Форум » ЭТНОГРАФИЯ » Особенности формирования верхневолжской городской провинциальной культуры » Ответить

Особенности формирования верхневолжской городской провинциальной культуры

Олег Ракшин: Участок Верхнего Поволжья в 50-70 км ниже Костромы применительно к раннему средневековью принято считать территорией "костромской мери", оставившей заметный след в русских древностях. Последнее отмечали многие исследователи, начиная с Ф.Д. Нефёдова, проводившего здесь в конце XIX в. широкомасштабные раскопки курганов [1]. По мнению антропологов, курганы были оставлены обрусевшим "местным финским населением" [2]. По мнению этнографов, в традиционной местной культуре просматривается отчётливый финский след. Для дальнейшего исследования проблемы сложения местного варианта древнерусской культуры и в целях определения роли автохтонного финского населения в этом процессе в течение 1986 - 1996 гг. Плёсской археологической экспедицией были предприняты раскопки раннесредневекового г.Плёса и ближайшего к нему финского Пеньковского (Алабужского) городища, которое, как предполагалось, могло выполнять роль центра местного населения вплоть до основания здесь русского форпоста. http://www.travkin-museum.ru/statya10.html

Ответов - 20

Танюш: "Первые погребения Плёсского некрополя, расположенные в исходной точке его роста, содержат признаки, более характерные для погребального обряда центральных районов Владимиро-Суздальской Руси, откуда, видимо, и происходила небольшая группа первопоселенцев г. Плёса. В дальнейшем обряд претерпевает изменения. Захоронения стали совершаться в неглубокой яме, где сооружался короб из досок, как это делали в раннем средневековье марийцы и мордва" Моё внимание привлек этот абзац: на мой взгляд, первые погребения мало чем отличаются от эрзянских, во всяком случае все описанные археологические находки и основные обряды совпадают, как впрочем и последующие. Для меня несомненно, что на всей этой территории проживала единая этническая общность. Есть ли иные мнения? Олег, спасибо за ссылку!

Олег Ракшин: В инете нашел следующее: Интересно, что русские в массе своей одновременно держат в сознании эти две вещи: 1. Что их предки пришла на землю Великороссии исторически недавно. 2. Все равно это земля принадлежит им. Считается, что русские лишены расовых предрассудков. Вроде бы, так и есть, но вот в 1990-е годы археолог из Плеса, Николай Травкин, пришел к невероятному выводу — по его мнению, в Великороссии сменилось не население, а культура. – Вот слой финского поселения XIV века… Вот его сменяет слой Руси XV века… Но нет ведь никаких следов переселения славян! – Так получается, Русь — это ославяненные финны?! – Получается, так. Характерна реакция научного сообщества на теорию Травкина — было широковещательно объявлено, что он "офинел", и его пытались прижать с деньгами на раскопки, с выдачей официальных разрешений. Тем более — эта идея очень неприятна большинству русских. Наши предки пришли на территорию Восточной Европы! Мы — славяне! Одна из книг Марии Семеновой так и называется — "Мы — славяне!". Очень популярная книга. Теории Травкина, конечно же, обыгрываются в политике. Украинские националисты и без Травкина очень любили рассуждать о том, что русские — это такие одичалые украинцы: бежали с Украины, смешались с финно-уграми, в бесконечных лесах утратили почти все культурные навыки… А теперь еще воображают! "Офиневший" Травкин очень пришелся по душе и финским, и украинским историкам. Но не русским. http://www.kominarod.ru/gazeta/papers/paper_741.html

Танюш: А не кажется ли вам (обращаюсь ко всем, не только к Олегу), что теория Травкина не находит признания в силу того, что ведет к непонятным "мифическим" финно-уграм - ведь этнической общности такой нет, есть всего лишь языковая. Этническую общность из финно-угров пытаются сделать, на мой взгляд, исключительно в политических целях, причем далеко не чистоплотных, скажу прямее - с целью территориальных претензий. Это бросается в глаза, особенно в последнее время. И это уводит в сторону от исконной РУСИ. Почему в последнее время так любят говорить о финно-угорской РУСИ???!!! РУСЬ не может быть финно-угорской, потому что финно-угров как этнической общности никогда не существовало, народы, входящие в финно-угорскую языковую общность слишком разные, и в культурном и в историческом плане.


