Форум » ЭРЗЯ - РАСЬКЕНЬ КЕЛЬ » Эрзянская топонимика » Ответить

Эрзянская топонимика

Танюш: Открыла данную тему с тем, чтобы собрать все географические названия эрзянского происхождения и доказать, что истоком для географии, истории и лингвистики Земли Русской явилась Эрзянь Мастор. Заодно, кстати, определимся с древними границами нашей эрзяно-русской земли. Топони́мика (от греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (ōnoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Ответов - 202, стр: 1 2 3 4 5 6 All

AvarS: Еще интересная информация к размышлению. Тверских карел всего 15 тысяч, носителей языка - хорошо если несколько сотен. И у них есть национально-культурная автономия, даже говорят об отдельном тверско-карельском языке и графика у него на кириллице. При этом эрзян "тверские карелы", судя по их сайту, не признают -http://tverinkarielat.ru/sorodichi !

Танюш: AvarS сёрмады: При этом эрзян "тверские карелы", судя по их сайту, не признают - http://tverinkarielat.ru/sorodichi Это от их незнания, хотя незнание не оправдывает их. Кстати, фамилия у Председателя Тверской региональной национально-культурной Автономии Тверских карел чисто эрзянская - Николай Туричев - ТУРИЦЯ - БОЕЦ

AvarS: Интересно бы вообще проанализировать фамилии тверских карел. Анализ фамилий - вообще отдельная интересная тема.


Танюш: Тамбов - томбавомс (ушибиться), томавозь, томбазь- ушибленный, толченный (Возможно, битва на этом месте была) темс суро (попросить истолочь просо) с.Мезинец – мезень (какой?) с.Суздалька – сузов (сучковатый) с.р. Шушпан – шушмо (сугроб), шушпан (верхняя женская одежда) р.с. Верда – верде (сверху) р.Вишневка – вешнемка (поиск), викшнемс (вышивать) с.р. Иловай – илев (прут) с.Ларгино – ларь (ларь) с.Ситовка – ситав (лук для стрельбы) с.Елань – ёланя (гибкий) с.Каньшино – канжамо (голень) с.Сурчино – суро (просо) с.Мосоловка – мотолока (большой кусок) с.Казансоке – каземс (подарить) с.р. Ломович – ламо (много) с.Питим – пидемс (варить) р.Шача - шечей (селезенка), шачомс (родиться) с.Тюнино – тюниха (небылица) р.Разазовка – раздезь (рваный) с.Алкужы – ал (яйцо) кужо (поляна), может от алкине (нижняя) р.Цна – цицина (жердь по которой вьётся хмель) р.Парля – паролдо (с лицевой стороны) р.с. Пичаевка - пиче (сосна) с.Карели – карёлго (папоротник), карь (лапоть) с.Базево – баснемс – басямс (беседовать) с.р. Кашма – каштом (печь),кашт (тишина) р.Моршевка – морсемс (петь) г.Моршанск – морамс (петь) с.Вяжли – вежляв (бойкий), веженсь (младший) с.Таракса – таркасо (вместо), тарад (ветвь) оз.Инява – старшая женщина с.Ростоши – рашты чи (зарождающийся день) с.Отяссы – отяндемс (молиться, умываться) р.Керша – кершамс (связать),керш (вправо) р.Нигляй – неке (эта же), лей (река) с.Пичиинка – пиче (сосна) с.Байловка – бай дюжо (благополучно) ? р.Турусовка – тусто (густой) ? турушка (носик чайника) с.Коршуновка – коршамс (есть), корш(сова) оз.Мазирка – мазя (мелкий, неглубокий) с.Бадин угол – бадия (бадья) с.Гурово – гурсо (хорошо гореть), гурять (прятаться) с.Кутли – кутёлка (березовая серёжка), кутялки (вскачь) с.Мошкова Поляна – мошавкс (места покрытые мхом) ур.Зуевка – зуйнема (гул, дрож) с.Ранино – рангиця (плачущий, кричащий) р.Чернава – черне (волосок) с.Кувязево – куваз (квас), куво (корка) с.Ярок – яр (крутой берег) с.Стар.Казинка – казема (одаривание) с.Турмасово – турмоскадомс (набухнуть) с.Харино – гарец (подать за помол зерна) р.Изовка – изамс (бороновать) с.Перкино – перька (около) с.Карница – карне (лапоток) с.Тулиновка – тулыне (колышек) с.р.Ляда – ледевкс (покос) с.Перикса –перякшномс – перямс (ворожить) с.Тригулей – триця (кормилец), лей (река) с.Епанчино – ? с.Мановищи – манявозь (ошибочно) с.Машково – маштовомс (уменьшаться) р.Сурена – суре (нить) с.Терское – терть (путы) с.Юрловка – юр (корень) с.Чибизовка – чи (день), бизнемс (жужжать)? с.Чегловка – чевге (калина) с.Самовец – само (приезд) с.Стеньшино – стявомс (поставить) с.Майнево – майсевемс (мучиться) р.Мазовка – мазы (красота) с.р. Сурава – суро (просо), сур (палец) с.Куксово – кукся (вздох) р.Талинка - талика (часть) р.с.Криуша – кривушка (треугольные пирожки) с.Голдымское – голдоромс (болтать) р.Пишляйка – пиштевтемс (нуждаться), лей (река) г.Мичуринск – мичкерь (косо) с.Тынково – тенькаемс (стучать) с. Шкарино – шкамс – трямс (воспитывать) с.Тафино – тавода (половодье) с.р.Избердей – изамо (борона) с.Шехмань – шешкемс (вытоптать) с.Вельямитовка – велямс (повернуться, вернуться назад) р.Матыра – матямс (торопливо), с.Мещеряки – масторонь (земляки) с.Рязанки – эрзянь с.Карякино – карямо (обувание) с.Тулиновка – туляка (поросёнок) р.с. Чамлык – чамомс (опустеть), чама (лицо) с.Шульгино – шульга (левша) с.Майнево – майсема (мучение) ур.Булынка – буль (бурьян) р.с. Эксталь – экшелгадома (проветривание) с.Бокино – бокасо (в стороне) урочище урюпино – урямо (кустарниковая ива) с.Елагино – ёлганя (гибкий) с.Кондауровка – кондямо(подобно),ур(белка) с.Ахтырка – аштемс (гостить) с.Корцево – корька (деревянный ковш) с.Пады – пандо (холм). с.Юматово – юмо? ёматомс (скрыться) р.Нару Тамбов – нар (трава, дернина) с.Чичерино – чи (светлый), черь (волос) с.Аносово – анокставкс (заготовка) с.Усть-Кензарь – кенерезь (спелый) Пегарень Дёко, Воронеж ёнкс

AvarS: Рек с названием Шача немало. Возможно, от "чачи" - родной. Очень ценная информация, показывающая также и происхождение фамилий Аносов, Мичурин, Шульгин, Чичерин и др.

