Форум » ЭРЗЯ - РАСЬКЕНТЬ ЛЕМЗЭ! » ЭРЗЯ С ВЫСОТЫ ОРЛИНОГО ПОЛЕТА. » Ответить

ЭРЗЯ С ВЫСОТЫ ОРЛИНОГО ПОЛЕТА.

admin: ЭРЗЯ С ВЫСОТЫ ОРЛИНОГО ПОЛЕТА.

Ответов - 19

admin: Любопытная информация. Караимско-русско-польский словарь, изд. “Русский язык”, М, 1974. Эрзя - (йэр - земля, страна, край(стр.273), йэр иси - земледелец) - пахари

Танюш: Действительно, любопытная)) а что это за язык такой - караимский? это в переводе с него: йэр - земля, страна, край(стр.273), йэр иси - земледелец?

admin: Караи́мский язы́к (крымский диалект — къарай тили, тракайский диалект — karaj tili) — язык караимов, принадлежит к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.


admin: АРСИЯ, Arsia, 1) пограничная река между Верхней Италией и Иллириком, н. Arsa; на ней лежал город того же имени; 2) Arsia silva, лес в Этрурии; здесь между римлянами и Тарквиниями (в 509 г. до Р. Х.) произошло сражение, в котором пал Брут. Liv. 2, 7 (Ου̃ρσον ά̓λσος у Plut. Popl. 9).

