек с того света" увидела свет в 1967 году. Свои лучшие произведения: "Уроки французского", "Живи и помни", "Прощание с Матёрой", "Век живи — век люби", "Пожар" Распутин написал в 1970-1980-х. По произведениям В.Г. Распутина в разные годы были сняты фильмы "Рудольфио" (1969, 1991) режиссеров Динары Асановой и Василия Давидчука, "Уроки французского" (1978) Евгения Ташкова, "Продается медвежья шкура" (1980) Александра Итыгилова, "Прощание" (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, "Василий и Василиса" (1981) Ирины Поплавской, "Живи и помни" (2008) Александра Прошкина. В последние годы Распутин занимался в основном публицистикой. В 2004 вышла его последняя книга "Дочь Ивана, мать Ивана", а в 2006 году — третье издание альбома очерков писателя "Сибирь, Сибирь" (предыдущие издания 1991, 2000). Противник реформ С началом "перестройки" В.Г. Распутин включился в общественно-политическую борьбу. Занимая последовательную антилиберальную позицию, писатель выступал против реформ. "Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна", — цитировал он российского премьера начала века Петра Столыпина в своем выступлении на I Съезде народных депутатов СССР. В.Г. Распутин был в числе 74 литераторов, подписавших в 1990 году "Письмо писателей России", адресованное Верховным советам СССР и РСФСР и центральному комитету КПСС, в котором, в частности, говорилось: "В последние годы под знаменами объявленной "демократизации", строительства "правового государства", под лозунгами борьбы с "фашизмом и расизмом" в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации". Писатель также подписал известное обращение "Остановить реформы смерти" (2001). Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г. Распутин впервые высказал предложение о выходе России из Советского союза. Впоследствии писатель утверждал, что в нём "имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения". "Хождение во власть" В 1990-1991 годах писатель был членом Президентского совета СССР при Михаиле Горбачеве. В 1992 году В.Г. Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), а на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения. "Моё хождение во власть ни чем не кончилось. Оно было совершенно напрасным… Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали", — комментировал он позднее свой опыт политической борьбы. В 2012 году, будучи членом Патриаршего совета по культуре В.Г. Распутин не остался в стороне от инцидента с группой Pussy Riot. Писатель высказался в поддержку уголовного преследования участниц "панк-молебна" в Храме Христа Спасителя, опубликовав вместе Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным и Константином Скворцовым заявление деятелей культуры "Молчать не позволяет совесть". "Мы уверены в том, что находящиеся под следствием экстремистки, совершившие сознательное надругательство над православной верой, православной святыней и чувствами православных верующих, обязаны понести соответствующее деянию уголовное наказание", — говорилось в письме. Награды В.Г. Распутин был лауреатом Государственной премии СССР и Государственной премии России, был награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней, имел звание Героя социалистического труда. Писатель был также награжден литературными премиями имени Федора Достоевского и Александра Солженицына. А в 2008 году он получил премию "Большая книга" в номинации "За вклад в литературу". РИА Новости http://ria.ru/culture/20150315/1052591781.html#ixzz3UQsMYSb5

ТУЗУР: Танюш сёрмады: Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Аталанка в Усть-Удинском районе Иркутской области 1. Село АТАЛАНКА. АТ=нет, АЛАН= я внизу; я нижний. АТАЛАНКА=АТ+АЛАН+КА = Мы не внизу; Мы не нижние!! Скорее всего село не в низине расположено... Так на Шокша языке "звучит" это село... 2. Думаю что не спроста отпевать В.Г. Распутина будет Патриарх Кирилл. писатель Даниил Гранин о В.Г. Распутине: " Это была жизнь праведника". Отпевание в среду, в храме Христа Спасителя: будет открыт доступ, обязательно схожу, поклонюсь Великому Сыну России-Рась-Сии ....