Танюш: AvarS сёрмады: Рек с названием Шача немало. Возможно, от "чачи" - родной. ЧАЧИ - РОДИТ, думаю, что ближе по значению - РОДИМЫЙ РОДНОЙ - ТИРИНЬ

elena_b: Добрый день! Случайно заглянула на ваш сайт и зачиталась...Очень интересно! У меня есть один вопрос... может быть слегка надуманный...., а спросить некого. Надеюсь ,что вы мне сможете помочь.На территории Ярославской обл. протекает р. Соть ( когда-то приток р.Костромы). А Вы случайно не знаете, что может означать это название? Я уже несколько лет занимаюсь исследованием своей родословной и по одной из линий ( фамилия "Затеев") зашла в тупик. У меня есть предположение, что "Затеевы/Зотеевы/Сотеевы" это первоночально жители, проживающие по реке Соть. По принцепу: " Вы чьи будете?"-" Да, Сотеевы мы..." Ну а там, диалект к диалекту -получились "Затеевы" ...Или эти слишком надуманная теория? Заранее благодарна, Елена

Коля: Река Соть Начинается у села Красного в северо-западной части современного Пречистенского района Ярославской области. Верхний участок ее течения лежит в Пречистенском районе, средний и нижний – на границе Даниловского и Любимского. Раньше Соть впадала в реку Кострому. Ныне она изливает свои воды в искусственный озерный водоем, образовавшийся после наполнения верхнего бьефа Горьковской ГЭС в северо-восточном углу Ярославско-Костромской низины. Длина реки 170 км, площадь водосбора 2630 кв. км, ширина русла 8–15 м в верхнем течении, до 20–25 м. в нижнем, глубина соответственно от 0,2–1,5 до 2,0–4,0 м. Река долгое время использовалась для сплава леса. Соть интересна быстрым течением и хорошо выраженными русловыми формами – плесами и перекатам. В XIX веке на реке работало 11 мельниц. В верхнем течении Соть течет среди высоких крутых залесенных берегов, в среднем – образует глубокую долину с высокими террасами, местами – с сохранившимися остатками лесов; в нижнем выходит на низменную равнину, где делает большие излучины. Здесь традиционно располагаются обширные глухую протоку («полой»). Подпор распространяется вверх по реке до автомобильного моста шоссе Ярославль – Любим. Притоками реки Соти являются Лунка (47 км) и Конша (45 км); до создания водохранилища в Соть впадала также река Касть (длина 90 км с водосборной площадью 888 кв. км). Ниже слияния с Лункой река пригодна для туристского сплава в летнюю межень. В половодье представляется прекрасная возможность пройти на лодке или байдарке по реке с живописными берегами почти до самых верховьев. Колбовский Е.Ю. Надо искать и очень серьезно!

Танюш: elena_b сёрмады: Я уже несколько лет занимаюсь исследованием своей родословной и по одной из линий ( фамилия "Затеев") зашла в тупик. Елена, мне кажется, что с Сотью Вы поторопились)) Фамилия Затеев, на мой взгляд, имеет эрзянскиий корень, точно так же, как и слово ЗАТЕЯ. ЗАТЕЯ =ЗА+ТЕЯ = ЗА + ТЕЯН (эрзянский язык:ТЕЯН =ДЕЛАЮ) ТЕВ =ДЕЛО ТЕВТЬ=ДЕЛА ТЕЙ=ДЕЛАЙ Ваш предок был ЗАТЕЙНИКОМ - то есть тем, кто затевал - зачинал дела.

Танюш: Коля сёрмады: ...реки Соти являются Лунка (47 км) и Конша (45 км); до создания водохранилища в Соть впадала также река Касть (длина 90 км с водосборной площадью 888 кв. км). Эти названия, для меня несомненно, эрзянские. Надо подумать об их значении серьезно, пока я не готова дать ответ. Кроме того, хочу заметить, что объяснять географические названия следует, зная особенности той или иной местности - именно на месте становится понятно, почему именно так, а не иначе назван географический объект.

КВЕДОР: Коля сёрмады: где делает большие излучины Этот признак является характерным. В связи с этим появляется ассоциация с эрзянским СОТ(Ь)КС - узел. Река СОТЬ - извилистая. Как правило, при восприятии на "слух" звук "КС" выпадает и не запоминается. Кстати, новая "находка": эрзянское СОТКС - узел = соткать, ткать, сетка. Над другими названиями рек надо подумать.

Танюш: КАСТОМА = ВЗРАЩИВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ КАСТОМС = ВЗРАСТИТЬ, ВЫРАСТИТЬ, ВОСПИТАТЬ, ПОДНЯТЬ КАСЫ=РАСТЕТ Следовательно, река КАСТЬ - взращивающая, наполняющая, так как она впадала в СОТЬ, то становится понятна причина, почему эта река так названа. По свежим следам: КОСТРОМА = КАСТ+ РА + МА В статье "Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли" мы уже давали пояснения древнейшему значению слов: РА и МА, я просто напоминаю: Если обратится к этимологии слова РАМА, то мы в первую очередь обнаружим, что главное значение этого слова – ОСНОВА, ОПОРА. Кстати, в Библейской энциклопедии этому слову дано следующее объяснение: «Рама (высота) — название мест и городов». Однако наиболее точное значение слова, на наш взгляд, все-таки дает именно эрзянский язык: РА-МА – основа, базис, фундамент. РА - одно из основополагающих сакральных слов в эрзянском праязыке, означает высшую точку, зенит, момент роста, высшего развития, легло в основу целого ряда фундаментальных слов современных эрзянского и русского языков, таких как РОД = РОД, РОСТИ = РАСТИ, РАСЬКЕ = НАРОД. Главная водная артерия Руси в эрзянском языке носила имя Рав. РА - корень имени Русь. МА – из этого же основополагающего ряда эрзянского праязыка, означает исходную точку, Землю. Мода = земля, мастор = место. Исходя из вышеизложенного, приходим к следующему объяснению этимологии слова РАМА: ОСНОВА – ОПОРА – ГОРОД Тогда: КОСТРОМА = КАСТ+ РА + МА = растущий (поднимающийся) город

Танюш: Рассмотрим название реки ЛУНКА. В эрзянском языке: 1) ЛУНЬКА = ЖЁЛОБ 2) ЛУНЬКАЕМС, ЛУНЬК-ЛУНЬК - ходить тяжелой походкой Есть понятие тяжелой воды: Тяжёлая вода́ (также оксид дейтерия) — обычно этот термин применяется для обозначения тяжёловодородной воды. Тяжёловодородная вода имеет ту же химическую формулу, что и обычная вода, но вместо атомов обычного лёгкого изотопа водорода (протия) содержит два атома тяжёлого изотопа водорода — дейтерия. Формула тяжёловодородной воды обычно записывается как D2O или 2H2O. Внешне тяжёлая вода выглядит как обычная — бесцветная жидкость без вкуса и запаха. Вполне возможно, что в ЛУНКЕ тяжелая вода или когда-то в древние времена таковой была. Но и значение "жёлоб" вполне приемлемо для названия реки, особенно если учесть, что в древние времена наши предки не сидели сложа руки и русла некоторых рек-каналов несут в себе отпечаток человеческих рук.

