Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)

Ушмопрявт: EKN=ESN.ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось Эрзянская служба новостей. начало - предыдущая - новая страница ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ Андрей Волгин Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого. Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! ... Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше! © Терюшань Сергу (Туршатов Сергей)

Ответов - 286, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Тумай: Ну, господа, мне Вы не товарищи. Каждый судит по себе!

ЭРЗЯНИН: Тумай сёрмады: Ну, господа, мне Вы не товарищи. Каждый судит по себе! - и по Мусалёву!! Деньги, пенсионерами собранные, по ветру пустил, или в карман себе положил, что тоже не удивительно!! (( Но он же ЦАР, а Цари не отчитываются!! ))) Тумай! Защищай вора!(( Он тебе ттвврищ!!! ))) На западенщину за помочью не зовёт с собой Мусалёв? ((( Давай! Тумай! Вперёд! Тумай!! Не устал вилять?

Танюш: Изнямонь чи марто! С Днём Победы! Память человеческая – не столь долгая и точная, если её не освежать периодически, если не возвращаться к тем трагичным для каждой российской семьи событиям. По воспоминаниям родственников, уже 22 июня 1941 года, в Мордовии началась срочная мобилизация на фронт, мужчины нашего рода также были призваны в самые первые дни войны. Через Атяшево шли эшелоны с солдатами-новобранцами из Сибири и Урала. По словам моей бабушки – Анастасии Фёдоровны, благодаря именно этому обстоятельству семья выжила в неурожайные, голодные 1941-1942 годы: катастрофически не хватало соли, случалось, что от «водянки» вымирали целые деревни. Спасло то, что обменивались с новобранцами, отдавая им молоко за хлеб, соль и спички. Звено моей бабушки, награжденное в полном составе медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг." Ловнадо весе тестэ: http://www.erzan.ru/news/s-dnem-pobedy-iznjamon-chi-marto


КВЕДОР: Танюш сёрмады: Звено моей бабушки, награжденное в полном составе медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг." Отлично, Танюш! Как продолжение "Бессмертного полка"!

Танюш: КВЕДОР сёрмады: Как продолжение "Бессмертного полка"! Именно так и было задумано. Присоединяйтесь, размещайте свои семейные истории, фотографии, чтобы Память о родных жила в наших детях и внуках.

Танюш: День пограничника и мордовские воинские традиции! Виктор Сенин Посвящается пограничникам всех поколений! ...В Белинском районе Пензенской области, несколько столетий назад, нашими предками заложен праздник «Лугань Веле». Он приходится на первый день Троицы по христианским обычаям (мордва – православный народ!). Современная молодежь данный национальный праздник называет просто «Троицей» - на русский лад. Он проводится в красивейшем месте, на зеленом лугу, у дубовой рощицы, рядом с рекой Большой Чембар. До 1948 года город Белинский имел мордовское название Чембар, а по-мордовски звучал «Цембар». Но со временем, когда русского населения стало больше, чем самой мордвы, официально город стал называться Чембар, до его переименования в город Белинский. На праздник «Лугань Веле» или «Троица», стекается мордва со всей России и постсоветского пространства. По автомобильным номерам участников и гостей праздника можно изучать географию самой России и бывших советских республик. Главным - в этом празднике, как и столетия назад, является кулачный бой. Раньше (я это время тоже застал), мордва дралась «стенка на стенку», кроме одиночных кулачных боев. К окончанию праздника, к вечеру, сотни бойцов выступали на одной стороне, сотня бойцов на другой, а в сумме - дерущихся получалось не меньше тысячи человек. В деревнях раньше много народу было, люди со всей округи собирались. Жители двух мордовских колхозов (а это десятки сел и деревень) - разделялись и дрались между собой. Что удивительно, не было травм ни у одного бойца. Но эти традиции «стенка на стенку» ушли в прошлое… Зато на празднике в наши дни, весь день проводятся одиночные кулачные бои, старейшины образуют несколько арен-кругов или рингов-кругов, на открытом зеленом лугу. У каждого такого «круга» имеется свой старейшина, выступающий в качестве рефери и, одновременно, судьи, который наблюдает за правилами традиционного мордовского кулачного боя. Старейшина проводит судейство лучше всякого профессионального судьи! Это обычные правила бокса, только бойцы не надевают шлемы и боксерские перчатки. Бьются в кровь, пока руку один из бойцов не поднимет, или старейшина не остановит бой - по причине явного преимущества одного из бойцов. Но, если на спортивном боксерском ринге рефери, чтобы разорвать взаимный захват, руками разводит боксеров, то наш старейшина в руках имеет специальную трость, изготовленную из толстой ветки ивы, которая «образумит» любого, кто нарушает правила. В мордве, старейшины - непререкаемые авторитеты, которые и словом «горы» свернут и любой бой остановят! Да, такой высокий авторитет у наших мордовских старейшин! В последние годы работа старейшин явно усложняется. С больших городов России и СНГ приезжает много молодых мордовских профессиональных спортсменов. Раньше, если старейшина местных знал в лицо, учитывая, что с детства он их сам посвящает в воины, то сейчас выставляются на бой много незнакомых лиц. Поэтому все чаще останавливается бой в виду явного преимущества, в целях охраны здоровья бойцов. А нокдауны и нокауты - это обычное явление, водичкой полили бойца и снова в бой, мордва - упорный народ! Да и русские ребята все чаще показывают настоящий бойцовский характер, для них тоже становится честью побить мордовского бойца. Внешне не показывается ликование, но по лицу видно, что русский боец доволен своей победой над мордвином в честной схватке! Что ж, это воинство, в этом тоже мордва неотделима от русских, воинство у них одно и дух одинаково крепок, от природы! Наш российский боксер Олег Маскаев, имеющий мордовские корни, и в сорок лет побеждает чемпионов мира! Вот, что значит -соединение мордовского и русского характера и духа! Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/den-pogranichnika-i-mordovskie-voinskie-tradicii-viktor-senin

