Форум » ТЕШКАС » О "диких" финах и городских гербах » Ответить

О "диких" финах и городских гербах

Ракшин Олег: Изучая российскую геральдику, обращаешь внимание на обилие животных - медведи, львы, козлы, лошади, олени. Встречается экзотика в виде грифонов, единорогов и птицы Гамаюн. Специалисты считают - прообразы русских гербов следует искать в боспорских царских знаках, астральных изображениях и в княжеских символах Рюриковичей. А звери на гербах русских городов - это тотемные символы того или иного Рода. Православных иерархов, сурово расправлявшихся с любой формой церковного инакомыслия, языческие символы на гербах христианских городов, не смущали. Так, в конце 1850-х годов управляющий гербовым отделением Департамента герольдии Сената Борис Васильевич Кёне предложил использовать в качестве символа недавно образованной самарской губернии – Дикого козла, вместо белой козы. «Горделивый серебряный козёл на лазоревом щите внушал уважение своей уверенностью и мощью. Усиливали впечатление золотые рога, червлёные глаза, язык и чёрные копыта». Впечатление, вероятно, было настолько велико, что сенаторы позабыли - в христианстве козел это дьявол, проклятый, грешник, похоть и непостоянство. А между тем, выбор был. Ещё в 1850 году министр внутренних дел Российской Империи Л.А. Перовский предложил Сенату свой вариант герба будущего губернского центра: лазоревый щит, разделённый серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние рек Волги и Самары. В верхней части помещался золотой рог изобилия, из которого сыпались золотые монеты (как олицетворение богатства, полученного от торговли). В нижних частях помещалось по одному золотому снопу пшеницы, как символы главного объекта этой торговли. Вариант Перовского император Николай I забраковал, а закон за № 25426, утверждённый Сенатом 17 июля 1851 года, предписал: использовать в качестве символа города и губернии старую эмблему, - «в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорской короною». «Рог изобилия» и «коза», пусть даже серебренная - неравноценное сочетание. Объясняется столь странный выбор так: город Самара получил герб 22 декабря 1780 г. вместе с другими городами Симбирского наместничества, и этот герб в точности повторяет эмблему Самары из Знаменного гербовника 1729-1730 гг. А так как символы городов выбираются раз и навсегда – пусть будет «Коза». Геральдика и геральдисты Вехами в российской геральдике принято считать следующие события. Издание в 1705 году книги «Эмблемы и символы» - свод масонской, геральдической символики широко распространённой в литературе, искусстве и дворцовом быту 17 века. И приглашение Петром Великим в 1722 году пьемонтского дворянина Франциска де Санти «для отправления геральдического художества». Пьемонец провозгласил принцип создания городской эмблемы как знака определенного реального города, несущего в себе конкретную информацию. Дабы собрать максимально полные сведения о населённом пункте, Санти разработал и разослал по городам Российской империи анкету: чем населенный пункт, по мнению городского, руководства примечателен. Полученные сведения переводил Иван Васильевич Ардабьев, с января 1722 года обучавший Санти русскому языку. Далее, Санти выбирал наиболее значимую, по его мнению, информацию, и воплотил её в геральдическом символе. Например, из города Белёво пришла весть о большом пожаре, который случился незадолго до запроса из столицы. Белёвские канцеляристы сочли нужным упомянуть об огненном бедствии в сведениях о городе. В результате получилась эмблема: в голубом поле стоит ячменный сноп, из которого выходит пламя. Правда, на первый взгляд, не ясно, отчего Санти изобразил горящий ячменный стог - сгорел-то город. С герботворчеством Санти много чего не понятно. Надежда Александровна Соболева пишет: «В какой мере использовал Санти присылаемые сведения для составления городских гербов? Какие городские гербы и областные гербы нарисованы под его руководством и что лежит в основе того или иного изображения, символа? На эти вопросы мы не найдём ответа в литературе, так как не сохранились или до сих пор не обнаружены рисунки гербов, сочинённых Санти». Добавим. Что имел в виду, на каком языке думал Александр Чирков, рисуя впервые самарский герб - белую козу? С какого языка переводил анкеты скрывшийся после ареста Франциска Санти его верный помощник Ардабьев? Кажется, ответ очевиден - основным языком общения в 18 веке служил русский язык. Однако не всё так просто как кажется на первый взгляд. В 1912 году В. Валишевский " писал: "Съ этнографической точки зрънiя девять десятыхъ страны имъли только то русское населенiе, которое оставила здъсь прокатившаяся волна недавняго колонизацiоннаго движенiя. Не было необходимости въ то время "скресь" русскаго, чтобы найти татарина и особенно финна. Основой населенія вездъ являлось финское племя". Столпы российской истории единодушны - Великороссы, это коренное население России "заговорившее" по-русски. " Так может быть Александр Чирков и Иван Ардабьев носители чистейших мордовских фамилий думали и разговаривали на другом языке? Или, воспользовавшись своим служебным положением, Ардабьев подсказал Санти дельную задумку – использовать мордовский зык, в качестве шифра для городских гербов. Проверим, используя в качестве «дешифратора» эрзянский язык, который, по мнению профессора Д.