elena_b: Огромное спасибо!!! Танюш сёрмады: Елена, мне кажется, что с Сотью Вы поторопились)) Жалко, а я то думала, что нашла первоначальное место образования фамилии.... Что-то подсказывает мне, что мои "Затеевы" с Костромы...но может быть я и ошибаюсь...) Танюш, бы говорите, что корень фамилии явно эрзянский ( и с вашими обьяснениями я полностью согласно)...Можно ли в этом случае утверждать, что мой предок был по проишождению эрзя? Или это только само слово, давшее основу фамилии, носит эрзянский оттенок?

Танюш: elena_b сёрмады: Можно ли в этом случае утверждать, что мой предок был по проишождению эрзя? Елена, для меня несомненно, что в Вашей родословной были эрзяне. Об этом говорит не только фамилия ЗАТЕЕВ, но и Ваш облик.

elena_b: Надеюсь, я вам ещё не надоела?!....Просто очень интересно! Я тут подумала... А название реки Керженец (левый приток Волги) в Нижегородской области ( ну и кержаки (= староверы) заодно) тоже уходит корнями в эрзянский язык?

Танюш: Среди малых рек немного найдется столь известных, как Керженец. Он течет извилистой змейкой в заволжских лесах и впадает в Волгу в 100 километрах ниже Нижнего Новгорода, у знаменитого некогда своей ярмаркой Макарьева. Глухие керженские леса служили приютом раскольников, укрывавшихся от преследований. Здесь были их скиты (небольшие монастырского типа поселения). Поэтому старообрядцев стали называть кержаками, и небольшой Керженец (длина около 300 км) прославился на всю Россию, чему немало способствовал роман П. И. Мельникова-Печерского "В лесах". (География Горьковской Области. Трубе Л.Л.) На эрзянском языке: КЕРШ = ЛЕВЫЙ КЕРШ ЁНКС - ЛЕВАЯ СТОРОНА КЕРШ КЕДЬ - ПО ЛЕВУЮ РУКУ КЕРШЕВ - ВЛЕВО, НАЛЕВО Вот и пояснение названия))

elena_b: Ну, всё теперь точно придётся учить эрзянский язык!!! :-)))))))))))))))) Большое спасибо за помощь! ( наверно, опять целую ночь спать не буду... столько мыслей в голове...:-) )

Танюш: elena_b сёрмады: Ну, всё теперь точно придётся учить эрзянский язык!!! :-))))))))))))))))

