Форум » ПАЗНЭНЬ КЕМЕМАСЬ » ЭРЗЯНЬ КЕМЕМАСЬ/ЭРЗЯНСКАЯ ВЕРА » Ответить

ЭРЗЯНЬ КЕМЕМАСЬ/ЭРЗЯНСКАЯ ВЕРА

admin: ЭРЗЯНЬ КЕМЕМАСЬ/ЭРЗЯНСКАЯ ВЕРА

Ответов - 60, стр: 1 2 All

VIKAY: Ава- те валось юр , эрзянь койсэ кирдийтнень лемдямосост, сайсынек ведь , сонзе кирдиенть лемдить кода Ведень Кирди, истя Ведьава(Ведь+ава). Авась, нись свал эрзянь раськенть мельежосонзо ульнесь шкинема мельванома тёшксокс. Эрьва эрямоенксонь виесь сюлмавозь кавто юрсто авань чачома-шкинема, ды атянь-церань раштавтомо-шкинеме кармавтыця, нама кирдийень вий юрось те авань-церань, секскак кидийтнень лемест. Сынест пшкадемась веке кода Ава мердяно Ведь Ава , истя Ведь Атя, аваксчинь-цераксчинь вийтнетеме эрямо арась. Ава буквально с эрзянского переводится как мать, женщина, женское начало. Символ созидания почитания . Практически всегда имена держателей стихий и стихиалий в эрзянском языке двухосновные Ведь –вода , Ведень+кирди( воды хозяин держатель) в большинстве же случаем эти держатели называются как Ведьава , Авань поза-Инечитнень Покшчитнень каштазсто, вейкесь. Кода Бабань Каша истя Авань Поза покшчитнень ютавтомаст пры аватнень лангс.Ушодови те Покшчись ознопалонь позань анокстамосо, секскак лемезе Авань поза. Анокставови ниле чис Инечиденть икеле , куншкачинь чокшнестэ, с.е кудосонть косо ванставсь атянь штатолось, кавто ават сыргить буень аватнень ванды позань човурямо тердеме. Эрьва кудосонть сыцятнене максови вейке сараз ал. Калоньчистэ аватне пурнавить тердицятнень кудос, эрьвась туи почт ды солод. Ушодови позань теемась, кирвастеви штатолось ды сехти сыресь аватнесте пшкади истямо озолмасо .( Инешкипаз ! Веречипаз, Чангодть! Лездак тенек, улезе паро позанок, уцяскавсто ды шумбрачисэ ютазо иенек! Паз , Чангодть!) Штатолсонть теи кавксо колот поза парень велькска. Покш пачалгосо реставить исень чинть максозь алтне. Аватне пурнавить морганть икелев косо палы атянь штатолось , сехти сыресь эйстест ютавты а покшке озкске. « Инешкипаз ! Веречипаз , Чангодть! Тон трицянок ванстыцянок, макст тенек Шумбрачи! Чачост касост сюронок, раштаст ракшанок, чачтыцят улест аванок, шумбрат-превейть касост пакшанок, покшолгадозо парочинек , улезе мейсэ ливамс Покштянок-Сэрдянок.Паз Чангодть! Инешкипаз ! Чангодть» Эрьва авась саи пеншсэ рестазь алтненде ды ливи кунды лемест кулозь Покштянзо. Кудазоравась каванясынзе веси пуромт аватнень мейле туить кудова, Шлямочисэ кой-кона эздест сы лездамо брагань пидемстэ. Таргочистэ од мазы оршамосо пурнавить веси озкужонь-буень

admin: Викай, расскажи как эрзянам принять эрзянскую веру, пройти обряд имя наречения после христианского крещения, тем кто приходит в родную веру?

Викаень Пургазонь: СЕРМАДСА ЭРЗЯКС ДЫ РУЗОКС лемдямось - обряд имя наречения


admin: ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ПАЗНЕ КЕМЕМАСЬ-ЭРЗЯНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Олег Ракшин: Не далеко от Самары расположено село Старая Бинарадка. А рядом с селом среди соснового леса можно найти озеро, которое местные жители называют "Баба озкс". Рассказывают, что в лесу ранее была молельная поляна с чистым родником и даже подземная церковь. Родник, по преданию, пытался закрыть своим шлемом Ермак. Правда никто из немногих оставшихся местных не рассказал, почему озеро названо именно так, как проходили моляны. Единственно, что говорят сторожилы, мол, женщины приходили плакаться и молиться на озеро, а кому молитва посвящалась - тишина Вопрос: есть ли нечто подобное в других районах Эрзянь мастор? Нужна максимально полная информация. С уважением, Олег

admin: Олег Ракшин пишет: даже подземная церковь. Если под землей доломит, то это не церковь

