Форум » ПАЗНЭНЬ КЕМЕМАСЬ » ЭРЗЯНЬ КЕМЕМАСЬ/ЭРЗЯНСКАЯ ВЕРА » Ответить

ЭРЗЯНЬ КЕМЕМАСЬ/ЭРЗЯНСКАЯ ВЕРА

admin: ЭРЗЯНЬ КЕМЕМАСЬ/ЭРЗЯНСКАЯ ВЕРА

Ответов - 60, стр: 1 2 All

ЛОМАНЬ-2: Боляень Сыресь сёрмады: "банить" это совершенно в совковом стиле... Написано совершенно в пиндосовском стиле. Значит появился на форуме свой..... любитель пиндосии т.е. всего "забугорного": там и вода слаще и небо синей и бараны... жирней. Нуу, каждому своё

ЛОМАНЬ-2: Боляень Сыресь сёрмады: почитал твои последние выступления и высказывания.... Вот ты и в "мордве"... "Древнемордовский народ"? Танюш пишет:"Очень хотелось бы, чтобы в нашей молодёжи пробудился интерес к изучению языка наших предков, чтобы охватило восхищение перед богатым культурным наследием, чтобы вернулось национальное самоуважение и чувство гордости за свой народ. Именно в этом я вижу нашу важную задачу, именно к этому надо стремиться. Появится у нашей молодёжи интерес к изучению языка своих предков, стремление говорить на нём – значит, будет жить эрзянский язык, будут живы эрзянские традиции." Сыресь, ты о чём ? Тебе эта цитата не поправилась?!? Дааа, одни вопросы появляются после твоего поста.

КВЕДОР: ЛОМАНЬ-2 сёрмады: Сыресь, ты о чём ? Тебе эта цитата не поправилась?!? Дааа, одни вопросы появляются после твоего поста. Эти вопросы давно уже появились!!!


Танюш: «КОМСЬ ИЕ ЮТАЗЬ ЭРЗЯНЬ МЕЛЬСЭ» Музей эрзянской культуры сложился в 1991-1992 годах согласно программе министерства культуры РФ «Возрождение культуры, языка и традиций малых народов Поволжья». Жизнедеятельность музея опиралась и опирается на культуру и ценности эрзянского этноса. Его основатель, а затем директор музея, Николай Иванович Аношкин, был делегатом съездов, проводимых в Мордовии. К сожалению, некоторыми безграмотными чиновниками, не сведущими в национальных особенностях мордовских народов, допускается грубое смешивание в единую монокультуру фольклора, национальной одежды, истории, что не может не вызвать вполне справедливого возмущения. Нелепые попытки некоторых горе-филологов создать и внедрить в жизнь единый мордовский язык обречены на провал. Заведомо известно, что любой искусственный язык, а единый мордовский именно таковым и является, приводит к гибели живых национальных языков. И каждый, мало-мальски образованный человек, это понимает... Н.И.Аношкин, директор Музея Эрзянской Культуры Ловнадо весе тестэ: http://www.erzan.ru/news/%C2%ABkoms-ie-yutaz-erzyan-melse%C2%BB

эрзя аволль мордва: Тон, паряк ловномо а маштат, "расьсиянин"? Ульнесь сёрмадозь мезе мельс эзь туе. "В России наш народ знают под именем «мордва».",Мордовский эпос «Масторава», я – эрзя, - представительница одного из мордовских народов. По моему глубокому убеждению, мордовский народ – это один из основополагающих этносов, формирующих русскую нацию. найдены наши древнемордовские захоронения. -----Вана тесэ весе тынк мельтне, арсематне... Вейсэнди тынк Татьяна Петровна марто ве тешкс -тынь аволь эрзят. Тынь алокуксонь мордват. Эрзятне авольь "представительть мордовского народа". истятне ансяк тынь. Эрзятнень ютксо истят арасть!

