Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КУЛЯТ » КОММУНИЗМ ПО МОРДОВСКИ!! » Ответить

КОММУНИЗМ ПО МОРДОВСКИ!!

Взгляд: Жить мордвинам нелегко - вместо самогона гонят молоко Тревожное письмо пришло из Мордовии: в республике введена всеобщая трудовая повинность, особо тяжкое ярмо принудительных работ легло на шею сельской интеллигенции, нещадно эксплуатируется детский труд и даже полпотовская Кампучия отдыхает в сравнении с современной Мордовией! Исследовать этот факт отправился наш спецкор Николай Варсегов Мордовия, как нам ведомо, край строгого лагерного режима, а потому оно всякое может быть. Село Мордовская Паевка, обозначенное в тревожном сигнале, лежит в мордовской глубинке перед границей Пензенской области. Первым делом зашел я в тутошний магазин и отметил необычную для глубинной России картину: на полках не было стеклоочистителей и даже одеколона "Тройного"! Что пьют местные бедолаги, чем веселят свои загадочные российские души - не ясно. Прочее все как у людей: колбаса, водка, пряники... У настороженной продавщицы спросил адрес нужного человека (подписанного под письмом в редакцию), и продавщица, видно, приняв меня за большого начальника, бросила без присмотра товар, помчалась бегом по улицам в поисках обозначенного гражданина. Этакие отношения с начальством и отсутствие народных напитков явно не образец западной демократии, а скорее следствие авторитарного управления. "Ох и жмут!" - подумалось мне. Нужного человека в селенье не оказалось, и я зашел в незапертый дом завуча школы Маркиной Анны Яковлевны. Анна Яковлевна принялась метать на стол пироги, мед, сметану и посвящать репортера в здешнюю экономику. - У нас каждый обязан сдать 850 литров молока в год от одной коровы. У меня две буренки, следовательно, 1700 литров! Каждое утро приезжает молоковоз, и платят 4,5 рубля за литр. В прошлом году село план не выполнило, потому как большинство мужиков наших закодировались от пьянства и подались на заработки в Москву. А женщины без мужиков молока-то недодают - непросто нам, женщинам, одним со скотиной уладиться! А раз план не тянем, то и надбавок к зарплатам не положено. Так у меня зарплата 3200 рублей чистыми, учителя получают 3100 рублей. А муж-электрик зарабатывал 1100. Сейчас на стройках в Москве у него до 16 000 выходит. Но мне этих денег совсем ненадо, лучше бы он дома был. А то, вон, печка дымит, забор покосился... Только гордость нашим мужьям не позволяет за копейки в селе работать. А дай им зарплату тысячи три-четыре - и никто бы в Москву не поехал! Как-то они там в вагончиках этих тесных живут на китайской лапше, представить жутко! Нефти нет, так зальем страну молоком! У завуча Анны Яковлевны двое малых детей. Помимо коров - свиньи, телята, куры и большой огород. Подымается в 5 утра и хлопочет, хлопочет. С 8 до 12 занимается в школе, после дневная дойка и снова в школу. Потом уход за скотом, дойка вечерняя и т. д., и т. д. Но как сознательный человек Анна Яковлевна считает, что обязательство по сдаче молока и мяса от сельской интеллигенции в закрома государству - дело необходимое, потому как страну кормить надо. А если страна в целом сытая, то и людям в глубинке живется легче: - У нас ведь ни нефти, ни газа нет. На чем зарабатывать? А как продукты стали сдавать, так нам и газ провели, и водопровод провели в каждое, почитай, село! Я объехал еще ряд селений - всюду та же картина: стеклоочистителей в магазинах нет, и пропащих семей, где бы от пьянства родителей мучились дети, мне отыскать не случилось. Алкаши, конечно, имеются, но как-то уж очень их мало, потому как общественность преследует алкашей и родительских прав их лишает. В мордовских селах тоталитарный контроль друг за другом. Если баба Маня купила много сахарного песку и дрожжей, об этом сразу доложат в милицию! И едва баба Маня выставит на продажу первую бутыль самогонa, ее тут же сгребут с поличным. А все потому, что в мордовских селах установлен закон некой родственной общины. Когда, например, семья сдает государству молоко, мясо, то налог от продажи того продукта идет прямиком в казну самого села. Налог от продажи всякого товара (и той