Танюш: Троиця марто весеменень! Поздравляем всех с Троицей! Троица, Троица! - Три у Боженьки лица! Троица, троица! - Лес зеленью покроится!!! У нас в Мордовии именно так припевали на Троицу. Бабушка рано-рано утром, до того, как все проснутся, наряжала дом зелёными берёзовыми веточками - окна, двери, на стол ставилась вазочка с цветущими ветвями рябины, перед иконами зажигалась лампадка. Для меня Троица именно такая - зелёная и цветущая. Всех с праздником! Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/troicja-marto-vesemenen-pozdravljaem-vseh-s-troicej

Танюш: Праздник "Шумбрат" 7 июня с 12.00 до 18.00 в парке Кузьминки в Москве. Садо, ялгат! 7 июня с 12.00 до 18.00 в парке Кузьминки в Москве будет проходить праздник "Шумбрат". Официальное открытие, на котором планируем видеть высокопоставленных лиц города, Республики Мордовия и других регионов с компактным проживанием нашего народа состоится в 13.00. Уже четвертый раз мы собираемся вместе на этом празднике и заявляем всей Москве о своем народе, о своей культуре, и в этом году мы отмечаем уже 25-летие современной волны общественного движения нашего народа в столице России. Приходите и покажите, что эрзя и мокша здесь, что даже в условиях мегаполиса мы сохраняем свои традиции! Постарайтесь отложить личные дела на другие дни, не думайте, что без Вас можно сохранить наши языки, традиции и наш народ в конкурентной среде других народов. Только участие каждого сделает нас всех сильнее и успешнее! Ловнадо весе тестэ: http://www.erzan.ru/news/prazdnik-shumbrat-7-ijunja-s-1200-do-1800-v-parke-kuzminki-v-moskve-sado-jalgat

Танюш: Праздник "Шумбрат" в Кузьминках Думается, что совершенно не случайно праздник «Шумбрат» проходит именно в Кузьминках, это можно понять и по чудесному парку - его хвойным запахам, и по пятиствольной красавице берёзе, раскинувшейся слева от главной сценической площадки, словно природный родовой тешкс… Ашо килей. Белая берёза. Древо жизни, воспетое в древнемордовских сказаниях и в эпосе «Масторава»... Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/prazdnik-%C2%ABshumbrat%C2%BB-v-kuzminkah

Тумай: Мокша и шокша так и остались на уровне племенного развития. В эрзянском этногенэзе не участвовали. Никогда не имели собственного государства. Только в мордве почуствовали себя народом.

ЭРИТЯ: Тумай сёрмады: Мокша и шокша так и остались на уровне племенного развития. В эрзянском этногенэзе не участвовали. Никогда не имели собственного государства. Только в мордве почувствовали себя народом. ))) Ну насмешил!! ))) Долго думал? Тумай! В посмешище не превращайся!!

ЛОМАНЬ-2: Танюш сёрмады: Думается, что совершенно не случайно праздник «Шумбрат» проходит именно в Кузьминках, это можно понять и по чудесному парку - его хвойным запахам, и по пятиствольной красавице берёзе, раскинувшейся слева от главной сценической площадки, словно природный родовой тешкс… Ашо килей. Белая берёза. Древо жизни, воспетое в древнемордовских сказаниях и в эпосе «Масторава»... "Посты" из Газеты "ЗАВТРА" Квинрай Баянов 11.06.2015 11:28 Мои поздравления и моё здравствие (Шумбрат) Татьяне и всему мордовскому (эрзянам и мокшанам) народу, если мордовцы радуются и веселятся в Москве, значит живет Россея! Ура! Ура! Ура! Владимир Машков 11.06.2015 19:59 Присоединяюсь к восторгу Квинрая. Спасибо Вам, Татьяна, за столь живой рассказ, приобщивший и нас к Вашему родному празднику.