В. Бубриха, считается «финно-угорским санскритом» - прародителем. Самарский герб «На мысль дать Самаре в герб названное животное, навели существовавшие в крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших, – предполагал, знаменитый самарский губернатор Петр Алабин. Следовательно, по мнению специалистов из геральдической конторы вокруг Сергиевска водилось множество лис, Ковров славился изобилием зайцев, а поголовье Самарских коз значительно превышало все среднестатистические нормы. Но не случайно министр Внутренних дел Российской империи Перовский предлагал герб с рогом изобилия, изливающим золотые монеты. Лев Алексеевич был уверен, Самарская земля – БОГАТАЯ ЗЕМЛЯ. Что по-эрзянски означает – КОЗЯ МАСТОР. Русское ухо воспримет данное словосочетание как «Козье место». А Казань это не «Закипевший котёл», и, даже не «Золотой котёл», как гласит «древняя татарская» легенда. Разумеется, нет. Казань это та же «Самарская Коза» - «Козя», то есть «Богатство». Где коза ходит, там жито родит. Где коза рогом, там жито стогом. Где коза хвостом, там жито кустом. Или «Казанань» - «государственный». Согласитесь, естественные названия для крупного торгового города. Не стоит удивляться тому, с каким упорством штурмовали Козельск «татаро-монголы» - ибо захватчиками руководствовалась банальное желание пограбить богатый торговый город. Конечно, жители Козя-Козельска своё добро отдавать просто так не собирались. «Что делать»? - Вздыхал Бату-хан, - «Злой город». И, не случайно на гербе Козельска изображены щиты. «Щит», по-эрзянски «покарилас» - да, Козельск, покорённый город. Герб Сергиевска Утвержден 6 июля 1782 года. «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - золотая лисица в зеленом поле, в знак изобилия этими зверями окрестностей города». Вероятно, ранее считалось, что лисы водятся исключительно в районе Сергиевска. Мне думается иное: «лисьма» по-эрзянски означает «колодец, источник». Энциклопедия услужливо подсказывает – город знаменит серными источниками. Не всякий самарец знает, что в качестве официального символа Самары первоначально планировали следующий герб: «Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы». Согласно присланной в СПб анкете, город Самара славился не хлебной торговлей, как наивно думал в последствие министр внутренних дел. И, даже, не огромными стадами пасущихся сайгаков-коз славилась в то время Самарская земля. Могилы. Огромные территории вдоль Волги занимали могильные холмы, поражая путешественников. Стоп. По-эрзянски «могила» - «калмо». То есть, почти созвучно с русским словом «холмы». А чем знаменита Самара? Правильно Девьими горами. Правда, горы Девьи не от того, что там обитало много девушек, нет. Просто «Девьи», это эрзянское слово «Диво» - «удивляться». Действительно, Жигулёвские горы – дивные по своей красоте «горо-могилы», то есть холмо-горы. И знак серы над «могилой» не просто так изображается – добыча серы на потребу петровской оборонной промышленности совершалась в Удивительных – Девьих горах. И так, что мы имеем? Значение изображённых на гербах русских городов символов, вполне осмысленно переводятся, через эрзянский. Можно обвинить Ардабьева Ивана Васильевича, в превышении должностных полномочий. Сроки поджимают, анкеты поступают не регулярно, информация практически отсутствует - крутись! Однако многие городские гербы были созданы в конце 18 века при при Екатерине II. И, главное, Ардабьев и Санти не окончательная инстанция. Гербы утверждались Высочайшим указом. А сие означает, что решения принимались осмысленно, с полным пониманием положения вещей на местах. Приведённые ниже примеры однозначно указывают на не случайный характер отображённых объектов. В целом, изложенная информация открывает большой простор для изысканий как профессиональных геральдистов, так и местных краеведов. Фото вставить не получилось, по этому даю ссылку на дополнительную информацию http://realhistory.forum24.ru/?1-2-0-00000012-000-0-0-1264879531 О себе. Будучи эрзей, эрзянского языка не знаю - работаю со словарём. Буду благодарен за подсказки. А в статье выложена только малая часть информации. С уважением, Ракшин Олег

