Форум » ЭРЗЯНЬ - РАСЬКЕНЬ КЕЗЭРЕНЬ МОРОТ » Авдотья Рязаночка » Ответить

Авдотья Рязаночка

admin: Авдотья Рязаночка Славные старые король Бахмет турецкие Воевал он на землю российскую, Добывал он старые Казань-город подлесные, Он-де стоял под городом Со своей силой-армией, Много поры этой было времени, Да й розорил Казань-город подлесные, Разорил Казань-де город напусто. Он в Казани князей-бояр всех вырубил, Да й княгинь-боярыней – Тех живых в полон побрал. Полонил он народу многи тысячи, Он повёл-де в свою землю турецкую, Становил на дороги три заставы великие: Первую заставу великую - Напустил реки, озёра глубокие; Другую заставу великую - Чистые поля широкие, Становил воров-разбойников; А третьюю заставу – темны лесы, Напустил зверьёв лютыих, Только в Казани во городи Оставалась одна молодая жонка Авдотья Рязаночка. Она пошла в землю турецкую Да ко славному королю ко Бахмету турецкому, Да она пошла полону просить. Шла-де она не путем, не дорогою, Да глубоки-ты реки, озёра широкие Те она пловом плыла, А мелкие-ты реки, озёра широкие Да те ли она бродком брела. Да прошла ли она заставу великую, А чистые поля те широкие, Воров-разбойников тех ополдён прошла, Как о полдён воры лютые Те опочив держа. Да прошла-де вторую заставу великую, Да темны-ты леса дремучие, Лютых зверей тех ополночь прошла, Да во полночь звери лютые Те опочив держа. Приходила во землю турецкую Ко славному королю Бахмету турецкому, Да в его ли палаты королевские. Она крест-от кладет по писаному, А поклоны-ты веде по-ученому, Да она бьё королю-де челом, низко кланялась. – Да ты, осударь король-де Бахмет турецкий! Разорил ты нашу стару Казань-город подлесную, Да ты князей наших, бояр всех повырубил, Ты княгинь наших, боярыней тех живых в полон побрал, Ты брал полону народу многи тысячи, Ты завёл в свою землю турецкую, Я молодая жонка Авдотья Рязаночка, Я осталасе в Казани единешенька. Я пришла, сударь, к тебе сама да изволила, Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного. Хошь бы свово-то роду-племени? – Говорит король Бахмет турецкие: – Молодая ты жонка Авдотья Рязаночка! Как я розорил вашу стару Казань подлесную, Да я князей-бояр я всех повырубил, Я княгинь-боярыней да тех живых в полон побрал, Да я брал полону народу многи тысячи, Я завёл в свою землю турецкую, Становил на дорогу три заставы великие: Первую заставу великую – Реки, озёра глубокие; Вторую заставу великую – Чистые поля широкие, Становил лютых воров-разбойников, Да третью заставу великую – Темны леса-ты дремучие, Напустил я лютых зверей. Да скажи ты мне, жонка Авдотья Рязаночка, Как ты эти заставы прошла й проехала? – Ответ держит жонка Авдотья Рязаночка: – А й ты, славный король Бахмет турецкие! Я эты заставы великие Прошла не путём, не дорогою. Как я реки, озёра глубокие Те я пловом плыла, А чистые поля те широкие, Воров-то разбойников, Тех-то я ополдён прошла, Ополден воры-разбойники, Они опочив держа. Темные леса те лютых зверей, Тех-де я в полночь прошла, Ополночь звери лютые, Те опочив держа.- Да те речи королю полюбилисе, Говорит славный король Бахмет турецкие: – Ай же ты, молодая жонка Авдотья Рязаночка! Да умела с королем ричь говорить, Да умей попросить у короля полону-де головушки, Да которой головушки боле век не нажить будё.