Танюш: КИЕВ Моё внимание привлекла статья, которую я решила целиком здесь разместить по причине, которая станет понятной по её прочтению знатокам эрзянского языка: В истории Киева каких только легендарных персонажей не было! Богатыри и разбойники, ведьмы и русалки, колдуны и святые схимники, разбойники с собачьими головами и лев, охраняющий городские стены. По улицам ездила на извозчике чума в виде женщины и звероподобная "дама со свиной мордой", очаровывавшая женихов своими миллионами... Когда-то меня заинтересовал вопрос: не было ли у нас чего-либо, подобного лох-несскому чудовищу? Оказалось, было. Более того, фантастическая тень монстра сопровождала всю историю Киева вплоть до наших дней, выступая то в обличье жуткого змея-удава, подстерегавшего путников в древних борах Левобережья, то в виде дракона-людоеда, жившего за теперешней Куреневкой, то в роли двойника знаменитой Несси, обитавшего чуть ли не в самом центре города, напротив теперешней станции метро "Лукьяновская". "Конечно, драконы существуют. У них орлиные когти и длинные хвосты" Чудовище, наводившее ужас на южные предместья Киева, по преданию, одолел богатырь Никула Селянинович. Он впряг гигантского змея в плуг и насыпал вдоль всей границы Руси с Диким полем огромные валы. Часть этой колоссальной борозды сохранилась в Киеве до сих пор, она так и называется - Змиевы валы. Еще один дракон-людоед обитал в пещере на западной окраине города - Дорогожичах (неподалеку от теперешнего Кирилловского монастыря). Пещеру назвали Кирилловской в честь храброго ремесленника Кирилла Кожемяки, избавившего город от лютого хищника. Профессор Киевского университета историк Михаил Максимович, собиравший старинные городские сказания, упоминает об этой пещере в своем "Обозрении Киева", изданном в 1847 году губернатором Иваном Фундуклеем. Правда, при этом киевский ученый Дмитрий Журавский утверждал, что никакого змея-людоеда не было, изначально речь шла о шайке разбойников, занимавшихся грабежами на Дорогожичах, которую Кирилл Кожемяка истребил. В какой-то мере историк прав. Древнее мифологическое мышление воспроизводит реальность в фантастических формах, и разбойник с большой дороги действительно может обернуться лютым змеем. Но сегодня, после многих сообщений в прессе об обнаружении следов допотопных существ, почему бы не предположить, что в окрестностях Киева некогда водились древние рептилии, и в наших древних сказаниях сохраняется малая частица памяти об их жутком нраве? Еще совсем недавно многие киевляне верили в змеев-драконов. У нас подобное сообщение может вызвать лишь улыбку. Просто мы никогда не задумывались над этим вопросом. А если бы занялись им всерьез, наше мнение, возможно, изменилось бы. Немецкий писатель-натуралист Вильгельм Бельше в детстве тоже слышал рассказы о фантастических драконах и долгое время относился к ним с недоверием. "Мне вспоминается старая няня в доме моих родителей в Кельне, в городе, где воздух дрожит от благовеста сотни колоколов, - писал он. - Окруженная внимательно слушающими ее ребятишками, няня рассказывает нам сказку о Зигфриде, убившем дракона. Маленький рационалист из кучи детей замечает, что в действительности драконы не существуют. Но ему за это здорово достается от старухи. "Конечно, - говорит она, - драконы существуют. У них орлиные когти и длинные хвосты, они летают на своих колючих крыльях по воздуху, и из ужасных ноздрей у них вырывается пламя". Когда маленький скептик подрос и занялся изучением прошлой жизни на Земле, он обнаружил, что описанный его няней дракон удивительнейшим образом напоминает реконструированного палеонтологами птеродактиля - летающую рептилию юрского периода, жившую на земле до появления человека. Особенно поразила его сенсационная находка сразу нескольких сотен скелетов летающих рептилий в Канзасе (США). Среди них оказались настоящие колоссы с шестиметровым размахом крыльев. "Легко и грациозно, несмотря на свою величину, - пишет ученый, - носилось в воздухе тело такого животного на великолепных летающих перепонках шириною с дом; хотя голова у самого крупного экземпляра достигала в длину целого метра, все животное весило только около 11 килограммов вследствие пустоты в костях, наполненных внутри одним воздухом. А как силен был шум при этих полетах! Казалось, летит целая крыша большого дома... Перед нами настоящий дракон..." Скорее всего, первобытные чудовища вымерли не все и не сразу Но как память об этих удивительных рептилиях дошла до наших дней? Человек появился на земле через три миллиона лет после них. Откуда же тогда получила свои поразительно точные сведения няня писателя-натуралиста? Почему так сильно волновала память о допотопных рептилиях наших предков? Ученый полагал, что никакого чуда здесь нет. Скорее всего, первобытные чудовища вымерли не все и не сразу, с некоторыми из них людям действительно пришлось вести долгую и кровавую борьбу. При этом писатель-натуралист указывает на современных варанов - крупных ящериц высотой с человека и длиной от двух до десяти метров. Они появились в эпоху драконов, пережили их и на протяжении многих веков и тысячелетий поражали людей кровожадным нравом. Именно с ними, полагал Бельше, связаны первые мифы о лютых чудовищах в античном мире и странах Востока. Дракон был воплощением кровожадности, он нес смерть всему живому. "Там, где поселялось такое чудовище, - пишет Бельше, - все живущее вокруг, вероятно, разбегалось и оставляло его одного в лесу". Древние греческие и римские авторы писали о чудовищных рептилиях Эфиопии, Индии. Позже писатели сообщали о появлениях драконов в Германии. И не исключено, что еще обнаружатся следы обитания драконов в тех местах, на которые указывают киевские сказания - в борах Левобережья, в одной из пещер у Кирилловского монастыря... Помимо драконов, воображение киевлян XIX века волновали и другие допотопные рептилии. Горожане верили, что в окрестностях Киева живут звери, напоминающие гигантских морских змей. Стоило только киевским мальчишкам в ноябре 1896 года найти у полотна железной дороги близ Лыбеди нескольких дохлых удавов необыкновенной величины, как в городе поднялась паника, почти такая же, которую описывает в "Роковых яйцах" Михаил Булгаков. Появились слухи о нашествии хищных рептилий, вспоминали рассказы о древних змеях-людоедах. Успокаивая сограждан, редакция газеты "Киевлянин" предприняла небольшое журналистское расследование и выяснила, что гигантские удавы были высланы из Гамбурга содержателю музея в доме на Царской (ныне Европейская) площади. Дело было поздней осенью, внезапно ударил мороз, и змеи околели от холода на подходе поезда к Киеву. Сопровождавший живой груз служащий поленился их зарыть и выбросил у путей неподалеку от товарной станции. Там их и нашли местные мальчишки. Такое объяснение устроило не всех. Многие остались при своем мнении и принялись за поиски киевских родичей погибших удавов. И что самое удивительное, одно такое чудовище обнаружилось. И не где-нибудь, а в многолюдной Лавре, неподалеку от Ближних пещер! О поисках змей на Лукьяновке газета не сообщала. А между тем, если верить мемуарам писателя Григория Григорьева (он умер в 1971 году), именно здесь их следовало искать в первую очередь. Киевская родственница шотландской Несси жила напротив теперешней станции метро "Лукьяновская", в одном из озер на дне яра, идущего от завода имени Артема вдоль улицы Мельникова. Говорили, что здесь обитает гигантская змея, пожирающая незадачливых купальщиков. Вот что писал Григорьев о лукьяновском чуде-юде в книге "В старом Киеве", вышедшей в 1961 году: "Каникулы все дети бедняков проводили обычно в городе. Недалеко от нашего дома находился хороший пруд в ложбине у Татарской улицы. Вернее, было два пруда: один - мелкий, другой - глубокий. Но этого другого дети избегали, и не потому, что боялись утонуть. Местные жители утверждали, что глубокий пруд является пристанищем нечистой силы, и здесь плавают рыбы-чудовища, хватающие людей. Не только купаться, но и ходить близко боялись и дети, и взрослые. Зато во втором пруду, ближе к улице, было всегда весело". Николай Гумилев называл город "логовом змиевым" В 1960-х годах я жил на Лукьяновке неподалеку от мест, описанных Григорьевым, а сам он - на улочке перед Глубочицей. Иногда мы общались. Во время одной встречи мемуарист заговорил о лукьяновском чудовище и рассказал о нем немного подробнее, чем в книге. Оказалось, что он сам в лунные ночи с мальчишками ходил смотреть на страшилище. Их походы обычно заканчивались бегством. Стоило в воде чему-то плеснуться, как все пускались наутек. Поэтому никто не мог похвастаться, что он видел чудовище. А тем более сказать, что это было - змея или рыба. Не знал этого и сам Григорьев, но в то же время признавал, что включил этот сюжет в свои мемуары под впечатлением сенсационных сообщений о лох-несском чудовище. После разговора со старым мемуаристом я хотел посмотреть на легендарные озера Лукьяновки. Но увы, от водоемов не осталось и следа. Длинный овраг, отгороженный от жилых домов забором, зарос лесом. Большая его часть была завалена всяким заводским хламом. Зато на одной из карт конца XIX века запечатлелась именно та картина, о которой писал когда-то Григорьев. Здесь отчетливо видны озера. Только их не два, а три. Удивительно то, что киевское чудовище обитало вблизи многолюдных мест, в трех минутах ходьбы от Лукьяновского базара и старого городского ипподрома. С другой стороны, это место находится не так уж и далеко от древних Дорогожичей, где якобы обитал знаменитый кирилловский дракон. Последнее невольно наводит на мысль, что пещера змея вполне могла находиться в этом узком овраге... В начале ХХ столетия по городу все еще ходили слухи о змееподобном чудовище, обитающем или в самом городе, или в его окрестностях. Киевляне к подобным разговорам привыкли, но на гостей города это производило сильное впечатление. Николай Гумилев, приезжавший сюда встречаться с Анной Ахматовой, называл наш Киев "логовом змиевым". Для впечатлительных людей жизнь здесь опасна. Прежде он знал веселую царскосельскую девушку, а в Киеве нашел человека, погруженного в мир странных фантазий. Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Твержу ей: "Крещеному, С тобой по-мудреному Возиться теперь мне не в пору. Снеси-ка истому ты В днепровские омуты На грешную Лысую гору". Повесть Булгакова "Роковые яйца", очевидно, тоже связана с киевскими мифами о лютых змеях, наводящих ужас на жителей большого города. Смутная память о временах господства Змея Горыныча оставила свой след и в архитектурном декоре Киева. Пройдите по старинной Рейтарской улице до угла со Стрелецкой. На уровне второго этажа углового дома вы увидите то самое былинное чудо-юдо, которое много веков подряд не давало киевлянам покоя. Изображения Змея Горыныча украшают и фасады старинного дома неподалеку от Театра имени Франко, на углу Ольгинской улицы. ГИГАНТСКИЙ ЗМЕЙ-ЛЮДОЕД ОБИТАЛ ПОЧТИ В САМОМ ЦЕНТРЕ КИЕВА, ВОЗЛЕ НЫНЕШНЕГО ЗАВОДА ИМЕНИ АРТЕМА КИЁВ = ЗМЕЯ - ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК)))