Ответов - 37

admin: Спасибо, Олег за статью. Обращайся поможем чем сможем.

Танюш: Олег, статья мне тоже очень понравилась, я зачиталась ею! Сюкпря тонеть! (спасибо тебе!)

Ракшин Олег: Требуется экспертное мнение. Насколько приведённые в таблице примеры приемлемы? Нужна независимая оценка. Вопрос не праздный: в Самаре нашёл профессионального историка, который поддержал мои изыскания и работа по геральдике и топонимике будут напечатаны. Местные коллеги-культурологи отмахнулись - тема "щекотливая" ))) и входит вполное противоречие с официальной историей. Могу сказать, что практически вся топонимика Самарской области не тюрская, а мордовская. Да и древние "русские" сёла имеют в основе мордовские названия. Например Винновка, к вину никакого отношения не имеет ( путеводитель утверждает именно это), просто переиначенное слово Ве Ян Кува - "Там где одна тропа". Действительно, через Винновку в ближайшее село Осиновку ведёт только одна дорога. А сама Осиновка это Ошинкува, "там где городок"...в Осиновке на горе Белая Коза ( возможно переделанное Ош Козя ) обнаруженны остатки крупного мордовского города. Даже любимое место отдыха тольяттинцев Васильевка окажется Васька кува - там где отдыхают. В конце 19 века авторы сборника статистических исследований исключили мордву из перечня групп Самарского уезда, по их мнению «она почти совершенно утратила свои племенные отличия и вполне ассимилировалась в великорусским элементом». 1886 год М. Гребнев – «Дело обрусения мордвы подходит к концу. Ещё какая-нибудь сотня лет, и от мордовского имени в Самарском крае останется одно воспоминание» В одном из районов Самары обнаружен огромный мордовский могильник - 5000 захоронений. В центре захоронена мордва-эрзя, по краям могильника мордва-мокша. Датируется 13-14 вв. Это только часть захоронений, разрушать могильник начали в 19 веке. Все могилы не бедные: многие захоронения содержали по 2 кг серебра. Не слабо жили наши предки во время "монгольского" нашествия?)))


Танюш: Ракшин Олег пишет: не тюрская, а мордовская. Да и древние "русские" сёла имеют в основе мордовские названия. Олег, большая просьба к Вам - не употребляйте, пожалуйста, это слово в отношении эрзян. Для большинства из нас оно звучит как чуждое обидное прозвище. Кроме того, мордва, судя по всему, это мокша, - у них оно не вызывает отторжения, а мокша - это тюрки, поэтому утверждение о том, что Ракшин Олег пишет: топонимика Самарской области не тюрская, а мордовская получается очень спорным, так как Вам на это мордовские специалисты (типа профессора Николая Мокшина) ответят: мордовская и тюркская - это одно и тоже. Постарайтесь осмыслить эту тему. Я лично ничего не имею против мокшан, но считаю, что это совершенно иной народ, отличный от эрзян, и в этом совершенно согласна с выводами статей Терюшань Сергу: СКАЗКИ - ПОДЛИННАЯ ЛЕТОПИСЬ НАРОДА О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ

Ракшин Олег: Танюш пишет: Олег, большая просьба к Вам - не употребляйте, пожалуйста, это слово в отношении эрз Принято... Танюш пишет: получается очень спорным, так как Вам на это мордовские специалисты (типа профессора Николая Мокшина) ответят: мордовская и тюркская - это одно и тоже. Поправлюсь - топонимика Самарской области, эрзянская. Собственно, именно это я имел ввиду изначально.

