Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ ЁВКСТ-ЁВТНЕМАТ » Легендарный царь эрзян - инязор Тюштя. » Ответить

Легендарный царь эрзян - инязор Тюштя.

admin: Легендарный царь эрзян - инязор Тюштя. Сын Пурьгинепаза(1) и земной эрзянской девушки Литовы(2). В эрзянских героико-эпических песнях выступает в роли земного демиурга, творца раннефеодального эрзянского общества. Обладает волей, силой и способностями, сравнимыми с божественными. Может вызывать гром и молнию, останавливать течение рек. Не тонет в воде. Обладает чудесной способностью в течение месяца трижды менять возраст. При новолунии Тюштя – юноша, в полнолуние он зрелый муж, на исходе месяца – уже мудрый старец. Тюштя живет и действует на земле эрзян – Эрзянь Мастор, в бассейне рек Оки, Суры и Рав (Волги), в период её русской колонизации. Образ легендарного эрзянского инязора сформировался у эрзянского народа на поздней стадии его военной демократии и в первые века феодальной организации эрзянского общества. В эрзянском эпосе образ инязора Тюшти соединяет космогонический миф эрзянского народа о сотворении мира с народными эпическими песнями и сказаниями. Имеет две историко-эпические линии развития. Первая: при достижении старости Тюштя возносится на небо, к родителям, оставив на земле эрзянскому народу для помощи в трудные времена медную трубу – тораму, способную вещать его волю. Вторая: под натиском русских князей Тюштя уходит с частью своего народа на новые земли , преодолев большую водную преграду, вероятно, с западного берега Оки на восток от неё. На стадии разрушения эпоса и кризиса этнического сознания в трактовку образа Тюшти вносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю эрзянским народом государственной и территориальной самостоятельности. Основные сюжеты об инязоре Тюште: - избрание его инязором ; - бой с иноземным противником; - победа над чудеснорожденными соперниками; - вознесение на небо; - уход с народом на новые земли. Примечания: 1.Пурьгине-паз – Бог Грома, сын Творца-Инешки-паза. Бог могущественный и грозный. Обладает карательной силой. Вооружен луком (радуга) и стрелами (молния) а также камнями (пурьгине кев). Скачет по небу на трёх огненных конях, искры высекаются из-под копыт и колёс его колесницы. В левой руке у него – гром, в правой – дождь. 2. Литова – земная эрзянская девушка, ставшая женой Пурьгине-паза (Бога Грома).