Танюш: Я́лта (укр. Ялта, крымскотат. Yalta, Ялта от греч. Γιάλτα) — город-курорт на южном побережье Крымского полуострова. Различается город Ялта и так называемая «Большая Ялта». Большой Ялтой называют территорию, которая занимает часть южного берега Крыма от Фороса на западе до Гурзуфа на востоке и включает два города (Ялту и Алупку) и множество посёлков. По наиболее распространённой версии название города происходит от греч. γιαλος (ялос) — «берег», однако имеются гипотезы и о том, что название города имеет тюркское происхождение[2]. Первое упоминание о Ялте встречается у арабского историка Аль-Идрисии в 1154 году. Джалиту он называет половецким городом на черноморском побережье. С крымскотатарского «джалыда» (ялыта) переводится как «на берегу». А теперь внимание: ЯЛТ = БРИЗ, ДУНОВЕНИЕ ВЕТЕРКА - ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК!!!

Танюш: АЛУПКА - как и ожидалось, оказалась ниже - южнее ЯЛТЫ - АЛОПЕ = НИЖНЯЯ УЛИЦА АЛУШТА - АЛУЖ = ПРИЯТЕЛЬ, ДРУЖИЩЕ

Олег Ракшин: Сурож - Сур Ош - город на развилке путей. Вполне подходит для торгового города

Танюш: ...самая северная группа восточных славян, занимавшая в 6—10 вв. побережье озера Ильмень и бассейне рр. Волхов, Ловать, Мста и верхнее течение р. Молога. Археологические памятники И. с. 6—8 вв. — места земледельческих поселений и высокие конические курганы (сопки), содержащие остатки трупосожжений. К 7—8 вв. относится древнейший слой городища. Железный сошник сохи и другие находки говорят о развитом сельском хозяйстве. Позже (в 9—12 вв.) в земле И. с. появляются города Старая Русса и Новгород Обратите внимание, что захоронения и археологические находки идентичны с эрзянскими. А слово СОХА - это слово эрзянского происхождения, от СОКАМО - ПАХАТЬ РУССА=РУЗА (эрз.) - РУССКАЯ и́льмень м. "небольшое озеро, остающееся после половодья, (например), на Волге", астрах. (Преобр.); также Мельников (7, 90), ильмень "маленькое озеро", донск., воронежск., уральск. (Миртов). Часто встречается в геогр. номенклатуре на Дону (Маштаков, Дон 10). Восходит к названию озера Ильмень у Новгорода, др.-русск. Илмѣрь (Лаврентьевск. летоп.), из фин. Ilmajärvi, эст. Ilmjärv; ср. Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 373; Шахматов, Очерк 281. Это название превратилось в речи новгородцев в нарицательное и распространилось благодаря новгородской колонизации. В Ильмень впадают самые крупные реки Новгородской области: Ловать, Пола, Мста, Шелонь и другие, а вытекает только Волхов. В связи с большой проточностью вода в озере сменяется за 1,5 - 2 месяца (для сравнения, в ладожском озере, за 12 лет). Геологические исследования говорят, что ранее на месте Ильменя располагался обширный водоем с глубинами до 30 метров, в дальнейшем его котловина на 90 % была заполнена речными отложениями. Сейчас Ильмень представляет собой "умирающий" водоем, исчезающий под воздействием вековых процессов заливания и заноса его ложа речными наносами. Илямс - задохнуться, приостановиться Эрзяне - древние прорицатели, тонко ощущающие природные процессы. В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский. МА+ СТЯМС = ВСТАЮЩАЯ С ЗЕМЛИ Ловать, река в Псковской и Новгородской области РСФСР. Длина 530 км, площадь бассейна 21,9 тыс. км2. Берёт начало из оз. Ловатец на С.-В. БССР, впадает в оз. Ильмень, образуя с р. Пола обширную дельту. Извилиста. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Средний расход в 193 км от устья 105 м3/сек. Замерзает в конце ноября — начале января, вскрывается в марте — апреле. Главные притоки: Локня, Редья, Полисть — слева; Кунья — справа. Сплавная (490 км). Судоходна в низовьях (70 км). На Л. — гг. Великие Луки, Холм. По Л. проходил в Древней Руси торговый путь из Балтийского моря на Днепр и Чёрное море ("из варяг в греки"). ЛОВ+АТЯ - СНЕГОВИК ЛОВ + АЦАВКС = СНЕЖНАЯ ПОСТЕЛЬ, ПОКРЫВАЛО ПОЛА = СУПРУГА ХОЛМ = КАЛМО ВАРЯГИ = ВЕРЕ+КИ =ВЕРХНИЙ ПУТЬ ЛАДОГА = АЛДО + КИ = ПУТЬ СНИЗУ

Танюш: Случайно натолкнулась в инете: "Действительно, куда ни глянь, в столице сплошные тюркские названия - Якиманка, Ордынка, Арбат, Яуза, Басманная. Даже река Ока произошла от татарского слова "течет". Да что там Ока! Как пишет Дмитрий Балашов в романе "Бремя власти", при Иване Калите Кремль назывался Кремником, потому что название это тоже тюркское и произошло от двух слов: "крэм", означающее "зайду, взойду", и "нык" - в переводе на русский "накрепко"." Естественно, возмутило такое тюркское толкование!!! Предлагаю совместными усилиями дать наше эрзянское толкование этих названий)) Якиманка - с ходу мне напомнило наше ЯКИ=ходит, возможный вариант - СХОДКА Ордынка - ордалемс =упрямиться, ОРДАДОМА = КАПРИЗ, ОБИДА АРБАТ - ОР = ВОР, ОРБИНЕ = ВОРИШКА, возможно, место, где процветало воровство ЯУЗА - явс = наяву, явная, явкс = часть, доля. ЯУЗА - левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). "славянская версия истории московского названия Китай-город. Известный историк Москвы И. Е. Забелин и другие видные отечественные ученые считали, что оно связано с восточнославянскими, русскими словами кита, кит, сохранившимися в диалектах. Означает оно – «плетенничный», «как плетень», то есть построенный по принципу плетня – переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами. Такие крепкие плетеные стены ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся, забутовывался землей, глиной, крупным щебнем, камнями. Так возводилась чрезвычайно прочная стена, которую трудно разрушить, пробить стеноломными машинами и даже пушечными ядрами. В качестве одного из дополнительных доказательств можно привести и запись, сделанную в летописи о древних московитянах: «Устроиша хитрцы велми мудро, наченъ отъ каменыя болшия стны, исплтаху тонкий лсъ около болшого древия и внутрь насыпаху землю и велми крпко». " КИТАЙ-ГОРОД: КИТКАВ = ХИТРЫЙ, и это вполне объяснимо: стены-то хитрые были, недаром и мастера, сооружавшие их названы хитрецами)) КРЕМЛЬ - ХРАМ = КИ + РАМА, древнее название керемети - КИРАМА, то есть дорога бога РА и матери Земли. Более подробно об этом названии можно прочитать тесэ: http://erziana.my1.ru/news/ehrzjanskie_keremeti_ne_prosto_steret_s_lica_zemli/2010-09-27-66