Танюш: Ракшин Олег пишет: Казань это та же «Самарская Коза» - «Козя», то есть «Богатство». Олег, мне попадался иной вариант объяснения названия Казани - от эрзянского " касан" =расту. Это просто Вам для информации, что существует такая версия.

Ракшин Олег: Танюш пишет: Олег, мне попадался иной вариант объяснения названия Казани - от эрзянского " касан" =расту Танюш, огромное спасибо за вашу версию! С Казанью всё не так просто. Уважаемый А.Богатов приводит факты совершенно потрясающие: он считает, что татары были в составе штурмущих войск Ивана Грозного. А Казань принадлежала эрзе. "В Казанском Кремле башня называется СЮЮМБЕКИ. Согласно легендам так звали жену последнего казанского хана Сафа-Гирея, которая после захвата города войсками Ивана Грозного бросилась вниз с этой башни. По версии авторов НХ, башня в Московском Кремле названа по имени последней жены Ивана Грозного Марфы СОБАКИНОЙ. Названия СОБАКИНА и СЮЮМБЕКИ по звучанию очень похожи, но которое первично? Этимологически оба названия никак не определены - СОБАКИНА от фамилии московской царицы (которая не стала фактической женой Ивана Грозного), СЮЮМБЕКИ – от имени царицы казанской. Нет никакой разумной мотивации наименования башен что в Москве, что в Казани – одни догадки и предположения. Если Кремль в Москве строили по подобию Казанского, то название СЮЮМБЕКИ должна быть первичной. Тогда царица СЮЮМБЕКИ и Марфа СОБАКИНА – это одно и то же лицо, библейская ЭСФИРЬ. Но нет ли более приемлемого варианта этимологии этих названий, как и в вышеприведенных случаях, просто каким-то образом характеризующих эти башни? Согласно описанию башня СЮЮМБЕКИ в Казанском Кремле – это стройное СЕМИЯРУСНОЕ сооружение из обожженного красного кирпича. Нижние три яруса башни четырехугольные, верхние восьмигранные, заканчивающиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом. Это хорошо видно и на рисунке, приведенном в книге (1) на стр. 227. Башня СЮЮМБЕКИ – СЕМИЯРУСНАЯ, самое высокое сооружение того времени, что ее ярче всего и характеризовало. Эрзянское СИСЕМЬ «семь» ВЕЙКЕть «уровень» означает «семь уровней», т.е. СЕМЬ ЯРУСОВ, соответственно название башни СИСЕМЬ ВЕЙКЕть- СЕМИЯРУСНАЯ. От эрзянского СИ(С)ЕМЬ ВЕЙКЕть и произошло татарское название башни СЮЮМБЕКИ, а от него - название башни Московского Кремля – СОБАКИНА. В случае верности этой версии этимологии названий башен (а другие убедительные объяснения отсутствуют), возникает много интересных вопросов к историкам. Например, что первично, название башни СЕМИЯРУСНАЯ или царица с таким именем? Вопрос, думается, риторический. Татарские легенды прозвавшие царицу таким именем, конечно же не ведали действительного значения этого названия. Тогда вопрос, проистекающий из этого вывода – как же это татары не понимали названия башен в своей крепости? Это может быть в одном случае – это ОНИ ЗАХВАТИЛИ ГОРОД КАЗАНЬ (тогда, может быть называвшийся совсем по другому, например, К(Х)АЗАР или БУЛГАР) ВМЕСТЕ С ИВАНОМ ГРОЗНЫМ. Кстати этот совершенно невозможный с точки зрения ОИ, да пока и НХ, вывод подтверждается только топонимикой: даже в наше время на территории современного Татарстана и Чувашии, где давно уже не живет мордва очень много географических названий, объясняемых только через мордовский язык. Предки современных татар были НЕ ВРАГАМИ, а СОЮЗНИКАМИ Ивана Грозного".

