Форум » ДО ТАТАРО-МОРДОВСКОГО НАШЕСТВИЯ » О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ » Ответить

О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ

admin: О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ Первое письменное свидетельство с упоминанием о мордве датируется VI в. и встречается в труде византийского епископа Иордана “Готика”. Нам известно, что это - время великого переселения народов, (условное название совокупности этнических перемещений в Европе 4—7 вв.), когда на исторической арене появляются гунны. Двинувшись с Приуралья, они около 370 перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов, занимавших Северное Причерноморье. Гунны (греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni) - кочевой народ, сложившийся во 2— 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну. Те, в свою очередь, кочевой народ, сложившийся в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии (БСЭ). Гунны мн. 1) Кочевые племена, сложившиеся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. 2) Представители этих племен. 3) перен. Жестокие, невежественные люди. (Автор Т. Ф. Ефремова). Таким образом, первое упоминание о «морденс» совпадает с гуннским нашествием и появлением на берегах Волги тюрко-язычных народов с монгольскими чертами народа. В том, что мордва-мокша имела и имеет монгольские черты - в этом нет ни какого сомнения. «По своему антропологическому облику древние финно - угры принадлежали к уральской расе. В процессе продвижения в западном направлении и смешивании с европеоидным населением они в разной степени европеизировались» (Н.Ф. Мокшин книга «Мордва» стр. 44). О двух типах мордвы-мокши, свидетельствуют и антропологические исследования, проведенные К.Ю.Марком. Темный грациальный, узколицый, европеоидный тип мордвы-мокши, - преобладает на юго-западе Мордовии. Субуральский тип,- мордвы мокши доминирует на северо-западе Мордовии. Мордовские ученные безосновательно заявляют, что якобы 1500-1700 лет (время гуннского нашествия) тому назад мордовский народ, согласно одной научной теории, имел единую культуру и разговаривал на одном общемордовском языке. При этом привести в качестве подтверждения саму эту теорию, ознакомив с её доказательной базой, себя не утруждают. Однако вынужден заметить, что эта бездоказательная «теория» всего лишь предположение, а не факт. Тем не менее, с помощью подобный ложных теорий мордовские историки пытаются привязать происхождение мордвы-мокши к городецкой культуре, то есть сфальсифицировать родство эрзя и мордвы-мокши. Для этой же цели из истории было полностью изъято первое военное столкновение мокшан с эрзянами во времена гуннского нашествия. Тем самым было положено начало общей истории мордвы-мокши с эрзянским народом как одной общностью, под объединяющим названием мордва. Преследуемая цель мордовскими историками была успешно достигнута, при этом было похоронено не только героическое прошлое эрзян, но и история древней Руси. Для достоверной реконструкции истории Руси и эрзян необходимо разорвать мордовский узел. И мы это сделаем. Вот о чем вещает мордовская история: «Основополагающее участие в формировании древней мордвы приняли племена городецкой культуры, проживавшие с VIII века до н.э. по начало нашей эры в западной части Среднего Поволжья и в переднем Поочье. В первых веках нашей эры из городецкой этнической общности выделяются южная группа племен в Верхнем Посурье (так называемая пензенская, мордва - мокша), другая на Нижней Суре и в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна (эрзя)». Собственно и на этом доказательная база мордовской теории заканчивается и начинается повествование: «территориальная разобщенность обусловила их связи с разными этносами, что порождало особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех соплеменностей, на базе которых сформировались эрзя и мокша». Указывая на то, что мордва-мокша , по сравнению с эрзянами, сильно видоизменилась в силу различия территории проживания и влияния иных соседствующих этносов, авторы данной теории явно скрывают истинное происхождение мордвы, Ими упускается из вида тот этнос, черты которых имеет мордва-мокша, тот этнос, в котором бесследно растворилось эрзянское население верхнего Посурья до границы Волгоградской области. Терюшань Сергу