же водки) в сельском магазине опять же идет в сельскую копилку. На эти деньги по решению общины строятся дороги, стадионы, освещаются улицы, выдаются премии активистам и бюджетникам. Самогонщица баба Маня, понятно, налога не платит, чем подрывает сельскую экономику и достаток каждого. Потому она наряду с другими паразитирующими пережитками социализма - пьяницами и лодырями - предается общественному презрению. Про то объяснили мне жители процветающего села Подлесная Тавла, мужики из которого не подались в Москву, а посему село выполняет план и простая учительница здесь получает зарплату уже до 4200 рублей. А тутошний участковый со штрафов от самогонщиков имеет 50 процентов премии. Полпотовщины в Мордовии, конечно же, нет. Можно и не держать скот, не сдавать продукт. Но тогда соседи перестанут вам подавать руку, приглашать на свадьбы и именины, а вашего дитяти товарищи в школе будут звать сыном лодыря. И это хуже всякой полпотовщины! Что же касаемо эксплуатации детского труда на Мордовщине, то с этим вопросом я не был понят: "А что, им ходить по улице пиво пить?! У нас в каждой школе приусадебное хозяйство, и каждый обязан там отработать, чтобы компьютеры школьные обновить, на Интернет чтобы было..." Откуда все началось? Шла середина мрачных девяностых годов. Мордовская Республика разлагалась и деградировала вместе со всей страной, скатившись на последнее место по всем показателям. По селам мордовским начался разгул пьянства и падение нравов. Дошло до того, что даже в республиканском художественном музее стало некому и не на что охранять памятник мировой культуры голову Моисея работы Степана Эрьзи. И девушки-экскурсоводы сами ложились по ночам у головы Моисея, спрятав под юбками кухонные ножи в ожидании гангстеров. Новый глава республики Николай Меркушкин однажды получил письмо от молодой директрисы сельской школы Галины Явкиной. В письме том женщина поведала дрожащим от недоедания почерком о семимесячной невыплате зарплаты селянам, о надвигающемся апокалипсисе и просила главу республики прислать по возможности в школу лобзики, чтобы детки могли бы выпиливать хоть какие-то поделки из дерева да сбывать бы их где-то на пропитание. - Это письмо я перечитал несколько раз, - вспоминает Николай Иванович, - у меня долго стоял ком в горле! Лобзики в школу глава республики, конечно, отправил, но подумал, что вряд ли этого акта будет достаточно для становления села. Тут нужны более крутые меры! И тогда он решил: спасение голодающих - дело рук самих голодающих! Сельским главам было велено убедить "любым способом" население повысить производство молока и мяса, сдавать продукт не перекупщикам-азербайджанцам, а на комбинаты. Директора комбинатов получили команду закупать продукт на местах, а налоги от прибыли отправлять в село. Но районный, сельский глава в современной России - лицо безответственное. Его главная задача - ставить или не ставить печать. А тут ему приказывают такое! По республике прокатились бунты, были протесты прокуратуры. Но Николай Меркушкин, зажав, как знамя, в мозолистой пятерне письмо Явкиной, пробил-таки идею: трудящийся должен трудиться! Если ты даже сельский учитель, но не держишь скотину, значит, личным примером воспитываешь юных трутней! Все республиканские чиновники стали кураторами районов, и их зарплата привязалась впрямую к районным показателям. В результате бунты были морально подавлены, почти все сельские главы заменены на умеющих "убеждать" население. И даже самым дремучим интеллигентам было привито общественное сознание. И вот теперь на рынках Мордовии этого мяса и молока по мизерным ценам дикое изобилие. А 60 процентов продукта республика вынуждена сбывать за пределы. После тех мер республиканский глава получил второе письмо от директора сельской школы Галины Явкиной. Оно начиналось так: "С чувством глубокой благодарности..." Явкина сообщала, что силой общественного сознания даже самых пропащих пьяниц удалось вернуть к радости крестьянского труда, и теперь все учителя сыты, одеты, поют и пляшут в сельском ансамбле! И если раньше она просила главу республики выслать лобзики, то теперь просит его построить