admin: Ракшин Олег пишет: Эрзянское СИСЕМЬ «семь» ВЕЙКЕть «уровень» означает «семь уровней», т.е. СЕМЬ ЯРУСОВ, соответственно название башни СИСЕМЬ ВЕЙКЕть- СЕМИЯРУСНАЯ. От эрзянского СИ(С)ЕМЬ ВЕЙКЕть. Олег проясни пожалуйста, я не уловил связь с ВЕЙКЕТЬ? Олег, Вы наверное еще не совсем в курсе, для галочки. мордовского языка нет,- это миф мордовских властей.

Ракшин Олег: admin пишет: Олег проясни пожалуйста, я не уловил связь с ВЕЙКЕТЬ? А.Богатов считает, что башня Сююмбеке, это не понятое татарами название башини "Семиярусная" admin пишет: Олег, Вы наверное еще не совсем в курсе, для галочки. мордовского языка нет,- это миф мордовских властей Это я уже понял и принял.

admin: Исторические песни о Казани

Танюш: Вейкеть - это, действительно, ярус (уровень)? В словаре я не нашла именно такого слова, но исходя из вейкетьстэ =одинаково, вейкетстямс =выровнять, вейкест-вейкест = друг друга, "вейкеть" вполне может переводиться как уровень, ярус. Тогда версия Казанской башни СЮЮМБЕКИ и кремлевской башни Марфы Собакиной мне кажется очень даже правдоподобной. Кроме того, история завоевания Иваном Грозным Казани, где в то время как раз и царствовала СЮЮМБЕКИ (жена казанского хана Сафа-Гирея по совместительству друга Ивана Грозного) у меня давно вызывала много вопросов, на которые я не получала внятных ответов.

admin: Одним из первых православных храмов, заложенных Иваном Грозным, является Благовещенский собор. Южнее Благовещенского собора располагались постройки архиерейского двора, использовавшие здания ханского времени - комплекс мечети и медресе Кул Шарифа. Эти здания продолжали использоваться до их полной разборки в 20-е годы XIX века. В раннерусское время на территории ханского двора отмечено существование пяти каменных зданий ханского времени, которые использовались в качестве складских помещений. В них хранили оружие, боеприпасы. Очень долго с некоторыми изменениями сохраняются Ханская мечеть и ханский дворец. Время окончательного их разрушения по письменным источникам и археологическим данным определяется началом XVIII века и совпадает со временем строительства Введенской церкви и башни Сююмбеки. В ходе археологических работ удалось установить, что башня Сююмбеки перекрывает более ранние ханские мавзолеи и Ханскую мечеть. источник Тут я тоже не совсем уловил смысл, выходит башня строилась позже?

Ракшин Олег: admin пишет: Тут я тоже не совсем уловил смысл, выходит башня строилась позже? Скорее всего. Есть версия - казанский кремль, впрочем как и московский - это новодел. Основа - политическая, языковая, религиозная была иной. Москва это Маза Кува, Скородом, много чего понаписано, но больше всего похоже на "кородом" и смысл тот же. Московские Кадаши это Кудо Чи и т.д. Что вы думаете по поводу приведёных примеров по городским гербам?

admin: Ракшин Олег пишет: Изучая российскую геральдику, обращаешь внимание на обилие животных - медведи, львы, козлы, лошади, олени. Встречается экзотика в виде грифонов, единорогов и птицы Гамаюн. Специалисты считают - прообразы русских гербов следует искать в боспорских царских знаках, астральных изображениях и в княжеских символах Рюриковичей. А звери на гербах русских городов - это тотемные символы того или иного Рода. Совершенно точно, что у эрзян были тотемные символы в виде животных и птиц, фольклор об этом свидетельствует. Удивительно, но и тотем ЛЕВ присутствовал в среде эрзянского народа, об этом говорит археология. Накладка с изображением ЛЬВА найдена в Сарове (Грибовым), несколько накладок и перстней с изображением льва было найдено Марьтяновым в центре Эрзянь Мастор, каменная голова льва найдена в Нижегородском кремле.