Танюш: Кулось Лияна Бакайкинань тетязо - Михаил Бакайкин. Кто желает помочь юной певице Лияне Бакайкиной - у нее не стало отца - Карта Сбербанк. Номер 5469390010035275. Период действия до 11.2015. Кинь ули мелезэ ды возможностезэ лездамс Лиянань семиянтень, максан счет: Карта Сбербанк. Номер 5469390010035275. Период действия до 11.2015. Лиянонь авазо - Бакайкина Людмила Яковлевна, зярыя шка уш а роботы - кувать ульнесь Миша марто больницясо. Сынст кавто эйкакшост, ули еще Саша, конанень 8 иеть. Информация от Тамары Барговой.

Танюш: По своей гражданской принадлежности, по великолепному, образному языку, Шукшин несомненно русский. Как и мы, Виктор, - мы русские. Если бы в паспорте появилась графа национальность, то я бы непременно настояла, чтобы записали - русская мордовка-эрзя. Именно такое сложно-сочиненное определение национальности характерно для большинства русских. Ибо РУССКИЙ - это не национальность, это гражданская принадлежность к государству по имени Русь=Рась=Рось, корень которого в древнем имени великой реки РА=Волги. Мордва сохранила древнее имя Волги - мы именуем великую русскую реку именем РАВ, а народ называем РАСЬКЕ - раськень, в переводе на русский язык: народ реки РА. Я не знаю, ведомо ли это было Василию Макаровичу, одно несомненно - своим нутром, душой, сердцем, своей кровью, интуицией, генной памятью в конце концов, он это чувствовал несомненно. Свою принадлежность к исконному народу реки Рав=РА, и понимал сердцем и умом - кто такие РУССКИЕ. У Шукшина есть рассказ "Верую!", где такие щемящие душу слова, сказанные так естественно и просто: "Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает." Эти слова Шукшин произнёс и о себе в том числе, размышляя и сопоставляя со своей жизнью и судьбой. Поэтому, вспоминая Василия Макаровича Шукшина, мне не хочется петь за упокой. Шукшин нам завещал не скулить, не падать духом, и всегда, даже в самые тоскливые, чёрные дни восклицать - ВЕРУЮ! так повторим же вслед за ним - ВЕРУЮ! Ловнадо весе тестэ: http://www.erzan.ru/news/25-ijulja-%E2%80%94-den-rozhdenija-vasilija-makarovicha-shukshina

ТУЗУР: СЕНИН ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ. Сайт газеты "Завтра" "Тем не менее, нахожу моменты, когда эти проекты так надоедают, что хочется их сжечь и заняться свободным творчеством, как Вы … Я коротко. С тех пор, как этруски в предместье Карпат образовали славянство и разошлись кто куда, часть славян, еще дальше поднялась по Днепру на Север. Я считаю, имея многие материалы под рукой, что Правобережье Днепра – это и есть славяне в чистом виде. Во многом, часть Галичины, как раз и можно отнести к славянам. Левобережные славяне еще дальше продвинулись на Северо-Запад России. И это совсем не те славяне, что сербы, чехи, словаки и поляки… Произошло смешение чудско-меряно-мордовских народов и славян Левобережья. Поэтому, во многом претензии истинных славян к русским обоснованны в плане чистоты рода, племени и нации. Но, извините, меня, славянство хорошо укоренилось во всех частях России, от Балтики до Тихого океана, от Юга до Севера России, пусть и русскими их сейчас называют. Надо иметь еще в виду и тот факт, что в русских всех меньше славянской крови, в основном чудско-меряно-мордовская… Конечно, горстку финской принадлежности к финно-угорским народам, нельзя было считать основанием для названия целой группы народов, хоть и родственных, где преобладающей нацией была все же мордовская, но как назвали, так назвали… Если славяне на Север поднимались через Карпаты, то финно-угорская группа народов шла на Урал и Зауралье через Северный Кавказ…. На Северном Кавказе оставшаяся часть финно-угорцев ассимилировалась в аварцев в Дагестане и в бинойцев в Чечне. После почти двухтысячного пребывания на Северном Кавказе, финно-угорцы, как я уже отметил, двинули на Урал и Зауралье, дойдя до Тихого Океана. А когда после таяния ледников, что подтверждает мордовская наука, финно-угорский народ во время переселения народов двинула назад, в Европейскую часть России и Север, мы застали часть иранцев (персов), которая в свою очередь ассимилировалась в мордву, как наибольшего представителя финно-угорского народа… Что мордва, самый крупный народ сред финно-угров, даже спорить бесполезно, потому что об этом указывают топонимика и гидронимика, как самые надежные доказательства… А поляки всегда соперничали с русскими и за престол и за историю происхождения и всегда проигрывали, потому что русские - суть славянского и чудско-меряно-мордовского народов… Кстати, поляков именно в наши дни по теории Збигнева Бжезинского Запад пытается сделать главными славянами Восточной Европы, но у них снова ничего не получится, снова получат отпор от малочисленных славян и многочисленных финно-угорских народов России, которые никуда не исчезли и не были уничтожены, а превратились в русских… Вот чем сильна Россия, не говоря о тюркских народах России, которые окончательно зацементировали русскую государственность… Сергей Анатольевич, Вам, конечно, надо было хотя бы в сносках объяснить происхождение слова «моксель», чтобы не трактовали его как кому в голову взбредет, особенно польским и украинским евреям-хазарам… Моксель – это название мордовского субэтноса – мокша, на западный манер. Западные путешественники-разведчики в Средневековье, мордву целиком называли «морденс», страной «морденс»… Вообще, с попыткой «украинских» и польских евреев-хазар преуменьшить роль славянского корня в русском народе, мы видим из раза в раз, пытаясь возвеличить роль финно-угров в формировании русской нации… Но тогда откуда во мне, в этническом мордвине, часть славянской культуры, а может быть даже часть крови, если в русской нации не было славян?! Эти лже-ученые укры, во главе евреев-хазар, дошли даже до мордвы, утверждая, что эрзя и мокша два разных народа! Они, наверное, рассчитывают на разделение, как произошло со словаками и чехами. Но Мордовия - это не Чехословакия, чтобы с легкостью расправиться с нами, мордва всегда была воинами, и не допустят разделения своей единой мордовской нации…"