Танюш: Крепость на "Козьем холме" ...Но удивительно, в известной литературе по топонимам и гидронимам Самарской области, умалчиваются варианты перевода слова «Самара» с помощью эрзянского и мокшанского языков, что странно, так как именно на эти языки следует обратить внимание в первую очередь. В отличии от легендарных болгар, хазар, ногаев, половцев, печенегов, эрзяне и мокшане как жили так и живут на территории современной Самарской области. И вполне естественно, использовать в качестве дешифратора топонима «Samar”, эрзянский язык. Косвенно, в защиту этой версии говорит сохранившийся до сего времени топоним: примыкающий к Барбошиной поляне Мазин угол. Мазин угол от эрзянского слова «мазы» (красивый). Причем обозначение местности мотивированно одназначно, так как именно на Барбашиной поляне в конце XIX века возник одноименный курорт. А топоним «Барбашина поляна» к легендарному атаману Богдану Барбоше не имеет ровным счетом никакого отношения, так как в переводе с эрзянского «барбо» означает «крыжовник». Барбошина поляна — это поляна, на которой ранее произростал крыжовник. Серебренников Б.А. обратил внимание на характерное окончание «мар» в слове «Самара». «Слово «мар» от мордовского «курган», «холмик». Можно предположить, что слово «мар» в значении населенного пункта было свойственног многим языкам того времени (древнемордовскому, мери, муромы, чувашскому)»(4). Первая же часть слова «Самар»- «са», предположительно, изменённая в устной передаче эрзянское слово «сея» - «коза». То есть, загадочное поселение Самар, был построено на возвышенности, вероятно, носившем название Сея мар - Козы холм. Понятно, что холм принадлежать некой козе решительно не может. Так что "коза", вполне может быть, служила тотемным символом эрзянского рода. (По отцовской линии, Род Ракшиных, то есть род Лошади, по материнской- Род Букаевый, Род Быка) Заметим, что эрзянские слова сея (коза) и сия (серебро) звучат практически одинаково, и, возможно, «коза» в названии поселения появилась позже, из-за созвучия со словом «серебро». И ещё одно возможное значение слова Самар — Сия мар, то есть поселение на «холме с серебром». В захоронениях на Барбашином некрополе археологи обнаружили серебрянные украшения: серьги, сюльгамо, браслеты. Для средневековья серебро - металл, который ценился гораздо выше чем золото. Впервые в России серебро стали добывать на Нерченском руднике в XVIII веке, до того момента, благородный металл привозили извне. Примечательно, что в 1678 году самарский воевода А.Шель послал в Москву отчет об обнаружении близ Самары залежей серебряной руды. Было бы интересно провести анализ серебрянных украшений найденых в барбашинском могильнике, очень может быть, что изготавливались они из местной серебросодержащей руды. Косвенно подтверждают версию местного изготовления серебрянных изделий следующий факт. На большинстве украшений изображался один и тот же тотемный знак, который Борис Александрович Латынин назвал «процветший крест», символ Мирового дерева. Если украшения изготавливались именно для жителей поселения, то «процветший крест» есть родовой знак - «тешкс», отличительный знак некоего эрзянского Рода. Серебро или коза? Пора вспомнить о загадочном словосочетании fl. Chaisu bianco Известно, что Фра-Муаро записывал информацию со слов путешественников и, разумеется мог некоторые слова записать так как услышал и понял. Существует информация о том, что Фра-Мауро встречался с представителями русского посольства, учавствовашего во Флорентийском Соборе 1439-1442 гг. от которых черпал информацию географического характера. Поэтому, вполне логично предположить - «Chaisu” никак не «овечья вода», а изменённое русское слово «козы». Ряд слов «fl. bianco» означает следующее: fl. - сокращение от латинского слова flumen (река), а bianco – итальянское слово «белый». Следовательно, кто-то поведал итальянскому космогрофу о тотемном символе «белая коза», а учёный записал фразу как «fl. Chaisu bianco» - река белой козы. Получается, что в XV веке волжское поселение Самар, связывали с белой козой, в последствии, благополучно обосновавшейся на гербе города? Имеет ли гидроним Самара эрзянскую лингвистическую основу? Вопрос не простой и, к настоящему моменту, однозначного ответа на него у меня нет. Как любое другое географическое название, слово «Самара» самым тесным образом связано с фольклором, то есть существуют народные предания о его происхождении. Согласно легенде, «по которой в древности русские купцы, якобы заплывавшие в левый приток Ра, заметили, что он, подойдя к большой реке, не сразу впадает в неё, а много вёрст течёт рядом, как «самар Ра». Отсюда якобы и пошло наименование реки Самары (Сама+Ра)»(5). Неоднократно приходилось слышать язвительные замечания по поводу этой легенды, объясняющей происхождение названия реки. Ну, не может быть сия легенда правдоподобной, сообщают историки, так как нарушен принцип историзма: «сама» слово русское, а «Ра» древнегреческое обозначение Волги. Но, эрзяне и мокшане, как называли главную водную артерию Руси - Рав, Рава, Рау, Ра, так продолжают называть поныне. То, что не очевидно современным исследователям, было ясно этнографам XIX века. "Река Волга. Можно почесть памятником мордвы, потому что на мордовском языке она называется Рава , каковое название произошло от древнего ее названия Ра, из чего видно, что мордва при Волге обитала еще в глубокой древности. Этому памятнику могут служить подтверждением еще следующия, около Волги встречающиеся реки и урочища"(6). Причём слово Ра просто «бурный поток», а глагол «само» переводится, как «приходить». Получаем вполне осмысленное предложение Само Ра - приходящая в Волгу. Кто оспорит очевидное? Олег Ракшин Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/krepost-na-kozem-holme-eshhe-raz-o-samare-oleg-rakshin