Олег Ракшин: Китай - Ки стай = все дороги

Танюш: Алашалатко. В своем имени овраг хранит крупицу эрзянской истории Версия Танюш: Эрзянские слова «кары», «карасть» означают соответственно – «долбит», «выдолбленный». Известняк (ракушечник) – осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения, состоящая почти на 100 % из CaCO3 (карбоната кальция) в форме кристаллов кальцита различного размера. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде, а также медленно разлагаться на углекислый газ и соответствующие основания; первый процесс — важнейший фактор образования карстовых пещер. При выработке камня мякоть оставалась, затем она промывалась водами и образовывались провалы – выдолбоины = карасть КАРАМО = ДОЛБИТЬ Думаю, что название КАРМАЛА имеет именно эрзянское происхождение, судя по всему, эта река промыла себе дорогу, растворив известняковые породы, то есть буквально продолбила свое русло. Эта версия мне представляется наиболее правдоподобной, так как река КАРМАЛА протекает и по Ульяновской области (это совсем рядом с моими родными местами), и я знаю, что эти места богаты известняковыми породами. Версия ТУЗУРА: "Утки на Черемшане, Кармалке и на том же алашалатко само собой у себя как дома." Спасибо за ответ Олёшь! "Вопрос" был в другом. (Я не охотник...) Карамал=Карама+Ал(ал=яйцо). Наши предки поступали мудро. На зиму оставляли одну, двух уток или гусынь. По весне собирали яйца диких уток, гусей. Собранные яйца подкладывали под оставленных на зиму самок. По осени с мясом... "КАРАМА" - ковырять,обыскивать,разбрасывать. Многогранное слово. "Карама тикшэ" - разбрасывать валки сена для просушки. "Ломаньть карамс" - обыскать человека. "Месть карат! Эряскадт!" - Что ковыряешься! Поторопись!

Танюш: *Атиньбие- старое поселение относится ко времени Пургазовой Руси. (Поселение дедов). Атя – дед, старик, род старших. *Гартлей- широкая сухая лощина переходит оврагом в пойму речки Пойки. В вершине –Авардема лейпря. Легенда гласит, что по какой-то причине атингеевцы уходили с насиженных мест. Там плакали жители, которые не смогли уехать со своими соплеменниками (авардемс-плакать, лей-река, пря-исток). *Каргонькишнема лей- овраг, где наблюдали пляску журавлей (карго-журавль, киштемс-плясать). *Кевелечей- широкий овраг проросший осокой (келей-широкий, кев-камень, чей-осока). *Аоре – Шандрово. Предполагают, что эрзянское слово аоре от каворь. Шандра—производное от Александра. *Пекелей. В одном из ответлений оврага, в сторону села Салдо-Майдана находится большой гранитный валун. Старожилы говорили, что на ней были какие-то знаки, но камень врос землю и ныне знаков не видать. Эрзяне местных селений на камне проводили озксы. Это очень не нравилось Салдо-Маданскому попу, который нанимал мужиков, чтобы раздолбить камень. Камень устоял, лишь откололся небольшой обломок (пек-очень, келей-широкий, или пеке-живот, лей-река). *Патерга – заблудившаяся речка, но это в корне, неверно. Как топоним Аоре, Гарт Патерга имеет древние происхождения. *Потьма – темное, низкое место. Овраг весь в трещинах и в оползнях. При сильных дождях потоки тащат глину, песок, при жаре образуют корку и та трескается. Перевод с эрзянского языка Поть-доится, Ма-земля (Ма-ми-му-встречается во многих бывших и теперешних финских территориях, Суоми, Кинешма, Пижма…) * Тольский-Майдан образовалось в конце XVI столетия, на месте эрзянской Эрмезьвеле. Жители этого села имели бортные деревья. Сосновый лес был рядом. Осели тут пришлые люди, их поселение назвали Москалейкой. Некий Сверчков начал жечь лес на древесный уголь. Так появился выжженный уголь- майдан. Дым заполнивший лес, погубил пчел. Эрмезевцы были вынуждены от Тол-Майдана переселиться в другие места (тол—огонь). *Полати – так называется поле к западу от села. Эрзянское слова палы, тол превратилось в полати. В этом районе поля была обнаружена стоянка каменного века. Сельчане постоянно находят каменные топоры и другие орудия труда (может и от пола – жена, муж, супруг). *Веселей. Одно из самых высоких мест Нижегородской области. Весе—все, лей—в ручьях. * Чиргуши. Название села происходит от двух слов, чирь- косой, чире-край и кужо-поляна. Старинные улицы села образуют дугу, соответствуют названию. * Ватрашонка. Улица располагается вдоль оврага,который перегорожен четырьма плотинами, образовавшие пруды. Летом в них постоянный шум, квакание лягушек. Но есть и другой вариант, в больших, многодетных семьях эрзяне детей называли «ватракшонками». Легенда гласит, что во время прохода Ивана Грозного на Казань была стычка с татарами. Эрзян выселили из домов, разместили в них раненых. Мужиков всех насильно забрали в армейский обоз. Оставшиеся жители ушли к лесу, у кривой поляны вырыли землянки. Так образовалось название села. *Священная роща Лукаш—памятник природы. В роще восстановлена культовая поляна Лугакужо. На этом месте эрзяне окрестных сел проводили озксы. Традиция возрождена музеем эрзянской культуры (луга—луг, кужо—поляна). *Иваньбие. Род Ивана. В старых источниках—Кержеманбуе. Керже, возможно, от керш - влево. Один из самых старых поселений Эрзянь Мастор. *Вардолей – чертова река. *Ламовланго – урочище с множеством оврагов. По дну протекает речка Ламовлей. Это место троп и дорог, соединяющее село с городом, а также легенд. Место древнего эрзянского кладбища и дубового склепа 2х2 метра, знатного захоронения (ламо-много, ланго-поверхность). *Лисьмалей – колодец-река. Огромная чаша пруда «севонь пруд», место карьера, где брали глину для кирпичного производства. Там стоял пятистенный барский дом для обслуживания работников. Был перевезен в село Иваньбие. В нем 1894 году разместили первую сельскую библиотеку (лисьма-колодец, лей-река). *Лушалей – название крутого мокрого оврага. По преданию в овраге повесилась беременная женщина. 1 мая 1905 года в вершине оврага была проведена первая в уезде маевка, в которой участвовали более 60 человек из Иваньбие и рабочих депо –Лукоянов (очевидно, от лушмо-лощина, низина+лей). *Квилькалей. Овраг получил название от первого поселенца Филиппа, по эрзянски Квилька. Там же, в вершине оврага стояла первая барская усадьба , дворы, амбары. Был небольшой пруд. Осенью 1670 году в усадьбе помещика остановились разинцы. Они охраняли награбленные ценности в барских имениях. Царский конный отряд их спугнул. При переправе через гать речки Ламовки, телега перевернулась, сундуки ушли в болото. *Морена «Пряка», название большого природного кургана. Состоит из вязкой черной глины и мелкого гравия. На склоне следы древнего поселения. От круглого холма берут начало две речки и уходят в противоположные стороны: Патерга и Пандуга (пряка-пирог). *Поле «Маарт». На этом месте была старая дубрава. В нем было культовое эрзянское святилище-кереметь. В разинские и пугачевские времена там скрывались люди. Дубраву жгли каратели, но она выстояла. На этом поле хоронила убитых в бою под Поей Алена Арзамасская. Интересно, что 1670- 1671 годы культовые объекты были сосредоточением людей (маар-бугор, марамс-завалить). *Озномалей – молебный овраг. Свои функции сохранил до наших дней. Это чашеобразный сухой овраг, где всегда велись моления. Музей эрзянской культуры поставил там бетонный памятный знак с мраморной доской и текстом «Озномолей». В 2008 году культовый овраг разделил от общего оврага коммерческий газопровод и дорога. Поле продано частному лицу, который вспахал поле вплотную к памятнику. Материал подготовил Николай Аношкин, по альманаху-3 «Край наш Лукояновский» 2011года.