Танюш: В Саранске начал работать первый в России завод по производству отечественного оптоволокна 25 сентября в Саранске прошла торжественная церемония открытия первого в России завода по производству отечественного оптоволокна. В ней приняли участие заместитель Председателя Правительства России Аркадий Дворкович, Глава Республики Мордовия Владимир Волков, Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс. Проект реализован портфельной компанией «Роснано» - ЗАО «Оптоволоконные системы», при участии «Газпромбанка» и Республики Мордовия. Новое предприятие стало шестидесятым заводом «Роснано» в России. Сегодня потребности российского рынка в оптоволокне на 100% удовлетворяются за счет импорта. Пуск завода в Саранске, мощности которого рассчитаны на выпуск 2,4 млн. км телекоммуникационного волокна в год, позволит обеспечить около 50% потребности кабельных заводов страны в этой высокотехнологичной продукции. Программа модернизации и повышения эффективности оборудования завода позволит в течение 2-3 лет удвоить выпуск продукции. Валентин ПИНЯЕВ http://www.erzan.ru/news/v-saranske-nachal-rabotat-pervyj-v-rossii-zavod-po-proizvodstvu-otechestvennogo-optovolokna

Танюш: Слово за народ. Смутные времена российских царедворцев ...При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покорил и сими делами собрал не малое воинство». В нижегородском гарнизоне всех воинов было порядка 750 человек. Тогда пригласили из Арзамаса служилых людей из смолян, которые были изгнаны из Смоленска после занятия его поляками. В аналогичном положении оказались вязьмичи и дорогобужцы, которые тоже влились в состав ополчения. Ополчение сразу выросло до трёх тысяч человек. Все ополченцы получили хорошее содержание: служилым людям первой статьи назначили денежный оклад — 50 рублей в год, второй статьи — 45 рублей, третьей — 40 рублей, меньше же 30 рублей в год оклада не было. Наличие у ополченцев постоянного денежного довольствия привлекло в ополчение новых служилых людей со всех окрестных областей. Пришли коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из украинских городов. Власти ополчения фактически осуществляли функции правительства, противостоявшего московской «семибоярщине» и независимым от властей подмосковных «таборов», руководимых князем Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Первоначально ополченское правительство сформировалось в течение зимы 1611—1612 гг. как «Совет всея земли». Правительству ополчения пришлось действовать в сложной обстановке. На него с опасением смотрели не только интервенты и их приспешники, но и московская «семибоярщина» и руководители казацкой вольницы, Заруцкий и Трубецкой. Все они чинили Пожарскому и Минину различные препятствия. Но те своей организованной работой укрепляли своё положение. Опираясь на все слои общества, особенно на уездное дворянство и посадских людей, они наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая взамен новых ополченцев и казну. Своевременно посланные им отряды князей Дмитрия Лопаты Пожарского и Романа Пожарского заняли Ярославль и Суздаль, не допустив туда отряды братьев Просовецких. В начале апреля 1612 в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе – говорилось в пояснительной записке к проекту закона об учреждении нового государственного праздника - Дня народного единства. Так народ поставил жирную точку в истории смутного времени на Руси. Именно этой жирной точки мне, как зрителю и как представителю народа, и не хватило в финале спектакля «Борис Годунов». И я решила её поставить сама, освежив в памяти страницы российской истории и её истинной движущей силы – российского народа, достойного слов восхищения и признания. Могущественная держава созидается именно на уважении народа, на признании его творческого потенциала, его трудовых достижений, его воинских подвигов. На том стоит и стоять будет Государство Российское. Да будет так. Весе ловнадо тестэ: click herehttp://www.erzan.ru/news/slovo-za-narod-smutnye-vremena-rossijskih-caredvorcev-04112015