Танюш: МГУ им. Н.П.Огарева: Уроки французского Лидии Михайловны Молоковой. Прообраз учительницы рассказа Валентина Распутина. ...Она всегда уверяла, что никакой особой роли в судьбе будущего писателя она не сыграла. Потом, спустя много лет, она даже с самим Распутиным спорила, утверждая, что не посылала ему макароны и яблоки. А он настаивал, что прекрасно помнит об этом… - вспоминает младшая дочь Лидии Михайловны, живущая ныне в Нижнем Новгороде Татьяна Пономарева. - Правда, незадолго до ее отъезда был один случай: ребята решили сделать ей подарок к празднику, но не знали, что выбрать. Тогда они просто собрали деньги. А мама… Знаете, когда ей дарили, к примеру, книгу, она тут же старалась подарить что-то взамен. А здесь - такое… Конечно, отказалась: "Ребята, я не возьму". Те обиделись: "Мы же от чистого сердца! Что же теперь - обратно раздавать?.." Тогда она сказала, что ей будет очень приятно, если они помогут однокласснику Вале Распутину - он лежал в больнице… "Да разве он возьмет? Вы же знаете - он у нас гордый, хоть и тихоня". Но мама все же нашла выход: по ее совету, дети сказали, что деньги - от родительского комитета: "Будешь работать - вернешь". Уж не знаю, кто рассказал потом ему всю правду. Знаю лишь, что долг тот он школе отдал… Ловнадо весе тестэ: http://www.erzan.ru/news/mgu-im-npogareva-uroki-francuzskogo-lidii-mihajlovny-molokovoj-proobraz-uchitelnicy-rasskaza-va