в их селе крытый, теплый спортзал, дабы ковать олимпийские кадры во славу республики! Глава Мордовии Николай Меркушкин сам плоть от плоти крестьянский сын. На ремне его брюк последняя дырка пробита гвоздем, что говорит о рачительности Николая Ивановича, его скромном достатке и близости к массам. Как уроженец России, он хорошо понимает, что западная свобода для российского мужика - путь к погибели. - Если с населением не работать, то уже через несколько лет вся Россия будет вот такая, - Николай Иванович сужает глаза, показывает мне азиата. - В иных областях, где все пущено на самотек, сельское хозяйство держится в основном на приезжих. А я призываю к труду своих! Работа пуще неволи! Но есть в республике и приезжие. В селе Ямщина я познакомился с фермерской семьей из Украины с характерной фамилией Хохловы. Прознав, что в Мордовии особенно уважаем крестьянский труд, они подались сюда с дочкой и сыном несколько лет назад. Отстроили крепкое хозяйство и получают до 200 000 рублей в год прибыли от молока и мяса. Глава семейства был в поле, а мать Анна Петровна, серьезной комплекции женщина, рассказывала взахлеб о радостях сельского бытия: - Семья у нас жизнерадостная, мы все очень любим работать. Встанем так поутру с первыми петухами, птички поют, коровки мычат... прям как в раю! А главное - такая свобода: сами себе начальство, сами и исполнители! Сельская глава Мария Ладонова, тонкая трепетная женщина, передовик, все время обеспокоенно спрашивала: - Вам понравилось? Вам понравилось? - О, да! После, увидев, что журналист московский совсем не козел - ничего паршивого не выискивает, а в каждом подворье, вдыхая ароматы навозца, говорит "Лепота!", глава Марья Петровна наконец успокоилась и призналась: - Я так волновалась, так волновалась перед вашим приездом, что четыре таблетки выпила! А вы вот такой простой... Можно я вам песню спою про первую любовь? У вас была первая любовь? Я приятно сконфузился, а глава затянула своим ангельским голосом: "Сколько лет не виделись с тобой, почти что вечность. Здравствуй, мой мальчишка, моя первая любовь..." - вышибив у еще трезвого странника скупую репортерскую слезу. Ну еще бы у такой главы да план бы не выполняли! Николай Варсегов Комсомольская правда 29.06.2005 http://www.governors.ru/?regmode=fio&region=13&okrug=0&razdel=smi&statja=3613

Ответов - 2

Взгляд: Глава Мордовии Николай Меркушкин совершил рабочую поездку в Ичалковский район, где познакомился с ходом полевых работ и строительством новых хозяйственных и социальных объектов. Как сообщает корреспондент "Губернаторы.Ru", в Ичалковском районе Николай Меркушкин побывал на полях сельскохозяйственного производственного кооператива "Первое мая", на которых шла уборка зерна. Средняя урожайность озимой пшеницы составляет в этом хозяйстве 35 центнеров зерна с гектара, это - один из лучших показателей в районе. Следующим пунктом визита губернатора стало село Кергуду. Здесь глава региона ознакомился с ходом строительства современного молочного комплекса на 1000 коров, которое возводит дочернее предприятие Ичалковского сыродельного комбината - ООО "Дружба". В районном центре Ичалковского района - поселке Кемля глава РМ осмотрел новое здание Дворца бракосочетаний и побывал на месте строительства православного храма. На возведении церкви уже освоено 7 миллионов рублей, которые пожертвовали благотворители. Ичалковский район - один из самых благополучных в Мордовии, здесь успешно реализуется аграрный национальный проект. Жители села активно берут льготные кредиты, закупают технику и племенной скот для личных подворий. Во многом благодаря успешной реализации ПНП "Развитие АПК", средняя зарплата в районе за последний год выросла на 31,5 процента. 02.08.2007 http://www.governors.ru/?regmode=fio&region=13&okrug=0&razdel=main&statja=24409