Олег Ракшин: admin пишет: Если под землей доломит, то это не церковь Местные говорили "подземная церковь". Поэтому я использовал это словосочетание. Есть подобные озёра в на территории России и как проходили возможные обряды?

admin: Олег Ракшин пишет: Местные говорили "подземная церковь". Поэтому я использовал это словосочетание. Есть подобные озёра в на территории России и как проходили возможные обряды? Попробуйте узнать породу под землей, если это доломит, тогда там было производство железа. Все эрзянские обряды проходили у водоемов и родников. Обряд, это дань уважения предкам, во время обряда народ как бы советовался с предками как поступать далее.

пппп: Может быть не стоит возвращаться в язычество?

Танюш: Это не язычество. Это ВЕРА наших ЭРЗЯНСКИХ ПРЕДКОВ.

svantit: Танюш сёрмады: Это не язычество. Это ВЕРА наших ЭРЗЯНСКИХ ПРЕДКОВ. ой как же хорошо сказано нечего добавить

Кирьхкс: Инешкипаз не катит против марийского Кугу Юмо.

Танюш: Кирьхкс, вот и катись к марийскому Кугу Юмо. Тебя сюда никто не приглашал.

КВЕДОР: Танюш сёрмады: Кирьхкс, вот и катись к марийскому Кугу Юмо. Тебя сюда никто не приглашал. Давно бы так, ВИРЯВА, чем отвечать на пустые вопросы!

Virjaz: КВЕДОР сёрмады: Давно бы так, ВИРЯВА, чем отвечать на пустые вопросы! Но ведь мужики должны защищать эрзян, тем более девушек, а мы оказались в стороне, прости Вирява. Мы осознали свою вину

Танюш: КВЕДОР сёрмады: Давно бы так, ВИРЯВА, чем отвечать на пустые вопросы! Честно говоря, я думала, вы меня за резкость отругаете. Спасибо за понимание))

Кирьхкс: Ничего себе, НО изначально марийская, и мне катиться, когда историю искажают?

КВЕДОР: Virjaz сёрмады: Но ведь мужики должны защищать эрзян, а мы оказались в стороне, прости Вирява. Мы осознали свою вину Увы, Virjaz! Древние эрзянские традиции в современности - женщина больше, чем хозяйка в доме. Не мужское это дело - сор из избы выметать! Да и мужик нынче не такой пошел.

Танюш: Кирьхкс сёрмады: когда историю искажают Эрзянскую историю не просто искажают, ее то замалчивают, то нагло крадут, приписывают другим народам. Не вам говорить об искажении истории.

Virjaz: Танюш сёрмады: Эрзянскую историю не просто искажают Вирява, ты не поняла, этот деятель говорит что Нижегородская область (НО) была вначале марийская

Танюш: Virjaz сёрмады: Вирява, ты не поняла Мон весе чаркодинь)) НО = Нижегородская область исконно эрзянская земля, поэтому и написала, что у нас крадут нашу историю.

Торгай: Река Серёжа, название марийского происхождения, сравните с Керженец.

Танюш: Да мало ли чего приписывают марийскому происхождению?!! Вот, например, Записки краеведов Л.Трубе пытается убедить, что топонимика марийская. Только давайте взглянем с иной стороны - с нашей эрзянской: Село Ревезень (Ривезень) - явно от эрзянского ривезь, нежели от марийского рывыж, здесь даже и сомневаться не стоит. Речка Виткинзы или Вичкинзы - очень сомнительно, что от марийского вытсынза. Отдельно рассмотрим слова: Витев - направо (вить кедь-праворукий); Ки - дорога, путь, направление движения (в т.ч. по реке в лесу, т.к. дорог было мало); Кине - дорожка; Сы - движение чего-то в смысле наступления будущего(сы ведись - придёт (движется) вода). Теперь сравним: Вит - кин - зы Вит(ь) - кин(ь) - сы - ПРАВЫЙ ПРИТОК Насчет Сережи и Керженец, думаю, если проанализировать их корневую основу, тоже найдется эрзянский источник.

Virjaz: Торгай сёрмады: Река Серёжа, название марийского происхождения, сравните с Керженец. А Пьяна сопоставима с таджикского "поеноб" - "низовая река" стр. 199 "Наши реки, города и села" Н.Морохин Сережа = с родни таджикского "Сара" - "чистая" и "сероб" - поноводная . стр 205 "Наши реки, города и села" Н.Морохин Так что придется отвалить, профессор Морохин приписал все таджикам.