Танюш: Михаил Тимофеевич Маркелов - один из первооткрывателей эрзянского эпоса. Томский след. «Лишь внимательный анализ каждого культурного явления в отдельности без патриотического «кто – у кого» в состоянии пролить свет на истинный генезис этого явления, на способы возникновения культурных ценностей и, наконец, на степень проявления творческих усилий отдельных соседствующих народов в создании той или иной культуры современности» М.Т.Маркелов, советский этнограф, мордвин-эрзя по национальности Это высказывание принадлежит известному в 20-30-е годы прошлого столетия советскому ученому-этнографу Михаилу Тимофеевичу Маркелову, репрессированному в печально-известном 1937 году, чьё имя в настоящее время практически забыто, одному из первых, кто стоял у истоков возрождения древнейших культурных традиций древнемордовского этноса – наиболее весомой составляющей исконного населения Восточно-Европейской (Русской) равнины. Михаил Тимофеевич Маркелов (10.02.1899 г. – 09.11.1937) вышел из семьи мордовских крестьян д. Синенькие Петровского уезда Саратовской губернии. Он прошел типичный для инородца-бедняка путь к образованию: окончил духовное училище и четыре класса семинарии, в 1918 г. поступил на историко-филологический факультет Саратовского университета, где под руководством профессора Б. М. Соколова начал заниматься этнографией и фольклористикой мордвы. Послереволюционные 20-30-е годы были периодом невиданного подъема национального самосознания, именно это время взрастило много самородков, преодолевающих разрыв между дореволюционной безграмотностью и, наконец, ставшим доступным долгожданным образованием. Оставаясь носителями родной культуры, они становились знатоками гуманитарных и точных наук, классических и европейских языков, радетелями родной национальной культуры и просветителями своих народов. По окончанию аспирантуры Михаил Тимофеевич работал ученым секретарем в Институте народов Востока, преподавал в Московском государственном университете, где заслужил уважение студентов лекциями по курсу этнографии народов финно-угорской группы. В летние сезоны 1925–1932 гг. он был руководителем полевых изысканий в местах проживания марийцев, мордвы, удмуртов, башкир. Собранные материалы отражались в научных сообщениях, вечерах-концертах с участием студенческой молодежи, в оформлении музейных экспозиций. Общность просветительских идеалов и научных занятий позволили Маркелову подружиться с удмуртскими учеными, жившими в Москве. Это обстоятельство стало поводом к его обвинению в заговоре, якобы имевшем целью отторжение финно-угорских территорий от России и присоединение их к Финляндии и Эстонии (Дело СОФИН). Измученный восьмимесячным следствием этнограф отправился в сибирскую ссылку, словно в далекую экспедицию. В Томске он получил возможность преподавать латынь, историю и этнографию народов СССР в университете, заведовать университетским этнолого-археологическим. Уже через месяц после приезда в Томск М.Т. Маркелов начал писать труд о культах плодородия у народов Восточной Европы. Планировалось издание большого формата с сотней иллюстраций в исполнении московского художника И.С.Ефимова, с которым Михаила Тимофеевича связывала многолетняя дружба. Основу составили редкие материалы по ритуальной культуре мордвы. Кроме чтения сложных учебных курсов, требовавших серьезной подготовки, ученый планировал летние экспедиции на Алтай, в Горную Шорию, в Минусинск, города вдоль Енисея и Иртыша. Поездки репрессированному запретили. И тогда он погрузился в богатый библиотечный фонд университета, где им был обнаружен эрзянский эпос – древние эпические сказания. Михаил Тимофеевич начал вести переписку с профессором Моториным об издании новой книги, обсуждал возможность напечатать найденный в библиотечном фонде «Эрзянский эпос» («Мордовские песни»). В московском издательстве «Academiа» публикацию затягивали, партийные цензоры потеряли предисловие, русские поэты не спешили с переводами. Маркелов догадался, что причиной задержек была его высылка. Ученый мечтал отметить возвращение в Москву защитой докторской диссертации по истории Сибири, но за два месяца до окончания срока ссылки был арестован и сослан на Дальний Восток, без права переписки. Это означало только одно – расстрел, что и произошло 9 (по другим сведениям 16) ноября 1937 г. Неизвестно, где похоронен этнограф, не найдены его последние труды. Рукописи М. Т. Маркелова исчезли после его гибели. Переписка с художниками И. С. Ефимовым и Н. Я. Симонович-Ефимовой, и созданные на их основе иллюстрации – все, что осталось. Графика И. С. Ефимова пополнила секретные папки. Небольшая часть их была обнародована только в 1996 г. Родители Михаила Тимофеевича – Матрёна Минеевна и Тимофей Кузьмич, посылавшие запросы в органы НКВД, скончались, не узнав правды о его смерти. И только 14 мая 1959 года М. Т. Маркелов был реабилитирован, благодаря стараниям сына Юрия. Культурно-образовательный портал «Эрзянь ки» обращается ко всем, кто имеет какие-либо сведения о возможном нахождении рукописей Михаила Тимофеевича Маркелова и «Эрзянского эпоса» из библиотечного фонда Томского университета, – пожалуйста, отзовитесь! Рукописи не горят и не пропадают бесследно! Утерянное да возвратится! Написано по материалам статьи Е.И. Ковычевой «Историко-культурное значение содружества мордовского М. Т. Маркелова и русских художников И. С. и Н. Я. ЕФИМОВЫХ в годы сталинского террора», опубликованной в Вестнике Удмуртского университета, Выпуск 1, 2014 г., раздел История и филология. http://vestnik.udsu.ru/2014/2014-051/vuu_14_051_07.pdf http://www.erzan.ru/news/mihail-timofeevich-markelov-odin-iz-pervootkryvatelej-jerzjanskogo-jepos-tomskij-sled

эрзянин: Танюш сёрмады: "Кроме чтения сложных учебных курсов, требовавших серьезной подготовки, ученый планировал летние экспедиции на Алтай, в Горную Шорию, в Минусинск, города вдоль Енисея и Иртыша. Поездки репрессированному запретили. И тогда он погрузился в богатый библиотечный фонд университета, где им был обнаружен эрзянский эпос – древние эпические сказания." Танюш сёрмады: Михаил Тимофеевич начал вести переписку с профессором Моториным об издании новой книги, обсуждал возможность напечатать найденный в библиотечном фонде «Эрзянский эпос» А как же Шаронов теперь?

эрзянин: Инзейне1 сёрмады: Валк алов,ды ловнык,кода ульнесь ушодозь Масторавась,паряк весе чаркудят,ма мезе а чакудят пшкадть лездатано .... Надо у Инзейне1 спросить об авторстве. Она знает кто автор! Она готова всё и всем разъяснить! )) об авторстве. Наверное ей шаронов сам нашептал...

Тумай: Любой художник имеет авторское право на создание произведения, используя народный фольклор. Шаронов А.М. создал – он вне критики. Нашли у Маркелова эпос – это здорово! Значит, мы стали богаче!