Танюш: Красивые сказки!!! - жаль только, что всего-навсего лишь сказки((( А вот мои личные впечатления от посещения Мордовии в прошлом году. Заметьте, я здесь ничего не писала о беспробудном пьянстве, так как сочла, что даже не стоит писать об этом, так как это повсеместно и характерно не только для Мордовии. Заметки отпускника Отпуск, проведенный в родной Мордовии, оставил приятные воспоминания о гостеприимстве трудолюбивых отзывчивых людей, проживающих здесь, о красивом современном Саранске с его широкими проспектами, нарядными площадями, впечатляющими спортивными сооружениями, клумбами роз и фонтанами. Удалось мне посетить и знаменитый Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, полюбоваться в тишине его залов на скульптуры великого земляка, зарядиться жизнелюбием полотен Ф.В.Сычкова, в задумчивости застыть перед картинами И.К. Макарова, восхититься работами талантливых современных художников – уроженцев Мордовии. Во время отпуска были и походы в лес: мордовская земля богата лесными дарами, обильна и дикими ягодами, и грибами, и орехами. Да и просто побродить по родным любимым с детства местам, полюбоваться на «мазый вечкевикс таркан» - это, по-моему, самый приятный отдых. При этом возникает ощущение, что сама родная эрзянская земля дарит тебе физическую силу и душевное равновесие, насыщает тебя своими целебными соками. Но, вместе с тем, отпуск в Мордовии заставил задуматься над некоторыми национальными проблемами, в частности языковыми, которые бросились в глаза с первых же дней пребывания здесь. Раз уж отдыхаешь в Мордовии, то сам бог велел, находясь на земле предков, освежить свои знания эрзянского языка, попрактиковаться в живом общении с эрзянами. Но всё оказалось не так-то просто, во всяком случае в моём родном Чамзинском районе, а точнее – в посёлке Комсомольском… В попытке понять проблемы моих земляков, причины языковой катастрофы, постигшей эрзян поселка Комсомольского, мною и было сделано несколько заметок-размышлений, которыми я и хочу поделиться. ************************************************************************* Ездили в посёлок Комсомольский за продуктами. По дороге специально обратили внимание на указатели населенных пунктов: все наименования указаны на русском языке, ни одного эрзянского дубликата названий не встретилось. В самом Комсомольском все вывески также на русском языке. Эрзянскую речь удалось услышать лишь однажды: в магазине двое мужчин в милицейской форме перекинулись между собой парой слов эрзякс. Услышав родную речь, я радостно их спросила: «Мордовиясо эрзянь кель а стувтыди?» Горько писать об этом, но даже пожилые эрзяне, проживающие в Комсомольском, за годы жизни здесь довольно прочно подзабыли свой родной язык и полностью перешли на русскоязычное общение, причём не только в общественных местах, но и в домашнем обиходе. На мой взгляд, главная причина этого кроется в том, что местные эрзяне почти полностью изолированы от общения на родном языке. Этому активно способствует отсутствие эрзянских вывесок, явно недостаточный объем СМИ на эрзянском языке. В Чамзинском районе издается районная газета «Знамя», в каждом номере которой эрзянскому языку отводится целый разворот. Это, с одной стороны, радует, а, с другой стороны, возникает вопрос: насколько этого разворота достаточно, если учесть, что в поселке Комсомольском преподавание в школах и в индустриальном техникуме эрзянского языка длительное время полностью отсутствовало? У проживающих здесь молодых людей не сформирован интерес к эрзянскому языку, многим и этот разворот в районной газете не нужен, так как отсутствуют элементарные знания национального языка. Культура общения на эрзянском языке в посёлке Комсомольском находится почти на нулевом уровне, едва теплится, и лишь благодаря тем редким носителям языка, которые прибывают сюда из пока сохранившихся, к счастью, окрестных эрзянских сёл. Но, пожив здесь всего пару лет, и эти эрзяне постепенно ассимилируют. Если не говорить на родном языке каждодневно, он, к сожалению, быстро забывается, стирается из памяти, и потом остается только удивленно разводить руками и недоумевать: «Как получилось так, что родной эрзянский язык мною так быстро забыт?!» ************************************************************************* Любовь к родине невозможна без любви к родному языку. Если следовать этой простой и неоспоримой логике, то любое государство должно быть заинтересовано во всяческой поддержке