Ответов - 6

admin: click herehttp://news.mail.ru/inregions/center/62/2199466/print/

admin: СКАЗКИ - ПОДЛИННАЯ ЛЕТОПИСЬ НАРОДА Сказки отражают нравственные особенности и этические устои, они фактически являются исторической летописью создавшего их народа. Читая сказки, мы можем достаточно подробно узнать о главных чертах и культурных особенностях этноса, потому как любое высказывание характеризует его повествователя. Именно этим и воспользуюсь я, открывая вам сказочный мир мокша-мордовского народа, существенно отличающийся от эрзянского мировосприятия. Постараюсь в очередной раз довести до сведения читателя, а точнее, развеять миф о единстве мордовского (мокша, эрзя) народа. Усаживайтесь удобнее, приступим к чтению сказок, кстати, весьма приятному и полезному занятию. Для начала предложу отрывок из эрзянского эпоса «Масторава», ярко демонстрирующий обожествление и поклонение эрзян хранительнице леса Виряве: РОЖДЕНЬЕ БОГОВ Семьдесят семь лет был Паз на небе, Не спускался на любимый Мастор. Без него на нем жил Эрзя с Авой. Семьдесят семь лет спустя Инешки Вновь решил сойти с небес на Мастор, Чтобы посмотреть на человека, На людей в семидесяти селах. Люди в тех семидесяти селах О приходе Паза услыхали И пришли к нему на сход великий. Молча вкруг него расположились, Встали близко тесными рядами, Трижды ему дружно поклонились, Головы свои ниц опустили, В ожиданье слов его притихли. По душе пришлось все это Пазу, И возрадовалось его сердце. И открыл он людям свою душу, Сокровенные поведал мысли: - Слушайте, что я скажу, эрзяне, Каждое мое ловите слово. Сердцу моему вы всех милее, Потому я первыми родил вас. Все желанья ваши я исполню. Что хотите, у меня просите. - Ох, Инешкипаз, отец-кормилец! Ох, Инешкипаз, создатель мира! И без наших слов ты разумеешь, И, не спрашивая, понимаешь, Что всего сильнее эрзя любит. Полбяную кашу очень любим, Молоко нам кислое по вкусу. Поедим мы кашу полбяную, Молока мы кислого напьемся – Животы голодные насытим, Грустные сердца развеселятся. А еще мы от тебя желаем На луга и пашни – Нороваву, На родимый Мастор – Мастораву, В небеса высокие – Вармаву, В бесконечные леса – Виряву,* В каждое селение – Веляву, В каждый дом с живой душой – Кудаву, В каждый двор широкий – Кардаз-Сярко. Всех эрзян Инешкипаз послушал И, послушав, каждого услышал….. … В темный лес Вирява заявилась, Среди леса дом себе воздвигла, Стала жить одна в лесу огромном, Ходит-бродит по нему хозяйкой. Если вдруг она подаст свой голос, Загудит весь лес от ее крика. Если кто по ягоды придет в лес И поклонится Виряве в пояс, Назовет со страхом ее имя, Щедро наградит того Вирява. Ягоды тому она покажет, Многому того она научит. В лес войдет тот с голыми руками, Выйдет из него с тяжелой ношей… Семьдесят и семь богов у Эрзи, Семьдесят и семь у ней кормильцев. Каждый бог сидит на своем месте, Каждый бог свое имеет дело, Каждый бог закон свой охраняет И творит особый свой обычай. *Вирь-ава (вирь- лес) «АВА» — мать, женщина в мокша-мордовском только, - женщина. Мать,- на мокшанском «ТЯДЯ». Выдержка из эрзянского эпоса нам повествует о встрече эрзян с Инешкипазом, о сотворении им семи богинь, и, в частности, Вирявы - богини леса. В следующей песне «Моление Пазу», Бог дает эрзянам такой завет: ...