Танюш: Старая Рязань - городище (площадь 48 га) на правом высоком и крутом берегу р. Ока в нескольких км. ниже впадения в нее р. Проня, неподалеку от современного г. Спасск-Рязанский, остатки бывшей столицы (в XII-XIII вв.) Рязанского княжества – Рязани. По археологическим данным, славянский город возник здесь в X в., на месте эрзянского городища Городецкой культуры и их языческого святилища Наиболее убедительна версия о соотнесении названия Рязань с этнонимом эрзя, выдвинутое столетие тому назад священником и археологом Любомудровым: Рязань - это город эрзи - Эрзянь. М. Фасмера смущала невозможность фонетического обьяснения Эрзянь > Рязань. Но как показали исследования А.И.Попова, перестановки слогов и даже отдельных звуков часто встречаются при вхождении эрзянских слов в русский язык: Ривезень и Верезень, Вармалей и Варламей, тепи и пеште (орех) и многие другие (Попов, 1946 г.). Сюда же можно отнести и гидроним "Рянза" а бассейне реки Цны (левый приток реки Мокши), который находится в ареале многочисленной эрзянской топонимии. О наличии эрзянского поселения на месте старой Рязани до прихода сюда славян свидительствует более древний археологический культурный слой в городище - городецкий, соотносимый с народом эрзя Полностью материал прочитать можно здесь, только, пожалуйста, читайте критическим взглядом, так как путаница невероятная - и путаница из-за того, на мой взгляд, что никак не могут понять, что эрзяне - это не мордва, а самые настоящие исконные русы: http://orei.livejournal.com/175749.html ...с отрядом в 1700 человек Евпатий пускается в погоню за войском хана и, настигнув его в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет татарский арьергард и сминает задние полки Ордынцев "И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими". Изумлённый Батый посылает на него богатыря Хостоврула "...а с ним сильные полки татарские" , который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточенной битвы Евпатий Коловрат "...стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил..." . В конце-концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнемётов)». Пораженный отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам, и в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда. Евпатий Коловрат КАВАЛ = КОРШУН

Танюш: В Атяшевском районе Мордовии есть село Чебудасы, а в Чамзинском районе - село Мачкасы, где сейчас проживают в основном русские, а ранее это были эрзянские села. Названия, естественно эрзянские. Мачкасы - могло произойти от МАРЧ + КАСЫ = ЛЕБЕДА РАСТЕТ Чебудасы = ЧЁПУДА СЫ - СУМЕРКИ (ТЕМНОТА) ПРИХОДЯТ

Танюш: КОСТОМУКША Город расположен на севере Западно-Карельской возвышенности, расстояние до Петрозаводска — 490 км, расстояние до Санкт-Петербурга — 930 км. Расстояние до российско-финляндской границы — 30 км (пропускной пункт Люття-Вартиус). Существует несколько версий, поясняющих значение этого имени: Название по озеру Костомукша (оно же Костомукса). Наличие в гидрониме элемента мукша (мукса), по-видимому, означающего "озеро", свидетельствует о его древнем финно-угорском происхождении. В переводе с карельского Kostamus означает месть, возмездие, расплату. Легенду о происхождении названия этих слов записал в 1892 году финский этнограф и художник Луис Спарре. Что ж, дадим и наше эрзянское толкование, тем более, это не так трудно и сделать, так как можно дать практически дословный перевед с эрзянского языка: КОСТО МУЕКШНЯН = ГДЕ НАЙДУ (ИЩУ), НАЙДЕННЫЙ, ОБНАРУЖЕННЫЙ, ОТКРЫТЫЙ Местность богата железной рудой. Старинная карельская деревня Костомукша располагалсь на берегу озера Костомукшское, которое сейчас находится на территории горно-обогатительного комбината "Карельский окатыш". К территории города Костомукша относятся старинная карельская деревня Вокнаволок, а также небольшие населенные пункты Ладвозеро, Поньгагуба, Суднозеро, Толлорека. Вокнаволок — одно из тех поселений, где создавался всемирно известный эпос «Калевала», относится к разряду рунопевческих деревень Беломорской Карелии. В деревне Ладвозеро покоится прах знаменитого рунопевца Архиппы Перттунена, со слов которого собиратель карело-финского эпоса Элиас Лённрот записал значительную часть «Калевалы». На северо-западе Костомукшского района по решению правительства России планируется создать национальный парк «Калевальский» с целью сохранить девственные леса, оставшиеся в этом районе. Природа здесь уникальна, есть уголки, где не ступала нога человека.