Танюш: Музыкально-поэтическая композиция по мотивам древне-эрзянских эпических сказаний "Эпос Масторава. Зарождение жизни" 19 ноября 2015 года в библиотеке им.Н.А.Некрасова по адресу: г. Москва, ул.Бауманская, 58/25, стр.14 (метро "Бауманская") Ведущие: Татьяна Ротанова и Борюшонь Андямо. В программе прозвучат древне-эрзянские напевы в исполнении фольклорного ансамбля "Эрзянь вайгель". Начало в 18.00 Приглашаем всех желающих! Садо, ялгат! Приходите, друзья! Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/191115-literaturno-muzykalnaja-kompozicija-«epos-«mastorava»-drevnie-korni-erzyanskogo-naroda»

эритя: Танюш сёрмады: г. Москва, ул.Бауманская, 58/25, стр.14 (метро "Бауманская") От метро Курская на автобусе "М" до конечной остановки - остановка в 100 от библиотеки.

Танюш: эритя сёрмады: От метро Курская на автобусе "М" до конечной остановки - остановка в 100 от библиотеки. Большое спасибо за уточнение!!!

Танюш: Покш сюкпря=огромное спасибо всем, кто принимал участие в Музыкально-поэтическом представлении древне-эрзянских эпических сказаний Эпоса "Масторава. Зарождение жизни"! Благодарим зрителей, которые, несмотря на дождливую погоду, приехали на это мероприятие и поддержали нас! Материалы музыкально-поэтической композиции по мотивам древне-эрзянских эпических сказаний "Эпос Масторава. Зарождение жизни" будут, по мере их готовности, размещены на сайте "Эрзянь ки".

Танюш: Музыкально-поэтическая композиция по мотивам древне-эрзянских эпических сказаний "Эпос Масторава. Зарождение жизни" Вступительные слова и фотоотчет:[url=http://www.erzan.ru/news/muzykalno-pojeticheskaja-kompozicija-po-motivam-drevne-jerzjanskih-jepicheskih-skazanij]http://www.erzan.ru/news/muzykalno-pojeticheskaja-kompozicija-po-motivam-drevne-jerzjanskih-jepicheskih-skazanij[/url]

ЭРИТЯ: САЙТ "ЭРЗЯНЬ ВАЙГЕЛЬ" " Московском художественном театре имени Чехова прошел юбилейный вечер его художественного руководителя Олега Табакова. В зале собрались лишь гости, получившие приглашение от юбиляра, - политики, творческие деятели, редакторы и журналисты крупных изданий и, конечно же, семья и друзья мэтра большой сцены. Среди приглашенных министр культуры России В. Мединский, С. Медведева и Н.И. Ельцина, народные артисты Ю.М. Соломин, А.А. Ширвиндт, С.А. Любшин и старейший ветеран сцены В. М. Зельдин, который в этом году отпраздновал свою 101-ю годовщину. От всей актерской братии он от души поздравил Олега Павловича со сцены. Настоящий аншлаг вызвал музыкальный подарок - мордовские частушки. Зная о мордовских корнях своего художественного руководителя, надев мордовские национальные костюмы, их исполнили заслуженные артисты России Е. Добровольская, И. Пегова, А. Семчев и С. Дужников. Кстати, инициатором этого эксклюзивного подарка стал именно Станислав Дужников, артист театра МХТ, уроженец города Саранска. Номер был исполнен задорно, с присущим мордовским переплясом и сорвал шквал аплодисментов. И. конечно же, порадовал душу юбиляра. Выступление проходило на фоне неповторимых пейзажей земли мордовской, что придало еще больший национальный колорит выступлению театральных артистов на время перевоплотившихся в народный фольклорный коллектив. Частушки были с долей юмора и шутки, что вызвало некое восхищенное удивление худрука. На торжестве по случаю юбилея своего руководителя присутствовали и еще два уроженца Мордовии – заслуженный артист РФ Н. Д. Чиндяйкин и заслуженный работник культуры, помощник режиссера МХТ имени Чехова Л. Н. Заболонская - уроженка г. Темникова.

ЛОМАНЬ-2: ЭРИТЯ сёрмады: Л. Н. Заболонская - уроженка г. Темникова. Любовь Николаевна Заболонская (Чупрунова) - ранее служила в театре Советской Армииих исполнили заслуженные артисты России Е. Добровольская, И. Пегова, А. Семчев и С. Дужников.Кстати, нициатором этого эксклюзивного подарка стал именно Станислав Дужников, артист театра МХТ, уроженец города Саранска. и А.Семчев уроженец Саранска.

