Форум » ДО ТАТАРО-МОРДОВСКОГО НАШЕСТВИЯ » Захоронения коней. » Ответить

Захоронения коней.

admin: Захоронения коней. Отличительной чертой погребального обряда эрзян в бассейне р. Тёша в X—XI11 вв. являются захоронения коней на площади могиль¬ников (Мартьянов В.Н., 1992). Нет ни одного из исследованных нами могильников, где нет конских захоронений. Они составляют не менее 6,5% всех погребений. На отдельных могильниках эта цифра выше: Красное I - 8,1%, Заречное II - 7%. Наиболее близкие параллели встречаются в могильниках муромы. В Подболотьевском число конских захоронений достигает 5,1% (Городцов В.А., 1914), в Чулковском - до 12% (Гришаков В.В., 1990). Захоронения коней чаще располагаются в общих рядах, иногда в промежутках между ними и представлены захоронениями людей с конями или отдельными погребениями коней. Захоронения людей с ко¬нями выглядят по-разному. В двух случаях захоронения мужчин рас¬полагались над захоронениями коней (Заречное II, Сыресево I). В ряде случаев кости коня и человека во время ограбления могил были перемешаны (Красное I и Заречное II) и их расположение проследить не удалось. На могильнике Выползово VI захоронение комя и человека было совершено в общей могильной яме на одном уровне (табл. 27), а 4 захоронения коней в различной степени связаны с захоронениями женщин (Красное I, Заречное II; табл. 24). Одно из погребений (Заречное II) резко отличалось от остальных: в ногах мужского костяка находились два черепа молодых особей коней. Они лежали резца¬ми на северо-запад, симметрично относительно осевой линии могильной ямы, мужчина) полная туша коня укладывалась на правый бок (под захоронением мужчины) или на левый, если захоронение совершалось рядом на одном уровне («лицом» к мужчине один - теменной костью вверх, другой - теменной костью вниз (табл. 23). В погр.120 на уровне бёдер симметрично с обеих сторон умершего было положено по зубу коня. В парных захоронениях ориентировка коня и мужчины совпадала - головой на север, северо-запад. Типичным для этого вида захоро¬нений является погр.12 могильника Заречное II (табл. 23). Конь был положен в яму размерами 200x90см на правый бок головой на севе¬ро-запад (320°). Череп лежал на пологой стенке резцами вниз. На дне в центральной части находились стремена и кольчатые двусоставные удила, а около тазовых костей - железная подпружная пряжка. Длина могильной ямы мужского захоронения достигала 310 см, а по ширине обе ямы совпадали. В отмеченном нами захоронении двух черепов коней с мужчиной следует ещё раз отметить, что резцами черепа коней были ориентированы в ту же сторону, что и голова мужчины. Отличается от остальных захоронение коня с дарственным ком¬плексом вещей, символизирующим захоронение мужчины. Туша коня была расчленена: передние конечности вместе с черепом находились в северо-западном конце и имитировали положение на правом боку, а задняя часть была положена на брюхо. Вместе с всадническим сна¬ряжением (удила, стремена и подпружные пряжки) в дарственный комплекс входили кресало и кремень, бронзовые поясные кольца, пряжки Но раз захоронение было совершено с «хозяином», то ориентировка коня совпадала с принятой для людей - головой из северо-запад (табл. 25). Отличается от всех захоронений коней, как это мы уже отмечали, погребение мужчины с женщиной, конём и собакой под курганной на¬сыпью в Сарлейском могильнике (Аникин И.С., 2000). Но следует от¬метить, что конь положен головой на С-3, как и его хозяева. По-иному выглядит обряд захоронения коней, если он связан с захоронением женщин. На могильнике Красное I в одном случае северные концы двух могильных ям конских захоронений (пп.55 и 57) были частично перекрыты женскими (пп.56 и 58). В другом случае к захоронению коня (п.61).с восточной стороны вплотную примыкало захоронение женщины, положенной на правый бок в скорченном положении. Но во всех трех случаях ориентировка коней и людей была противоположной. На могильнике Заречное II в одном из погребений умершая была положена на правый бок в скорченном положении головой на северо-запад, а костяк коня, наоборот, находился с восточной стороны, «за спиной». Трудно сказать, связаны ли между собой эти погребения, так как оба костяка сильно разрушены. Фрагменты черепа коня находились в середине могильной ямы и в её северо-западном конце, а кости конечностей - в юго-восточном и вперемежку, но нельзя отрицать факт близкого расположения этих погребений. Наличие конских захоронений вместе с женскими можно выде¬лить как одну из особенностей погребального обряда эрзян Притёшья. Ближайшие аналогии можно найти в Сарлейском могильнике, где под курганной насыпью находились захоронения коня и женщины, ориентированные головой на север. Под насыпью кургана 1 в грунто¬вых ямах находились захоронение женщины головой на С и в 1 м к западу от него - захоронение коня. Верхняя часть туловища умершей была повёрнута на правый бок, с кистями рук у лица. Около черепа найдены нож и берестяной бурачок, а в нём - моток красной шерсти, разломанная иголка, 12 кольцевых сюлгам и одна лопастная. Из б сюлгём сделана цепочка. В области груди и таза - кольцевые сюлгамы. На руках - по два круглодротовых браслета и два перстня с квад¬ратными щитками. Правда, расстояние между этими захоронениями было большое - 1 м, но объединяла их курганная насыпь. Верхняя часть туловища женщины была повернута на правый бок, с кистями рук у лица (Горюнова Е.