admin: ОТ НИЛА ДО ГАНГА И СКАНДИНАВИИ: ОТЛОЖЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТРЁХ-СЭХНОГО СОЦИУМА И ФИЛОСОФИИ МОН В ФАМИЛЬНО-СЕМЕЙНЫХ ИДЕОЛОГИЯХ И КУЛЬТАХ ДИНАСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Историческая непрерывность эпох социальной идеологии от эпохи рода Наф, затем Первой Пары Близнецов æхсар-æхсæртæг, и наконец – Второй Пары Близнецов уэрэсмаг-г/хамэс, до современных осетин - это история в 30-40 тысяч лет! Философия Мон и идеология Трёх-Сэхного социума отложилась от Нила до Ганга и Скандинавии. К примеру, семя нрава мэггаг тур-Ман /турман-тæ/ на юге Осетии, и муггаг тур-Мен /турмен-тæ, {37} на севере Осетии. Образ турмон цæргæс (-большая хищная птица «коршун-орёл»), в фольклорных текстах турмон хъæрццэгъа (– «коршун-орёл-сокол-ястреб») {38}. Фразы о человеке или о фамилии мэггаг: турмон цæргæсэ хаст – «фамилия «вскормленная-принесённая» /хаст/ коршуном-орлом»; то же в порядке упрёка - кæд дæ турмон Арциу не`рхаста – «когда тебя турмон Арциу /коршун-орёл/ не принёс» (в смысле – «когда бы тебя турмон Арциу выкормил/принёс – то ты мог бы задаваться, а раз нет - помалкивай»). Очевидно, что воскормление/принесение орлом «Тур-Мон Ар-Циу» - престижно. Это образы идеологии Дзæуæггаг: «сила рождённая /мировым/ разумом» [Taw-Ar-Mon >] тур-мон, фамильно-функциональные соционимы/сакронимы рожденных замыслом Ар-Мон /рæмон/, орёл-коршун Ар-Циу [< Ar-C`iw] - «рождающая птица» как медиатор на переходах «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг; жизнь на переходах Дзæуæггаг реализуется в обращающихся уровнях разума/смысла/мысли/ как ПРОСТРАНСТВАХ-ВРЕМЕНАХ Дзæу-МАН /заман/. Тут же и мэггаг сидамонтæ – «семя нрава воззваниям обученное», то есть это статус «образованных». Другими словами, разум Мен/ Ман / Мон /Мин как орёл-коршун-ястреб Тур-Мен - это образно-логический плацдарм символов «всевременной духовности-разума». С плацдарма ар-амон/ра-мон, обратным строем амон-ра, «взлетел» и египетский бог Амон-Ра, и сокол-коршун Гор [< Ga-Ar] – «возглашающий рождения» египетский бог. Как в Месопотамию, так и в Египет эти соционимы/сакронимы династов государств пришли с ир-ас-аланскими элитами. Потому первый фараон Египта, полузверь-получеловек Менес /или Мина, конец 4 тыс. до н.э.) – это и символ отказа от звериных образов Силы, и признак принятия ир-ас-аланской системы Мон. Именно это объясняет тот факт, что с 5-4 тыс. до н.э. в классической мегалитической цивилизации нет ни следов каннибализма, ни признаков безусловных человеческих жертвоприношений (Ростунов, стр. 257). Но ещё спустя три тысячи лет ир-ас-аланские отщепенцы - скифы - приносили человеческие жертвы… Мина заложил все первые обряды – потом их неизменно совершали все египетские монархи: он венчался двойной короной, совершал круговой ход вокруг Мемфиса для предохранения Египта от врагов как страж безопасности /-Па/, самый сильный /-Йау/, бросал в Нил папирус с приказом начать разлив и после разлива проводил первую борозду, пробуждая плодородящие силы земли к изобилию рождений /-Ар/, был главным чиновником смотрящим -у/Æн. Контекст этих функций даёт два варианта титула: фараон [< Pa-Ar-u/Æn] – «страж рождения смотрящий», и вариант farao [] – «страж рождений могучий». Во все эпохи Египта титулы/имена с Мен/Мин/Мон были обычны: Менхотеп/Аменхотеп, Менемхет, Тутанхамон и т.д. Отложения Нартиады обычны и в Месопотамии. Шумерский Таммуз-Думузи с тремя функциями: священный пастух стад Иннаны; жрец и «небесный плакальщик» и «владыка молитв»; «герой» - «могучий человек» - «охотник»; почитался в Уруке и Лагаше; потом Таммуз-Думузи обожествлён как легендарный царь Энмеркар, Гильгамеш и другие; Таммуз-Думузи воплощался царём каждого города-государства, небесным женихом Иннаны и вступал в священный брак с верховной жрицей Иштар для плодородия и обновления сил природы. Поместим эти соционимы-титулы в идеологию Дзæуæггаг и Трёх-Сэхного социума, тем более, что это идеологемы явно жреческие: «владыка молитв»-«могучий герой»-«охотник»-«небесный жених /Иннаны/» это явно дваждырождённый – Ар-Ар: «энмеркар» < uÆn-Ama-Ar-Gho-Ar /-«смотрящий-могуче-рождённый-призывающий-рождения»/. По норме цари только мы, заявленной в Нартиаде главой быков-воинов иерархии витязей г/хамэс, из неё и царь «гилгамеш» < Gal-Gama-uAs /-бык-иерархии-витязей-героев»/; «таммуз/думузи < Taw-Ama-As, его дублет в Нартиаде ac-ama-as – pa-tyr-as. Далеко на востоке, у китайцев, творец Вселенной Паньгу порождён хаосом и извлечён взаимодействием сил инь и янь - творец мира явлен «борьбой» Света и Тьмы: «пангу» < Pa-uÆn-Gho|или kau| - «страж-смотрящий-призывающий (к молитвам)» и это общее у китайцев и египтян. Паньгу упирался в Землю и поддерживал Небо, пока они в таком виде не окрепли: великие горы – части тела стража Pa-uÆn-Gho, как стало горой тело Па-Тэр-Ас /батрас/ - гора Каук-Па/й – Каук-Ас, как гора «кар-Па-т», как гора «ро-до-Па» - гора «Па-мир» и прочие горы-стражи pa|po|pi - «олимп». И как появились нарты – всем скопом как черви на мясе, так от паразитов, ползающих по телу умирающего божества Паньгу-прародителя, произошли люди {39}. Древнеиндийский первочеловек Пуруша /«пу-ру-ша» < Po-Ar-Saj – «страж-рождённый-сиятельный»/ являет индийскую аппликацию «æхсæртæг». Изо рта Пуруши вышли брахманы: «брахман» < Pa-Ar-Wak-Man – «страж рождённый нравом замысла/разума». Эта идеологема являет разум мира Мон как