Танюш: ЭРИТЯ сёрмады: Номер был исполнен задорно, с присущим мордовским переплясом и сорвал шквал аплодисментов. И. конечно же, порадовал душу юбиляра.

ТУЗУР: ЭРИТЯ сёрмады: " Московском художественном театре имени Чехова прошел юбилейный вечер его художественного руководителя Олега Табакова. Воспоминания из детства. Август 1973 года. Клуб в Шокше. Идёт телепоказ - "17 мгновений весны". Кто-то смотрит ТВ, у молодёжи идёт шумное обсуждение своих "проблем")), на них периодически "шикают". В проёме двери двери с сигаретой стоит Миша ( ему около 23-24 лет, между собой его зовём "Султан", почему так - не знаю, не участвовал) когда "награждали" его этим "именем") ), и тихо говорит: -Алям. - Кэ? - Нава - и кивком головы показывает на экран Тв - на Шеленберга. Михаил Николаевич из рода "ОВТУНЬ-Павулунь", верипень. Вот такие воспоминания из детства.

Танюш: Массовые увольнения на «Мордовцементе» Очередные потрясения испытывает «Мордовцемент». Руководство предприятия инициировало массовое увольнение. В ближайшее время не у дел останутся более 600 работников предприятия! Причем, скорее всего, их ждет не официальное сокращение с полагающимися трехмесячными компенсациями и возможностью встать на биржу труда, а увольнение «по соглашению сторон». Получат ли в этом случае сотрудники какие-то «отступные» от работодателя — неизвестно. Будущее самого «Мордовцемента», который год назад перешел в руки нового собственника — миллиардера Филарета Гальчева и «Евроцемент груп», тоже весьма туманно. Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/massovye-uvolnenija-na-«mordovcemente»

Танюш: ОД 2016 ИЕ МАРТО!!! Мордовские родники сказок Пушкина Литературное наследие эрзянского народа – это огромный пласт культуры, достойно не изученный и малоизвестный в России. Многообразие дошедших до наших дней эрзянских эпических сказаний, древне-мордовских сказок, пословиц и поговорок позволяет, по моему глубокому убеждению, рассматривать мордовское культурное наследие в качестве одного из древнейших истоков русских литературных традиций. Невольно приковывает внимание сходство сюжетных линий и мелодика эрзянских эпических сказаний с русскими былинами. Это и битвы богатырей с огнедышащими многоглавыми змеями, это и плачи (лайшемат) о сиротской доле, это и многоэтапные испытания героев, предшествующие долгожданному счастливому концу. И, самое важное, самое объединяющее, на мой взгляд, это историческая единая канва древне-мордовских сказаний и русских былин – защита родной Земли-кормилицы и Рода от разоряющих кочевых набегов. Можно найти массу перекликающихся сюжетов не только в русских былинах, а также в авторских литературных произведениях, например, в сказках Пушкина. Пресловутая бочка, в которой: Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам… есть ни что иное, как мордовский парь — свадебная обрядовая кадка, высотой до 1 метра, диаметром 70—90 сантиметров для приданого невесты, в которой хранили самое ценное и передавали от матери к дочери. Но это и немудрено, так как работа над «Сказкой о царе Салтане» была завершена в 1831 году, то есть ей предшествовала Болдинская осень 1830 года. Первоначально, еще в 1828 г., Пушкин думал писать эту сказку, чередуя стихи с прозаическим текстом, но этот вариант он не стал продолжать и перешел позднее целиком на стихи. Весе ловнадо тестэ: click herehttp://www.erzan.ru/news/mordovskie-rodniki-skazok-pushkina http://www.erzan.ru/news/od-2016-ie-marto-mordovskie-rodniki-skazok-pushkina