Танюш: Virjaz сёрмады: Так что придется отвалить профессор Морохин приписал все таджикам. Virjaz, это можно в разряд анекдотов записывать

КВЕДОР: Танюш сёрмады: Насчет Сережи и Керженец, думаю, если проанализировать их корневую основу, тоже найдется эрзянский источник. Мы так и сделаем. Приведем зрзянские слова: Сэрей - высокий, глубокий, крутой(склон), обрывистый(берег); Ожа - рукав (одежды), в переносном смысле - русло, рукав реки. Теперь сравниваем: Сэр(эй)+ ожа Сер - ёжа - ГЛУБОКАЯ,ОБРЫВИСТАЯ Керженец-река в Нижегородской области, левый приток Волги. Приводим эрзянские слова: Керш - левый (керше кедь - левая рука); Нетькс - стебель, ветка, в переносном смысле - русло реки, рукав Керше + нетькс Керже - нец - ЛЕВЫЙ РУКАВ (ПРИТОК)

Танюш: КВЕДОР сёрмады: Мы так и сделаем. Приведем зрзянские слова КВЕДОРсюкпря!!! С таким подробнейшим эрзянским раскладом не поспоришь!!!

Танюш: Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли Ноги идущего, как камень, брошенный в воду, рождают круговые волны, но слышат их только рыбы. Слово, брошенное в люди, не всякий слышит. Говорить, не ведая о чем, всегда просто и легко, было бы остроумие, например, как у деда Мяцказь Лефая. За неожиданные версии, подкрепленные турецким соусом и бравурной лексикой, мы его зауважали. Но за удобным столом московской квартиры деду Лефаю невдомек то, что незачем разводить круги, писать о том, ЧТО НЕ ДАНО ЗНАТЬ. Религиозная культура предков, обряды, святилища растоптаны, изъяты из памяти людей Российско-тюркской империей более двухсот лет назад. Не сумел, к сожалению, эрзя народ в первозданном виде донести свои традиции до потомков. Вот и судим-рядим с дедом Лефаем, как было. Кереметь - главная святыня эрзян, наследие седого прошлого. Место под кереметь выбирали тщательно, со знанием сакрального значения, в отличие от березовых рощ: Репешти были практически у каждого селения, в каком угодно месте, лишь бы росли березы. Музей эрзянской культуры столкнулся с проблемой Керемети впервые в 1997 году. Восстановили кереметь из небытия, придали статус этнокультового музея под открытым небом. Освятили по эрзянской вере, а затем прошли весеннее-осенние обрядовые праздники. Святилище ожило и его дух – Керемет, показал свой норов, вплоть до карстового провала в черте деревни Килейвеле. На Нижегородчине с древнейших времен осел народ-мари, который пришел сюда уже на готовую культуру эрзян, переняв у них религиозные поклонения и культовые объекты. Именно поэтому марийские религиозные традиции очень схожи с эрзянскими. Даже покровители юмо напоминают некоторые эрзянские. Вюд Ава юмо (Ведьава) или Ош-Пондаш (белой бороды) - дух святилища. Восемь тысяч нижегородских горных мари упорно сохраняют свою веру и ревниво относятся к своим культовым объектам. Для чужих они тайна за семью печатями. Только благодаря такту и большому терпению, уважению марийских обычаев и верований этнографу Николаю Морохину удалось их систематизировать и издать сборник материалов по изучению этничекой культуры народа мари: "Нижегородские марийцы" 1994г. Эрзянским религиозным традициям с точки зрения их сохранности повезло несравненно меньше. Эрзяно-русский менталитет веками пытались уничтожить их тюркские соседи и сородичи, возможно, именно в попытке стереть следы своих чрезмерно откровенных заимствований. Российско-тюркская империя дважды устраивала нашему народу кровавую бойню, и постоянно учила, как жить по-христиански. Народ метался от объятий Московии по всему Поволжью и уходил, сам не ведая куда. А брошенные святыни осквернялись попами. Жители села Сарлей поднялись за защиту своих захоронений, но власти восставший народ потопили в крови. А их вдохновителя, Несмеяна Васильева, сожгли живым на кресте. Смерть не менее мучительная, чем у Христа, только вот Несмеян от этого не стал богом. Но вернемся к рассказу об эрзянских кереметях, проясним, чем же отличаются наши керемети от марийских, чтобы впредь дед Лефай своими «турецкими» объяснениями не смог нас увести в сторону от исконно-эрзянского духа керемети. Название слова кереметь имеет древнюю эрзянскую основу, хотя оно и ассоциируется с индоиранскими и арабскими наречиями. Этому есть объяснение. Эрзя, как древний народ, дал топоним другим народам. Древний мир известен зиккуратами, культовыми храмами в виде горы с тремя лестницами. Гора окрашена в три цвета. Снизу - черный, середина - красная, вверх - белый. Этот символ сохраняется и у эрзян. Зиккурат буквально переводится как подъем бога Ра. Древнее название керемети - КИРАМА, то есть дорога бога РА и матери Земли. В арабском языке слово керемет означает "О чудо", а в тюрских языках - "запрет". Эрзянские керемети, как правило, были в дубовых старых лесах и рощах. Они строились на карстовой земле, там, где дышит земля, где проявляется дух земли Керемета. Чтобы найти физическое