развития национальных языков, так как патриотические чувства граждан на этом фоне значительно усиливаются. Отчего же в Мордовии так прохладно и равнодушно взирают на явное умирание национальных языков, на массовые отказы молодёжи изучать свои национальные языки? При этом виновниками признаются сами молодые люди, их леность, незаинтересованность, устраненность от национальных проблем. При этом ни один чиновник не задается вопросом, а не является ли такое отсутствие национального самосознания прямым следствием ошибочной (мягко сказано) национальной политики. Откуда у молодежи появится интерес к изучению национальных языков, если даже их родители не могут похвастаться знанием оных?! В городах и районных центрах Мордовии отсутствует культура общения на национальных языках, поэтому нет жизненной необходимости в изучении этих языков. Все вывески, надписи, объявления повсеместно на русском языке. При приёме в Мордовский государственный университет и иные учебные заведения республики знание национальных языков не требуется и не поощряется никоим образом. В республике чрезвычайно мало издается книг на национальных языках, которые молодёжь стремилась бы читать, отсутствуют и популярные национальные радио- и телепередачи, которые молодые люди слушали и смотрели бы с интересом и удовольствием. Непростительно мало выходит книг о непростой, полной загадок истории эрзян и мокшан – а ведь история всегда притягивала к себе людей, и именно ею можно было бы заинтересовать молодежь Мордовии, пробудить в ней элементарное любопытство к своим корням. В книжных магазинах Мордовии мне не удалось увидеть ни одного такого издания, как не смогла найти и современных литературных эрзянских альманахов, антологий эрзянской поэзии. А ведь среди эрзян много поэтов, публицистов, причём большинство пишут непосредственно на эрзянском языке. Спрашивается, откуда у нашей молодежи появится интерес к своим национальным корням, любовь к родному языку, если мы, их наставники, с равнодушием взираем на полную несостоятельность национальной политики, на систематическое попрание наших национальных прав и интересов?! ************************************************************************* Ходили в лес на разведку: не появились ли после прошедших дождей грибы? Грибов не обнаружили, зато собрали огромный букет душицы – карво-тикше, которая в большом количестве растёт на лесных полянках и в перелесках. Запахи лесные – можно ли их сравнить их благоухание с каким-либо другим ароматом?! Вот где разнообразный сложный букет! – французские духи просто-напросто «отдыхают». Настроение было несколько подпорчено видами сожженных полей. Обгорелое жнивьё устрашающе топорщилось черной щетиной. Запах гари стоял в воздухе и сопровождал нас, пока мы не ушли вглубь леса. Подумалось, насколько оправданы такие меры по уничтожению соломы? На память сделала два снимка: сожженного поля и горящей соломы на фоне труб цементного завода. Картинки получились устрашающими… ************************************************************************* Не могу не написать о том, что у населения пропадает собранный урожай и в больших количествах, так как сдавать излишки сейчас невыгодно из-за ничтожных приёмочных тарифов. Тема эта, на мой взгляд, очень злободневна, было бы замечательно, если бы появились публикации сельчан на эту тему. Который год я наблюдаю, как пропадают никем не востребованные яблоки, вишни, крыжовник, кабачки, картошка в личных хозяйствах моих земляков. По их словам, они бы с радостью сдавали фрукты и овощи в заготконторы, как это было раньше, но вырученные денежные средства не покрывают даже транспортные расходы. В результате собранный урожай и домашние заготовки полежат-постоят в погребе, а затем с истечением срока годности просто выбрасываются. На моей памяти как-то из погреба моих родителей-пенсионеров было выброшено 36 ведер картошки – она так никому и не пригодилась. А моя семья в городе картошку гораздо худшего качества вынуждена была в это же время покупать. Следует заметить, что в последнее время в городах стала уже привычным явлением продажа импортной картошки и по баснословным