Танюш: Размышления об извечном. Часть III Предлагаемый вниманию материал был готов около 4 лет назад, но что–то удерживало от публикации, так и сейчас, пишу эти строки и не уверен – надо ли излагать и выносить на «суд» читателя эту информацию. Как и откуда сложилась эта информация, эти знания… В основе – знания моих предков односельчан и услышаны они в селе Шокша, моей малой Родине, и, конечно же, язык «ШОКША» – его величество язык – носитель мудрости и гения народа! Часть сказаний, сказов, слышанные в селе, составили основу народного эпоса «Масторава», всё, что вошло в эпос, не единожды было услышано от сказителя–хранителя Егора Ефимовича Натуральнова, что и подтверждает его внук Натуральнов Александр Фёдорович и другие односельчане, кто читал эпос. С целью сохранения народных сказаний, услышанных от деда, Александр Фёдорович вёл записи, которые он затем передал в школьный музей села Шокша. Однако, спустя некоторое время, записи из школьного музея пропали и, что немаловажно, в школе в то время работал учителем один товарищ. После пропажи записей, а это было несколько общих тетрадей с 300–стами отдельных сказов, появился «Кудадей» под известным «авторством» …. После публикации I и II частей «Размышлений», вероятно, настало время для III части «Размышлений». Как назвать III часть? То, что в названии будет присутствовать слово «Религия» не вызывало сомнений. Окончательно озаглавить решил следующим образом: «Размышления об извечном. Часть III: «Мир, Жизнь, Религия – «взгляд» на основе языка ШОКША» и сказов народа «ШОКША». Земля. На моём языке звучит как МОДА – это и планета земля, и земля, по которой ходим своими ногами, место, где живёт народ, семья, человек. На языке «Шокша»: МА=родительница. ОД=новый, новая. МА+ОД = Родительница нового человечества – Земля. Отсюда и слово МОРДВА = МА+ОРТ+АВА – земля родительница тела человека, именно тела, ибо «ДУХ» передан человеку Творцом, ОР = физическое тело человека, АВА = женщина. Объяснение слово ЛОМАНЬ = человек: ЛО = мудрость, мысль, МАНЬ = принадлежащий земле. Где зародилась жизнь, откуда «пошла» в свой земной «путь» последняя земная, вернее белая раса человечества? Согласно одной из гипотез, жизнь зародилась на Севере, как указывали древние греки – в стране за Бореем. Многие независимые исследователи указывают на ушедший под воду материк – Гиперборею. «Следы» Гипербореи можно «увидеть» на севере нашей страны. УРАЛ= УР+АЛ где: Ур = семья, род; АЛ – яйцо; зародыш. То есть УРАЛ – место зарождения семьи, рода, нар-ода Северный Урал плавно «переходит» в ЯМАЛ. В этом легко убедиться, посмотрев на карту. ЯМАЛ =ЯМ+АЛ где: ЯМ – пища. «Шокша» словом ЯМ обозначает пищу: Люкша–ям – гречневая каша, сура–ям – пшённая каша, тикшьам – щи. Скорее всего, полуостров ЯМАЛ был житницей северной цивилизации и надеюсь, что следы древнего земледелия или иные артефакты, указывающие на это, будут в скором будущем обнаружены, а пока не могут «увязать» всё это в один «узел»... Тузур. 19.01.16г. Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/razmyshlenija-ob-izvechnom-chast-iii

ТУЗУР: Танюш сёрмады: Часть сказаний, сказов, слышанные в селе, составили основу народного эпоса «Масторава», всё, что вошло в эпос, не единожды было услышано от сказителя–хранителя Егора Ефимовича Натуральнова Егор Ефимович Натуральнов годы жизни : 1907-1976 гг. Во время В.О.В. получил тяжёлое ранение в спину, был задет позвоночник, ходил с палочкой.

Танюш: В Московском доме национальностей 05 февраля 2016 года пройдёт официальное открытие традиционной, пятой выставки мордовских художников «КОЙ», организованная Департаментом по национальной политике, межрегиональных связей и туризма г. Москвы при активном участии Региональной общественной организации «Эрзянское культурно-просветительное общество «Голос Эрзи». Начало 17.00 Московский дом национальностей: ул. Новая Басманная, 4, стр. 1 Садо, ялгат!

Танюш: 13 марта в 13:00 в ДК «Конгресс-центр» РЭУ им. Г.В. Плеханова метро "Серпуховская", Стремянный переулок, д. 28, корпус 2А пройдёт весёлый праздник проводов зимы — Мордовская Масленица. Не пропустите традиционный праздник, который издавна отмечается в Москве. Раньше Масленица считалась временем свадеб и приобщения новой семьи к коллективу. Во время Масленицы молодёжь каталась на лошадях, пела, плясала. Молодые женщины, вышедшие замуж за последний год, угощали молодых парней блинами. За это парни катали их на салазках. Молодожёны на Масленицу обязательно ходили к родственникам в гости. Сейчас такое значение праздника осталось в прошлом, возродим традиции наших предков! Встретим Масленицу вместе! Вастанок Мастянь чи вейсэ!!!

Танюш: Эрзянь тейтерть-ават! Тундонь авань-тейтерень кенярксчинь 8 эйзюрковонь марто! *** Тон мазыят, ава, эрьва шкасто, - Эйдень лавсьстэ мазыть сыречис Моли, теке кизэнь чипай, састо Ды свал вети цецянь келей кис. Умарь чама, ашо килей рунго, Превей сельме, тусто розень черь, Ловдо ашо пейть инзеень кургсот, Валдо оймсэть менель потмонь сэрь. Тонь лангс ванозь сявады мик ковось, Мекс икелеть цецякс тештне прыть. Тонеть моры пингень перть цёковось, Апак оймсе моры веть ды чить. Кунсолока, дугай, кунсолока, Седейшкавань валон седейс сайть: Тон монь тундонь цецяв пингень луга, Лисьмапря ды тиринь моронь гайть. Числав Журавлев