Ракшин Олег: Танюш пишет: Кроме того, история завоевания Иваном Грозным Казани, где в то время как раз и царствовала СЮЮМБЕКИ (жена казанского хана Сафа-Гирея по совместительству друга Ивана Грозного) у меня давно вызывала много вопросов, на которые я не получала внятных ответов Вся официальная история "завоевания Казани", магко говоря, странная. "Русских" пленных в Казани было 100.000. Сколько было "татар"?))) И почему артиллерия "Ивана Грозного" не могла разрушить деревянные казанские стены? Они были крепче чем стены Константинополя?))))

Ракшин Олег: admin пишет: Удивительно, но и тотем ЛЕВ присутствовал в среде эрзянского народа, об этом говорит археология. Интересно, что Владимирский Лев из Титулярника 1672 года примечателен длинным изыком высунутым из пасти. Ливт - высунуть, созвучно со словом Лев.

admin: Ракшин Олег пишет: Вся официальная история "завоевания Казани", магко говоря, странная. "Русских" пленных в Казани было 100.000. Сколько было "татар"?))) И почему артиллерия "Ивана Грозного" не могла разрушить деревянные казанские стены? Они были крепче чем стены Константинополя?)))) У меня очень смелая версия, на мой взгляд захват Казани, это замаскированная война с Эрзянь Мастор, момент вторжения со всех возможных направлений.

Ракшин Олег: admin пишет: У меня очень смелая версия, на мой взгляд захват Казани, это замаскированная война с Эрзянь Мастор, момент вторжения со всех возможных направлений Добавлю. Война с огромным государством, которое контролировали и населяли в основном эрзя. И воевали не дикие монголы, а Романовы. Цель войны, конечно, экономическая - захват Волжского торгового пути. Хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что стратегическое положение современной Казани нулевое. Реально, центр мог находиться на Самарской Луке, чьё положение таково, что тот кто контролирует Самарскую Луку, тот контролирует всю торговлю. Помните я писал о огромных эрзянских захоронениях? В них много серебра, а в России до Петра серебро только привозное и ценилось дороже золота. На вашем форуме писали о "Муромском городке" на Самарской Луке, это возможный центр.

admin: Ракшин Олег пишет: Помните я писал о огромных эрзянских захоронениях? В них много серебра, а в России до Петра серебро только привозное и ценилось дороже золота. На вашем форуме писали о "Муромском городке" на Самарской Луке, это возможный центр. Олег, если есть материалы археологии буду рад увидеть их и о городке я просмотрел, где найти?

Ракшин Олег: О Муромском городке информация в основном в местной краеведческой литературе. Копать начали в 20-х г. 20 века под руководством В.Гольстем. Название "городка" условное. Постараюсь в ближайшее время сделать выжимку из имеющейся литературы и переслать вам. В прошлом, остатки города Паласс именовал "Татарский шанец". В 19 веке, раскопки по распоряжению Орлова-Давыдова на Самарской Луке были запрещены на 100 лет. [URL=http://www.radikal.ru][/URL] [URL=http://www.radikal.ru][/URL] [URL=http://www.radikal.ru][/URL] Городок расположен в районе села Валы. На фото видны остатки укреплений. Считается, что сама крепость занимала 150 Га ( Кремль московский 27 Га) Хотя сами укрепления тянуться до Переволок (фото ниже) Это говорит о том, что Город был крупным таможенным центром (фото Самарской Луки). Знаменитый клич "разбойников" Разина "Сарынь на кичку!" это эрзян. "Сырне кочка(мс)!" - "Золото собрать!". О колличестве захоронений узнал от археологов, в литературе на сию тему молчок...