Ответов - 7

admin: ТЮШТЯН И ЗМЕИ ТРИ ЛАСТОЧКИ Где Тюштян инязор проживает? Где стоят его дома-хоромы? На реке живет он полноводной, На реке стоят его хоромы… Во дворце сидит Тюштян, в палатах, На скамье, что из рогов оленьих. Уж одет он разодет, инязор! Белые штаны на каназоре, Вышитая в шесть полос рубаха. Поясом он ярким подпоясан – Из пластин серебряных тот пояс. Пред Тюштяном стол стоит дубовый, На столе шипит бочонок пуре. В пуре ковш серебряный опущен. Пьет Тюштян медовое то пуре, Но свой ясный разум не теряет, И не забывает о делах он. В поднебесье Тюштян самый умный, На земле эрзянской всех богаче… Вот летят три ласточки по небу, Весть Тюштяну издали приносят. Говорят они по-человечьи, Крылышками бьют по стеклам окон: - Ох, Тюштян, ты инязор эрзянский! Ох, Тюштян, правитель ты великий! Ни о чем, знать, ты, Тюштян, не знаешь. Хочет змей напасть на твою землю, Хочет погубить народ эрзянский, Хочет извести он род тюштянский… Поднялся Тюштян на крышу дома, Посмотрел не север, юг и запад. Видит он – на западе далеком Стало небо пасмурным и хмурым. Собирается там вражья сила, Змеи там грозят ему войною, Взять хотят в полон Эрзянский Мастор, Все его леса, луга и пашни. Понял он, что дело его плохо. Думает: зачем враг наступает? Почему его он не боится? Взял железный жезл каназор в руку, Медную трубу на грудь повесил И пошел ходить по Мастораве, Обойти решил родную землю. Всю ее из края в край прошел он, Все ее красоты он увидел. Как обратно во дворец вернулся, В медную трубу трубить стал зычно: - Слушайте, что вам скажу, эрзяне, Что мы здесь стоим и ждем чего-то? Окружают нас враги-душманы… Жертву принести Тюштян задумал, Захотел Шкайпазу помолиться. Нарядился он в зипун железный, В сапоги железные обулся, Голову покрыл железной шапкой, Поясом железным повязался, Медную трубу на грудь повесил, Жезл железный в правую взял руку, На гору высокую поднялся, В медную трубу трубить стал зычно. Начал собирать народ инязор, Чтобы жертву принести Шкайпазу, Помолиться, как велит обычай. Для моленья знал в лесу он место – У речушки тихой на поляне, На поляне, средь травы шелковой. Как дошел инязор до поляны, Там увидел белую березу, Стройную красавицу-березу. Словно крыльями, взмахнул руками, К небесам поднял глаза и начал Озкс творить, печальный, Инешкаю, Стал ему с поклонами молиться: - Инешкипаз, Стакапаз! Пурьгинепаз, Кежейпаз! Масторава-матушка! Норовава-матушка! Толоньпаз – сердитый паз! Все село мы обошли, Всех вас, пазы, вспомнили, Семь столов поставили, Семь поклонов отдали, На поляну мы пришли, Чтобы поклониться вам. Соберитесь вместе вы, Одну думу думайте, Одно слово молвите. В вашу честь что принесли, Пусть вам будет по сердцу, Пусть на пользу вам пойдет. Что мы сами скушаем, Доброй силой станет пусть! Что у вас попросим мы, То семижды вам вернем! Ту дорогу, где мы шли, Оградите в семь оград, Застолбите в семь рядов, Чтоб враг лютый не прошел, Чтоб колдун, злой человек На нас порчу не наслал. Инешки, кормилец наш, До земли тебе поклон. Шли когда вокруг села, Нас душманам не отдал, Колдунам не показал. В добром здравии пришли, Мирно помолились мы. Инешки, кормилец наш, Имя твое вспомнили – Сохрани нас, защити, Чтоб в другой раз снова мы Имя твое вспомнили, Поклонились до земли… Кардаз-Сярко, нас услышь! Ты хранишь и держишь скот. Не сердись, не гневайся. Угодить тебе хотим. В твою честь зарезали Белокрылого гуся, В твою честь мы напекли Из пшеницы пирогов. Вот тебе мы принесли Голову гуся – возьми! Вот тебе мы принесли Пироги свои – возьми! Вот тебе налили мы Браги ковшик – выпей-ка! Вот тебе отвесили Три поклона до земли. Все поклоны ты увидь! Все молитвы ты услышь! По-хорошему смотри За скотиной во дворах. От болезней береги, От плохих людей храни, Не пускай к ней колдунов, Чтоб ее не портили. Огради железом ты, Кардаз-Сярко, все дворы. Сразу о железо пусть Поломает зуб колдун. Пусть плодится, множится Скот здоровый у людей. Пусть скотом наполнятся Все сараи и дворы. К доброму по-доброму, Кардаз-Сярко, относись, А недоброго гони. Кто придет к нам воровать, Ума-разума лиши, Как железом огради, Душу его отними… Пурьгинепаз, гневный паз! Пурьгине – зять Инешки! Над землею скачешь ты На трех огненных конях – Сотрясает землю гром, Люди в страхе прячутся; Острой молнией сверкнешь – Всю округу осветишь; Огненной стрелой стрельнешь – Кого любишь, тех убьешь. Вот стоим перед тобой – Стол накрыли праздничный. В твою честь зарезали Мы рябую курочку. Выпустили кровь ее, На огне зажарили, Положили пред тобой, Поклонились до земли, Имя твое вспомнили. Если спишь ты – пробудись, А не спишь – нас выслушай. Дай нам то, что просим мы. Приоткрой глаза – увидь, Уши навостри – услышь. Добрым глазом посмотри, С добрым сердцем выслушай. Дай нам то, что просим мы. Нас от худа береги. Любящих тебя услышь, И за то у них себе Души светлые возьми, К Верепазу приведи. Перед ним пускай у них Будут души светлые. Кто тебе не молится, Молнией тех застрели, Громом в клочья разнеси… От душманов нас спаси, Огради своим огнем, Грозной силой защити!..

Танюш: "Этимология имени Тюштя (Тюштян) рассматривается в книге А.И.Маскаева "Мордовская народная эпическая песня" (1964), в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" (2001), в монографии Е.А.Федосеевой "Книжные формы мордовского героического эпоса" (2007). По Маскаеву, Тюштя означает тёкш атя - верховный старик или тёж атя - тысячник. По Шаронову, Тюштян есть тюсонь максыця - придающий образ, мироустроитель или тештень - звездный, т.е. сошедший с небес. Тюштя происходит от брака Пурьгинепаза и девушки Литавы, что соответствует классическому типу героя - демиурга (греческая мифология и эпос). Генеалогически Тюштян - эрзянский герой, т.к. только в эрзянском фольклоре есть сюжеты о его рождении и о его избрании царем, правителем народа. У мокшан есть 3 сюжета о Тюштяне, но у них нет сюжетов об избрании Тюштяна царем и о его рождении от Пурьгинепаза и Литавы. Это означает, что мокшанский Тюштян производен от эрзянского Тюштяна, т.е. является заимствованным образом. Подробно об этом написано в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" и дано научное обоснование выдвинутой версии. Если есть еще вопросы, я на них готов ответить." А.М.Шаронов