Пусть теперь богине каждой будет, Как и мне, особое моленье; Пусть теперь богине каждой будет, Как и мне, от вас почет особый. И, надо отдать должное эрзянам, это правило соблюдается по сегодняшний день. Многие пожилые женщины до сих пор при входе в лес кланяются Виряве, просят у нее разрешения и помощи, при этом угощают ее хлебом. Эрзянский обычай не позволяет без поклонения Виряве спилить в лесу дерево, таков эрзянский закон - кой. А теперь ознакомимся с мокша-мордовской сказкой «Виряня»: Один старик рубил лес. Свалил толстый дуб. Отпилил аршина на четыре длиной бревно и стал колоть его. Сначала ударил топором – образовалась щель. В нее воткнул клин и стал вбивать его. Раз десять ударил по клину – щель расширилась, топор ослаб и упал. Старик говорит себе: «Теперь отдохни немного, закури. Потом дуб расколешь». Сел закурил. В это время позади послышался женский голос: -Будь здоров, дедушка! -Ты тоже,- ответил старик. Поглядел он – позади большая и красивая девушка. Это была Вирява. Вирявы все большие. Спрашивает Вирява: -Дедушка, ты что делаешь? -На органе играю, - отвечает старик. - Научи и меня играть. -Научу, отвечает ей старик.- Ты подойди, засунь вот сюда руки. -Да куда? - Вот в эту щель. Вирява подошла и обе руки засунула в щель. Старик стал вытаскивать клин. Качает его в обе стороны, клин по не многу выходит. Вирява говорит: -Ой дедушка, очень жмет! -Погоди, погоди немного, научишься. Старик дергал, дергал клин, он-ёлчк! – вышел. Руки Вирявы защемило. Как закричит она – весь лес стал шуметь, как сто коров мычат. Старик заткнул уши и побежал прочь. Наше высокую ель, забрался на самую верхушку. Оттуда ему хорошо видно, а его не кто не видит. Смотрит старик: к девушке подошли другие Вирявы и начали ее руки вытаскивать. Туда- сюда дуб повернут, никак руки не высвободят. Маялись, маялись Вирявы, потом рассердились, да как дернут они девушку – руки оторвались, остались в щели…….. Приведенный текст сказки показывает совершенно иное отношение мордвы к Виряве, ни о каком поклонении, тем более обожествлении здесь нет и речи. Да и сама Вирява в понимании мордовско-мокшанского народа имеет какое-то совершенно другое значение, отличное от эрзянского: это явно не богиня и не хранительница леса. Вирява в мордовском восприятии предстает перед нами как кикимора лесная, лешиха, лисунка, она не может причинить человеку большого зла и вызывает к себе преимущественно лишь неприязненное отношение и насмешку. Но это только присказка, а сказка будет впереди. И называется она «Пичай Дуболго». Начинается она так: «У старика со старухой были два сына и дочь. Звали дочку Дуболго Пичай. Была она такая красавица, что другой такой не сыщешь. Когда умерли отец с матерью, осталась Дуболго Пичай с двумя братьями. Оба брата ее очень любили. Собирается, бывало, старший брат на охоту, она выходит провожать его, и брат говорит ей: — Если, на твое счастье, попадутся мне звери и птицы, я тебе, сестрица Дуболго Пичай, куплю браслеты и кольца! Выходит Дуболго Пичай провожать младшего брата, и он ей подарки сулит. Братья ей все покупали, что сулили: на ее счастье, охота всегда у них бывала удачная». Из этого древнего мокша-мордовского сказания я делаю два вывода: 1. Мокшане были охотниками, а не земледельцами. 2. Мокшане сами не делали украшения, а покупали или обменивали их на меха животных, добываемых охотой. Как видим, сказка далеко не ложь, она правдиво отражает действительность, и вы сейчас в этом убедитесь в очередной раз. Далее в сказании повествуется о женитьбе братьев и о заговоре невесток против Дуболго Пичай. — Давай изведем Дуболго Пичай хитростью. Ты пойди поскорее баню истопи, в большом котле воск растопи. Когда истопится баня и воск станет жидким, как вода, ты мне скажи. Жена младшего брата так и сделала. Притворились они добрыми и ласковыми, говорят Дуболго Пичай: — Пойдем с нами в баню, помоемся да попаримся. Дуболго Пичай худа не ждала, пошла с ними в баню. В бане невестки одна ласковее другой: моют Дуболго Пичай, голову ей окатывают. — Голубушка Дуболго Пичай, стой хорошенько: мы сами уж тебя и вымоем-оботрем, и голову тебе промоем-окатим! Младшая невестка говорит: — Ну вот, ты вымылась, и волосы твои промылись, теперь в последний раз окатить тебя нужно. Давай, сестрица, окатим Дуболго Пичай теплой водичкой! Старшая невестка принесла большой котел с растопленным воском и вылила его на Дуболго Пичай. Девушка тут же упала на лавку как подкошенная. Воск покрыл тоненьким, как листок, слоем все тело Дуболго Пичай и залил ей и горло и уши. Обрадовались злодейки-невестки, что избавились наконец от ненавистной Дуболго Пичай…… ….