AvarS: Интересная версия насчет происхождения костромских топонимов и гидронимиов приведена на местном форуме (http://jedi.net.ru/viewtopic.php?id=100830&p=8) участником Vendoga. Правда, многие финские слова, с помощью которых ведется расшифровка, имеются и в эрзянском языке. В дополнение: Покша - большая, Андома - кормящая, Шача...

Танюш: AvarS сёрмады: Правда, многие финские слова, с помощью которых ведется расшифровка, имеются и в эрзянском языке. Вот-вот, и я о том же)) Поэтому у меня и вызывает негодование и возмущение тот факт, что в нашем государстве так равнодушно относятся к сохранившемуся, дошедшему до наших дней праязыку древней Руси.

AvarS: Танюш сёрмады: что в нашем государстве так равнодушно относятся к сохранившемуся, дошедшему до наших дней праязыку древней Руси. Подозреваю, всё намного хуже: это не равнодушное отношение, а сознательное уничтожение.

Танюш: AvarS сёрмады: это не равнодушное отношение, а сознательное уничтожение. Но ведь этому надо как-то противостоять. А противостояние получается очень слабенькое - несколько эрзянских сайтов. Есть два литературных эрзянских журнала: один детский - "Чилисема", другой взрослый - "Сятко". На 2011 год "Сятко" из-за трудного фин.положения не включили даже в реестр Роспечати, подписаться можно только в индивидуальном порядке.

AvarS: Противостоять нужно. Возможно, и путем поиска союзников в других движениях. Уничтожение эрзянской культуры - следствие политики властей. И не столько в Саранске, сколько в Москве.

Танюш: AvarS сёрмады: Уничтожение эрзянской культуры - следствие политики властей. Согласна. Я ненавижу власть. Любая власть - это ущемление прав и свобод. ЧЕЛОВЕК ЖЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ РОЖДАЕТСЯ СВОБОДНЫМ

AvarS: Танюш сёрмады: Но ведь этому надо как-то противостоять. Насчет антиэрзянской политики властей есть такое предложение. Возможны нестандартные действия, прежде всего, за пределами традиционных территорий. В тех же Ивановской, Костромской, Ярославской областях районные газеты с удовольствием примут материалы (безвозмездно, разумеется) о происхождениях местных географических названий. (А они чуть ли не все эрзянские.) В Нее, Вохме, Ирдоме (ныне - Боговарово: по легенде, при строительстве церкви здесь икона упала в котел с кипящей смолой) многие местные жители действительно считают себя потомками меря, но при этом ни слова не слышали о народе эрзя и тем более, что эрзя и меря - один народ. (В местных школах есть богатые этнографические музеи, вот бы куда заглянуть специалисту по эрзянской этнографии!) Местные журналисты и историки по областному радио и телевидению говорят, что названия от финнов и черемисс. Вообще, упоминания эрзя в местных СМИ не найдешь. Хотя на форуме костромичей http://jedi.net.ru есть те, кто называет себя эрзя. Если кто-то из эрзян - желательно с ученой степенью по истории или филологии - возьмется за такой труд, это будет неоценимый вклад в наше дело! Минь а изнявдано тенст знярдояк!