Танюш: Тумай сёрмады: Шаронов А.М. создал – он вне критики. Вор. Обычный вор.

Танюш: Тумай сёрмады: Нашли у Маркелова эпос – это здорово! Маркелов собирал сам сказания. Эпос не нашли, эпос написан эрзянским народом. Эпос - это сбор эпических сказаний. Маркелов никогда не причислял себя к авторам, в отличие от Шаронова.

ЛОМАНЬ-2: Тумай сёрмады: Шаронов А.М. создал – он вне критики. Нашли у Маркелова эпос – это здорово! Значит, мы стали богаче! Вот только насколько «авторским» является творение Шаронова? Какой вклад внёс персонально он? Если эпос его, то причём тогда народ? Как он материал собирал? На основе чего написано? Тумай, нет слов!! (( Если автор – Шаронов, то получается, что у народа нет исторического прошлого!(((( Да, Маркелов нашёл многие главы народного эпоса, но ничего не утаивал и не присваивал себе. А ведь мог именно таким образом прославиться, вернее «ославиться»(( Согласен, в случае с Маркеловым, народ стал «богаче» своим историческим прошлым. Тумай, разницу «видите»?

Танюш: ЛОМАНЬ-2 сёрмады: Если автор – Шаронов, то получается, что у народа нет исторического прошлого!(((( Чужая мета руку жжет Сейчас подумалось, что очень жаль, что эпическое сказание невозможно пометить тешксом.

Надя: Танюш сёрмады:Маркелов никогда не причислял себя к авторам, в отличие от Шаронова. При этом один стал доктором наук, профессором, академиком русской словесности и изящных искусств и т.д, и т.п., а другой погиб в полной безвестности в лагерях НКВД.

Танюш: Надя сёрмады: другой погиб в полной безвестности в лагерях НКВД Именно об этом и мне думалось... Погиб и переводчик эрзянских эпических сказаний на русский язык - поэт Василий Фёдорович Наседкин. Кстати, он был мужем Екатерины Есениной, старшей сестры С.А.Есенина. Если бы мы смогли найти эти рукописи и переводы, мы бы хоть толику нашей благодарности воздали им - погибшим.

Тумай: Крайние суждения не одобряю. Кому-кому , а уважаемой Виряве надо знать, что есть воровство, плагиат, а что просто клевета. Ведь мы не считаем переводы Масторавы от Шаронова на русский язык воровством. Талантливо, образно - браво. А почему в этом отказываете Шаронову. Насколько я знаю он участвовал во многих экспедициях по сбору фольклора. Его изложение в поэтической форме эпоса имеет качественное отличие от сырого материала фольклора. Ему первому удалось обнародовать. А завистникам остаётся шипеть. Я читал его первые материалы в журнале "Сятко". Тогда ни у кого язык не поварачивался, что он вор. Воры сидят за лакированными дверями и издают "черную мастораву"- вот они и есть воры. Стыдно, за Вас Вирява. Не той дорогой пошли, подруга.

Танюш: Тумай сёрмады: воровство, плагиат Здесь похлеще плагиата - А.М.Шаронов утверждает, что он "автор" эрзянского народного эпоса. Тумай сёрмады: переводы Масторавы от Шаронова на русский язык воровством. Талантливо, образно - браво. Тумай, ничего талантливого в этих переводах нет, напротив, они смешны. Поэтому я предложила Александру Марковичу их отредактировать, а он оскорбился в ответ на это предложение. После чего я решила попробовать свои силы в переводе. И буду рада, если кто-то, прочитав мои вирши, подумает: "А я могу лучше!" и сделает это!)) Тумай, оскорбляют не от большого ума. Бог вам судья.