Вошли братья в избу. Смотрят-сестрица их Дуболго Пичай лежит на передней лавке под белым холстом. Открыли они лицо ее. И кажется братьям, что она им говорит: «Милые мои братцы, защитники мои! За что погубили меня злые невестки?» Градом покатились у братьев слезы. Сделали они гроб из негниющего дерева. Положили в него любимую сестрицу свою Дуболго Пичай и отвезли в большой лес, на перекресток трех дорог. Построили помост и поставили на него гроб. А на помост возле гроба поставили корзины с пшеницей. Достопочтимый читатель, обрати самое пристальное внимание на описание захоронения! Свидетельство такого захоронения у мордвы-мокши не единично, вот еще: "Гроб сделай ты мой, отец, из старой ели, Из сердцевины ее, что крепче железа. Не зови стариков, чтобы несли меня, Позови, отец, ты молодых парней. Не хорони меня, отец, на кладбище, Вели отнести меня На перекресток большой дороги. Около большой дороги, На старом дубу, похорони меня! В следующей мордовской сказке «Падчерица» также рассказывается о наземном захоронении: Она пошла на могилу матери, воткнула ветку в изголовье и принялась причитать. Причитала она не долго. Вышла из могилы мать, почистила, причесала, нарядила-одела свою дочь, накормила и проводила…. .. Стало смеркаться, пошла девушка домой, зашла на кладбище, сняла с себя наряды и пришла в сад в своем старом платье. Об использовании вещей с захоронений рассказывается в сказке «Дуболго Пичай»: «…Не долго думая, поднял Виртян гроб на плечи и понес домой. Дошел опять до большой реки и говорит: - Если переплыву реку, принесу гроб к матери, пусть она скажет, что с ним делать». Почитаем ещё одну мордовскую сказку «Миша с Гришей»: Вот доехали они до большого леса. Видят – на опушке дом стоит. -Гляди – ка, вот где мы переночуем,- говорит Миша…. … Дом пустой, никого нет. Осмотрелись, видят – на столе гроб стоит. -Ну вот, вошли мы а здесь покойник,-говорит Гриша. -Нам он не мешает, пусть лежит себе на столе, а мы залезем на печку… … Скрипнула крышка гроба, приподнялась. Гриша смотрит: встал из гроба старик, сел на край и говорит: - Эге, раньше по одному прибывали, да Ито не часто, а сегодня двое… «Какой ужас, - успели подумать многие читатели, - неужели женщины читали такие сказки своим детишкам перед сном?!» Наберись терпения дорогой друг, и ты узнаешь об истоках этих обычаев. А ключик к разгадке легко найти в названии сказки «Абдул всех победил», и в имени главного героя - мордвина Абдулы. Хотите вы или нет, но привычные представления о прошлом и настоящем живущего с нами бок о бок мокша-мордовского народа придется изменить. Мы должны знать правдивую реальную историю, и, в частности, также о том, что большая часть мордвы-мокши в средние века проживала в «беляках» - татарско-мордовских феодальных образованиях, где высший слой знати был представлен татарами, а средние и мелкие феодалы как татарами, так и мордвой-мокшей. Татарский ученый М.Г.Сафаргалиев охарактеризовал беляки, как пример «уникального татаро-мордовского симбиоза». Тюрко-татарские корни не могли не оставить след в истории, и, как результат этого, по сведениям мордовского этнографа Н.Ф.Мокшина, среди мордовских-мокшанских имен имеется несколько десятков имен явно мусульманского происхождения, среди них такие, как Ислам, Сафар, Касим, Мамед, Мансур и Абдул. Уважаемый читатель, в вышеприведенных сказаниях мордвы-мокши мы столкнулись с обрядом погребения, характерным для ритуальной практики зороастризма, когда трупы запрещалось сжигать, закапывать, топить. Традиционным способом погребения у зороастрийцев является воздушное захоронение. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» — для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. Поэтому либо покойников придавали погребению, покрывая восковой оболочкой, что предохраняло от соприкосновения со стихией земли, либо оставляли в пустынном месте на растерзание питающимся падалью животным. По предписаниям Мухаммеда при захоронениях мусульман не допускалось погребать предметы роскоши, а могилы должны были быть доступны ветру, дождю и снегу, чтобы кости умерших, омытые живительным божественным дождем, который прольется во время, непосредственно предшествующее Страшному Суду, снова обрастали мясом. После осуществления захоронения у могилы оставался мулла, как правило, до восхода солнца; при погребении знати он часто становился пожизненным хранителем мавзолея. В его задачу входило чтение молитв и подсказка верных ответов покойнику, когда к тому явятся два ангела — Мункар и Накир, — вопрошающие умершего о праведности прожитой им жизни. Видимо как раз такой случай описывается в мордовской сказке «Миша с Гришей». Тем более в архивах Мордовии имеются сведения о том, что мордовцы оставляли покойника в «доме мёртвых» – небольшом четырёхугольном бревенчатом срубе. Функции мулы у мордвы-мокши так же выполнялись об этом можно прочитать в сказке «Седун»: …Вот заболел как-то отец, совсем ослабел. Позвал сыновей, говорит: - Ну, сыновья мои, видно, помирать мне пришла пора, не поправлюсь уже. Похороните меня, а потом три ночи навещайте могилу. В первую ночь пусть Василей придёт, во вторую - Пёдор, а после и ты приходи, Седун. Так простился отец с сыновьями, да тут же и отошёл. Похоронили они его честь по чести. Наступил вечер, пора идти на могилу старшему сыну… Выдающийся российский востоковед, исламовед В.В. Бартольд в одой из своих работ приводит сообщение турецкого историка XVI в. Сейфи, рассказывающего о погребальном обряде киргизов: "Они (киргизы - Г.С.) не кафиры и не мусульмане. Умерших они не зарывают в землю, но кладут в гробах на высокие деревья; кости их остаются там, пока не сгниют и не рассеются». Такой же обычай бытовал у многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока и исчез только к 1880 г. По свидетельству сибирского публициста и общественного деятеля, исследователя Сибири Н.М. Ядринцева обычай воздушного захоронения бытовал ранее у телесов и теленгитов, живущих на южном Алтае. Телеуты (телесы, белые калмыки) - народ тюркского племени, живущий в небольшом количестве ) в Бийском окр. Томской губ., в окрестностях Телецкого озера. В XVII в. Т., жившие в нынешних Томском, Кузнецком и Бийском округах в числе более 1000 чел., были покорены русскими и оттеснены в окрестности Телецкого оз. Т. имеют близкое сходство с «финскими племенами»; большинство - идолопоклонники и имеют шаманов. Главное занятие Т. - охота за пушным зверем. О связи мордвы-мокши с телеутами уже рассказывалось мною в статье «Религия отражает историю и культуру народа». Обычай воздушного захоронения был в ходу и у бельтир – этнической группы хакасов. Как об ушедшем в прошлое обычае говорят разные авторы о похоронах на деревьях у хантов, манси, ненцев. Хоронили на деревьях умерших детей и тунгусоязычные и палеоазиатские народы Восточной Сибири. Так, ангарские эвенки делали это еще в конце XIX в. Представители байкальского антропологического типа – орочи, хоронили детей, умерших в возрасте нескольких месяцев, в долбленом гробу (ог-доксо), который помещали на ветвях березы. Удэгейцы хоронили детей в долбленых гробах, завернутых в бересту, которые помещали в развилке деревьев. Они считали, что если хоронить ребенка в земле, то у матери больше не будет детей. Многими историками и этнографами культивируется мысль о том, что предки «финно-угорских» народов в древности контактировали с иранцами, из-за чего в «мордовской» лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов, а так же наблюдается присутствие элементов заратуштрийской религии. Тема иранизмов в эрзянской культуре и языке была небезосновательно раскритикована в статье «К вопросу об иранских заимствованиях в эрзянском языке. Мифы и гипотезы», её следует считать фальшивкой, подложенной некоторыми недальновидными историками, не знающими историю эрзянского и иранских языков. Что же касается ритуальных обрядов учения Заратуштры, встретившихся нам на страницах сказок мордовского народа, то, уважаемый читатель, обратимся к мордовским «историкам» с требованием сказать