– Да говорит молодая жёнка Авдотья Рязаночка: – А й ты, славный король Бахмет турецкие! Я замуж выйду да мужа наживу, Да у мня буде свёкор, стану звать батюшко, Да ли буде свекровка, стану звать матушкой. А я ведь буду у их снохою слыть, Да поживу с мужом да я сынка рожу, Да воспою-вскормлю, у мня и сын буде, Да стане меня звати матушкой. Да я сынка женю да й сноху возьму, Да буду ли я и свекровкой слыть. Да еще же я поживу с мужом, Да й себе дочь рожу. Да воспою-вскормлю, у мня и дочь буде, Да стане меня звати матушкой. Да дочку я замуж отдам, Да й у меня и зять буде, И буду я тёщой слыть. А не нажить-то мне той буде головушки, Да милого-то братца любимого. И не видать-то мне братца буде век и по веку.- Да те ли речи королю прилюбилисе, Говорил-де он жонке таково слово: – Ай же ты, молодая жонка Авдотья Рязаночка! Ты умела просить у короля полону ли головушки, Да которой-то не нажить и век буде. Когда я розорял вашу стару Казань-город подлесные, Я князей-бояр-де всех повырубил, А княгинь-боярыней я тех живых в полон побрал, Брал полону народу многи тысячи, Да убили у мня милого братца любимого, И славного пашу турецкого, Да й не нажить мне братца буде век и по веку. Да ты, молодая жонка Авдотья Рязаночка, Ты бери-тко народ свой полонёные, Да уведи их в Казань до единого. Да за твои-ты слова за учливые, Да ты бери себе золотой казны Да в моей-то земли во турецкие, Да ли только бери тебе, сколько надобно.- Туто жёнка Авдотья Рязаночка Брала себе народ полонёные, Да й взяла она золотой казны Да из той земли из турецкие, Да колько ей-то было надобно. Да привела-де народ полонёные, Да во ту ли Казань во опустелую, Да она построила Казань-город наново, Да с той поры Казань стала славная, Да с той поры стала Казань-де богатая, Да тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось, Да й тем дело кончилось. С нашествием Батыя и разорением Рязани в 1237 году связано два выдающихся художественных образа, созданных гением народа,– Евпатия Коловрата и Авдотьи Рязаночки. Но если легенда (а по некоторым предположениям – песня, былина) о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата дошла до нас в составе древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году», то легенда (а быть может, и быль) об Авдотье Рязаночке сохранилась в устной песенной традиции, ее сберегла и пронесла сквозь века народная память. По своим жанровым признакам, равно как и по содержанию, «Авдотья Рязаночка» может быть отнесена как к балладам (она сюжетна), былинам (она «сказывалась» как былина), так и к историческим песням (она исторична по своей сути, хотя конкретные исторические реалии в ней не сохранились). Но главное ее достоинство состоит в том, что именно в этом произведении устного народного творчества создан героический образ русской женщины. И если Ярославну «Слова о полку Игореве» называют рядом с именами женских образов мировой литературы, то Авдотью Рязаночку мы можем назвать рядом с Ярославной. Одну из песен об Авдотье Рязаночке 13 августа 1871 года записал на Кенозере А.Ф. Гильфердинг от шестидесятипятилетнего крестьянина Ивана Михайловича Лядкова. Известна «Авдотья Рязаночка» и в переложении замечательного русского писателя Бориса Шергина. Текст публикуется по изданию: Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. 4-е изд., т. 3, № 260.