Танюш: Тумай сёрмады: Его изложение в поэтической форме эпоса имеет качественное отличие от сырого материала фольклора. Не смешите!)) Александр Маркович как поэт - далек от поэта Тумай сёрмады: Ему первому удалось обнародовать. Тумай, это Шаронов вам поведал?)) Вот, что сообщили в комментариях к статье о Маркелове: "У меня до ареста в 1969 г.было несколько томов эрзянского эпоса по-зрзянски, изданного Саранским университетом. Значит его все-таки издавали в 60-е годы. К сожалению, тогда не успел прочитать, а потом все пропало. Вообще же все , что происходит с эрзянским эпосом, полный позор: необходимо издавать каждую песню, в том виде, как она записана от конкретного сказителя. Образцовое издание, в этом смысле, это Suomen kansan vanhat runot в 33 томах, издававшихся в 1908-1948 гг." Так что наш эпос давно был составлен, и далеко не Шароновым, по всей видимости. В Саранском МГУ искать надо, если А.М. Шаронов не успел замести следы. Тумай сёрмады: Воры сидят за лакированными дверями и издают "черную мастораву"- вот они и есть воры. Не беспокойся, Тумай, есть хорошая поговорка: НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ. Все погорят, кто руку приложил к народному достоянию.

ЛОМАНЬ-2: Тумай сёрмады: Насколько я знаю он участвовал во многих экспедициях по сбору фольклора. Где участвовал? Экспедициях в "высокие" кабинеты?? ) Тумай сёрмады: Не той дорогой пошли подруга. БРАВОООО!! Тумай! ))) Тумай то на "феню" перейдёт , тут же очередные вирши от Тумая...((( "Подруга" - у тебя рядом с тобой, то подруга для тебя. Опять "занесло"?

ЛОМАНЬ-2: Танюш сёрмады: Тумай, это Шаронов вам поведал?)) Вот, что сообщили в комментариях к статье о Маркелове: "У меня до ареста в 1969 г.было несколько томов эрзянского эпоса по-зрзянски, изданного Саранским университетом. Значит его все-таки издавали в 60-е годы. К сожалению, тогда не успел прочитать, а потом все пропало. Вообще же все , что происходит с эрзянским эпосом, полный позор: необходимо издавать каждую песню, в том виде, как она записана от конкретного сказителя. Образцовое издание, в этом смысле, это Suomen kansan vanhat runot в 33 томах, издававшихся в 1908-1948 гг." Татьяна! Кто Вам так написал!? Очень здраво сказано!!!

Танюш: ЛОМАНЬ-2 сёрмады: Татьяна! Кто Вам так написал!? Очень здраво сказано!!! Этот комментарий был написан Александром Ефимовичем Учителем - человеком с очень непростой судьбой, он один из немногих, кто считает, что эрзянскую и мокшанскую историю замалчивают, не воздавая должное нашему народу, единственному из так называемых "финно-угорских" народов имевшему в средние века свою государственность. Вот, что он пишет: "Из всех финских народов только мокша и эрзя создали свои независимые государства в Средние Века. Их политическая история мало знакома русскоязычному читателю, поскольку российская историография не проявляет к ней интереса, чтобы не сказать замалчивает. Между тем, мокшанский князь Пуреш был одним из самых необычных политических деятелей средневековой Восточной Европы. Достаточно сказать, что кроме русских летописей его упоминают венгерские, английские и французские авторы, а голову сложил мокшанский князь в далекой Силезии." Полностью можно прочитать тестэ: http://samlib.ru/u/uchitelx_a_e/moksha.shtml Здесь же можно ознакомиться с его трудами и творчеством. Александром Ефимовичем - профессор истории Иерусалимского университета: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=979 Александр Ефимович, спасибо за Ваш неугасающий интерес к истории нашего народа, эпоса, за Ваше неравнодушие! Для нас это очень ценно.

Тумай: В средние века, а это конец 12 и начало 13 века всем известно, что было одно только эрзянское без всякой мокши и русских государство. Оно постоянно отражало агрессию в первую очередь мокши. Однако они всё же сожгли старый Саров, административный центр Пургасовой Руси.. Мокшанский царёк Пурейша был обыкновенным каннибалом, в этом прославила его германская хроника, а в Сарове нашли некрополь рубленных как капуста детские кости. У Пурейши государства никакого не было, был в подчинении Климакского каганата, а затем вассалом Владимиро -Суздальского князя. Однако меня не заносит, как Виряву. Я честен - и, в первую очередь, перед собой. Книга Маркелова лежит передо мной. Его издали по его рукописям мордва за "лакированными дверьми", почистив его рукописи, припрятав мокшанскую дикость. К изданию эпоса явно он был не готов, однако, что-то мог найти. А работа над эпосом действительно шла, но материал был весь эрзянский, мокшанского не находили и это заставило мордву засунуть рукописи подальше от сглазу.