правду: так кто же такие на самом деле мордва и что общего у них с эрзянами?! Необычный способ захоронений мордвы, как мы с вами увидели, ведет не в сторону Ирана, а в сторону Сибири, Алтая, Дальнего востока и Китая. Из предпринятого нами «сказочного» исследования следует, что мордовско-мокшанская «Вирява» - это образ кикиморы лесной, лешихи, а не эрзянской хранительницы леса. Анализируемые мокша-мордовские сказания позволяют нам сделать достаточно убедительное заключение о различных местах исторического возникновения мокша-мордовского и эрзянского народов, а также существенно друг от друга отличающихся мировоззрениях этих народов. Обряд наземного воздушного погребения, часто встречающийся на страницах мокшанских сказок, позволяет сделать вывод о фальсификации информации о могильниках с захоронениями с южной направленностью, которые выдаются за мокша-мордовские. Сходство инвентаря, остатков одежды и обрядов захоронения, характерное для могильников с южным направлением головы и могильников с северным направлением головы, к которым относятся эрзянские, должно было бы поставить под сомнение принадлежность таких захоронений к мокша-мордовским, и стать толчком для поисков настоящих мокша-мордовских «домиков» мертвых и мест наземных захоронений. Рассмотренный обычай захоронения мордвы может пролить свет на многие темные пятна прошлого и открыть доселе неизвестный пласт эрзянской истории. Отрицать тюркские корни мордвы-мокши и его приход со стороны Алтая стало бессмысленным. Вместе с этим рухнула теория мордовских псевдо историков о некогда едином «мордовском» народе с обще «мордовским» языком, а так же происхождении мордвы –мокши из части городецкой культуры. Терюшань Сергу. Читать также: БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ МОРДВЫ-МОКШИ

admin: На Оке найдены следы амазонок Распечатать 27 Ноября 2008, 10:25 (мск) Рязанская область, археология Великий Новгород Чашка, в которую не падает веревочка от чайного пакетика В районе городка Спасск-Рязанского, у северного притока Оки под названием Проня, расположены остатки села Старая Рязань. Именно здесь археологи обнаружили старинные захоронения, принадлежавшие цивилизации, жившей в этих краях полторы тысячи лет назад, задолго до славянского населения. Сотрудники Государственного исторического музея называют эти племена рязано-окскими и относят их к волжско-финской ветви финно-угорских народов. По словам исследователей, они поселились в этих местах незадолго до начала нашей эры, предположительно явившись с востока. Однако следы материальной культуры рязано-окцев свидетельствуют об их связи с германскими племенами готов, в начале I тысячелетия мигрировавших через Дон в Западную Европу. Это и сходство в деталях национального костюма, и в оружии… Кроме того, главы рязано-окских родов носили почти такие же короны, как и ранние готские короли. Ученые считают, что, возможно, здешние племена состояли с готами в военном союзе, позволявшем им захватывать восточноевропейские земли. На берегу Оки встречаются массовые захоронения так называемой Городецкой культуры, от которой пошли мордовские племена. Варварски изрубленные останки тел и слой золы указывают на то, что местные жители были жестоко истреблены, а поселения – сожжены дотла. Судя по всему, пришельцы «оккупировали» всю территорию Поочья – от современных границ Подмосковья до Касимова. Выпасы для скота и охотничьи угодья простирались на юг и север от Оки на десятки километров. Выбор мест для «оккупации» был не случаен. Во-первых, по Оке с востока на запад пролегал большой торговый путь. Во-вторых, река граничила с зоной сплошных лесов и лесостепи, что создавало прекрасные условия для охоты и скотоводства. Скорее всего, рязано-окское государство не было централизованным. Раскопки свидетельствуют о том, что каждый участок реки был закреплен за отдельной общиной, у которой имелись свое родовое кладбище и святилище. Странно, что до сих пор нигде не обнаружено останков самих жилищ. Возможно, рязано-окцы вели кочевой образ жизни и потому не