Бузюл Серьга: Мон ЭРЗЯ (Бузюл)это мой род

Танюш: Бузюл Серьга сёрмады: Мон ЭРЗЯ (Бузюл)это мой род В интерактивной переписи не желаете участие принять? http://erzianraske.forum24.ru/?1-2-0-00000008-000-0-0-1285925577

Пиче: Кто обокрал мордовского национального героя? region13 wrote in 13_region March 15th, 22:28 Бережное отношение к истории своего народа – святая обязанность настоящих патриотов. Изучение родного языка, культуры, традиций, почитание легендарных народных героев позволяет новым поколениям развиваться дальше, уверенно смотреть в будущее, осознавая собственную самобытность. У мордовского народа богатая история, страницы которой повествуют о славном прошлом и трагических периодах. Тем не менее, до сих пор ни эрзя, ни мокша так и не увековечили в бронзе ни одного из своих предков. А достойные герои есть. Например, средневековый инязор Пургаз, объединивший эрзянский этнос в могучую силу, оказавшую заметное влияние на исторические процессы в междуречье Волги и Оки. Память о великом сыне мордовского народа Пургазе уже увековечена в произведении Кузьмы Абрамова, имеются упоминания о нем и о Пургасовой волости в Лаврентьевской летописи. Настало время и для воздвижения памятника, тем более это символично в преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами России. Именно поэтому многие граждане с оптимизмом и благодарностью восприняли призыв председателя Фонда спасения эрзянского языка Григория Мусалева и редактора газеты «Эрзянь Мастор» Евгения Четвергова собрать деньги на памятник Пургазу. Деньги на это благородное дело собирали всем народом, всего в Фонд «Пургаз» перечисли свои средства тысячи настоящих патриотов, в том числе коллективы учебных заведений и др. Эти люди поверили в порядочность руководителей эрзянского национального движения, надеялись на их честность. Но оказалось, что немалые деньги потрачены неизвестно на что. Мусалев с Четверговым так и не отчитались перед нами. А памятника как не было, так и нет. Невразумительные отговорки еще больше настораживают. Неужели данные граждане, известные своими патриотическими убеждениями, на поверку являются простыми мошенниками? Хотелось бы обратиться к Мусалеву и Четвергову с требованием честно рассказать, куда потрачены деньги на установку памятника и как они собираются их вернуть. А правоохранительным органам – разобраться и дать свою оценку сложившейся ситуации. http://community.livejournal.com/13_region/9062.html

Танюш: Пиче сёрмады: Память о великом сыне мордовского народа Пургазе уже увековечена в произведении Кузьмы Абрамова, имеются упоминания о нем и о Пургасовой волости в Лаврентьевской летописи. Настало время и для воздвижения памятника, тем более это символично в преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами России. В ходе обсуждения темы "Пургаза" большинство участников данного форума пришло к выводу: 1) что Пургаз - это весьма сомнительная личность, так как о Пургазе практически нет достоверных сведений, Роман Кузьмы Абрамова - это художественное произведение, а Лаврентьевская летопись писалась наспех да еще и переписывалась, молодой летописец и сам признавался, что многое ему при переписывании он не смог разобрать. 2) даже если и предположить, что Пургаз, как историческое лицо, имел место быть, то это герой тюркско-мордовский, не имеющий к эрзянам никакого отношения, все факты говорят именно об этом, кроме того, в эрзянском героическом эпосе Мастораве о Пургазе нет ни единой строчки, ни одного упоминания 3) Памятник следует поставить героическому эрзянскому народу 1000-летие - эта дата высосана из пальца Ссылки по теме: http://www.erzan.ru/news/purgaz-byl-ili-nebyl

admin: Пиче сёрмады: У мордовского народа богатая история, страницы которой повествуют о славном прошлом и трагических периодах. Тем не менее, до сих пор ни эрзя, ни мокша так и не увековечили в бронзе ни одного из своих предков. А достойные герои есть. Например, средневековый инязор Пургаз, объединивший эрзянский этнос в могучую силу, оказавшую заметное влияние на исторические процессы в междуречье Волги и Оки. Из газеты "Эрзянь Мастор". Этноцид Эрзя и Мокша народов Н.И. Меркушкину, Главе Республики Мордовия ****** Очередной раз обращаю Ваше внимание, как руководителя национальной Республики, на продолжающийся этноцид Мокша и Эрзя народов со стороны творческих лиц и организаций Республики Мордовия, а конкретно на работу творческих работников Мордовской государственной филармонии... [BR]http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3507&nom11=349 Особые "Умники" для дураков МОРДВУ делят на две части к 1000 летнему лживому празднику.



полная версия страницы