весть из уст бога – и как весть у/Ац [<w/Ac] из уст бога это то самое Слово, которое было в Начале, и которое было Бог в Библии. Этот Мон из уст бога представлен в Торе как « ман из уст бога» иудеев, в Библии Мон профанирован – тут это уже еда, хотя всё ещё не телесная «манная каша», а «манна небесная». Самой философской системы МОН нет ни в Ригведе и Ведах, ни в Торе и Библии, ни в Коране – её нет нигде, кроме Нартиады, от которой они отделились. Но сохранили элементы: мандала < MAN-Taw-wÆLÆ – «разума сила высшая», её символ - образ света БОН – саувастика/свастика (< SSAU-AST-TIG – «сияющий восьми-гранник» /восемь цветов: один – белый, и семь – цвета спектра-радуги/). Строго говоря, в этих системах нет собственно идеологии монотеизма, невозможой без идеологии Дзæуæггаг, Трёх-Сэхного социума и философии Мон - невозможной ни как системное учение, ни как единобожие… Все единобожные системы человечества являются региональными вариантами ир-ас-аланского единобожия: в Ригведе и Ведах, в Торе и Библии, в Коране есть только элементы монотеизма. Вне Нартиады не понятен и архитектор вселенной – Висвакарман: эту идеологему связывают с «владением мерой длины /mana/». То есть со знанием, что «сам он состоит из частей» и из их деления появился мир {40}. Это великолепная иллюстрация логики появления мира из разума/замысла Мон . И Man как «меры разума», который толкуется здесь как «мера длины», но МОН - это Мера Всей Вселенной. И потому архитектор вселенной назван «висвакар-МАН». Это точно выражено идеологемой висва-кар-ман < Pi-wAc-Pi-kar-man – «страж вести страж творящего разума/замысла». Отсюда и санскритское /ир-ас-аланское/ слово для храма: vimana < fi-man «христ») пророка-жреца: испрашивать и испрошенное получать свыше. Идеологемы «дваждыстережения» и «дваждырождения» Нартиады отложились во всей Евразии. К примеру, идеологема Ар-Ар-у/Ак /дваждырождённый в нраве/, известна в титулах двух вождей: один рюрик основал госдурство в Нидерландах, другой рюрик – на Руси; идеологема «фюрер» < Pi-Ar-Ar – «страж дваждырождённый» (у германцев). Или в военное время выбирали военачальников, в мирное время выбирали лиц для исполнения решений нэхаса - в Дигории их называли уоли (Бзаров, стр. 93); у ингушей alæ - «князь», сюда же отнесены Al|Ali - как в kurd-al-wærgon и в Borxwar-Ali {41}, то есть ал/алæ, уæл/уоли, уæлон – это термины со значением чинов «элиты//аристократии» от одной основы уæл/уæли. Но тут же и уÆн/уЭн – тоже термин «элиты//аристократии» Нартиады со значением «смотрящий», его смысловой дублет – гæстæ /гестии – у скифов Геродота дают глубину времён этих терминов/. Ничего общего с термином «арий» нет у термина «алан»: это соционим «уÆл-уÆн» - «высший смотрящий». Представлен на обоих флангах сакральной территории от Леуахи-Дон до Ар-Дон: на северном склоне унал - уÆн-уÆл - «уанел» на южном склоне. Это был чин «высших смотрящих», позже их резиденции стали местом «сбора/съезда/совещания всех жителей деревень этого региона». Элиты отличались от статуса свободных, статус которых определялся по военно-гражданскому состоянию: витязи Ас – уАс-Дан известны как уæсдан/уæздан. Не будем приводить всей аргументации Р. Бзарова, но приведём обобщающий: фарсаглаги тоже имели статус уаздан (Бзаров, стр. 109). И это означает, что статус фæрсаг зависел не столько от того, что они были «чужаками» - тогда бы статус уаздан был недоступен им, а от того, что их воинский статус был второстепенный: фæрсаг – это фланговые, в центре войска места доверяли только витязям уАс-Дан. Вторая часть ДАН [уасдан переходил по рождению АР, от главного витязя АС, которым считался родоначальник осетин АС/Ос-Багатар. В статус уас-дан вступали по рождению - АР, членство в организации - во вместилище ДАН, до окончательного закрепления этого в праве наследования, ранее оформлялось культами, которые пришли в Европу с аланскими рыцарями. Их название стало основным названием организации рыцарей Европы: ОРДЕН < AR-DANA /рождение в организации/. Статусы населения определялись их местом в культах. Так статус «крестьянина» у грузин, ранее связывавшийся с оценкой глехи – «плохой» {42}, на самом деле производится от иудейского галаха – «приход/прихожанин» (как «крестьянин» - из «христианин» у русских). Это является одним из индикаторов участия изгнанных в шестом веке н.э. из Ирана евреев-маздакитов в этногенезе грузин. Элита и у грузин, и у русских была ир-ас-аланская. У них общие древние культы: говоря о том, что «связь воды (Кострома) и огня (Купало) олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива» (Ростунов, стр. 59), стоить добавить объяснение того, почему Купало был ещё и Ярилом. А это просто – Ярило был жаром Яркого Солнца, а Купало был Водой Неба – «дождём». То есть и «ярило» «арало /у грузин/», есть огненное «рождение высшее», а «купало» < Akwa-Pa-Wælæ – «водное рождение высшее». Вот несколько сочетаний, обозначавших «рождающую/рождённую энергию/силу»: æртау [< AR-TAW – «рождающая/рождённая - сила»], в современном языке это означает «мельчайшую частицу /атом/, которая способна прирастать»; и арйау/ария [< AR-JAW – «рождающая/рождённая - мощь/энергия»], обозначавшее прошедших инициации – посвящённых. Первое в образе «артауас/з», второе – «ир/эр/ур» - народ «арий», «арии». А.Р. Чочиев КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК "ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"