объяснение этому факту, ознакомимся подробнее, что такое карст. Это совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами (гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью). Карстовый провал – так вот в чем суть! Мудрые были у нас предки, у эрзян все было со смыслом. Керемети - это места вырубки породы, отсюда и карстовые провалы, в переводе на русский язык эрзянские слова «кары», «карасть» означают соответственно – «долбит», «выдолбленный». Рассмотрим слово КИРАМА более подробно, разбив его на слоги, следуя основному принципу построения нашего праязыка. КИ-РА-МА = РАМ-КИ = РАМА Если обратится к этимологии слова РАМА, то мы в первую очередь обнаружим, что главное значение этого слова – ОСНОВА, ОПОРА. Кстати, в Библейской энциклопедии этому слову дано следующее объяснение: «Рама (высота) — название мест и городов». Однако наиболее точное значение слова, на наш взгляд, все-таки дает именно эрзянский язык: РА-МА – основа, базис, фундамент. РА - одно из основополагающих сакральных слов в эрзянском праязыке, означает высшую точку, зенит, момент роста, высшего развития, легло в основу целого ряда фундаментальных слов современных эрзянского и русского языков, таких как РОД = РОД, РОСТИ = РАСТИ, РАСЬКЕ = НАРОД. Главная водная артерия Руси в эрзянском языке носила имя Рав. РА - корень имени Русь. МА – из этого же основополагающего ряда эрзянского праязыка, означает исходную точку, Землю. Мода = земля, мастор = место. Исходя из вышеизложенного, приходим к следующему объяснению этимологии слова РАМА: ОСНОВА – ОПОРА – ГОРОД Вот мы и вернулись к нашим древним эрзянским городищам. Какие города на Руси были в древности? Правильно, белокаменные!! Именно этим обстоятельством и объясняется этимология эрзянского слова «ОШ» - город: АШО = белый. Для постройки своих городищ эрзяне добывали известняк. Эрзянские города были из БЕЛОГО камня (Ашо кевинь) – белокаменные. Теперь ознакомимся подробнее, что же это за порода такая – известняк. Известняк (ракушечник) – осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения, состоящая почти на 100 % из CaCO3 (карбоната кальция) в форме кристаллов кальцита различного размера. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде, а также медленно разлагаться на углекислый газ и соответствующие основания; первый процесс — важнейший фактор образования карстовых пещер. При выработке камня мякоть оставалась, затем она промывалась водами и образовывались провалы – выдолбоины = карасть - карьер - Кереметь. А далее происходило следующее. После захвата Эрзянь Мастор эрзяне были выселены или вытеснены со своих мест, именно по этой причине на традиционные обряды они собирались тайно на привычном месте у бывших или непосредственно на бывших местах поселений и городов. Именно этим и объясняется наличие вокруг эрзянских кереметей рвов с валами - это следы древних городищ. Эрзянские керемети посещались родами со всей округи. Если марийцы ставили культовые столбы и рубленный дом бога и духов покровителей, то эрзяне срубных сооружений на керемети не делали, кроме культовых ритуальных столбов и крытого навеса над котлами. Ритуалы шли не один день. Ехали на Озкс на подводах с женами, детьми. Как правило, рядом с кереметью был маар для проведения не только молений, но и народного собрания, где решались мирские дела и осуществлялся выбор старейшин. В старину молодежь в дружины набирали исключительно с испытанием, которое проводилось здесь же. У керемети проходили также конкурсы на лучшее рукоделие или исполнение песни. Завязывались знакомства и брачные сделки. Известно, что именно на керемети происходило "венчание" молодых пар. После обрядового танца пары вокруг священного дуба, молодые падали на колени перед покштяями, которые благословляли их на семейную жизнь. Эрзя, в отличие от марийцев, не закладывали под кору деревьев деньги и не закапывали. Они пользовались не только молитвами, но и магической графикой и письменами. Знаки наносили на кору священных деревьев. Письмена и знаки оберегов на бересте (серма метькамо) в виде строгих линий производились острой палочкой - КЕРЬ МЕТЬ. Береста шла в священный огонь керемети. Была традиция также вешать на ветки дерева вышитые знаками полотенца. Кереметь музея, речь о которой шла выше, находится 1,5 от Килейвеле на окраине дубового леса, место огорожено рвом и валом. Имеет трое ворот и ритуальные столбы. Это вершина реки Астры и оврага Спорный, на границе Шатковского и Лукояновского районов. Эрзяно-русский этнос пытаются стереть из истории, кое-кто уже считает, то достиг развития прежней цивилизации, но они сильно заблуждаются. Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли. Директор Музея Эрзянской культуры Н. Аношкин (Аношонь Тумай) Сергу Терюшань Вирява (Ротановонь Татю) http://www.erzan.ru/news/u-erzyan-byli-belokamennye-goroda