AvarS: Память о достойных и честных людях и их делах в народе необходима, как солнечный свет, как воздух... 28 марта будет 40-й день памяти Белихова Бориса Алексеевича. По отцовской линии он – внучатый племянник русского генерала шведского происхождения Николая Васильевича Белихова, а по материнской линии – внук известного русского учёного эрзяно-финского происхождения Герасима Яковлевича Корнева, ведущего специалиста Костромской губернии по льноводству. Он был Человеком, Человеком с большой буквы. Человеком, оставившим значительный след на Земле. Человеком долга и человеком чести. Верным мужем и заботливым отцом, строгим и справедливым учителем, мудрым и эрудированным собеседником, надёжным и верным другом. Человеком, для которого работа в полном смысле была вторым домом, а дом – вторым рабочим местом. Человеком, всем сердцем болеющим за судьбы Родины, родного края, родного университета. Подробнее – в статье «НА ТАКИХ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ ДЕРЖИТСЯ»

Танюш: AvarS сёрмады: Он был Человеком, Человеком с большой буквы. Светлая память Борису Алексеевичу. Побольше бы таких людей на нашей Земле.

Танюш: Откуда взялась в русских страсть ругать свою страну? Считать свою страну прекрасной, а жизнь полной возможностей – очень трудная и ответственная жизненная позиция. Не всякому по плечу. Это что ж получается: ты можешь всего достичь, и если не достиг – сам виноват? Думать так – значит подставить лоб холоду и ветру жизни, приняв на себя полную ответственность за то, что с тобой происходит в каждый момент, а также за жизненные результаты в целом. Не-е-е-т, такого нам не надо! Мы (в массе) любим жить по возможности в душевном тепле и уюте и за свою жизнь не отвечать. Перед собой в первую очередь не отвечать. Не я не сумел, не достиг, не заработал – это страна такая, где простому человеку невозможно достичь, суметь, заработать. Считать свою страну хорошей – это так же ответственно, как считать себя здоровым. Здоровый – значит, и спрос с тебя по полной. А больной, слабый – ну, что с такого взять! Поэтому многие уходят в болезнь, ища в ней убежища от холода и ветра жизни. Это своего рода внутренняя льгота, которую ты сам себе выдал – то, что психологи называют «вторичной выгодой». Многие, кстати, наживают себе подлинные болезни, чтобы в них нырнуть и укрыться. Такой же внутренней льготой для многих является проживание в «ужасной» стране, где порядочному человеку нет ходу. Янки с присущей им прямолинейной туповатостью массово верят, что живут в прекрасной стране, где энергичный парень может достичь всего, чего захочет. При этом всем известно и сорок раз повторено: девять из десяти новых бизнесов загибается в течение первого года жизни. Я не про прибыль – просто загибаются. Но тамошним стартаперам не приходит в голову приписывать свою неудачу начальству или стране. Те, кто ищет успеха – начинает заново, только и всего. А наши почасту с тайным облегчением начинают ругать страну; в этом, кстати, одна из причин «почему Россия не Америка».Американский президент Теодор Рузвельт, правивший с 1901 по 1909 год, (дальний родственник знаменитого Франклина Рузвельта; анлосаксонский эстеблишмент – вообще все меж собой родственники) сформулировал так путь к успеху: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Как просто – и ох как трудно! Лучше я пойду страну поругаю. http://www.erzan.ru/news/otkuda-vzjalas-v-russkih-strast-rugat-svoju-stranu

AvarS: Откуда взялась в русских страсть ругать свою страну? Была у меня в детстве книжка про древние времена, про то, как жили два племени ЛеДоСо и НеДоСо. Первое племя (Ленивые-довольные-собой люди) жило тем, что было. Сытно ели, сладко спали, лишним себя не утруждали. Второе же -- Не-довольные-собой люди -- всё время куда-то стремились, искали что-то новое, боролись со стихией, не до сна им было, не до отдыха... Именно Не-довольные-собой люди -- Недосо -- изобрели нитку и иголку, приручили огонь, научились пахать и сеять. А Ледосо только и мечтали, как получить плоды трудов соседнего племени. Одни построили мощные цивилизации, пройдя сквозь века и тысячелетия, через природные и рукотворные катаклизмы, а иные навсегда канули в Лету. Янки -- пусть будут довольными собой. Но разве они и вправду живут исключительно по принципу «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть», а не за счет эксплуатации (через хитрые биржевые и валютно-обменные операции, зачастую непонятные непосвящённым) других стран и народов??? Для нас они -- не пример для подражания...

Танюш: AvarS сёрмады: Для нас они -- не пример для подражания... У любого народа есть чему поучиться. Но жить надо своей головой.

AvarS: У любого народа есть чему поучиться. Но жить надо своей головой. У народа в полном понимании этого слова -- безусловно! А у «плавильного котла» наций и народов чему можно научиться?

Танюш: AvarS сёрмады: А у «плавильного котла» наций и народов чему можно научиться? Есть такое понятие "гражданин мира". Одним из таких граждан был Степан Эрьзя, увековечивший имя своего народа.



полная версия страницы