Маол: Эрзянь велева тешкас як ютавтнить яриланть ды иван купаланть - те чистэнь ведьсэ валныть...мон сё арсян, косто неть "праздниктнэ" саевсть.

admin: Маол пишет: Эрзянь велева тешкас як ютавтнить яриланть ды иван купаланть - те чистэнь ведьсэ валныть...мон сё арсян, косто неть "праздниктнэ" саевсть. Косто? Тестэ! Тон тешкас а чарькодят кить истят эрзятне?

christophor: Здравствуйте! Меня зовут Игорь, как это имя можно перевести на эрзя? Спасибо.

Танюш: christophor сёрмады: Меня зовут Игорь, как это имя можно перевести на эрзя? Игорь, мне самой, к сожалению, не приходилось слышать имя Игорь на эрзянский лад. Но, возможно, кто-то из форумчан подскажет. Но могу поделиться своими размышлениями на тему происхождения этого имени. Вот что я нашла в инете: ИГОРЬ произошло от скандинавского имени Ingvarr. Первая часть имени Ing — имя скандинавского бога изобилия, вторая — Varr означает «воинство, сила». ИНЕ+КИ+АР = Великий путь народа (народ =арии = эрии =эрзя) Судя по всему, это очень древнее имя.

Танюш: Игорь, на сайте Одноклассники.ру в группе Эрзянь Раське мне ответили, что Игорь на эрзянский лад - Ёгор. Но это лишь один из вариантов, так как в зависимости от местности могут быть разные варианты.

christophor: Спасибо! а к какой группе вконтакте вы посоветуете присоединиться? там их масса!