Надя: Хотелось бы узнать, как эрзянская вера относится к этой проблеме. Есть ли что-то в первоисточниках? В последние годы среди молодежи и не только стали популярны так называемые гражданские браки. Мол, поживем некоторое время вместе, если не будет проблем в отношениях, то поженимся, а если не сложится, то разбежимся. Так вот, как утверждают специалисты, подобные отношения приводят к тому, что у девушки разрушается потенциал родовой функции. А это значит, что в ее детородных органах остается некая отметина, которая не позволяет ей в будущем рожать здоровых детей. Даже когда она встретит своего избранника, того самого единственного и неповторимого, выйдет за него замуж и захочет иметь детей, ее добрачный опыт может стать ей в этом преградой. Сейчас, говорят врачи, таких молодых супружеских пар очень много. Ежедневно приходят все новые, и новые за консультацией и просят помочь. Вот поэтому к сохранению девственности, уверяют они, надо относиться серьезно. Кстати, я читала, что еще в глубокой древности у наших предков существовал свод нравственных правил о целомудрии и наследственности. Они знали, что от неразборчивой в отношениях с мужчинами девушки не может быть здоровых детей. В наше время эту закономерность смогли объяснить генетики, открывшие в ХХ веке явление, названное "телегонией". Заключается оно в том, что решающее влияние на все потомство женщины имеет первый в ее жизни мужчина. Именно он закладывает генофонд, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать. Мужчина, нарушивший девственность, становится генным отцом будущих детей женщины. К слову, примерно 150 лет назад конезаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Но ни одного зачатия не получилось: ни у лошадей от зебр, ни у зебр от кобыл. Опыты прекратили. Но через несколько лет у этих кобыл стали рождаться полосатые жеребята от породистых жеребцов. Мода на сожительство пришла к нам с запада и прижилась. Между тем, если ориентироваться на тот же самый, запад, нынче там модно хранить девственность до замужества. И это расценивается как то, что девушка принадлежит к высокому сословию думающих. Нам же эта мода пока, похоже, не грозит. © islamnews.ru