ЛОМАНЬ-2: эрзя аволль мордва сёрмады: Тон, паряк ловномо а маштат, "расьсиянин"? эрзя аволль мордва !! Запятую - то где ставить? )))

Танюш: Российский Моисей. Вечность есть протяжение... Памяти Сергея Кузьмича Туршатова Прошу прощения у моих эрзянских соплеменников, что пишу эту статью на русском языке. Убежден в необходимости донести свои мысли и до русскоязычного читателя, т.к. затрону вопросы, по моему мнению, важные для понимания христианской религии и нашего прошлого. Начну издалека. Я 1962 года рождения. Мои октябрёнско-пионерские годы прошли в эрзянском селе Од Веле (Новоселки) Лукояновского района Горьковской области, где в настоящее время усилиями директора Музея Эрзянской культуры Аношкина Н.И. формируется эрзянский этнопарк. Благодарен судьбе, давшей мне двуязычную родину с официальным русским и родным эрзянским языками. Школьные впечатления от уроков и официальных мероприятий, проводимых исключительно на русском, в повседневной среде менялись на впечатления от не менее интересных рассуждений и обменов мнениями у взрослых, разговаривающих исключительно на эрзянском. Надо сказать, что деревенские люди в то время не были серой массой, наоборот мыслили остро и высказывались прямо. К примеру, я был поражен словами отца, что чуть ли не половина наших выживших и чествуемых властью фронтовиков - бывшие дезертиры и уклонисты. Говорил он это открыто, как говорится, «на людях», и ему никто не возражал. Люди понимали, что он имеет моральное право говорить об этом, т.к. в годы войны два его брата погибли на фронте, а третий уже после войны скончался в деревне от туберкулеза. Критиковал он и советские порядки, особенно состояние дел в сельском хозяйстве, школьный учитель истории Арбузов А.И. в глаза и за глаза говорил про него: «Филипп противник советской власти». Репин Михаил, г. Нижний Новгород Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/rossijskij-moisej-vechnost-est-protjazhenie

AlexandrS: шумбра чи ялгат! евтады кияк - "Васень тейтересь ульнесь Кастарго, Омбоцесь ульнесь ежов Везорго, Колмоцесь ульнесь мазый Ведява. " Везоргось - мезинь кирдеця паз??? косояк ланганзо апак сёрмадо Прошу прощения сразу за ошибки Кода марян - истя сёрмадан , лиякс амаштан...