Ответов - 4

Танюш: admin пишет: Я молодая жонка Авдотья Рязаночка, Я осталасе в Казани единешенька. admin пишет: С нашествием Батыя и разорением Рязани в 1237 году связано два выдающихся художественных образа, созданных гением народа,– Евпатия Коловрата и Авдотьи Рязаночки. У меня сразу же возникло 2 вопроса: 1) почему Рязаночка, если Авдотья из Казани? явно, что не Рязаночка, а Эрзяночка 2) следовательно, в этой песне речь идет не о разоренной Рязани, а о разоренной Казани (Касан? где-то я уже читала об эрзянском названии города Казани, вспомню -напишу) admin пишет: то легенда (а быть может, и быль) об Авдотье Рязаночке сохранилась в устной песенной традиции, ее сберегла и пронесла сквозь века народная память. Эта песня просто золотая находка для нас -эрзян!!! Только вывод напрашивается совершенно другой, а именно: Казань была эрзянская, поэтому и Авдотья - Эрзяночка, а Рязань здесь не при чем! Легенда об Авдотьи скорее всего и не сохранена историками в силу именно этого обстоятельства, в противном случае им пришлось бы пересмотреть российскую историю.

admin: Основание Казани В основе сюжета песни – повествование о традиционном для средневековья жертвоприношения при основании города или постройке его укреплений, Аналогичные сюжеты имеют предания о закладке бешен в Н.Новгороде (Коромысловой) и в Б.Мурашкине (Нижегородская обл.), в других городах России. Н.В. Морохин (Нижегородские исторические песни) Где начинали строить Казань? Как начинали строить Казань? Начинали строить посреди трех дорог Возле жирчащего родника. Деревья рубят - они не валятся, Пилой их пилят – они не пилятся. Ой, что надо для города? Ой, чего ждет город Казань? Обещали они девушку ему, Живьем закопать, замуровать в стены его, А у деда Тихона семь сыновей - всего одна дочь, Из семи снох – одна ягодка. Деда Тихона позвали на сход: - Вели, дед вести свою родную дочь! А дед Тихон отвечает им: -Не отдам дочь свою без жребия! Жребий бросили – ему достался. Сам не свой старик пошел до дому, Семерым сношенькам велел баню топить, Федосьюшку в семи банях обмыть. Вывели из дому Федосьюшку. Упала неживой ее матушка, Из села вывели – упал без памяти Родной батюшка, Дошли до Лыскова – упали семеро братьев, До Казани дошли – упали сношеньки. Федосьюшку живем, замуровали в стену. Просит есть она – хлебца не дают, А Казань город до сих пор стоит, До сих пор стоит, до сих пор цветет. Лысково - город в Нижегородской области на берегу Волги по дороге из Н.Новгорода на Казань.

admin: Текст следующей песни был популярен на юге Нижегородской области и известна более, чем в 150 записей на русском и эрзянском языках. Соловей кокушечку уговаривал: -Полетим, кокушечке, в темный лесок. И завьем, кокушечка, два детенышка. Тебе коковёнка, а мне соловёнка. Тебе коковать, а мне распевать. Мальчик девочку уговаривал: -Пойдем, девочка, в Казань –городок. Казань – городок славный, на горе стоит. Близко к нему реченька с водкой протекала. Другой ручеёк- со сладкой водочкой. -Врешь, ты врешь, мальчишка, врешь, Обманываешь. Я сама Казанка, в Казани жила. Казань- город славный, на горе стоит: Близко к нему речка с кровью протекла. Другой ручеёк с горючей слезой. По лугам, лугам все-то волосы, По крутым горам все-то головы, Молодецкие, все стрелецкие.


admin: Интересные наблюдения в конце XIX века были сделаны эрзянским просветителем М.Е. Евсевьевым в селах Саранского уезда Пензенской губернии Пырма, Сабаево. Этнограф к своему удивлению обнаружил в регионе столь отдаленном от города Казани и записал несколько песен о его строительстве: "Козонь строясызь Казанень ошонть", "Казань ош", "Козонь Казанесь строяты?", "Вай, козонь Казань строяты?" В первой песне поется о том, как в качестве жертвы под крепостную стену Казани была заживо замурована девушка: Под город Казань, Марья, пообещаю тебя, Под Казанскую губернию посулю тебя. Как ты сама, пусть такой же красивый будет город. Как ты сама, пусть такой же пригожий будет город. Во второй песне "Казань ош" рассказывается о том, как Ивака да Вельмака задумали построить город Казань: Они строят, строят - (город) рушится, Кладут, кладут - (Казань) разваливается. На мирской сходке было объявлено главе семейства Василию: Давай, старик-богатей, свою наследницу! Город Казань требует твою дочь, Город Яик требует Феодосию, которая "у родимой матери с отцом единственная дочь, она семерых братьев сестра, семи молодых снох золовка. Подобный же мотив повторяется и в других песнях этого цикла



полная версия страницы