Танюш: Ракшин Олег пишет: Знаменитый клич "разбойников" Разина "Сарынь на кичку!" это эрзян. "Сырне кочка(мс)!" - "Золото собрать!". Скорее тогда "сырне кочкак!" - собирай золото! - так и по звучанию ближе. Интересно, а какая версия у русских была на предмет значения этого клича? Я помню, что в детстве у Осеевой читала повесть про Динку, там впервые и столкнулась с этим кличем. Вот, что наскребла в инете: Кича – тюрьма. Кичман – тюрьма. Кичка – женский головной убор. Кичку носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.) России. Собственно кичка («волосник») закрывала волосы и имела впереди твёрдую часть (вставлялись береста, дощечка, иногда простегивалась) в форме рогов, лопатки, копытца и т. п. Кичку надевали на голову, волосы тщательно закрывали холстом, затем шнуром фиксировали ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки. Сзади кички надевался «позатыльник» из бисера — прямоугольная полоса бархата, закрепленная для жёсткости на картоне. Сверху кички располагалась нарядная «сорока» из вышитой ткани. Кичка – возвышенное место на носу судна. Сарынь – сволочь. Обращение в данном случае. В собирательном значении примерный синоним слова «чернь». Сволочь, как известно, это бурлак – тот, кто волок судно на верёвке, а также всякий бедный корабельный люд. Т. е. выражение в целом означает «толпа, ложись на палубу!» и должно писаться «сарынь, на кичку!» Это из воровского языка волжских разбойников В Вики зачем-то приводятся две версии: первая: это приказ бурлакам убираться в сторону и выдать хозяина, вторая: это приказ всем находящимся на судне лечь на кичку ничком и лежать, пока будет происходить грабёж. В других источниках уточняется, что это клич, адресованный разбойниками именно к гребцам. (Тогда можно фантазировать дальше: что «сарынь» - это весло, а вообще «сарынь на кичку» - это типа «сушите вёсла», т. е. кладите их на палубу, и ша!) «Кичка»: - головной убор, - баранка из косы, - мачта на речном (!) корабле, - тюрьма - что-то морское «Сарынь: » - украшение головного убора «кичка», - сор, - головной убор или платок, - хищная степная птица типа сокола, - пиратский вымпел типа черепа с костями, - название реки. Но гораздо интереснее вольные переводы всего выражения: - посыпание головы пеплом; - клич «на абордаж» или «ура!» - надевание на девичью причёску женского головного убора в связи с замужеством, т. е. клич означает «пора тебе, баба, угомониться да замуж выйти»; - приказ «встань на шухер»; - приказ морякам оказаться на определённом месте корабля; - просто залихватский клич для приведения врага в состояние шока; - что-то весёло-портовое типа «всем бояться»; - приказ накинуть что-то на верх чего-то, причём морское; - непонятно что, но неприличное; - «Деньги на бочку!»; - приказ поднять на кичку (мачту речного судна) пиратский вымпел; - девиз волжских и камских гопников при грабеже. Получается, наша эрзянская версия самая правдоподобная и смысл становится понятен.

Ракшин Олег: Танюш пишет: Скорее тогда "сырне кочкак!" - собирай золото! - так и по звучанию ближе. Класс! Спасибо! Танюш пишет: девиз волжских и камских гопников при грабеже. Среди краеведов эта версия осовная )))) Могу назвать пару "гопников": 1. Разин - Эрзин 2. Ермак - Оленин (Оля) - Свободные деньги! Варяг - торговец ))) Ярмарка произошла от Ярмяк

Танюш: Ракшин Олег пишет: Ярмарка произошла от Ярмяк Поправочка маленькая - ярмак Олег, мне Ваши версии нравятся, они правдоподобны, мы часто не задумываемся над тем, что является очевидным)))

Ракшин Олег: Танюш пишет: мне Ваши версии нравятся Спасибо! Танюш пишет: мы часто не задумываемся над тем, что является очевидным)) Согласен. Надеюсь с вашей помощью доказать, что Империя была создана не мифическми славянами, коренными народами России, а в первую очередь нашими предками. Моя верся: славяне это "салавине" - тайные, то есть церковно-славянсий язык, церковный, тайный язык. А миряне ( раське- русские), это " исчезнувшие" меря Насколько переводы самарских томонимов и гидронимов логичны? 1. Курумочь ( Куро моца) - центр силы 2. Самара ( Само Рав) - впадать в Волгу 3. Кинель ( Ки мель) - дорога желаний ( из станции Кинель можно попасть в любую точку России) 4. Жигули ( Чи гуля) - солнечный голубь

Танюш: Ракшин Олег пишет: славяне это "салавине" - тайные, то есть церковно-славянсий язык, церковный, тайный язык. Но ведь славяне - это и поляки, и чехи, что у них с церковно-славянским языком?