Танюш: AvarS сёрмады: В тех же Ивановской, Костромской, Ярославской областях районные газеты с удовольствием примут материалы (безвозмездно, разумеется) о происхождениях местных географических названий. (А они чуть ли не все эрзянские.) AvarS, есть статья, которую я могу предложить для публикации, так как, на мой взгляд, ей стоит уделить особо пристальное внимание, хотя она посвящена и не названиям, а куда глубже уводит. Судите сами: Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли Изначально эта статья была написана Николаем Ивановичем Аношкиным (Аношонь Тумаем), Сергу Терюшань (Сергей Туршатов) значительно переработал ее суть, а я синтезировала мысли Тумая и Сергу в единое целое, немного добавив своих соображений. Процесс написания данной статьи был очень интересным, до сих пор вспоминаю с огромным удовольствием.

AvarS: Спасибо, статья хорошая. Но для местного читателя необходимо добавить предисловие.

Танюш: AvarS сёрмады: Но для местного читателя необходимо добавить предисловие. Я подумаю на эту тему.

Танюш: Предлагаю вариант вступительной статьи, давайте обсудим. В междуречье рек Оки и Волги (Рав) живет очень древний и красивый народ «Эрзя», благородное имя которого происходит от эрзянских слов эрий, арий (житель). Эриця, (живущий, жизнеспособный), эряза (быстрый, проворный). История эрзян уходит в глубокую древность и ее можно проследить по городецкой, поздняковской, волосовской, фатьяновской, верхневолжской и бутовской культурам, а также ямочно-гребенчатой керамике. Географические границы распространения перечисленных культур фактически совпадают. В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку народами была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты. Слово «рус», «русский» существует лишь в русском и эрзянском языках. На эрзянском языке русский звучит как «рус», «руз», что, вероятно, является трансформацией от гидронима Ра и этнонима Эрзя (э-ра-нься – живущий на Ра); Русь, Расея, Россия – это Ра, получившая значение этнонима и название государства. Русь – это народ, живущий на реке Ра. Ра - именно так называли эрзяне Волгу, спускающуюся в низ (эрз. валги). Эрзянский, мерянский и другие близкие народы участвовали в этногенезе уральских народов, и именно так рождался финно-угорский мир современной России. Легендарный, героический народ эрзя по своей сути является пра-народом или одним из «родителей» значительного количества народов России, при этом эрзянский народ не потерял своей идентичности, древнейшего языка и веры. Современные эрзяне являются хранителями древних знаний своего народа. Предлагаемая вниманию читателя статья посвящается раскрытию сакральной сути молельных мест древних эрзян – кереметей. (Вступительная статья написана по материалам портала Эрзянь ки и статьи А.Шаронова "Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина")

AvarS: Например, чо ссылкой на А. Шаронова, дать информацию об общности меря и эрзя.

Танюш: AvarS, я уже дала)) пожалуйста прочитайте выше - мой пост Мы с Вами одновременно, видимо, писали

AvarS: Именно так и вышло. Если время постов сопоставить (разница 3 минуты). Вроде, всё понятно и доходчиво. Только, наверное, следует добавить, что Шаронов - доктор филологических наук. Может, в таком виде и оставить?

Танюш: Шаронов А.М. - доцент, доктор филологических наук (2002), лауреат Первой Литературной премии Общества М. А. Кастрена (1997, Финляндия), ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, член Союза писателей России(1999). AvarS сёрмады: Может, в таком виде и оставить? По-моему, достаточно внятно получилось. Может, только многова-то, но редакция всегда может сократить на их усмотрение. Не желательно только, чтобы сокращался сам очерк.

AvarS: Статья представлена в газеты "Приволжская новь" и в "Волгореченский курьер". Гл. редакторы обеих газет о народе эрзя сегодня узнали впервые. (О меря знают все.) Материал понравился, но 100 %-ной публикации не дают. Электронная версия "Приволжской нови" -www.privolzhskaya-nov.ru

Танюш: AvarS, спасибо!!! Будем надеяться, что опубликуют. По крайней мере, теперь хотя бы главные редакторы этих газет будут знать об эрзянах, что есть такой народ)) Хотя, по-моему, сегодня уже стыдно не знать об эрзянах.



полная версия страницы