ТУЗУР: AlexandrS сёрмады: Везоргось - мезинь кирдеця паз??? косояк ланганзо апак сёрмадо Прошу прощения сразу за ошибки Кода марян - истя сёрмадан , лиякс амаштан... Везоргось - мезинь кирдеця паз??? - Будем надеяться, что кто-то знает и напишет. Спасибо тебе ,что общаешься на нашем родном языке - будем все совершенствоваться!) - для этого и создан сайт: помнить самим и передать последующим наши "корни".

Танюш: AlexandrS сёрмады: Везоргось - мезинь кирдеця паз??? косояк ланганзо апак сёрмадо Первая из дочерей – Кастарго, Мудрости Богиня, метит ярко Знаний светочем земные кущи, Освещая к цели путь ведущий. Средняя из дочерей – Везорго, Перед дивной красотой восторга Не сдержать, её боготворите И Богиней Красоты зовите. Младшая из дочерей – Ведява, Не ступает, а плывет, как пава, Покровительница вод, течений, Рек, морей, озёр – без исключений. При переводе я воспользовалась информацией из Русско – эрзянского разговорника, автор Ильин М. М., http://www.erzan.ru/node/1177/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%40Mail.ru тема: Эрзянская этническая религия – Эрзянь раськень кемема: Везорго – Богиня красоты. Кастарго – Богиня мудрости.

AlexandrS: нетень весив мон ловнень... мон бажан лия-- кодамот тевинза Везоргонть ?? то что богиня красоты- это я понял, а вот как я понял у эрьзян нет богов чтоб ими любоваться.. эрьва пазонтей эряви озномс, а кодат озномат ерявить Везоргонтень кодамо паро сон тее ломантненинь ???

КВЕДОР: AlexandrS сёрмады: эрьва пазонтей эряви озномс, а кодат озномат ерявить Везоргонтень Эрзянь Пазтне пек чарькодицят, потмо меленть неицят. Сынст мартост кортамсто а эряви кенгелемс. Ознома ансяк эрзянь кельсэ. Озномась истямо - ёвтник тонсить валсо эсить зыянтнень, вешть лезэ. Кармандерят манчеме - паро иля уче.

Танюш: AlexandrS сёрмады: кодамо паро сон тее ломантненинь ??? Коли вешендерят, мазычись максы: и лицясь, и оймесь мазалгавты.