ЛОМАНЬ-2: Тумай сёрмады: Книга Маркелова лежит передо мной. Его издали по его рукописям мордва за "лакированными дверьми", почистив его рукописи, припрятав мокшанскую дикость. К изданию эпоса явно он был не готов, однако, что-то мог найти. А работа над эпосом действительно шла, но материал был весь эрзянский, мокшанского не находили и это заставило мордву засунуть рукописи подальше от сглазу. Заносит! Да ещё как!! ( Тумай сёрмады: Однако они всё же сожгли старый Саров, административный центр Пургасовой Руси.. Мокшанский царёк Пурейша был обыкновенным каннибалом, в этом прославила его германская хроника, а в Сарове нашли некрополь рубленных как капуста детские кости. У Пурейши государства никакого не было, был в подчинении Климакского каганата, а затем вассалом Владимиро -Суздальского князя. Участник событий?? )) Знаток Тумай! Не удивительно, если на основе " тут я прочитал одну книгу Ницше" пишет о Заратустре .... )) Это не "заносит"? Тумай сёрмады: В средние века, а это конец 12 и начало 13 века всем известно, что было одно только эрзянское без всякой мокши и русских государство. Кому "всем"? )

Танюш: Тумай сёрмады: В средние века, а это конец 12 и начало 13 века всем известно, что было одно только эрзянское без всякой мокши и русских государство. Тумай, историю перечеркнуть невозможно, загляни в источники - перечитай эрзянский эпос!)) Я начинаю сомневаться, что эпос вами прочитан... Тумай сёрмады: Книга Маркелова лежит передо мной. Его издали по его рукописям мордва за "лакированными дверьми", почистив его рукописи, припрятав мокшанскую дикость. К изданию эпоса явно он был не готов Тогда перечитай эту книгу - открой там, где фото и пересняты письма, найди письмо издательства Академия - после 96 страницы 4-ая страница по счету, прочитай внимательно, о чём написано в этом письме и в следующем за ним. ЭПОС УЖЕ БЫЛ СОСТАВЛЕН! и составлен в то время он мог быть Михаилом Тимофеевичем Маркеловым. Для справки: В 1932 году Маркелов готовит к печати большую работу «Песни мордвы», которая должна стать не просто сборником народных песен, фольклора, а серьезным аналитическим исследованием. Рукопись была сдана в издательство «Асаёепиа». Однако публикация книги так и не состоялась. 14 января 1933 г. М. Т. Маркелов арестован по «делу СОФИН». А, будучи в ссылке - в Томске, Михаил Тимофеевич составил эрзянский эпос и обратился с просьбой к издательству Академия опубликовать его. Была начата работа над переводом эпоса на русский язык. Были переводы поэта Василия Наседкина, но и он подвергся репрессии и в 38-м году был расстрелян. Рукопись эрзянского эпоса, составленного М.Т.Маркеловым, и переводы В.Ф.Наседкина считаются с той поры утерянными. Только вот так ли это, утеряны ли они? - РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ.

Сергей_Мокша: Тумай сёрмады: Мокшанский царёк Пурейша был обыкновенным каннибалом Большого ума не надо! ((( - обливать грязью, кто ответить не может! из прошлого ((( Тумай уже ныл в газете "ЭРЗЯНЬ МАСТОР" : "со стариком судиться вздумали!!" )))) Тот случай когда Мосин в суд на Аношкина подал.Старику надо голову иметь на плечах, а не желчь изрыгать!! (((