Танюш: В контакте есть группа "Эрзяне объединяемся! -http://vkontakte.ru/club83623

Танюш: Иван Утешев, ученик 11 класса из Саранска, стал победителем Мировой олимпиады по астрономии Наши поздравления Ивану и пожелания новых достижений и успехов!!! Иван Утешев о Мировой олимпиаде по астрономии и своих впечатлениях: «Отбор на Мировую олимпиаду прошел очень просто – я абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по астрономии (два года подряд), Московской олимпиады по астрономии и Санкт-Петербургской олимпиады по астрономии (три года подряд). Проход в команду – по любому из трех пунктов. Что касается Мировой олимпиады – это пока самая «дальняя» из олимпиад, в которых я участвовал. Добирались больше двух суток. Проходила она в Индонезии, в провинции Центральная Ява, в небольшом городе Магеланге. Климат более-менее похож на наше лето, хотя по ночам теплее. Очень было непривычно наблюдать за небом: облака не приходят и уходят, а образуются и «таят» прямо над головой. Весе ловнадо тестэ: click herehttp://www.erzan.ru/news/ivan-uteshev-uchenik-11-klassa-iz-saranska-stal-pobeditelem-mirovoj-olimpiady-po-astronomii

ЛОМАНЬ-2: Танюш сёрмады: Иван Утешев, ученик 11 класса из Саранска, стал победителем Мировой олимпиады по астрономии Наши поздравления Ивану и пожелания новых достижений и успехов!!! "Физики" из Мордовии на всемирных школьных олимпиадах: "Денис Кузин, с. Ельники – «бронза» (2004 год, Индонезия), Дмитрий Горностаев, с. Шокша – «серебро» (2010 год, Хорватия)." - http://izvmor.ru/

Танюш: Известная эстрадная певица, серебряный призер "Евровидения-2015" Полина Гагарина сообщила о своих мордовских корнях. Это произошло во время шоу "Голос" на "Первом канале", где одной из участниц стала Илона Соломонова из мордовского села Лямбирь. Гагарина первая из наставников шоу нажала кнопку и повернула кресло, а после того как девушка представилась и сообщила, что она приехала из Мордовии, с восторгом отметила: "Прекрасно! А я же слышу родное…". И опережая дальнейшие расспросы заявила: "Да, да, да! У меня есть мордовские корни!" Сайт click herehttp://izvmor.ru/

Танюш: 20-летняя Илона Соломонова из мордовского села Лямбирь успешно прошла слепые прослушивания на вокальном шоу "Голос" на "Первом канале". Девушка исполнила народную песню "Под ракитою зеленой", и ее выступление не оставило равнодушным ни одного из членов жюри. Александр Градский слушал затаив дыхание, а рука Полины Гагариной потянулась к кнопке уже после первых нот. http://www.erzan.ru/news/ilona-solomonova-iz-mordovii-popala-v-komandu-gagarinoj-na-shou-golos