ТУЗУР: Российский Моисей. Вечность есть протяжение... ....Какая-то мистика. Сегодня, заканчивая писать, в Прохановском «Завтра» прочитал статью Константина Душенова «В милосердии неумолим. Исповедь православного сталиниста», привожу выдержку: «Потому что дело тут вовсе не в исторической "дремучести" и не в "рабском характере" русской души. Дело в том, что колоссальная фигура Сталина, со всей его жестокостью, со всем его коварством, марксизмом и безбожием — единственная, после революции 1917 года, соответствует по своему масштабу грандиозному характеру Русской истории, Русской жизни, Русской судьбы. И пока Господь не дарует России нового державного Вождя, который затмит своим величием и славой, своей христианской добродетелью сурового аскета и язычника Сталина, сияющий Генералиссимус будет возвышаться над нашим историческим горизонтом, как египетские пирамиды возвышаются над африканской пустыней… И лилипутская суета либерально-демократических сектантов никак не сможет этому помешать. Ибо Сталин всерьёз близок русскому сердцу. Близок своей безмерностью, своим мессианством, максимализмом, своей безоглядностью, презрением к мiрскому, преходящему, временному. А современные антисталинисты — хоть в лапсердаках, хоть в рясах — инстинктивно претят нашему нравственному чувству своим суетливым гуманизмом, маловерным страхом страданий и смерти, мещанской приверженностью к земным благам, попрание которых они, по большей части, и ставят Сталину в вину, какими бы идеологическими конструкциями это ни прикрывалось». Репин Михаил, г. Нижний Новгород К словам уважаемого Михаила хочется добавить следующее: "Сталин был не только Великий стратег, но и Великий пророк. В 1939 году, за полвека до событий, которые произойдут в нашей стране, он предсказал (революционерка А.М.Коллонтай записала его слова): "... многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплёваны прежде всего за рубежом и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет мстить нам за наши успехи и достижения. Он всё ещё рассматривает Россию как варварскую страну и как сырьевой придаток. И моё имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут много злодеяний. Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР - в дружбе народов. Остриё борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. Здесь , надо признаться, мы ещё не всё сделали. С особой силой поднимет голову национализм. Он на какое-то время придавит интернационализм и патриотизм, но только на некоторое время. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций. в целом развитие в будущем пойдёт более сложными и даже бешеными путями, повороты будут предельно крутыми. Дело идёт к тому,что Восток взбудоражится. Возникнут острые противоречия и с Западом. И всё же, как бы ни развивались события, но пройдёт время, и взоры новых поколений будут обращены к деяниям и победам нашего социалистического Отечества. Новые поколения поднимут знамя своих отцов и дедов. Своё будущее они будут строить на примерах нашего прошлого" В.В.Карпов "Генералиссимус" , Книга вторая. Изд.Вече, МОСКВА, 2004г. стр.293

Лията: admin сёрмады: [qu ote] Сионизм, рвущийся к мировому господ ..... Вот и личико Гюльчетай приоткрылось.

КВЕДОР: Лията сёрмады: Вот и личико Гюльчетай приоткрылось. Глубже лучше не заглядывать...

ТУЗУР: Лията сёрмады: admin сёрмады: ` Сионизм, рвущийся к мировому господ .. Это не админ пишет, а в свой книге "ГЕНЕРАЛИССИМУС" пишет писатель Владимир Васильевич Карпов - герой Советского Союза,

ЛОМАНЬ-2: Лията сёрмады: Сионизм, рвущийся к мировому господ ..... Вот и личико Гюльчетай приоткрылось. КВЕДОР сёрмады: Глубже лучше не заглядывать... Тут КВЕДОР прав...., но я хотел бы обратить на другое внимание, а именно на это: "Остриё борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. Здесь , надо признаться, мы ещё не всё сделали. С особой силой поднимет голову национализм. Он на какое-то время придавит интернационализм и патриотизм, но только на некоторое время. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций. " "Вожди -пигмеи" - как это в точку, как это актуально. Появились люди озабоченные своей персоной, своей мелкой личностью внутри НАРОДА! Любой ценой , но заявить о себе, превознести себя, вместо реальной работы... Всё вход идёт: шельмование, передёргивание фактов. Попытка присвоить "память" народа... даже в созданный фонд руку запустили. Может стоит всем НАМ, приостановиться и задуматься: КУДА ИДЁМ? И ЧТО "НЕСЁМ" идущим вослед?

Танюш: Интересный фильм Олега Ракшина "О чём молчат камни": http://rutube.ru/video/59f279ec0d0c258bf1d3cf04baeb3711/ Олег, спасибо за фильм! Фильм в целом понравился. На мой взгляд, было бы полезным показать связь с эрзянской кереметью, ведь у эрзян керемети тоже были и есть, наряду с репештями. Мы об этом писали на своих сайтах. С версиями этимологии слова "кереметь" было бы также полезно ознакомить зрителей. Кереметями эрзяне называют места молений - это с одной стороны. Но есть и иное значение у слова КЕРЕМЕТЬ = КРЕМЕДЬ. Что же касается духа Керемета - он справедлив: не любит, когда его тревожат понапрасну, и наказывает тех, кто с ним не считается, кто кощунствует на керемети.



полная версия страницы