Танюш: Григорий Мусалев не вышел «Ростом» - публикация, размещенная в группе "Эрзянь вайгель" Народные средства, собранные на памятник великому воину Пургазу, тают с каждым днем… Григорий Мусалев известен своими взглядами далеко за пределами Мордовии В Мордовии продолжается финансовый скандал со сбором средств для увековечивания памяти знаменитого эрзянского князя Пургаза! Как выяснилось, один из председателей специально созданного для этого благотворительного фонда Григорий Мусалев в октябре прошлого года «пустил в рост» более 730 тысяч народных рублей. Скажем проще. Как выяснилось, эти средства «национальный лидер» вложил в финансовую пирамиду «Рост», которая располагалась в саранском доме № 18 по пр. 50 лет Октября. Недавно эта «кредитно-производственная компания» приказала долго жить. Исчезли 15 миллионов рублей, которые успели вложить в нее под проценты около 50 жителей республики, в том числе «народные деньги» господина Мусалева. Новые скандальные подробности в «благом деле», превращающемся в обыкновенную уголовщину, — в материале ВАЛЕРИЯ ЯРЦЕВА. Инязор Пургаз по праву считается первым эрзянским героем. В 1228 году талантливый военачальник дал отпор вражеским захватчикам. Ну как тут спустя 790 лет не увековечить память выдающегося деятеля, стоявшего во главе эрзянского государственного образования? Не остались в стороне школьники, студенты, преподаватели, пенсионеры… Средства также поступили из стран, где проживает финно-угорская диаспора. Например, из Финляндии, Эстонии, Венгрии и даже из Франции. А в мае прошлого года, как сообщали зарубежные СМИ, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес вручил нашему земляку Григорию Мусалеву Крест Маарьямаа V степени — за вклад в развитие эрзянского языка и особые заслуги. И «выдающийся деятель» оправдал высокое доверие! Собрал на памятник Пургазу в общей сложности около 1 миллиона 200 тысяч рублей. По данным «С», эти средства Кшуманцянь Пиргуж (так Мусалев любит себя называть в честь села, в котором уродился) разделил на две части. 730 тысяч рублей пошли в сомнительный кредитный кооператив «Рост» — под 17 % в месяц! Причем дивиденды на различные нужды вкладчик Мусалев получал исправно. До поры до времени… Правда, теперь он, как и другие жители Мордовии, пишет заявления в полицию с просьбой разыскать собранные народные деньги. Кстати, жертвами «Роста» только в одном Татарстане, где находится головной офис фирмы, стали более 10 тысяч человек. Они потеряли свыше 100 миллионов рублей… От действий «Роста» и тому подобных компаний пострадали сотни жителей Мордовии… А теперь о второй части пожертвований. Еще около 500 тысяч рублей представитель эрзянской общины отнес в фирму «Удобно-Сбережения», которая располагается в Саранске на ул. Володарского. Как сообщает сайт коммерческой организации, она создана год назад энтузиастами-предпринимателями и находится в стадии развития. Среди амбициозных проектов фирмы — приобретение щебеночного карьера в Марий Эл. Кстати, там можно получить до 10,5 % прибыли в месяц — при условии, что ты не будешь забирать вклад в течение года. А если хватит терпения выждать этот срок, то можно прийти с мешком, в который поместятся до 126 % годовых! По данным «С», члены правления благотворительного фонда в конце концов поинтересовались, почему Мусалев растранжирил народные деньги. Ответ был предельно честен: «Я это делал для общего блага! Чтобы собрать как можно больше средств!» Напомним, что прежде Мусалев вместе с единомышленником Евгением Четверговым уже чуть было не потеряли в общей сложности почти 250 тысяч рублей — все из той же суммы, собранной всем миром на благородные цели. В феврале 2008 года они отдали финансы «в рост» предпринимателю Валерию Коянкину. «Обогатившийся» бизнесмен сразу же открыл магазин в Большеберезниковском районе. Правда, тогда в суде была достигнута мировая: предприниматель Коянкин обещал вернуть взятые у истцов 150 тысяч рублей, а затем выплатить и все набежавшие за этот срок «барыши». Очевидно, эта история мало чему научила «спасителя эрзянской нации» Григория Мусалева и его сподвижников. Сбор общественных средств продолжается, а памятника инязору Пургазу как не было, так и нет. Зато у господина Мусалева теперь блестит на груди Крест Маарьямаа V степени… Кстати, 16 апреля в Мордовии будут праздновать Эрзянь келень чи — День эрзянского языка. Ожидается прибытие гостей из различных российских регионов и стран. Только ли здравицы будут звучать на званом обеде? И не поперхнется ли господин Мусалев бокалом пуре, когда речь зайдет о «пяти золотых, зарытых на поле чудес в стране дураков»? Кстати Как сообщил первый заместитель председателя Центробанка РФ Сергей Швецов, в прошлом году граждане России потеряли в финансовых пирамидах около 2 миллиардов рублей. Была пресечена деятельность 257 подобных «кредитных организаций». «Пирамиды мельчают, но их становится больше», — сказал Швецов. По его словам, Центробанк не должен разбираться с такими «конторами», но вынужден это делать, так как они наносят ущерб имиджу российского финансового рынка. При этом пирамидами часто выступают организации, не имеющие лицензии Центробанка.