Танюш: Саранский лицей занял второе место в рейтинге лучших школ РФ Республиканский лицей для одаренных детей занял второе место в Топ-500 лучших школ России, уступив лишь Президентскому физико-математическому лицею №239 из Санкт-Петербурга. Как сообщило в понедельник РИА Новости, исследование проводилось Московским центром непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ. Уровень школ оценивался по результатам ЕГЭ, которые показали воспитанники, и успехам на предметных олимпиадах. Напомним, что открывшийся всего пять лет назад в столице Мордовии лицей для одаренных детей практически сразу вырвался в лидеры этого рейтинга, стабильно занимая позиции в первой десятке: в 2013-м ему досталось шестое место, а в прошлом году - девятое. На сей раз саранские лицеисты обосновались на второй строчке, опередив своих главных конкурентов - специализированный учебно-научный центр (факультет) им. Колмогорова при МГУ им. Ломоносова. Следует отметить, что, за исключением лицеев Саранска и Санкт-Петербурга, в десятке лучших оказались лишь московские школы. Как уже писала "РГ", за пять лет с момента создания центра для одаренных детей в Саранске его воспитанники, две трети из которых составляют выходцы из сельской глубинки, успели завоевать около сотни медалей международных олимпиад. При этом условия обучения здесь были далеки от идеальных: сначала лицеисты ютились в здании профучилища на окраине города, затем - в помещении старой школы. В этом году ребята справили долгожданное новоселье - первого сентября лицей переехал в новое здание. Сейчас здесь обучаются 278 умников и умниц из районов Мордовии, а также представители 17 регионов страны - от Приморья до Крыма. В комфортабельном учебном комплексе есть все необходимое: современное оборудование, библиотечно-информационный центр и полноценная школьная обсерватория. Кстати, именно в астрономии сборная саранского лицея добилась особых успехов и по праву считается лучшей в стране. В августе десятиклассник Иван Утешев привез из Индонезии золотую медаль Мировой олимпиады по астрофизике - первую и пока единственную награду, завоеванную там россиянами. В Мордовии школьник стал лауреатом премии главы республики - На счету Вани уже шесть медалей, добытых на состязаниях мирового уровня - четыре "золота" и два "серебра", - с гордостью отметил его наставник - научный руководитель центра Дмитрий Подлесный. Недавно Иван пополнил коллекцию своих трофеев: 16-летний подросток получил Орден Славы Мордовии III степени. Церемония награждения юного вундеркинда состоялась в День учителя. Не остался без награды и его педагог - Дмитрию Подлесному было присвоено звание народного учителя РМ. Справка "РГ" Кроме Республиканского лицея для одаренных детей, в Топ-500 вошли еще три школы из Мордовии: это саранская гимназия №12, а также лицей №4 и лицей №43. http://www.rg.ru/2015/10/12/reg-pfo/licey.html

ЛОМАНЬ-2: Cайт "ЭРЗЕНЬ ВАЙГЕЛЬ": Исполнилось 75 лет со дня рождения мастера палехской миниатюры, заслуженного художника Мордовии Алексея Почанина. Выросший в эрзянский семье и с молоком матери впитавший истоки самобытной этнической культуры, он нередко при создании ювелирной палехской росписи, заимствовал идеи в мордовских мифах, национальных орнаментах, нередко обращаясь за консультацией к искусствоведам саранских музеев. Сотрудничество Алексея Осиповича с Республиканским краеведческим музеем имени И.Д. Воронина началось в 1976 году. Тогда специально по заказу музея художник смастерил несколько работ по национальным мотивам: декоративное блюдо «Гулянье в мордовской деревне», шкатулка «Пляска «Умарина», пудреница «Мордовская пляска», две шкатулочки «Пляска». В благодарность за творческое сотрудничество Алексей Осипович подарил искусствоведу Тамаре Александровна Корабельщиковой пудреницу «Посиделки», которая теперь хранится в фондах Краеведческого музея. Также особым украшением музейной коллекции являются его шкатулки «Мордовия» («Земля-кормилица»), «Юность отцов», «Как у новых у ворот Ульяна стояла», «Семик», пудреница «Мордовские напевы», браслет «Мордовские напевы» и перстень «Осенний мотив», портсигар «Битва» из серии «Сияжар». Некоторые работы Почанин создавал в соавторстве с супругой Валентиной Андреевной. Произведения Алексея Осиповича Почанина хранятся также в Музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Ивановском областном художественном музее и других музеях страны. Мила МЕЛЬНИКОВА

AvarS: Танюш пишет: Республиканский лицей для одаренных детей занял второе место в Топ-500 лучших школ России, уступив лишь Президентскому физико-математическому лицею №239 из Санкт-Петербурга. Удивляться нечему. В регионах в рядовых школах (исключая «элитные» школы Москвы и СП-б) качество образования на порядок выше, чем в «столицах». Знаю это по собственному опыту. И это выступление рекомендую к просмотру ...



полная версия страницы