Танюш: Надя сёрмады: Хотелось бы узнать, как эрзянская вера относится к этой проблеме. У эрзян не было ни многоженства, ни многомужества. Целомудренность была главным достоинством девушки. Это даже не обсуждалось, было само собой разумеющимся. Отрывок из очерка Маризь Кемаль click here "Аштема Кудо"- Эрзянский институт: Однажды я провела такой «эксперимент». В выходной, как всегда, собралась в деревню. Стою на перекрестке, «голосую». Наконец, остановился один «жигуль», забрал. Разговорились. Слышу - акцент эрзянский, заговорила на родном. Он отвечает на русском. Я засмеялась: должно быть, жена русская, не разрешает тебе разговаривать на эрзянском! Он тоже рассмеялся и, перейдя на эрзянский, открылся: жена действительно русская. Скажи-ка, говорю, а почему эрзянские мужчины так стремятся жениться на русских или женщинах других наций? Они что, слаще эрзянок или причина в другом? Он громко захохотал, потом сказал: «Насчет сладости, думаю, эрзянки такие же». «Но тогда в чем причина?»- не отставала я. «Да как тебе сказать… За эрзянкой бегаешь-бегаешь и, скорее всего, ничего не набегаешь. А русские …русские податливее». Вот тебе на! Говорю, как перед Богом, не лгу, даже слово это же оставила. Я остолбенела! Как неприхотливы стали наши мужчины! - Погодика, - говорю, - браток. В прежние времена эрзянин никогда не женился на легкомысленной, вольного поведения девушке. Ты знаешь об этом? Не женился даже в том случае, если сам испортил девушку, понимаешь? И это не считалось тогда подлостью. Виноватой считалась девушка, хотя обманщиком являлся парень. Весь стыд и позор полностью ложились на девушку: не обманывайся! Поэтому эрзянская девушка до выхода замуж вела себя очень строго, с достоинством: сама на шею не вешалась и неуважительного отношения к себе не допускала. Целомудрее, девичья гордость считались лучшей характеристикой эрзянки. Признаться, я думала, что в современных эрзянках нет этих качеств; утеряны, как утеряли мы многое из духовного богатства наших предков. Но судя по твоим словам, молодой человек, есть они, эти высокие черты, и в теперешних эрзянках! Так на кого же вы, мужчины, поменяли своих соплеменниц: на «податливых»?! Почему, зачем вы вынуждаете их выходить замуж за представителей других наций и рожать, воспитывать детей не для своего народа? Разве не из-за вас, мужчин, из года в год сокращается численность эрзянской нации? Ведь когда эрзянин женится не на эрзянке (особенно в городах, райцентрах), дети растут не эрзянами, потому что даже дома, на кухне не слышат эрзянскую речь! Когда я с обычной своей страстностью выпалила это в лицо попутному «извозчику», он заволновался, растерянно глянул на меня и … промолчал. Подумав, он тихо обронил: «А ведь это правда… как странно… Даже в голову не приходило…»

val: КВЕДОР сёрмады: Мы так и сделаем. Приведем зрзянские слова: Сэрей - высокий, глубокий, крутой(склон), обрывистый(берег); Ожа - рукав (одежды), в переносном смысле - русло, рукав реки. Теперь сравниваем: Сэр(эй)+ ожа Сер - ёжа - ГЛУБОКАЯ,ОБРЫВИСТАЯ Керженец-река в Нижегородской области, левый приток Волги. Приводим эрзянские слова: Керш - левый (керше кедь - левая рука); Нетькс - стебель, ветка, в переносном смысле - русло реки, рукав Керше + нетькс Керже - нец - ЛЕВЫЙ РУКАВ (ПРИТОК) отлично )

Танюш: КЕРЕМЕТЬ Эрзянское святилище в лесу, около заброшенной деревни Березовка (Килейвеле), восстановлено летом 1996 года. Официальное открытие памятника этнокультуры под открытым небом произошло глубокой осенью, в день рождения Музея эрзянской культуры. В памяти тех, кто участвовал в этом мероприятие, этот день остался удивительным и неповторимым событием. Словно сама природа ждала нас: притихшая, обласканная лучами полуденного солнца, готовая с золотой осени, шагнуть в студеную зиму. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/keremet-anoshon-tumaj

pupyrzay: Одной из омерзительных особенностей многих нехристианских воинов был культ отрезанных голов. Древние писатели оставили нам немало свидетельств об этом из "Светлой античности". Монах Юлиан рассказывает о мордвинах: " это - язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться. (Доминиканец Юлиан о Монголо-Татарии) Питье из черепов поверженных врагов, кстати сказать, являлось "фирменным знаком" степных язычников. Например, Повесть Временных лет рассказывает что печенежский хан Куря сделал чашу из черепа Святослава. Болгарский царь Крум, после разгрома византийского войска, сделал себе чашу из черепа императора Никифора.

ciber123:

Танюш: pupyrzay сёрмады: Питье из черепов поверженных врагов, кстати сказать, являлось "фирменным знаком" степных язычников. Какое отношение это имеет к Вере эрзян? Печенеги - это кочевые племена, нападавшие на древнемордовские земли.

Танюш: pupyrzay сёрмады: Монах Юлиан рассказывает о мордвинах: Вы совсем немного перепутали видимо, это объясняется вашим незнанием истории. Мордва воевала с татаро-монгольским игом, именно она отражала первые, наиболее агрессивные, атаки кочевников. И об этом свидетельствуют древнемордовские эпические сказания. А если будете извращать смысл мною сказанного, то я вас забаню, так и знайте.