ЭРЗЯНИН: Танюш сёрмады: По данным «С», эти средства Кшуманцянь Пиргуж (так Мусалев любит себя называть в честь села, в котором уродился) разделил на две части. 730 тысяч рублей пошли в сомнительный кредитный кооператив «Рост» — под 17 % в месяц! Причем дивиденды на различные нужды вкладчик Мусалев получал исправно. До поры до времени… Правда, теперь он, как и другие жители Мордовии, пишет заявления в полицию с просьбой разыскать собранные народные деньги. Почему Мусалёв распоряжался общественными деньгами один!?? (( Какое он имел право так поступать!?? (((

Тумай: Откуда у Вас такая желчь? Деньги Мусалёв действительно вложил в комерчесский банк, но свои. Столица "С" передёргивает факты и не первый раз. И верить, что там пишут, нельзя. Однако слон идёт, а моська лает. Насчёт меня, извини, беру исторические сведения у мордовских историков. Мокша никогда с эрзей не были одним народом. Но если Вам нравится, продолжайте в том же духе. Пурейша – позор мокшанского племени. Продавался, перепродавался сотни раз, лишь Батый его не простил. Не простил его Пургаз – не простит его эрзянский народ, как бы не хотела этого мордва.

ЭРЗЯНИН: Тумай сёрмады: Деньги Мусалёв действительно вложил в комерчесский банк, но свои. Деньги Киянкину тоже свои давал?

ЭРЗЯНИН: Тумай сёрмады: Насчёт меня, извини, беру исторические сведения у мордовских историков. Мордовские историки, когда тебе надо - не авторитеты! Когда оболгать надо, то ссылаешься на них! ( Так когда ты правдив? Или куда и откуда ветер подует!))) - туда и двигаешь!?

Тумай: К сожалению, не авторитеты. Много вранья в угоду мордовской официальной политики. Однако, любое историческое сведение осмысливается логикой. Эту логическую оценку заложил основатель этого сайта Сергей Кузьмич Туршатов. Сегодня я был в его родном селе. Ощущение нехватки его интелекта живёт по сей день. Эрзянский музей в его селе превратили в мордовский. Сайт "Эрзянь ки" превратили в не знай что! Идут наезды и на меня. А это трещина, которую не склеить. Кому то это надо, очень надо. Прошлые ошибки, они у всех есть. Поверили Коянкину, а он оказался на игле ФСБ. На 3 Конгрессе его открыто разоблачили, в том числе и Безаева.

ЭРЗЯНИН: Тумай сёрмады: Сайт "Эрзянь ки" превратили в не знай что! Идут наезды и на меня. А это трещина, которую не склеить. Кому то это надо, очень надо. Прошлые ошибки, они у всех есть. Поверили Коянкину, а он оказался на игле ФСБ. Не знает кто? На какой игле и у кого? Кто позволил давать деньги в рост? Было понимание : чьи это деньги? Как собраны они? Тумай сёрмады: Однако, любое историческое сведение осмысливается логикой На основе знаний, а не одной прочитанной книжки))) , потом уж логика.

ЭРЗЯНИН: Тумай сёрмады: Насчёт меня, извини, беру исторические сведения у мордовских историков. Тумай сёрмады: К сожалению, не авторитеты. Много вранья в угоду мордовской официальной политики. )))) Это Тумай о мордовских историках пишет. Как понимать? Кто то объяснит? "Кульбиты" от Тумая!? Тумай сёрмады: Идут наезды и на меня. Врать перестань!!! Иль это в "крови"? Легко стать на путь лжи, трудно "сойти".



полная версия страницы