И., 19486, с.10, 54). Погребальный обряд отдельных конских захоронений отличает¬ся. Все они укладывались головой в сторону, противоположную при¬нятой для людей! По составу и расположению костяков выделяются две группы погребений (табл. 23-25). К первой относятся захоронения полных туш животных. Туша чаще расчленялась, задняя часть укладывалась на брюхо (кости задних конечностей почти всегда распола¬гаются симметрично относительно оси могильной ямы), а передняя на левый или правый бок. Голова укладывалась на дно могильной «мы или прислонялась к наклонной торцевой стенке, резцами чаще вниз при захоронении отдельных частей туши коня обычно в север¬ном (северо-западном, западном) конце могильной ямы укладыва¬лась на брюхо задняя часть (или только задние конечности с тазовы¬ми костями), в противоположном конце - передняя часть, которая ча¬ще укладывалась на правый бок. Иногда это были голова, шея и пе¬редние конечности, иногда - голова и передние конечности, иногда череп и передние конечности с частью туши. Несколько отличается погребение коня на могильнике Личадеево V. Захоронения людей на этом могильнике совершались головой на запад, а коня - головой на восток. Хотя кости коня были плохой сохранности, можно отметить, что кости его задних конечностей располагались так же, как и в других конских захоронениях. Кости передних конечностей отсутствовали, а череп был поставлен вертикально, резцами на дно. Для его большей устойчивости в восточной торцевой стенке был сделан по высоте че¬репа уступ, а в нем - вертикальный паз, в котором и стоял череп (табл. 27). Хронологически это захоронение можно датировать более ранним (стремя арочной формы) временем - IX в. (Кирпичников А.Н., 1973. с.49; Петербургский И.М.. 1979, с.86). Стремя находилось неда¬леко от черепа около северной стенки; напротив, около южной стенки - кольчатые двусоставные удила и подпружная пряжка трапециевид¬ной формы. В засыпке найдены три подвески бутыльчатой формы, аналогии которым также имеются в захоронениях IX - начала X вв. (Алихова А.Е., 1948, с.194). В 2000 году на могильнике Стёксово II также было обнаружено захоронение коня головой почти на восток (125°) и с вертикально поставленным черепом, т.е. налицо характер¬ные черты погребального обряда раннего времени для коней (конецVIII -началоIХ вв). Захоронения коней в трех случаях сопровождались захоронения¬ми голов собак. В погр.61 (Красное I) череп собаки находился в се¬верном конце могильной ямы около костей нижних конечностей, в поф.42 и 61 (Заречное II) - наоборот, около черепа коня в южном конце. Ближайшие аналогии ритуальным захоронениям коней на площа¬ди могильников мы находим, как это уже отмечено выше, среди древ¬ностей муромы и могильников типа Безводнинского. В муромских могильниках обряд захоронения коней к VIII в уже оформился и исчез к X в. (Гришаков В.В.. 1990. с. 132). Захоронения коней в могильниках Притешья сохраняются в XI -ХШ в.в. и продолжают традиции погребального обряда финно-угорских народов Поволжья, отражающего культ коня. Особенно это видно на примере захоронения коня в со всей сбруей в с. Пятницы Между ЮВ концом и черепом - уздечка, между челюстями - кольчатые двусоставные уди па. В составе уздеч¬ки - две крупные решмы, оформленные в виде топов льва в окруже¬нии растительного орнамента, два крестообразных и 4 крутых раз- делителя ремней со свастическим орнаментом, 13 накладок с геомет¬рическим криволинейным орнаментом, 19 круглых бляшек с орнамен¬том в виде выступающих шишечек по кругу, 23 пятиугольных бляшек, украшенных пятилистником (знак сокола). В центральной части -кольцевидные стремена с глубоко изогнутой подножкой, фрагменты седла и сбруя. От седла сохранился фрагмент деревянной пуки, обтянутый кожей с бронзовыми бляшками. В составе сбруи - 142 круг¬лые бляшки и 13 небольших подвесок типа решм, которые служили в качестве бубенчиков и располагались на концах свисающих с крупа лошади ремней. За последние годы археологической экспедицией Мордовского госуниверситета учтено уже несколько конских захоронений, относя¬щихся к XI-XIII вв. (Вихляев В.И., 1997). В связи с открытием целой серии конских захоронений в Кельгининском могильнки в Зубово-Полянском районе Мордовии (бассейн р.Вад). Следует считать конские погребения существенным элементом погребального обряда эрзи и отнестись критически к утверждениям ученных которые выдают Кельгинский могильник за мокшанский. Таким образом, погребальный обряд эрзи Притёшья отличался своеобразием и в то же время можно утверждать о формировании единообразных черт погребальной обрядности на большой территории вкличая и Кельгинский могильник. Процесс этот в значительной степени был нарушен мордовско-татарским нашествием. (Терюшань Сергу). ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ЭРЗЯН. Погребальный обряд эрзянских индивидуальных захоронении Погребальный обряд парных эрзянских захоронений. Захоронения коней. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ ЭРЗЯНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ Снаряжение коня и эрзянского конного воина Археология Эрзянь Мастор

Ответов - 0



полная версия страницы