Ракшин Олег: Танюш пишет: поляки, и чехи А не назначили ли чехов, болгар, поляков "славянами" в конце 19 века, когда начались игры с национальностями?

Танюш: Ракшин Олег пишет: Насколько переводы самарских томонимов и гидронимов логичны? Это лучше с админом обсудить, моё знание эрзянского языка, к сожалению, оставляет желать лучшего, боюсь ввести Вас в заблуждение.

Танюш: Ракшин Олег пишет: А не назначили ли чехов, болгар, поляков "славянами" в конце 19 века, когда начались игры с национальностями? Как эрзян финно-уграми? Вы это хотите сказать?

Ракшин Олег: Танюш пишет: Как эрзян финно-уграми? Вы это хотите сказать? Совершенно верно. К концу 19 века в целом была написана мировая история, в т.ч. истори России. В 1874 году случилась милютинская военная реформа. По замыслу военного руководства в новой российской армии было место только для русских. Вспомните, именно в это время появляется архитектура а-ля русс, император произносит : "россия для русских" и проч. а в Самаре, в 1873 году писарь рекрутского присутвия пишет в рекрутском формулярном списке загадочную фразу "Мещанин такой-то, православный из русских"))))

Ракшин Олег: admin пишет: Олег, если есть материалы археологии буду рад увидеть их и о городке я просмотрел, где найти? Оказывается, население "Муромского городка" составляло 80.000 человек! Это по подсчётам местных археологов

admin: Ракшин Олег пишет: Оказывается, население "Муромского городка" составляло 80.000 человек! Это по подсчётам местных археологов Давайте материалы))) Все что есть

admin:

Олег Ракшин: Изображён герб Нижнего Новгорода? Олень - Оля Ёнкс - Свободная сторона?

admin: Олег Ракшин пишет: Изображён герб Нижнего Новгорода? Олень - Оля Ёнкс - Свободная сторона? Олег, ты спрашивал значение фразы "Сосновый солонец" , я показал что Сосновский район есть в Нижегородской области на Земле эрзянь Мастор

Танюш: "Сосновый солонец" Соло - солярный культ, золото. Олег, может, надо от этого отталкиваться? Кстати, откуда у скифов так много золота? где они его добывали? или получали при помощи каких-то неведомых технологий?

Олег Ракшин: Танюш пишет: "Сосновый солонец" Соло - солярный культ, золото. Олег, может, надо от этого отталкиваться? Кстати, откуда у скифов так много золота? где они его добывали? или получали при помощи каких-то неведомых технологий Чувашское население села не знает, мочему село так называется. Основа языковая, вероятно была другая. И, главное, название села должно быть мотивированно. Сосен нет, и не было. Почвы не солончаковые. В чём причина? Если название несколько изменено? Например, Сосновый (нава - погружаться или ава - мать), солонец (соло - утешение , согласно словарю чи - солнце). Я уже писал, что в селе есть молельная поляна с древним дубом. Возможно солнечная поляна женского утешения? На Самарской Луке практически нет ни одного топонима, который бы адекватно, то есть мотивированно переводился с чувашского или мокшанского языка. Например, гора Манчиха. Целую легенду придумили про атамашу Манчиху. А то что гора это Маней Чи, то есть гора "ясная солнечная" это даже не обсуждается. Моя задача перевести подавляющее большинство топонимов и гидронимов Самарской Луки, дабы доказать - Самара, Самарская Лука суть исконные эрзянские земли. С уважением, Олег

admin: Олег Ракшин пишет: Самара, Самарская Лука суть исконные эрзянские земли. Это совершенно точно!



полная версия страницы