ценам. Городским жителям приходится покупать и импортируемые из тридевятого царства морковь, капусту, лук, так как их часто и альтернативы-то нет, выбирать не из чего. А в это же самое время у сельчан пропадает урожай, вроде бы и необходимый горожанам, да только так и не дошедший до них. Как расценивать эти вопиющие факты?! Получается, ради сверхприбылей некоторых разжиревших буржуа, можно наплевать на интересы обобранного и разоренного, не смеющего замолвить за себя словечка, населения. Кто мы для властьпредержащих – просто мусор, хлам, с которым можно не считаться, который можно легко обманывать, задабривая копеечными прибавками к пенсиям и унижающими пособиями? Вот такие невеселые мысли приходят порой отпускнику, отдыхающему в российской глубинке. ************************************************************************* Поселок Комсомольский за последнее время сильно изменился. Вырос, появились новые красивые сооружения, как, например, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, ледовый дворец. Но, честно сказать, я не люблю быть здесь длительное время. Первое, что бросается в глаза – очень грязно, разбитые пешеходные дорожки и автомобильные проезды между домами. Дороги не убираются, поэтому в сухую ветреную погоду пыль просто стоит в воздухе, а в сырую – очень грязно, в туфлях и босоножках ходить «не рекомендуется». Совершенно жуткий вид имеет площадь перед рынком – видимо, власти никогда не затрудняли себя проблемой благоустроить её. Вероятно, когда-то здесь было бетонное покрытие, но от него остались лишь одни воспоминания и бетонная пыль, кругом кучи мусора, чувство неряшливости и полного неуюта. А совсем рядом, по соседству, красуется вышеупомянутая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где стерильная чистота: белоснежно сияют высокие стены храма, золотом сверкают купола. Блеск и нищета соседствуют, никого не стесняясь и ничуть не смущаясь. О ледовом дворце, построенном только-только, в голову приходят тоже невесёлые мысли. Интересно, сможет ли он себя окупить? Насколько мне известно, на градообразующем цементном заводе за последнее время прошли существенные сокращения производственного персонала, до ледового ли дворца будет детям безработных? Контрасты, контрасты, контрасты… ************************************************************************* По старой памяти заглянула в бывший книжный магазин – от него остался лишь небольшой отдел. Спросила, есть ли в продаже книги эрзянской тематики: словари, книги по истории, художественная литература мордовских авторов? Продавец ответила: «К сожалению, ничего нет». К слову сказать, в посёлке с населением 13765 человек по данным на 2007 год, функционирует всего лишь один книжный отдел. Заметьте, даже не магазин, а отдел, в котором, не нашлось ни одной книги национальной тематики!!! Сам факт говорит за себя: это не случайное недоразумение, это – целенаправленное искоренение всяческой культуры, а о развитии национальной культуры даже думать не приходится. Как здесь не задаться вопросом, а хлебом ли единым лишь сыт человек?! Хлеба и зрелищ! – этот возглас черни в римской империи как никогда характерен для наших дней, но не постыдно ли руководствоваться этим лозунгом нам, живущим в 21 веке?! Только ли «земным благоденствием» счастлив человек? Шагая по демократическому пути, мы слишком много негативного переняли у западной демократии, забыв при этом о главном – смысле человеческой жизни. А сильные мира сего этому процессу активно способствуют, ведь упрощенной однородной биомассой легче управлять, контролируя ее материальные потребности. Идеология "хлеба и зрелищ" для низов и земного господства для верхов, манипулирующих массами, - вот бич нашего современного общества, вот тот самый путь, по которому мы и передвигаемся в настоящее время. Куда ведёт этот путь, нетрудно догадаться. Но не забывайте, что у каждого из нас есть свобода, которой мы вправе воспользоваться – это свобода выбора, и всё в наших с вами руках, главное, иметь силу воли сделать свой выбор: сказать «да» – либо животной жизни, либо попытаться найти в себе Бога.



полная версия страницы