Танюш: СИВЕРЬКС = ШОВ, ПОЛОСА Сиверская и её окрестности расположены на высоте около ста метров над уровнем моря. Самая высокая точка на территории посёлка имеет отметку 107 метров и называется «Сиверской горой». Есть здесь и другие возвышенности, например, «Баронская гора» в районе железнодорожной станции. Для сравнения можно вспомнить, что высота знаменитой Пулковской горы под Петербургом всего 75 метров. На оредежских берегах расположено немало памятников природы. Главная достопримечательность Сиверской – это уникальные в геологическом отношении красные девонские пески, из которых состоят обрывистые берега. Именно в них встречаются остатки окаменевшей фауны, в том числе кистепёрых рыб палеозойской эры. До сих пор остаётся загадкой для учёных, почему именно в этом регионе девонские пески древнего морского дна находятся так близко к поверхности земли? Лунный камень - огромный валун, лежащий в овраге на территории детского оздоровительного лагеря «Адмиралтеец». Половина его ушла в землю, - писал о камне гатчинский краевед Ангелис Николаевич Лбовский в начале 50-х годов ХХ века, - а сверху он покрылся зелёным мхом и выглядит действительно необычно красиво в лунные ночи, когда тени берёзок играют на нём. Это самый большой в Сиверской (по данным археологов 37 метров в окружности и 7 метров высотой) валунный камень, он весит две тысячи тонн. Но отдыхающие ленинградцы отбросили слог «ва» и получилось «лунный». Среди реликтовых памятников природы - многочисленных камней-валунов, разбросанных вдоль берегов реки Оредеж, этот ледниковый гигант занимает особое место. Сегодня он напоминает нам о верованиях наших далёких предков. Камень-жертвенник хорошо известен археологам. Ну что ж, кажется, эрзянский язык может сослужить неоценимую службу ученым для разгадки тайны Сиверской - судя по всему, именно здесь проходит линия геологического разлома - результата сдвига тектонических плит на их стыках.

ТУЗУР: "СИВИРЬДЭ" - СВАЛИЛ ( иногда говорят как о том кого побороли т.е. "я его поборол"!) > "СИВИРЬДТЬ" - ВАЛИ (дерево) > "СИВИРЬДИК" - СВАЛИ, УРОНИ > "СИВИРЬСЬК" - СВАЛЕННЫЙ > ВИРЬ СИВИРЬДИМЭ! = ВАЛИТЬ ЛЕС!

Танюш: Сивердемс - свалить, подрубить Что ж, к линии разлома может иметь самое непосредственное отношение, тем более, что леса в этих местах дремучие, было что валить и подрубать:-)) А есть еще в Ленинградской области река СВИРЬ. Течет она из Онежского озера в Ладожское, равная по длине Волхову - 224 км. Красивые места, лесные - ВИРЬ. Сы вирьсэ?

Танюш: В Армении есть несколько объяснений происхождения названия «Арарат». Согласно версии армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, оно произошло от слов Арай-Арат — «гибель Арата — седьмого армянского царя» в сражении с ассирийцами.[7] Согласно другой версии, этимология названия «Арарат» связана с названием древнего царства «Урарту», упомянутой в Библии как «эрец-Арарат», а в некоторых древних иудейских рукописях — Урарат. Согласно мнению А. П. Новосельцева, описанному в его работе под названием «О местонахождении библейской „горы Арарат“», происхождение топонима «Арарат» неизвестно. Используемое же в Армении название горы — «Масис», имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой».[8] Армянское название Большого Арарата — Масис (арм. Մասիս) и Малого Арарата — Сис (арм. Սիս). АРАРАТ - название, судя по-всему, эрзянское: «эрец-Арарат» Эрец - эриця - живой, выживший?? Очень созвучно эрзянскому названию реки АЛАТЫРЬ = РАТОР Невольно возникает мысль: АРАРАТ - возможно, именно это и были древние Алатырские горы.

AvarS: В иврите "эрец"-"земля", "Эрец Исраэль" - "Земля Израиля"...

Танюш: ЭРЕЦ - ЭРА - ЭПОХА - ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЭТО ДРЕВНЕЕ СЛОВО И ОЗНАЧАЕТ ОНО - ЖИЗНЬ Э+РА = ЖИЗНЬ=РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЯ=МА - МАСТОР, МОДА

Танюш: Клязьма - река в Московской и Владимирской областях, левый приток Оки, общая длина 686 км, в Московской обл. 245 км, в Москве в пределах МКАД протекает на севере столицы на протяжении 4 км. Берет начало на южном склоне Клинско-Дмитровской возвышенности, около д.Кочергино в Химкинском районе Московской области Еще в IХ–ХI вв. Клязьма была значительно многоводнее и играла большую роль как часть торгового пути из Балтики на Волгу и Каспийское море, в Персию и Аравию. В ХI–ХIII вв. по Клязьме поддерживались торговые связи между Новгородом, Смоленском и Волжской Болгарией. "Название Клязьма не объясняется из славянских, балтийских и финно-угорских языков и, по-видимому, представляет собой более древний субстратный гидроним, который был воспринят славянами, пришедшими в Волго-Окское междуречье, от местного населения уже в искаженном виде. В литературе были попытки сопоставить название Клязьма с некоторыми топонимами на Русском Севере, однако убедительного словообразовательного и этимологического анализа предложено не было. " Убедительную этимологию может предложить только эрзянский праязык: КИ+ЛИСЬ+МА = ПУТЬ+ВЫШЕЛ+ЗЕМЛЯ = РУСЛО ВОДНОГО ПУТИ

Верьгиз: Как указывает Мерянь Андю с мерянского "живого журнала", "Предтечей Ярославля был мерянский прото-город. Он процветал на Волжском торговом пути еще в IX веке. И соответственно, древний город зародился под Ярославлем задолго до прихода киевской княжеской экспансии. В восточных хрониках есть об этом смутные упоминания. Звался он - Котор Ош, отсюда произошло и имя реки, на которой стоит Ярославль - Которосль." (http://merjanin.livejournal.com/70923.html?thread=797195) Интерено, что в эрзянской "Википедии" на эту тему была статья, но её тщательно вымарали как мистификат - http://myv.newikis.com/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%BE%D1%88.html Получается, Ярославль - "Шерстяной город"? Как это можно понимать и есть ли другие варианты перевода?

Танюш: Верьгиз сёрмады: Получается, Ярославль - "Шерстяной город"? ШЕРСТЬ=ПОНА КОТО = ШЕСТЬ КОТО+РОС+ЭЛЬ = ШЕСТЬ + РОСТКИ + ЛОНО = ШЕСТЬ РОДОВЫХ РОСТКОВ, ШЕСТЬ ВЕТВЕЙ РОДА



полная версия страницы