Боляень Сыресь: Танюш, "банить" это совершенно в совковом стиле... почитал твои последние выступления и высказывания.... Вот ты и в "мордве"... "Древнемордовский народ"? Хорошо, что Сергу не читает этих твоих выступлений... Ты же совсем недавно клеймила мнея за придуманные тобою же "совсместные " с "мордвой" действия... Эх Таня! Обещаю тебе. Поеду домой, заеду в Пикшень и прочитаю на могиле Сергу твоё выступление на "круглом столе"... У нас были с ним разногласия, бывало он не был сдержан в своих высказываниях, но у меня никогда не было к нему чувства ненависти, потому что он был Эрзянин. А ты, оказалась "мордовкой". В самом кубле "мордвы"... Со своими...

Боляень Сыресь: Не отвечай здесь. Я сюда не захожу...

Танюш: Боляень Сыресь, но ведь зашёл)) а, собственно говоря, что тебе не понравилось? в России наш народ именно под этим именем знают, как бы не открещивались. Я сказала голую правду - как есть, ничего не приукрасила и ничего не извратила. Сергей пытался доказать, что мы не мордва, так вы его вместо того, чтобы поддержать, практически четвертовали. Почему бы теперь и не съездить к нему на могилу - съезди, Сыресь, съезди! Он тебя выслушает внимательно, и возражать тебе уже не будет, промолчит. А что вы с Эрюшем сделали полезного? - флагом помахали перед финно-угАрами в Венгрии?!)) Ну молодцы - смельчаки, герои!!! Дальше размахивайте...