строили долговременного жилья. Капища и могильники располагались, как правило, на открытых участках берега, откуда открывался прекрасный вид. Видимо, завоеватели древней Рязанщины проводили здесь родовые языческие обряды, сопровождавшиеся ритуальными трапезами – на местах святилищ археологи обнаружили черепки глиняной посуды. В отличие от древнерусских племен, рязано-окцы хоронили своих мертвых в песчаных дюнах. До наших дней останки не сохранились, лишь на песке кое-где остались продолговатые серые следы. Еще при раскопках на местах погребений находили артефакты – обломки ржавых мечей, фрагменты кольчуг… А рядом – лошадиные кости и длинные, темные женские косы… Здесь были захоронены женщины-воительницы! По словам историков, рязано-окские амазонки сражались в боях наравне с мужчинами начиная с IV — V вв. н.э. Их погребали вместе с оружием и конями (или конской уздой). Возраст таких захоронений датируется только до конца VII в. – после этого воительницы, очевидно, вернулись к традиционным женским занятиям. Не исключено, что амазонки жили отдельными общинами и рожали детей от мужчин из соседних племен, куда отдавали затем на воспитание сыновей. Ведь трудно представить, чтобы женщина, имеющая маленького ребенка, отправилась воевать. В истории рязано-окской цивилизации есть загадочные моменты. Так, однажды она просто… исчезла. Ушли отсюда эти племена или с ними что-то случилось – неизвестно. Любопытно, что уже в относительно недавние времена местные жители устраивали погосты на берегах Оки, хотя традиционно на Руси принято было хоронить у церквей. Кроме того, существовали семейные кладбища, где хоронили выходцев из этих мест, где бы они ни отыскали свой конец. Одно из таких кладбищ расположено на мысу у старого Рязанского городища, где археологи раскопали рязано-окское святилище. Интересно, что оттуда и пошла нынешняя Рязань… 27 ноября 2008Новости@Mail.Ru На Оке найдены следы амазонок В районе городка Спасск-Рязанского, у северного притока Оки под названием Проня, расположены остатки села Старая Рязань. Именно здесь археологи обнаружили старинные захоронения, принадлежавшие цивилизации, жившей в этих краях полторы тысячи лет назад, задолго до славянского населения. Читать дальше Нравится +– В бл Подробнее: http://news.mail.ru/inregions/center/62/2199466/print/


mushk: Эрзя. Мокша. Армянский Прда'мс. Пртакел Цяпамс. Цапамс. Цапаарел Цяпамат. Цапамат. Цапамат, цапаарутюн Пякстамс. Пекстамс. Пакел, дзерпакалел Вайкснемс. Вайкснемс. Вахацнел, вах Ласькома. Вакска. Вазк Ласькондема. Вазвзоц Ур. Ур. Скюр Верев. Вяри. Верев, вери Верце. Вярце. Вереви, веревиц Пакстаз. Пякстаз. Пакстоц, паки так Бизамс. Бизбизвац Неемс. Няемс. Наем,наел Неявикс. Няеви. Наевох Мувор. Мувор. Мехавор Кранч кранч. Акрав, кранчох акрав Тонгомс. Тонгомс. Тнгел, хоцел Душман. Душман,тшнами Ардома. Ардома. Эрдал, эрд, ерд Тапамс. Тапамс Тпац, тпел, пшрел Катка псака. Ката. Кату, писик, писо Коцькерьган. Коцькарга. Хорчэрга, хорч ергат Кочкерямс. Кор керел Мордва. Мардик(люди) Морд. Мард(человек) Арзамас,МАС. МАС(место часть участок)

mushk: Эрзя. Мокша. Армянский Прда'мс. Пртакел Цяпамс. Цапамс. Цапаарел Цяпамат. Цапамат. Цапамат, цапаарутюн Пякстамс. Пекстамс. Пакел, дзерпакалел Вайкснемс. Вайкснемс. Вахацнел, вах Ласькома. Вакска. Вазк Ласькондема. Вазвзоц Ур. Ур. Скюр Верев. Вяри. Верев, вери Верце. Вярце. Вереви, веревиц Пакстаз. Пякстаз. Пакстоц, паки так Бизамс. Бизбизвац Неемс. Няемс. Наем,наел Неявикс. Няеви. Наевох Мувор. Мувор. Мехавор Кранч кранч. Акрав, кранчох акрав Тонгомс. Тонгомс. Тнгел, хоцел Душман. Душман,тшнами Ардома. Ардома. Эрдал, эрд, ерд Тапамс. Тапамс Тпац, тпел, пшрел Катка псака. Ката. Кату, писик, писо Коцькерьган. Коцькарга. Хорчэрга, хорч ергат Кочкерямс. Кор керел Мордва. Мардик(люди) Морд. Мард(человек) Арзамас,МАС. МАС(место часть участок)

ТУЗУР: mushk сёрмады: Muschk, правильное, моё мнение, Ваше замечание... Если ещё и учесть что Ереван это Эривань=Эри+Авань. В начале 19 века и ранее именно так ина зывали:"Эривань"



полная версия страницы