Танюш: Доклад на конференции: Древние корни эрзянского народа. Древнемордовский эпос «МАСТОРАВА» В России наш народ знают под именем «мордва». Мон – эрзя, я – эрзя, - представительница одного из мордовских народов. Любителям изобразительных искусств, несомненно, известно имя прославленного скульптора Степана Эрьзи, но мало кто из россиян догадывается, что «Эрьзя» - это не фамилия, а псевдоним, означающий имя народа. Степан Дмитриевич Нефёдов гордился своими корнями, и желал, чтобы имя нашего народа было известно во всём мире. По моему глубокому убеждению, мордовский народ – это один из основополагающих этносов, формирующих русскую нацию. Зная свой родной язык, мы, как никто точнее, понимаем суть имени Россия: РАСЬ+СИЯ – это страна серебряного (в значении «древнего») народа. РАСЬ – народ, проживающий на берегах реки РА (РАВ - древнее имя великой российской реки Волги, которое донесли до наших дней эрзянские эпические сказания); СИЯ – серебро-седина-древность. При внимательном изучении российская топонимика легко расшифровывается именно при помощи мордовских языков: ВАЛДАЙ – «светлый» в переводе со всех мордовских языков: с эрзянского, шокшинского, мокшанского. ЛАДОГА – АЛДО ГА – нижний поток (путь) в переводе с шокшинского, на эрзянском языке – АЛДО КИ. Так как мы находимся в непосредственной близости к столице нашей Родины – Москве, обратим внимание и на московскую топонимику, неслучайно именно здесь, на московской земле, найдены наши древнемордовские захоронения. ЯКИМАНКА и ОРДЫНКА – доподлинно известно, что эти известные московские улицы в древности были обычными дорогами. И именно на это убедительно указывает эрзянский язык: ЯКИМАНКА – название происходит от эрзянского слова ЯКИ = ХОДИТ, ИДЁТ; ОРДЫНКА – получила своё имя от глагола АРДЫ = ЕДЕТ, СКАЧЕТ, в переводе с эрзянского языка. Раушская набережная – от РАУЖО – «чёрная» набережная в переводе со всех трёх мордовских языков. В древности здесь располагались пойменные луга и, соответственно, почвы были черноземные. Об этом говорит и находящийся здесь Храм Воскресения Христова, который ранее именовался «Церковью Воскресения, что на Грязех», о чём свидетельствует грамота московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева, составленная в 1493 году. Наш язык не только позволяет расшифровать топонимику, более того, мордовские языки доказывают, что территория РАСЬСИИ (России) была заселена единым пранародом, именно об этом говорит древнее название Балтики – Алатырское море, именно это подтверждает река ШОКША, протекающая в Карелии, именно на это указывают древнемордовские названия ВАЛААМ, ВАЛДАЙ, КАРГОПОЛЬ, КОСТОМУКША и многие, многие другие. Эрзянский язык не просто проясняет смысл географических названий, но и даёт характеристику местности, её особенностей, проливает свет на происхождение географических объектов. Именно об этом мною написано стихотворение Валаам: Ва-ла-ам – вал аламо… Валы ламо – Ва-ла-ам… …Плывём по Ладоге навстречу Вулкану-острову, где свечи Cквозь хвойные мерцая лапы, Сойти нас призывают с трапа . Гранитных глыб кровавы сгустки, Проход меж скал высоких узкий, Потока нижнего начало – Встречает Алдо Га причалом. Вал аламо – Ва-ла-ам… Валы ламо – Ва-ла-ам… Здесь вулканическая лава Из недр земли пути искала, Дабы излиться всей лавиной, Рождая остров молчаливый. Прорыв свой облачив в оковы, Застыл он лавою суровой, Возносит каменные глыбы, Темны скалистых стен изгибы. Ва-ла-ам – вал аламо… Валы ламо – Ва-ла-ам… Скал бытиё немногословно. В туманной дымке тает словно Суровый остров, богомольный, Ввысь устремляясь колокольней. С невозмутимой глади Нево Взмывает остров чайкой в небо. И лик Назария святого Хранит родное имя-слово: Вал аламо – Ва-ла-ам… Валы ламо – Ва-ла-ам… Пра-слово Бого-Человека Запечатлелось здесь навеки. И, удаляясь от причала, Уносим тайну Вал-а-ам-а… Ва-ла-ам – вал аламо… Валы ламо – Ва-ла-ам… Вал аламо – Ва-ла-ам… Валы ламо – Ва-ла-ам… Немного поясню то, о чём говорится в стихотворении: Валаам (от эрзянского Валамо = пролить, излить, извергнуть) — остров вулканического происхождения в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. Валт аламо – слов немного, немногословие, эрзянский язык; Валы ламо – льёт много-бурно, эрзянский язык; Вал-а-ам – слово мужа, шокшинский язык. Святой Назарий – игумен Валаамский. Примечательно, что Игумен Назарий родился в декабре 1735 года, в селе Аносове Темниковского уезда Тамбовской губернии В святом крещении он был назван Николаем. Деревню, в которой родился Николай, населяли великороссы - мордва; находилась она в пятнадцати верстах от Кадома – Кадом=Кадомс=«оставить» в переводе с эрзянского. Таким образом, игумен Валаамский Назарий был мордвин по национальности, впрочем, как и патриарх Никон, и его мятежный противник – протопоп Аввакум. Уверена, что мордовские языки и эпические сказания нашего народа позволят пролить свет и на реальную российскую историю, о которой в последнее время так много спорят историки, математики и физики. Очень хотелось бы, чтобы в нашей молодёжи пробудился интерес к изучению языка наших предков, чтобы охватило восхищение перед богатым культурным наследием, чтобы вернулось национальное самоуважение и чувство гордости за свой народ. Именно в этом я вижу нашу важную задачу, именно к этому надо стремиться. Появится у нашей молодёжи интерес к изучению языка своих предков, стремление говорить на нём – значит, будет жить эрзянский язык, будут живы эрзянские традиции. Несколько слов хочется сказать и о нашем эпосе Масторава, малоизвестном в России. Два года тому назад мною была предпринята попытка сделать поэтическое переложение эпоса на русский язык. За это время была переведена первая философская часть эпоса «Рождение Земли». Мне представляется совершенно закономерным, что сегодня мы собрались именно здесь - в городе Королёве, так как именно в этом городе я решилась обнародовать свой поэтический перевод эпоса «Масторава» на Городском конкурсе на соискание литературной премии имени С.Н. Дурылина. В заключение своего выступления я прочту небольшой отрывок из эпоса Масторава: Звуки песни вас зовут, эрзяне! Собирайтесь, милые сельчане! Стар да мал вокруг меня вставайте, Вслед за мною дружно подпевайте! Зачинаю песнь о Мастораве – О рождении её да славе. Как зачата наша жизнь под солнцем, Да каким великим чудотворцем, Как традиции эрзян рождались, Как устои Веры укреплялись. Пропою вам древние сказанья, Старины заветные преданья, Об истоках древнего народа, О судьбе прославленного рода, Пусть эрзяне помнят мои песни, Чтоб устои жизни не исчезли. Ротанова Татьяна Петровна (Вирява), Региональная общественная организация «Эрзянское культурно-просветительное общество «Эрзянь вайгель» («Голос эрзи»), г. Москва – Московская область. http://www.erzan.ru/news/roo-%C2%ABerzjan-vajgel%C2%BB-uchastvovala-na-zasedanie-%C2%ABkruglogo-stola%C2%BB-v-moskovskoj-oblasti



полная версия страницы